Рецензия на книгу Записки из Мёртвого дома от Reznor
#БК_2020 (7. Книга, написанная автором, которого уже нет в живых.)
Свои «Записки из Мёртвого дома» Фёдор Михайлович Достоевский написал после того как сам примерил робу и кандалы заключенного, вложил в них личные переживания и опыт. Возможно поэтому, произведение получилось неоднозначным. С одной стороны, это всё тот же язык Достоевского-философа, наполняющий экзистенциальную повесть рассуждениями о звериных началах человека, классовом неравенстве, сложностях адаптации человека в экстремальных условиях, физической и психологической боли, тисках не только внешних, но и внутренних. С другой стороны, повествование здесь нелинейно и это сбивает. Автор ходит от темы к теме, не спеша связывать происходящее, действуя в стиле «ах, вот ещё вспомнил кое-что, напишу здесь, пока не забыл», глубокие размышления перемежаются с освещением арестантского уклада и быта, историями каторжников, острожными происшествиями. Всё это конечно создаёт полное впечатление скорых записок. Широко известной атмосферы «Петербурга Достоевского» здесь само-собой нет, зато есть атмосфера иная – холодная атмосфера непроходимой русской Сибири, непривычная для столичного автора и его читателя.
Арестантскому быту, традициями, привычкам и развлечениям отводится большая часть повествования. Знакомство с жизнью каторжного ссыльного того времени, не сказать, чтобы было очень занимательным. Интерпретировать это как сегодняшние, повседневные реалии куда интересней. Коррупция, панибратство, беспредел властных органов, желание нажиться на чужих несчастьях, пренебрежение к жизни человека (не говоря уже о жизни животных), отмороженность, стукачество, жадность, тупость, полное принятие своей судьбы, нежелание её изменить – всё это перекочевало из страниц произведения Достоевского об Омском остроге в обычную жизнь XXI века и плотно здесь закрепилось. И никаких тюрем не надо, чтобы потерять человеческое лицо.