Рецензия на книгу Парфюмер. История одного убийцы от anya87

написала рецензию3 марта 2021 14:48
Оценка книге:
4/10

Патрик Зюскинд «Парфюмер»
«Парфюмер» – постмодернистский роман, написанный Патриком Зюскиндым в конце 20 века. Полное заглавие выглядит так: «Парфюмер. История одного убийцы». Действительно, перед нами история одного убийцы, но на самом деле этот убийца не просто маньяк или сумасшедший, убийца – гений. Он является парфюмером, не зря автор в начало ставит слово «Парфюмер», а потом через точку заявляет, что это история одного убийцы. Герой гениален, потому что обладает «абсолютным» нюхом, как кто-то обладает абсолютным слухом и может определить, что за звук, так и наш герой чувствует всё, все запахи: от прекрасных до ужасных.
Так как произведение всё-таки история одного убийцы, то логично, что в центре повествования – главный герой, а его имя – Жан-Батист Гренуй. Имя символично, т.к. в переводе с французского, это лягушка. Лягушка – образ-символ в книге Апокалипсис упоминается в негативной ключе, она символизирует невежество под «прикрытием мудрости», т.е. мнимая мудрость, со временем лягушка стала ассоциироваться с некрещеными младенцами (Гренуй не был крещён) и с согрешившими юными девушками. Хотя походу повествования автор неоднократно сравнивает героя с клещом. В центре романа – Гренуй («О нем и пойдет речь. Его звали Жан-Батист Гренуй. И если это имя, в отличие от имен других гениальных чудовищ вроде де Сада, Сен-Жюста, Фуше, Бонапарта и т. д., ныне предано забвению, то отнюдь не потому, что Гренуй уступал знаменитым исчадиям тьмы в высокомерии, презрении к людям, аморальности, — короче, в безбожии, но потому, что его гениальность и его феноменальное тщеславие ограничивалось сферой, не оставляющей следов в истории, — летучим царством запахов»), в романе одна сюжетная линия, напрямую зависящая от главного героя,.
Персонажей условно можно поделить на «воспитателей» Гренуя: Жанна Бюсси (кормилица, отказавшаяся от младенца, назвавшая его дьяволом, она первая, кто понял, что Гренуй не имеет запаха, «не пахнет, как младенец»), Отец Террье (служитель католической церкви, который тоже невольно, но называет Гренуя «сыном дьявола», он буквально избавляется от ребёнка, хотя говорит кормилице следующие слова: «Человеческий запах всегда — запах плоти, следовательно, запах греха. Так как же положено пахнуть младенцу, который еще ни сном ни духом не повинен в плотском грехе? Как ему положено пахнуть? Никак!»), Мадам Гайар (хозяйка приюта взяла Гренуя «на воспитание», но на деле хотела лишь заработать, впоследствии и она захочет попрощаться с мальчиком и продает его кожевнику), Грималь (покупает мальчика для того, чтобы тот денно и нощно работал на него, держал его в черном теле, относился жестоко и грубо), Джузеппе Бальдини («парфюмер», который воспользовался талантом Гренуя, использовал его в корыстных целях, а также тщеславный и бесталанный человек, который хотел уже покончить с делом парфюмера и отправиться «на пенсию», но Гренуй изменил жизнь Грималя, также примечателен фрагмент, когда Жан-Батист умирает, а Грималь всячески подбадривает мальчика, т.к. тот ему выгоден), Мадам Арнульфи и Доминик Дрюо (именно у них Гренуй «научился» мастерству сохранения запаха) и на жертв: 26 девушек, в числе которых оказалась Лаура Риши. Отметим, что герои, у которых пребывал мальчик как-то «случайно» погибали: будь то даже сама мать Гренуя, которую казнили, Мадам Гайар, Грималь, Дрюо были убиты, а с Бальдини произошел несчастный случай.
Сюжет произведения можно сравнить с сюжетом хроники, т.к. в произведении описана история жизнь одного человека от рождения до самой смерти, также мы понимаем, что роман является постмодернистским, по жанру он похож на роман-воспитание, он также дидактичен, роман-воспитание убийцы. Однако едва ли можно увидеть, что героя кто-то воспитывает, скорее, он усилием воли не поддается воспитанию, главная черта героя – воля и «амбициозность», Гренуй, какую цель бы он ни поставил, всегда достигнет цели: «Он был вынослив, как приспособившаяся бактерия, и неприхотлив, как клещ, который сидит на дереве и живёт крошечной каплей крови, раздобытой несколько лет назад». Сначала он захотел выжить, будучи младенцем, и он выжил, спасся от матери, желавшей его убить, далее он захотел работать у Бальдини, он обучился у него всему, чему мог, после он покинул Париж и отправился в Грасс, чтобы учиться дальше, на пути он понимает, что «был комком этого месива, что оно восемнадцать лет кряду давило на него, как душный предгрозовой воздух. До сих пор он всегда думал, что мир вообще таков и от него нужно закрываться, забираться в себя, уползать прочь. Но то был не мир, то были люди. Теперь ему показалось, что с миром — с миром, где не было ни души, — можно было примириться». Тогда, проведя достаточное время вне общества (Бывают люди, ищущие одиночества: кающиеся грешники, неудачники, святые или пророки. <...