Бесполезное ископаемое Венедикт Ерофеев Книгу составили выдержки из записных книжек писателя, которые он вел не один десяток лет. По ним можно проследить формирование его личности, отношение к окружающей действительности, современникам, самому себе. Это «не просто хорошая проза, а вкусная и здоровая пища». Венедикт Ерофеев Бесполезное ископаемое Тексты печатаются с сохранением авторской орфографии и пунктуации во всей их противоречивости и непоследовательности. * * * Самый большой грех по отношению к ближнему – говорить ему то, что он поймет с первого раза. * * * У меня абсолютный слух. Я способен расслышать, как рушатся моральные устои на Пятницкой, 10, как плачут ангелы над погибшей душой друга Тихонова. * * * Это не для меня, это для менее сложных натур. * * * слово «что-нибудь» все честные люди пишут через черточку * * * Я на небо очень редко смотрю. Я не люблю небо. * * * Так думаю я и со мной все прогрессивное человечество. * * * Я сердоболен. * * * По Корану свидетельство одного мужчины приравнивается к свидетельству двух женщин. * * * Де Местр: простолюдин глуп, груб, безнравствен и подл. * * * Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Уголовный роман. * * * футурист Антон Пуп * * * Не трогайте моих чертежей! * * * Жаб я не люблю. Я пауков люблю. И филина. * * * «Осерчала ты, Мать Богородица! Богородица Мать, не серчай!» (Городецкий) * * * Раз начав, уже трудно остановиться. 50 лет установления советской власти в Актюбинске, 25 лет львовско-сандомирской операции etc. etc. Все ширится мутный поток унылых, обалбесивающих юбилеев. * * * Как хороши, как свежи были позы! * * * «Но так скучать, как я теперь скучаю, Бог милосердный людям не велел». (Адамович) * * * Иди ко мне, подлюка, я с тобой поделюсь моей нехитрой девичьей тайной. * * * Опять о Прометее и под какую статью Уголовного кодекса попал бы страдалец. * * * Вл. Бестужев: «Средь бесконечных волн рождаю Мою свободную струю». * * * Вл. Бестужев: «За видимым невидимое вижу, Но видимое пламенней люблю». * * * Пидеразм Вроттердамский * * * Неуважение к русским только по одному мотиву – их легкий отказ от внешней, обрядовой стороны христианства, почти у всех поголовно, и от этого ущерб, всеобщий, самого христианского чувства. * * * «Приличие – величайшее несчастье XIX века» (Стендаль). * * * В Японии свободно продаются в магазинах бамбуковые наборы для харакири. * * * «И что же дается в наших театрах? какие-нибудь мелодрамы и водевили!… Сердит я на мелодрамы и водевили». (Гоголь, «Москва и Петербург») * * * О скульптуре: «Напрасно пытались изобразить ею высокие явления христианства». * * * «Не таковы две сестры ее, живопись и музыка, которых христианство вздвигнуло из ничтожества и превратило в исполинское». * * * «Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?» (Гоголь, «Скульптура, живопись и музыка») * * * Симбирский поэт начала века Ник. Лоскутов и его сборник стихов «Рыданье гибнущих надежд». * * * Гоголь о царе вандалов Гензерихе: им овладела та свирепая задумчивость, которая сушит и мучает душу. * * * Белый и синий – цвета Богородицы. * * * К вопросу о «собственном я» и т.д. Я для самого себя паршивый собеседник, но все-таки путный. Говорю без издевательств и без повышений голоса, тихими и проникновенными штампами, вроде «Ничего, ничего, Ерофеев» или «Зря ты все это затеял, ну да ладно уж» или «Ну ты сам посуди, ну зачем тебе это» или «пройдет, пройдет, ничего». * * * Если человеку по утрам скверно, а вечером он бодр и полон надежд, он дурной человек, это верный признак. А если наоборот – признак человека посредственного. А хороших нет, как известно. * * * Это напоминает ночное сидение на вокзале. Т.е. ты очнулся – тебе уже 33 года, задремал, снова очнулся – тебе 48, опять задремал – и уже не проснулся. * * * Бестолковость, т.