Рецензия на книгу Замурованная. 24 года в аду от olli-n
История кратко: деспотичный отец заманил и закрыл в подвале свою восемнадцатилетнюю дочь в подвале и продержал её там двадцать четыре года, в течении которых девушка родила семерых детей от насильственной кровосмесительной связи.
Эта история ужасна без сомнения, но не могу сказать, что она меня удивила, т.к. еще в начале двухтысячных прочла подобную историю об отечественном звере Викторе Мохове, который в течении четырех лет, так же как и героиню данной книги, продержал в выкопанном подвале двух несовершеннолетних девочек подвергая их постоянному насилию. В общем, я знала, что такие ужасны бывают, но меня поразило, что это пролилось двадцать четыре года и никто не заподозрил неладного! Вот это мне не понятно, это меня удивило и возник вопрос - столь долгий срок вышел из-за нечеловеческой предусмотрительности и организованности Йозефа Фрицля или во всему виной равнодушное общество, для которого желание не лезть в чужую частную жизнь затмевает здравый смысл? О том помогла ли книга мне ответить на этот вопрос я напишу позже.
Сейчас же хочу отметить, что произведение в целом слишком похоже на газетную статью, чтобы являться полноценной книгой, материала явно не хватало и автор просто злоупотребляет постоянным повторением фактов, искусственным нагнетанием (я не понимаю, неужели Н.К. считает, что эта история нуждается в подобном?!) обстановки и банальнейшим копированием целых кусков текста с повторение их даже не один раз. Так же создалось ощущение поспешности написания "Замурованной", автор по моему захотел заработать денег на истории "шок". Такое мнение у меня сложилось из-за сравнения книг "Замурованная" и "Зодиак" - если в последним чувствует рука профессионала и видно, что человек сам пытался разобраться в деле и провел поистине немалую работу лично, то работа Найджела Кауторна носит явно лишь повествовательный характер, а моменты, в которых пытаются разобраться в личности Йозефа Фритцля явно по авторству не принадлежит писателю. По крайней мере так показалось мне.
Так же книга (думаю, это заметно невооруженным глазом) перекликается с романом "Коллекционер" Джона Фаулза, а слова Фритцля, я приведу их ниже, очень хорошо передает самоощущение фаулзовского Фредерика Клегга:
"Исполненный жалости к себе, Фрицль уверен, что попался на крючок именно он, а не его дочь. «Я ступил в этот порочный круг, из которого не было выхода, – сказал он. – Я просто все время откладывал принятие решения… Нет, правда, я серь езно раздумывал над тем, отпускать мне ее или нет, но никак не мог решиться, хотя – а может, именно поэтому, – я понимал, что каждый день промедления усугубляет мое преступление. Я боялся угодить за решетку, боялся, что все, кто знал меня, узнают о моем поступке, – и я откладывал решение снова и снова. Пока однажды – когда прошло приличное время – не стало уже слишком поздно для того, чтобы выпускать Элизабет обратно».
Те, кто читал "Коллекционера" думаю согласятся, что Фаулз поразительно точно передал мысли такого рода психопата, хотя роман был написан в далеком 1963 году, за 45 лет до раскрытия чудовищного поступка Фрицля. И кто его знает, может он и вдохновил юного гитлерюгенда?
Еще этот австрийский монстр словами "команде юристов он пожаловался, что не знает, как родные смогут обходиться без него." и не выделяющейся чем-то аморальным жизнью напомнил мне монстра французского, Жан-Клода Романа, который убил свою семью, когда раскрылся его обман, а мнимое благополучие лопнуло как мыльный пузырь. Мне они кажутся психологически похожими, эдакие "главы семьи" тешащие свое необоснованно раздутое это при помощи обмана и насилия. Поэтому я и не поверила в "признаки раскраивания", которые якобы проявлял Фритцль в тюрьме - психопаты не любят никого кроме себя, являясь при этом хорошими актерами. Да и о каком раскаянии может идти речь, если вдуматься в величину срока, на который этот "отец" замуровал свою дочь в подвале, если бы это несомненно благостное чувство его посетило хотя бы раз, у дела был бы совсем другой исход.
Теперь вернемся к поставленным мной вопросам в начале рецензии, а именно - кто виноват? Книга, увы, на них не ответит, но т.к. я этой темой интересуюсь, все же смогла сделать некоторые выводы из предоставленной информации. Во-первых безусловно виноват Йозеф Фритцль и никакое детство проведенное среди фашистов его поступка не оправдывает и не объясняет, ведь такое же детство имели тысячи детей, но замуровал дочь в подземелье он один (по известным на данный момент данным), на мой взгляд просто некоторые люди рождаются с неким психически дефектом и слабым самоконтролем, позволяющим держать такие противоестественные желания под уздой. Так же, как мне кажется, не менее виновно и общество, которое попустительствовало его лжи и предпочитало просто не связываться с человеком, который их пугал, предпочитая закрывать глаза на многое, не видеть монстра.
Как итог: данная книга, на мой взгляд, является предостережением, должна побуждать к участию в жизни других людей. Почти все, кто был знаком с семьей Фритцль говорили "Мы даже подумать не могли!", но я задаюсь вопросом - почему? Многие знали о побоях, но считали, что это не их дело, кто и как воспитывает своих детей, многие видели нечто странное, хотя бы поразительную жестокость, по считали, что это опять такие не их дело. Но монстры, они рядом, от вашего желания не вмешательства может зависеть чья-то жизнь.
Согласна с вашими словами, что общество не менее виновно в данном случае и во многих других.
Мы слишком равнодушны к тому, что происходит с другими...