Рецензия на книгу Над пропастью во ржи от v1shn
#Шармбатон_О (Книги, у которых в названии существенную роль играет какое-либо растение.)
#книжный_марафон2020 (Полумарафон.)
История о бунте юношеского максимализма – одна а из множества похожих, не предлагающих абсолютно ничего нового для решения едва ли не самых распространённых проблем подростков, а лишь обращающих на существование этих проблем внимание. История, так сильно всколыхнувшая общественность, местами забавная, местами – довольно скучная. История об обыкновенном подростке Холдене Колфилде, неопределившемся, потерянном, чересчур упрямом, желающем во всём прокладывать свою собственную дорогу без оглядки на чужие наставления, советы, а также на общепринятые нормы.
Он не может найти своё место в мире: всё ему не так и не то, всё его раздражает и от всего тошнит. Всё вокруг кажется ему фальшивым и неприятным, мерзким даже. У него, естественно, проблемы в учёбе, хотя заключаются они вовсе не в том, что он глуп, «необучаем» или ленив, а в том, что он не видит смысла учить дисциплины, которые ему не по душе. Вроде бы здравая мысль на самом деле, но система есть система и, как итог, у Колфилда провал по пяти дисциплинам из девяти и очередной вылет с учёбы в качестве бонуса. Гений не замечен и недооценён – разочарование захлёстывает новой волной, запуская череду бесцельных скитаний героя. Скитаний, в которые заключены бесконечные попытки от чувства скуки и одиночества заговорить хоть с кем-то и столь же бесконечные встречи лицом к лицу с неоправданными ожиданиями.
Как уже можно было понять, в той или иной степени у Холдена есть и проблемы с отношениями – любого рода – с собственным окружением. Едва ли не со всеми людьми от дальних знакомых до близких родственников у мальчика не сказать, чтобы очень ладится. Хотя непосредственно родных он очень любит, с искренней теплотой отзывается об умершем брате, а также, несмотря на частые ссоры, о сестре, которой отведено значительное место в его жизни. В общем, если после этого вы не убедились, что Холден Колфилд – обычный подросток, мне больше нечего вам сказать.
И на само деле всё было бы ничего, ведь я вполне понимаю, а иногда бывает, что даже и вовсе разделяю мысли вполне симпатичного или, по крайней мере, не отталкивающего меня героя. Я имею в виду те самые мысли, которые зовут едва ли не каждого человека бросить однажды всё вокруг, сорваться, порвать со всем, уехать куда-нибудь на отшиб земного шара. Не суть важно, ради чего каждый туда поедет. Ради того ли, что можно было бы назвать полноценным отдыхом от всего вокруг, такого приевшегося и разжражающего, или, быть может, ради того, чтобы, что называется, «начать всё заново». Не важно, действительно. Важно другое – понимать, что это мало что поменяет в жизни кардинальным образом, кроме места и времени.
Главный герой не понимает. Не осознаёт, что это далеко не выход из сложившейся ситуации, и что люди там, на новом месте, будут во многом абсолютно такие же, как и здесь, на старом; да и проблемы, в общем-то, будут схожими, потому как обязанности как части общества и собственные потребности во многом одни и те же. Так что, учитывая это, можно сказать, что в какой-то степени ситуация у Холдена Колфилда почти что патовая.
На неё ещё накладываются и детские травмы, и непонимание со стороны окружающих, и общее состояние, переживаемое в переходном возрасте. И самое дурацкое у том, что решения этому в книге не находится. Находится лишь только исповедь простого американского мальчишки, настроившего себе облачных замков. Замков, которые в скором времени разрушатся.
Так что… воспринимать эту книгу как нечто феноменальное? Увольте.
Почитать в периоды, схожие с тем, в каком находится главный герой, и особенно в подростковом возрасте? Может быть. Однако и это отнюдь не всегда.