Рецензия на книгу Дарующий звезды от Frogg_n

написала рецензию21 июня 2020 23:12
Оценка книге:
8/10

— Тэсс, ты сказала, что звёзды — это миры.
— Да.
— Такие, как наш?
— Точно не знаю, но думаю, что да. Иногда они похожи на яблоки с нашей старой яблони. Большинство из них красивые и крепкие, но некоторые с гнильцой.
— А мы в каком живём – в красивом или в том, что с гнильцой?
— В том, что с гнильцой.
Томас Харди. Тэсс из рода д'Эрбервиллей

Проходи, устраивайся как можно удобнее и позволь начать сей рассказ. Я обязательно подам тебе чашку горячего чая и предложу печенье — тепло от камина, твоя любимая сладость и занимательная история. Идеально. А теперь послушай, как всё было в тот далёкий 1937 год, когда у аппарата власти был небезызвестный Франклин Рузвельт, под руку которого поддерживала Элеонора Рузвельт, а США оправлялись от разрушительных воздействий Великой депрессии, вот именно тогда, в тот самый момент управление общественных работ (УОР) учредило систему передвижных (конных) библиотек, так как пришло время уделить внимание проблемам грамотности и образования граждан. Всё ради осуществления доставки в самые отдалённые поселения и, конечно, для того, чтобы обеспечить материалами для чтения тех, у кого нет возможности посещать библиотеку округа — по причине слабого здоровья, немощи или отсутствия транспортных средств.

Городок Бейливилл, штат Кентукки; это, пожалуй, одно из тех самых Богом забытых местечек, где бедность населения сочетается с природными красотами, а гордость жителей гор переплетается со стеснением брать чужое, ничего не отдавая взамен. Здесь истинные условия дикой природы: ни дать ни взять в небе парят огромные птицы — ястребы, орлы, — в подёрнутой закатом дали мелькают быстроногие олени, а на камнях примостились синие ящерицы. В лесу стоит вязкая, плотная, обволакивающая всё тело тишина. Никакого щебета птиц — ни на восходе, ни на заходе солнечного диска. Среди множества дубов и орешника, встречающегося то тут, то там, всё замерло в неподвижности. И лишь прозрачные воды ручейка озорничают, журча и булькая.

В памяти всплывают обрывки, фрагменты воспоминаний о гигантских бледно-жёлтых камнях, возникающих будто бы из ниоткуда и образующих естественные укрытия; помню выступы скал: массивные глыбы с плоским верхом сменяли каменные арки, образованные за века водными потоками или ветром. Доносится стрёкот кузнечиков в траве, пока лошади лениво помахивают хвостом в безуспешной попытке согнать мух с крупа.

И тут как гром среди ясного неба: «Нужны дамы, разбирающиеся в литературе и организации библиотечного дела, и всё ради продвижения вперёд реализации наиважнейшего гражданского проекта! Давайте же способствовать образованию. Знание и образованность вернутся на передние рубежи сельской жизни! Ну, кто готов?» Тишина на собрании жителей городка; в большинстве своём преобладающее большинство из них — фермеры, иностранцы, приехавшие на заработки в поисках лучшей доли в своей и без того печальной жизни, — трудятся не покладая рук в шахте за гроши, без должного социального обеспечения, где профсоюзы пытаются защитить работников, когда как боссу плевать хотелось на ТБР, главное — извлечь и заработать деньги, а парни-калеки — дело десятое, это как собаке пятая нога, а телеге — пятое колесо.

Церковь и собрания. Собрания и церковь. Минуты тянутся бесконечно долго, в помещении настолько душно, что кто-то начинает отчитывать новоиспечённую жену за снятые туфли и за домашнее платье с жирным пятном; вверх взметается поднятая рука добровольца да так быстро, что до конца остаётся непонятным, чего в данном жесте было больше: отчаяния или рвения.

Марджери О’Хара. Малыш Чарли. Беннет. Элис (Райт). Спирит. Мистер Ван Клив (Джефф). Миссис Брейди (Патриция). Бет Пинкер. Иззи (Изабелла). Фредерик (Фред) Гислер. Свен Густавссон. Кэтлин. Мисс София Кенворт, её брат Уильям. Все они закружились в водовороте страстей, окунулись с головой в происходящее и вынесли по итогу лично для себя что-то своё. Личное. О чём не станешь трепать на улице или в баре, пускай хоть трижды, четырежды будешь пьян.

Если ты устанешь от бесконечных светских разговоров с престарелыми тётушками с чашечкой чая, бесконечной кучи бессмысленного шитья и штопки, а что ещё хуже — от бесконечных смертельно скучных церковных проповедей, загляни на минуту-другую в Конную библиотеку Бейливилла.

Если для тебя замужество — это всего лишь увлекательное приключение, пройдись-ка для начала в Конную библиотеку Бейливилла.

Если ты боишься высказывать своё мнение, забеги на чашечку кофе в Конную библиотеку Бейливилла, желательно вечером.