е. поэтичность мышления. * * * Блажен, с кем смолоду был серп, Блажен, с кем смолоду был молот. * * * Я владыка естества, не забывай, гаденыш. * * * В общежитии «сапогом в живот надо, пусть корячится». * * * А она мне, субтильная мандавошечка, говорит на это: «А кто детей будет за тебя воспитывать, Пушкин что ли?» * * * Новость: Чапаева откачали. * * * Один, издеваясь, спрашивает: «Чьей женой была Нефертити, если мужем ее был Тутанхамон?» А другой, унылый скептик, отвечает: «Я с твоей Нефертити и срать рядом не сяду». * * * «Люблю сухой, горячий блеск червонца». (Бунин) * * * Сильвио в «Паяцах»: «О, для чего тобой я околдован?» * * * У Городецкого: «Ах вы, ангелы, архангелы, святители мои!» * * * …написать задачник, развивающий, попутно с навыками счета, моральное чувство и чувство исторической перспективы. * * * Например такая задача. Выразить в копейках цены зверобоя, московской особой, столичной, российской и найти в истории европейской такую войну, все основные события которой следовали бы с теми же интервалами. * * * … Преодолевает свое «я», находит свое «я» и снова его теряет, преследует себя, обретает себя, вновь и уже окончательно преодолевает, но потом невпопад снова находит. * * * «По-модному одета В широкое манто — Она забыла это И помнит только то». (Потемкин) Когда отступаешь от идеалов, напоминай обвинителям, что быть совершенно благородным скушно. * * * И рожи у них гладкие, классически-ясные. Если и есть прыщи, то где-нибудь у загривка. * * * солидное поэтизирование адюльтеров у этих антимещан и пидоров. * * * Ты жил в углу, мой Веничка. * * * Постранствуй-ка в пространстве. Брюсов рифмует Сирию с Ассирией. * * * В стихах Ардова: «Дай руку мне, вся жизнь есть бред» или: «Не подходи, ты не поймешь цветов». * * * Коран рекомендует: «возноси хвалы при уходе звезд». * * * Во вступительной статье: все они пришли в канун века или чуть позже, и году к 20-му все перемерли или разбежались. * * * Все подлости относить на счет антиномичности ее души. * * * «Если хочешь – иди согреши». (Д. С. Мережковский) * * * Северянин о городе Череповец: «Давно из памяти ты вышел, Ничтожный город на Шексне». * * * * * * Писать надо по возможности плохо. Писать надо так, чтобы читать было противно. * * * Оказывается, это знаменитый шансонье Шевалье, в своем соломенном канотье. * * * У Гоголя в «Майской ночи» Ганна признается Левко, что любит его без памяти за то, что тот умеет дергать и шевелить усом. * * * Конечно, можно прожить и без этого всего. Какое дело, к примеру, чукчам, есть у них Анакреон или нет? * * * И всегда с наступлением холодов с завистью вспоминаю Прозерпину, которую Плутон забирал к себе в Аид на эти зябкие полгода – и выпускал на волю к первым цветам. * * * Поэтизировать природу – самое недостойное занятие. Она ни в чем нам не сродни, т.е. слепа, нема, глуха и самое главное – не чувствует боли. У нее есть аппетит, пожалуй и все. * * * Розанов сказал: «Тайный пафос еврея – быть элегантным». * * * И Томас Манн в 42 г.: «Из это такая простая правда, что больно говорить о ней». * * * Вадим Лжедмитриевич * * * Суворин о Толстом: «Ну, что хотя бы и Хад-жи-Мурат против Капитанской дочки? Говно». «Говно» было его любимое слово. * * * Знать о Перу не больше, чем есть в веселой истории Периколы и Пекильо у Оффенбаха. * * * О Брюсове в журнале «Сельская молодежь»: символист с гипертрофированным интеллектом. * * * Я длинен настолько, что «подпираю небосклон», как сказал поэт о Казбеке. * * * И вот тогда-то я научился ценить в людях высшие качества: малодушие, незрелость и недостаток характера. * * * молодежный вальс Хабибулина и молодежные песни Агабабова * * * Вопрос: кто из нас троих представляет собой художественную ценность? * * * говорить о меню применительно к духовной пище * * * Идеал последовательности: направляя заказ на книги в магазин «Книги стран народной демократии», писать так: Москва, К-9, ул. Горького, 15. Книги стран коммунистических однопартийных режимов. * * * Надо привыкать шутить по – «Крокодильски», например, так: «Будь у нее формы, я взял бы ее на содержание». * * * Дай мне силы, Боже, пройти завтра мимо него и не плюнуть в лицо ему! * * * Веселись, негритянка! * * * в обществе блестящих женщин села Караваева * * * Это случилось в 1909 г., т.е. уже к тому времени, когда он (Скрябин) совсем раздухарился и стал давать своим опусам блатные названия. * * * Мне не нужна стена, на которую я мог бы опереться. У меня есть своя опора и я силен. Но дайте мне забор, о который я мог бы почесать свою усталую спину. * * * что удобнее потерять: вкус или совесть? * * * если это система, то очень нервная, эта система * * * Рассказ о Маугли автобиографичен. Киплинг сам был вскормлен волками британского империализма. * * * и хочется кому-нибудь что-нибудь внедрить * * * А, знаю! Античность, громы Юпитера, зерно Персефоны, борьба титанов и драйзеров и т.п. * * * В 1956 г. стало известно, что Олег Кошевой был педерастом. Это послужило причиной фадеевского самоубийства. * * * смертоносные сообщения * * * использование и возврат низменных чувств * * * В мировой поэзии скептицизм облекается обычно в форму шестистопных ямбов: например, так: Гамлет не говорил: «ту би ор нот ту би». И Мальбрук никогда в поход не собирался. * * * у Ф. Сологуба: «Расстегни свои застежки и завязки развяжи». * * * О благородстве спорить нечего. У Матфея уже изложены все нормы благородства. * * * Если ты все знаешь, так скажи, какой средний грузооборот у Щецинского порта? * * * С детства приучать ребенка к чистоплотности, с привлечением авторитетов. Например, говорить ему, что святой Антоний – бяка, он никогда не мыл руки, а Понтий Пилат наоборот. * * * Любую подлость оправдывать бальзаковским: «Я – инструмент… на котором играют обстоятельства». * * * В мой венец он вплел 2-3 своих лавра, а я потом ходил и не понимал: откуда это так плохо пахнет? * * * Дежурная фраза Кузьминичны: «Сову видно по походке, а добра молодца – по соплям». * * * пристрастие всех неуравновешенных натур к моральной философии * * * все проделывала с потрясающей пластичностью * * * Хорошему человеку всегда хорошо. * * * «прекраснее самой красоты», как говорят на Филиппинах * * * Надо уметь «подождать до времени», чтобы избавиться от упреков разных сопляков, вроде Гамлета; надо доносить свои башмаки, прежде чем решиться. * * * Одна русская дама у Герцена: «Что мне надо сделать, чтобы полюбить Швэйцарию?» * * * Так же, примерно, модно, как в 50-х гг. было смеяться над Ламартином. * * * И чудак же этот Ахиллес Пелид! У всех нормальных людей только пятка неуязвима, а у этого – все наоборот. * * * Продается ручной скворец по кличке Федя. Разговаривает, свищет по-соловьиному, поет «Цыганский барон» и целуется. Цена 75 руб. * * * В 18-19-летнем возрасте, когда при мне говорили неинтересное, я говорил: «О, какой вздор! Стоит ли говорить!». И мне говорили: «Ну, а если так, что же все-таки не вздор?» И я наедине с собой говорил: «О! Не знаю, но есть!». Вот с этого все начинается. * * * Нужно, чтобы всякий предмет, попавшийся на глаза, мог стать темою. * * * Ягненок! Возляг рядом с волком! Слейтесь в поцелуе, мучитель и жертва! Сними паранджу, угнетенная женщина Востока! * * * философские камни в печени * * * Интересно, как глядели бы на тебя, если б ты сейчас вот вышел в белом жилете с отворотами а 1а Робеспьер. Или, например, орал бы в переулке: «Долой Гизо! Да здравствует Реформа!» * * * Последовательным антисионистом может стать только тот, у кого утвердилась Святыня. * * * «Обжирайтесь, мрачные умы!» * * * Не женщина, а телесное наказание. * * * Царь Мидас, к чему бы ни прикасался, все обращал в золото, а в твоих руках все делается дерьмом. * * * Вот еще красивое женское имя: Антанта. * * * Целых три рубля! «За каждым крупным состоянием кроется злодейство», сказал Бальзак. * * * Ритуальный танец Замбии «Убийство Лумум-бы» символизирует радость жизни и борьбу с темными силами природы. * * * Чтобы жена никогда не сомневалась в твоей верности, – советую я, – дай ей понять, но только самым косвенным путем, что ты простофиля. Т.