> Он не каялся и не ждал никакого откровения свыше. Он ушел от людей единственно для собственного удовольствия, лишь для того, чтобы быть близко к самому себе, Он купался в собственном, ни на что не отвлекаемом существовании и находил это великолепным.), он испугался, понимая, что не имеет запаха, и наметил себе новую цель.
Целью стало убийство невинных девушек и сохранения их аромата, также он сотворил для себя «человеческий запах», но его ему было недостаточно. Убийства девушек делали его удовлетворённым, однако до одного момента. Когда Жан-Батист убил Лауру, сделал тот самый аромат, его нашли и арестовали, однако герой не переживал, следует отметить, что он в принципе не испытывал полярных чувств, не стыдился, не гордился, ведь он находился вне всего этого, у него не было морали, он просто не мыслил подобными категориями, т.к. на самом деле был лишён воспитания, любви, тепла и ласки. Но ведь Патрик Зюскинд, отрицая теория Жан-Жака Руссо, изображает героя абсолютным злодеем с начала повествования, также отметим, что писатель продолжает развивать идеи Фридриха Ницще о том, что гениальный человек – человек с отклонениями. Споры о личности Гренуя можно вести долго, потому что, смотря на героя, думая о нем, испытываешь амбивалентные чувства. Я для себя как бы оправдываю героя, а разве он мог иначе? Разумеется, я как носитель традиционной морали испытываю и презрение, и непонимание. На мой взгляд, Патрик Зюскинд гениален, потому что заставляет задуматься читателей о том, о чем они никогда бы не помыслили, не прочитав роман. Герой, на мой взгляд, как будто бы искал любви и в какой-то степени одобрения, разумеется, неосознанно, в противном случае, зачем же ему было выбираться из пещеры? Автор дает нам эту информацию «между строк». Так, герой стремится овладеть прекрасным запахом, и когда у него это получается, то он понимает всю низость своего положения и поистине начинает ненавидеть людей: Рожденный без запаха в зловоннейшем месте мира, вышедший из отбросов, грязи и гнили, выросший без любви, выживший без душевной человеческой теплоты из одного упрямства и в силу отвращения, маленький, горбатый, хромой, уродливый, отринутый, физический и нравственный калека — он достиг того, что понравилось миру! Мало того! Он любим! Почитаем! Обожаем!, Он хотел один раз, всего один-единственный раз, быть воспринятым в своей истинной сути и получить от людей отклик на свое единственное истинное чувство — ненависть.
Повествование идет от третьего лица, нарратор погружен в мир литературного произведения, он как непричастный наррратор, т.к. не участвует в произведении, смотри как бы свысока.
Произведение следует осмыслять как постмодернисткое, ведь Зюскинд иронизирует над традиционными постулатами, например, использую структуру романа-воспитания во главе с антигероем, также можно отметить аллюзию на Тайную Вечерю в развязке романа, когда Гренуй позволяет себя погубить, совершая самоубийство, «из акта любви». Писатель выбрал эпоху 18 века, но тем не менее роман как таковой лишен историчности, но однако имеет достаточное количество текстов, с которыми можно сопоставлять роман.

Похожие рецензии
@ildar 11 октября 2013
Произведение достаточно известно. Сюжет пересказывался многократно. Гениальный нюхач виртуозно создает самые невероятные и неизменно пользующиеся популярностью запахи. Знать готова отдать все, что угодно за каплю ...Читать далее
@inna Инна Заика 16 декабря 2013
Бесподобная книга, не удивительно, что она стала настолько известной. Сюжет повествует о мальчике, который всегда был изгоем, все его считали ребенком Люцифера, ничем не примечательный ...Читать далее
@lidiya Лидия 25 декабря 2013
Бесподобное удивительное творение, известное на весь мир. Автор удивил и шокировал читателей одновременно. Роман отвратительный и шокирующий, но в то же время очень интересный и ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт