Рецензия на книгу Слово безумца в свою защиту от Anastasia375
«Если бы я все это знал, я бы начал ее лупить еще лет десять назад и был бы самым счастливым из мужей»
Достаточно противоречивый роман шведского мастера Августа Стриндберга, наверное, наделал немало шуму в 1888 году, однако, столь интимная автобиографичная драма с основным социальным подтекстом о природе и правах женщины в маскулинном мире, считывается современным читателям весьма двояко.
Центральный сюжет романа - брак, основанный на любви и, что в то время огромная редкость, на равноправии и даже некоторой свободе со стороны женщины. У супругов раздельные спальни, раздельный бюджет, женщина обладает профессией и вольна появляться в общественных местах без разрешения и сопровождения супруга. Сейчас это кажется более чем обыденностью, но, напоминаю, что действие происходит в Европе во второй половине XIX века, и по своему происхождению Мария финка, то есть подданная Российской Империи, где подобное не будет возможным в принципе вплоть до революции 1917 года. К сожалению, брак не приносит Марии счастья, и она изматывает мужа оскорблениями, открыто растрачивает его деньги на прихоти посторонних людей, открыто плетет против него интриги, демонстрирует полное неуважение и публично унижает его. Прототип самого автора, верный муж Аксель, с упорством терпит любые выходки супруги и, более того, даже готов выставлять напоказ свою мнимую ничтожность дабы угодить милой супруге. В финале романа открываются уж совсем непристойные и шокирующие подробности о жизни падшей и расточительной жизни Марии, в следствии чего автор позволят себе довольно грубые высказывания по поводу женщины в стиле:
«Я заклинаю законодателей как следует обдумать все важные последствия, прежде чем подписать закон о правах этих полуобезьян, для этих низших животных, для этих больных детей (...), инстинктивных преступниц, злобных тварей, не ведающих, что творят!». Однако, даже в этом случае дело не идёт к вполне, казалось бы, очевидному разрыву. Такой финал скорее обращается против эмансипации и суфражизма, хотя не замкнутый ли это круг, ведь женщина и ведёт себя именно так, потому что прав она не имеет, а жить и чувствовать ей так же как и мужчине необходимо.
Так вот, о чем же роман? - О позорном положении женщины, которой не остаётся ничего кроме как развращаться и продавать себя, даже имея при этом статус великосветской дамы и обеспеченной супруги? О всепрощающей любви или о любви разрушительной? О падении слабого совращенного мужчины и воцарении на пьедестале общественного вкуса femme fatale? Должна сказать, что дама в этом романе уж точно не заслуживает сочувствия, а скорее желания поместить ее в кунсткамеру как женщину-самку богомола. Хотя в русской традиции того же века, героини похожей судьбы (Анна Каренина, Сонечка Мармеладова и Катюша Маслова) такого желания не вызывают.
#БК_2020 10. Книга, название которой состоит из 5 слов.