е. не абсолютно простофиля, а ровно настолько, чтобы не потерять любви и быть (одновременно) свободным от подозрений. * * * Вижу, как цветут каштаны. Прихожу к тому, что красивее калины ничто не цветет. Смотреть, смотреть. Нюхать, нюхать. * * * а оладьи такие нежные, такие аппетитные, – ну, прямо как девушки! * * * Ценные вещи создаются только в «мире, где все продается и покупается». * * * Любимый герой Шолохова (Давыдов, «Поднятая целина») говорит: «Ты бы лучше массовую работу вел, а растреливать – это просто». * * * Лично я убежден в историчности Адама и Евы. * * * О! До чего горька была участь женщины-узбечки до Октябрьской революции! * * * Родственные чувства испытывать удобнее, потому что они имеют очень четкий предел. * * * громадная душа в щуплом и веснушчатом теле. Не женщина, а стихотворение в прозе. * * * Новая история интереснее старой. Можно было бы проследить, как дублируются поступки древних из тех соображений, которые им показались бы смешными. Муций Сцевола – о. Сергий, Курий – Гаршин. * * * ничто не вечно, кроме позора * * * За одно и то же, т.е. за один способ поведения, известную группу металлов называют благородными, а газы – инертными. * * * «только деньгам нужна красота, красоте же и денег не надо» * * * В стиле Ларошфуко: «Глупость недоверчива». * * * Вот клички: в 1955-57 гг. меня называют попросту «Веничка» (Москва), в 1957-58 гг., по мере поседения и повзросления, – «Венедикт»; в 1959 г. – «Бэн», в 1960 г. – «Бэн», «граф», «сам»; в 1961-62 гг. опять «Венедикт», и с 1963 г. – снова поголовное «Веничка». * * * Андре Моруа в книге «Моя родина», в книге, написанной специально для нефранцузов, говорит о Франции со всех сторон и решительно обо всем, кроме музыки. * * * Любите безмолвные игры. * * * Болван Робеспьер, он почему-то и в атеизме усматривал аристократизм. * * * И главное: научить их чтить русскую литературную классику и говорить о ней не иначе, как со склоненной головой. Все, что мы говорим и делаем, а тем более все, что нам предписано «сверху» говорить и делать – все мизерно, смешно и нечисто по сравнению с любой репликой, гримасой или жестом Ее персонажей. * * * А интересно, для чего чучмекам надо было устраивать в Ташкенте землетрясение? * * * У Чехова повсюду и постоянно герои поют романс «Не говори, что молодость сгубила…» Что это такое? * * * кремлевские обс-куранты * * * Всякие сопливые скептики ей говорят: «Бросьте, дамочка, вот уж третий год как он во гробе, и уж смердеть перестал». А она подошла ко гробу (о, как подошла!) и говорит: «Встань и иди вон». И что ж вы думаете? – встал и пошел. * * * Колокольчики, лютики; собираю первые букетики; это развивает чувство тона и пропорции. * * * Мой малыш, с букетом полевых цветов, верхом на козе. Возраст 153 дня. * * * Во сне переживаю ситуацию, радующую совершенным отсутствием светлого исхода. * * * Я успел только пригубить из чаши восторгов, и у меня ее вышибли из рук. * * * А то, что я принимал за путеводные звезды, оказалось – потешные огни. * * * «Все хляби твои и потоки твои прошли надо мною». * * * далась вам эта внутренняя секреция! * * * «с точки зрения вечности» и «с точки зрения Фонарного переулка» * * * Двенадцатый день не пью, и замечаю, что трезвость так же губительна, как физический труд и свежий воздух. Мелкое наблюдение: я никак не могу вспомнить один редко употребляемый и более крепкий синоним к словам «мракобес», «ретроград», «реакционер», «рутинер» – который уже день не могу вспомнить. Бьюсь об заклад, как только сниму с себя зароки и выпью первые сто грамм, припомню немедленно. * * * Когда он бывает чем-нибудь доволен, его любимая присказка: «Умерла моя старушка у окна». * * * Итак, в школах необходимо преподавать: астрологию-алхимию-метафизику-теософию-порнографию-демонологию и основы гомосексуализма. Остальное упразднить. * * * А я и спрашиваю: «Ангелы небесные, вы еще не покинули меня?» И ангелы небесные отвечают: «Нет, но скоро». * * * Научись скорбеть, а блаженствовать – это и дурак умеет. * * * В июне, в Мышлине, я все это (и самые тонкие явства, вроде Рильке и Малера) «кушал без аппетита». Теперь очень понятно, что значит «жрать все подряд» – только бы утолить голод. От этого голода (т.