Если осознала, что сменила одну домашнюю тюрьму на новую, заходи, не стесняясь, в Конную библиотеку Бейливилла.

Если тебя мучают переживания, выматывающие душу, опустошающие одинокие ночи, давит свинцовая тяжесть на сердце, которую доселе ещё не приходилось испытывать, не отпускает чувство невосполнимой утраты, словно произошла чудовищная ошибка, а возврата к прошлому больше нет, расскажи нам об этом в Конной библиотеке Бейливилла, где мы прочтём друг другу однажды после заката «Маленьких женщин».

Если Он тебя ударил, мы станем стеной, мы станем подругами, мы подарим поддержку, мы облечёмся в единое целое. Ведь Конная библиотека Бейливилла это непросто выдача от женских журналов наподобие «Вуманс хоум компаньон» до журнала для мужчин «Фарроу», от Чарльза Диккенса до журнала «Дайм мистери мэгазин», непросто комиксы, Марк Твен, Джон Стейнбек, Уильям Шекспир. Это гораздо, гораздо большее. А если один зажравшийся (то есть уважаемый, прости, Господи!) мистер Ван Клив и ляпнет про воинствующий феминизм и неподобающее поведение, мы пошлём его за бурбоном куда подальше, дабы человек не оставался один на один со своими мыслями.

Дарующий звезды — хороший, добротный роман с приятным лейтмотивом от английской писательницы Джоджо Мойес. И насколько же приятно я была удивлена тем, что мне настолько понравилось читать данную книгу, настолько затянуло, что за день осилила (не оторваться было, каюсь, грешна): всегда с опаской гляжу на её книги, будем откровенны, так как любовные романы — это вот совсем-совсем не моё, а тут на тебе раз! Единственное, что я читала у Мойес, было До встречи с тобой, что ни капли не удивляет. Роман в своё время наделал шума, а уж экранизация с Эмилией Кларк, Сэмом Клафлином и полосатыми колготками — это все карты в руки. Про выросшего Долгопупса не буду упоминать.

Итак, возвращаясь к делам насущным: в данном «звёздном» произведении действительно затрагиваются волнующие общество темы; вот вам и проблема брака и института семьи как такового; незащищённость рабочих и отсутствие полноценных трудовых отношений; вопрос религии и веры (диаметрально противоположные понятия, по моему мнению); рассмотрение понятия свободы (через призму свалившегося материнства особенно любопытно); не утихающий, судя по всему, и поныне расовый вопрос в отношении белых и цветных; домашнее насилие; инвалидность и действия общества в сторону инвалидов; проблематичность гиперопеки родителей касаемо детей; равноправие между мужчинами и женщинами; восприятие книг как таковых с различных точек зрения; вопрос о просвещении и половом воспитании; проблема зависимости от наркотических веществ (алкоголя); размышления о судебной системе, коррупции и взяточничестве — мне кажется, это всё ещё малая толика того, что Джоджо Мойес поднимает в «Дарующем звёзды».

Пожалуй, был один момент, что покоробил меня в некой степени, — я говорю о финальных страницах книги. Концовка а-ля Джейн Остин. Ну зачем оно было? В «До встречи с тобой» был вполне себе открытый финал, додумывай как хочешь (да-да, я знаю о продолжениях, ведь там целая трилогия нарисовалась, но всё же). А тут… эта так-то сделала, тот отправился туда-то, эти вот переженились, бла-бла-бла. Я особо так ничего против не имею, но загонять в рамки всех (!) абсолютно всех (!) персонажей, которые на протяжении истории были свободными, ничем не скованными, — это как, вообще, называется? Ладно, коли душа требует завершённости, можно ж и поизящнее, а не правду-матку топором прорубить и всё про всех рассказать. Это меня прямо-таки ощутимо цепануло, но книга, несмотря на это, оставила прекрасные впечатления.

«Знаешь, что самое страшное в том, когда тебя бьет мужчина? Даже не физическая боль. А то, что в этот самый момент ты понимаешь, каково это – быть женщиной. И здесь не имеет значения, насколько ты умна, насколько сильна в полемике, насколько вообще лучше его. Потому что в этот самый момент ты понимаешь: он всегда сможет заткнуть тебе рот кулаком. Вот такие дела. Но ты наверняка знаешь, что все это работает лишь до тех пор, пока ты не научишься давать сдачи».

#евротур_Великобритания (Звёзды команды.)

Похожие рецензии
@xenochka Прилежный студент 10 января 2020
Ой, как же мне понравилось! Как я рада, что именно на эту книгу лег мой глаз в самом начале года! Я даже не помню, было ...Читать далее
@lerochka 2 апреля 2020
Прочитав книгу Моейс, я подумала насколько я счастлива, что родилась в то время, когда чтение книг стало настолько доступным. Да, возможно, для кого-то подобное не ...Читать далее
@ekaterin_a 21 апреля 2020
#Гриффиндор_К Как хорошо, что я вернулась к новой книге Мойес уже после того, как схлынула шумиха вокруг ее книг. И хотя я не ждала ничего ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт