Рецензия на книгу Пока течет река от neveroff
Что впечатляет в книгах Дианы Сеттерфилд, так это их обязательная атмосферность. И сейчас, прочитав все три, даже не могу сказать какая нравится больше. Оценил все три одинаково. Тринадцатая сказка привлекала загадочной готичностью и таинственной личностью писательницы-врунихи. Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном - балансировкой на тонкой грани между реальностью и мистичностью, без перекосов в любую сторону, ну и, конечно, птичьей напряженностью. А этот роман купил меня тем, что в главных ролях здесь - сама Природа, само Мироздание, сама Жизнь, собственно.
История Реки здесь важнее истории людей. Притом, что историй тут основа всего - люди собираются в кабачке "Лебедь" как раз ради этого: рассказать и послушать истории. Желательно более-менее правдивые, пусть и красочно украшенные домыслами. Но однажды в рассказы вклинивается нечто осязаемое и настоящее: в трактир вваливается обессиленный изуродованный человек с мертвой девочкой на руках. То, что дитё не живое фиксируют и завсегдатаи, и владелица и специально призванная медсестра. А потом... девочка оживает!
Вроде бы и само по себе - резонансная новость. Однако этого мало! Сначала девочка вроде бы ничья, а потом на нее начинают претендовать аж трое человек, видя в ней "свою пропавшую девочку". Короче говоря, таинственность здесь тоже есть, как и сюжет. Это если кому такая фигня как сюжет вдруг сильно важен в подобных книгах. Развивается всё, как и положено жанру неоготики, ооочень неспешно, медленно, тягуче. И это - самое крутое. Можно прочувствовать не только характеры персонажей, не только их мысли, описанные писательницей, но даже неуказанные движения и намерения. И главное - река. Она тоже чувствуется и заполняет страницы, историю, читательское сознание. То мрачная и грязная, то быстрая и наводняющая, то опасно замершая в ожидании - то ли подарить кому-то радость встречи, то ли отобрать чью-то жизнь.
Помимо абсолютно волшебной атмосферы мне понравилось следующее:
1. Как автор мягко противопоставляет суеверия и выдумки научному подходу. При этом не делая упора что вот то правильно, а то нет. Просто показывает: есть люди такого склада, а есть такого. И что правду проще выяснить, основываясь на фактах и логике, но с другой стороны - эта правда может быть скучной и неинтересной. Так что нужна она далеко не всем.
2. Интересные герои.
Например, та самая медсестра Рита, всей своей жизнью идущая против принятых стандартов и периодически кричащая в небо нечто вроде "Теперь ты понимаешь, почему я в тебя не верю?"...
Или мулат Армстронг, который красноречием и образованностью максимально нивелирует разницу в цвете кожи между собой и другими людьми, но бОльшую утеху находит в мудром общении со свинками и лошадьми...
Или семейная чета Воганов, которые не могут вернуться к нормальной жизни, т.к. имеют друг от друга страшный секрет, оба о нем в курсе, но боятся о нем поговорить, т.к. таким способом проявляют свою любовь, стараясь защитить супруга. Т.е. опекая и защищая друг друга - делают все хуже и хуже...
Или медиум, на деле оказывающаяся просто грамотным психологом...
3. Финальные версии на тему Who's That girl? или "Где эта девочка? Где это солнышко? Где это все, что должно было быть у меня?" (с) Группа "Конец фильма"
Они на любой вкус - и для логиков, и для любителей волшебных сказок.
4. Образ Паромщика-молчуна. Крутой миф, явно базирующийся на личности Харона и потусторонней реке Стикс. Только приправленный чисто британским менталитетом.
В общем, мне было очень приятно читать эту книгу. Она атмосферная и приятно-тягучая. Но напомню любителям сюжетов - НЕ занимательная. Не ждите резких детективных поворотов или шокирующих обстоятельств, заставляющих глотать страницу за страницей. Книга явно задумывалась не для этого. Как и потрясающий последний роман Марка Зусака Глиняный мост , "Реку" Дианы Сеттерфилд нужно читать не глазами, а кожей, напитывая ею каждую пору.
Мне Вашу рецензию было в тысячу раз интереснее читать, чем книгу) Кажется Вам лучше удалось донести мысли Сеттерфилд, не смогла она сама такого же впечатления произвести)
@mariabobrova, спасибо за комплимент. Думаю, что ей удалось, но в собственном стиле. И под этот стиль, получается, нужно соответствующее настроение (или точнее - настрой).
С другой стороны, я считаю, что если книга не способна САМА создать у читателя необходимое для ее понимания настроение, то что-то в ней не так.
С третьей стороны, может быть я обнаруживаю у Дианы и то, чего там нет. Иногда у меня так получается.))
@neveroff, согласна, что зачастую настроение очень сильно влияет на итоговое впечатление от книги, как и большие ожидания. Очень мне нравится тринадцатая сказка, да и Беллмен был неплох, но вот вау эффекта, который я так ждала, не получила(
@mariabobrova, мне все три одинаково хороши. Каждая по своему впечатлила. Очень по-раному автор умеет писать. Это удивило больше всего.
@neveroff, вот что по-разному пишет, это я согласна)
Как точно ты сказал, что книгу надо читать кожей!
@anastasia_roja, спасибо. )