е. ни одной мелодии и ни одной стихотворной строчки за полмесяца) – самая естественная слабость, головокружение, «не речивость» и все такое. Если бы я вдруг откуда-нибудь узнал с достоверностью, что во всю жизнь больше не услышу ничего Шуберта или Малера, это было бы труднее пережить, чем, скажем, смерть матери. Очень серьезно (к вопросу о «пустяках» и «психически сравнимых величинах»). * * * «хорошенькое личико в стиле времен регентства» * * * И еще женское имя: Галиматья. * * * И при всем том я еще не встречал человека, которого эротическое до такой степени поглощало бы всего. * * * Прынц Гамлет, пляшущий матаню. * * * В Нотр-Даме бедняга Квазимодо полчаса «с жуткой равномерностью» и изо всех сил бьется головой об стену. И ничего. Потом он садится у двери «в позе, исполненной изумления». * * * Грустная песня США: «Отец небесный, заря угасает». * * * Невозмутимая истерия, но мне дорого обходится. * * * Стыд – лучшее из числа «благородных чувств». Можно завидовать мертвым во многом, но только не в том, что они срама не имут. * * * И возражения-то самые смешные: раз Флавий умолчал, значит Нагорная проповедь галиматья. Иона не мог попасть в чрево кита – значит и все книги пророков.ничего не стоят. * * * «с недельку потужить» после кончины * * * Популярной в 20-е годы была поварская вегетарианская книга с названием «Я никого не ем». * * * Признаки верного благополучия в семье 20-х гг.: герань, гардины, граммофон. * * * Любит философствовать, приговаривая: «Кто создал наше тело? – Природа. Она живит и разрушает его каждый день. Кто выпестовал наш дух? – Алкоголь выпестовал наш дух, и так же разрушает и живит его, и так же постоянно». * * * наш простой советский сверхчеловек * * * «Берегите слезы ваших детей, чтобы они могли пролить их на вашей могиле» (Пифагор). * * * он был человек простой и неотесанный, поехал в Горки проветривать мозги и т.п. * * * Бонапарт рекомендовал как можно чаще оперировать понятиями, ничего не выражающими и все объясняющими, например «судьба». * * * Прежде у людей был оплот. Гусар на саблю опирался, Лютер – на Бога, испанка молодая – на балкон. А где теперь у людей опора? * * * Есть языки, в которых вообще нет бранных слов и выражений, тем более нецензурных. У малайцев, например, самое сильное оскорбление и ругательство: «Как тебе не стыдно!» * * * А почему я бездельничаю – потому что в калашный ряд только со свиным рылом впускают, а вода только под лежачий камень течет, и т.д. * * * И если уж гнаться, то не меньше, как за двумя зайцами. * * * У жида есть искусство и есть торговля. И примесь искусства в коммерции, и примесь коммерции в искусстве. * * * «старичок крепкий, как умывальник» * * * «Гляжу я на тебя, Тихонов, и думаю: отчего это все великие люди плохо воспитаны?» * * * Для чего нам говорить «самолюбие», «тщеславие» и все т.п., когда у нас есть «гордыня», термин точный и освященный новозаветной традицией. * * * Аттила, принимая византийское посольство, сидел на троне и выковыривал грязь между пальцами ног. * * * Китайцы смеются, сообщая печальные новости – по их понятиям, это выказывает твердость духа и ограждает от выражений сочувствия. Эренбург: Эми Сяо сообщает ему о смерти своей жены – с хохотом. * * * Фет-буфет. A y Маяковского даже: Фет-кафе. * * * и две коровы: одну назвали Догма, другую – Доктрина * * * Конь задохся, как удавленник. Бубенцы осатанели. * * * И еще женское имя: Агентура. * * * Mutantur tempora. В правлениях совхозов висят портреты патера Менделя. Стаханов, преклонный старик, застрелен в затылок при попытке к бегству ракетой «земля-воздух». Проходимец Лысенко объявлен врагом народа, а Надежда Крупская уличена в лесбиянстве. Мичурин, оказалось, на своем участке в Козловском уезде выполнял задания фашистских агентур. Сыновья удавлены. «Чорт» снова пишется через «о», а «весна» через «ять». * * * раздроблена нижняя челюсть правой ноги * * * Великолепное «все равно». Оно у людей моего пошиба почти постоянно (и поэтому смешна озабоченность всяким вздором). А у них это – только в самые высокие минуты, т.е. в минуты * * * крайней скорби, под влиянием крупного потрясения, особой утраты. Это можно было бы развить. * * * Во Вьетнаме учрежден вымпел, который вручается подразделению, сбившему самолет противника после доклада Хо в Пхеньяне. Вымпел называется: «По приказу дяди Хо разгромим американских агрессоров». * * * У В. Тихонова ни сердца, ни ума, ни постоянства, ни идеи – одно только: индивидуальность. * * * А что нам с этих трехсот грамм будет? Мы же гипербореи. * * * Это кто тут у вас, Ерофеев, все стреляет? – спрашивает она. * * * Это Амур, – отвечаю, – стреляет мне в сердце, жестокая девушка. * * * «ни гласа, ни послушания» * * * Геббельс, автор неологизмов: «железный занавес» и «трудовой фронт». отсутствие динамичности в моем характере все потеряно, кроме индивидуальности * * * Не любить собак. Любимая собака Гитлера в подземье имперской канцелярии разделяет его судьбу. Собака-овчарка Блонди. Гитлер в марте 45 г.: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак». * * * Солнце останавливали словом. Иоанн Бого­слов. Первые учебные заведения мира – школы риторики, а не военного дела, не медицины и пр. * * * познакомились и согрешили * * * Байрон говорит, что порядочному человеку нельзя жить более 35 лет, Достоевский говорит: 40. * * * А какие имена (не фамилии, а имена)! Лазарь Каганович, Лаврентий Берия, Иосиф Сталин… * * * рожа красная, как святые раны Господни * * * Мне ненавистен «простой человек», т.е. ненавистен постоянно и глубоко, противен и в занятости и в досуге, в радости и в слезах, в привязанности и в злости, и все его вкусы, и манеры, и вся его «простота», наконец… О, как мои слабые нервы выдерживают такую гигантскую дозу раздражения. Я поседел от того, что в милом старом веке называли попросту «мизантропиею». * * * стучит казбечиной по пачке «Казбека», гладит пистолет и дует в него, точит нож о голенище – «Ну, так как же, будем говорить?» * * * Английские книги по этикету XV-XVI ее. запрещали, во время трапезы, плевать через стол и сморкаться в скатерть. * * * понемногу суживать тот круг вещей, над которыми позволительно смеяться * * * Мелкая сволочь. Люди вдесятеро сильнее их чувствующие зовут к самообузданию и являют образцы. А эти – не могут! * * * Публиций Сир: «Мы начинаем интересоваться людьми, когда видим, что они интересуются нами». * * * Вы такой нежный человек, Ерофеев, такой неожиданный. Я буду реветь, когда вы уедете. * * * Гете имел привычку принимать королевских особ у себя – во фланелевом халате и в тапоч­ках. * * * Колхоз дело добровольное: хошь, не хошь, а вступать надо. * * * А вот еще одна моя заслуга: я приучил их ценить в людях еще что-то сверх жизнеспособности. * * * Магазины на ул. Пушкина. Соболя и колбасы. Вино, фрукты и диапозитивы. * * * «Буря возмущения среди трудящихся Англии»: консерваторы ввели трехдневную рабочую неделю. * * * и ограниченность и нормативность * * * Сравни их тяжесть и безвыходность и мою, дурацкую. У них завтра зарплата– а сегодня нечего жрать. А у меня ленинградская блокада. * * * А Тихонов бы все напутал. Он в Афинах был бы Брут, а в Риме – Периклес. * * * Т.е. виною молчания еще и постоянное отсутствие одиночества; стены закрытых кабин мужских туалетов исписаны все, снизу доверху. В открытых – ни строчки. * * * гарнизонным языком и походкою * * * Эпикур, в письме к Менелаю, свое знаменитое: «Благодарение Божественной натуре за то, * * * что она нужное сделала нетрудным, а трудное – ненужным». * * * Мистика всегда шла бок о бок с половой распущенностью. * * * «Гибельные следствия полуфилософии» (Карамзин). * * * Библейское: «И только печаль утоляет сердца». * * * Ввели новый термин: «бессильный гуманизм». Да и всякий гуманизм бессилен. Да здравствует бессильный гуманизм! * * * «вместо полноценного шизофреника с агрессивными наклонностями – ему подсунули заурядного болвана без всяких бредовых снов и аномалий» * * * «за кровавую блажь нескольких параноиков должна платить вся нация» * * * Вот и Христос: «тут же разрушу храм и в три дня его построю». Почему же в три, если он мог и в одно мгновение? Так убедительнее для обывателя. * * * соитие страстотерпца с великомученицей * * * Они работают, ну и пусть работают. Это очень мило с их стороны. * * * «обморочным ощущением отчаяния» * * * На всей земле нет более скучного умом человека. * * * Ото всего этого несет непоправимостью. * * * У него зато душа грамотная, душа – с высшим образованием. * * * «Мир – результат самоограничения Бога» (Л. Карсавин). * * * Не забывать о главном: трогательность. * * * Одну руку вложил в другую и сделал так подряд несколько стахановских движений. * * * Следует вести себя удовлетворительно. Отлично себя вести – нехорошо и греховно. * * * И в самом деле (где-то у Шварца): если бы Франц Моор пришел в театр смотреть «Разбойников», он болел бы за Карла Моора. * * * Св. Филипп, в мире Феодор: «Не разлучай меня с моей пустыней». * * * Альбер Камю «примыкал к модернистскому направлению так называемого героического пессимизма». * * * У него: «из столкновения человеческого разума и безрассудного молчания мира рождается абсурд». * * * Восстановить эту параллель пьющих и непьющих: Христос – Магомет; Дантон – Робеспьер; Геринг – Адольф; Есенин – Маяковский * * * По примеру языка нести коммуникативную функцию. * * * «Сорокин тем лучше Тихонова, что, когда выпьет, не говорит умных вещей». * * * женщина неограниченных возможностей * * * бесстыдство помыслов * * * пукать надо чуть картаво, с еврейским акцентом * * * «ангел ты мой поднебесный» * * * «Превыше всего – забота о сохранении собственного достоинства» (Цезарь у Саллюс-тия). * * * Самые часто упоминаемые фамилии по заморским радиостанциям: Пиночет, Попадопу-лос, Померанц. * * * Протопоп у Лескова: «Мечтателю подобает говорить бестолково». * * * «Эта работа тем более подходила мне (работа историка), что я был свободен от надежд, от страха и от духа партийности». * * * Человек внезапный. А у меня нет никакого вкуса к этим внезапностям * * * * * * «искалеченных правильной жизнью» * * * и одесситская манера выражаться: «Не доводите человека до крайности» и «Наплюйте мне в очи». * * * «мы восприняли это как оскорбление нашей мечты» * * * «Нет, товарищи, так мы счастья не достигнем!» * * * «По библейским понятиям, она была проклята Богом отныне и до века». * * * «такой нечаянный и огромный душевный покой (отсутствие самых ничтожных тревог), по словам людей суеверных, никогда не остается безнаказанным» * * * «одиночество, близкое к состоянию безмолвного душевного подъема» * * * «щемящие сердце взаимоотношения» * * * «у меня было какое-то важное дело на душе» * * * Ср. Сто дней Наполеона и Сто дней Магеллана. * * * «Поник я буйной головой, Погибли идеалы». (Некрасов) * * * Короткие мысли: «Любови цыганской короче», как говорил Блок. * * * На левую ногу я надел ботинок без носка, на правую – только носок. Пусть все видят, что я взволнован. * * * Сходится клином земля, с овчинку кажется небо. * * * Это происходит и по вине людей и по Божьему попущению. * * * он щекотал под мышками эту великомученицу * * * Эпоха великих порнографических открытий * * * Солженицын не потому интересен, что о нем много трезвонят. Ср. например, шумы в местах радио «Свобода». Мы вслушиваемся не потому. * * * «хорошо образованную душу и хорошо устроенные члены» (у Коменского). * * * «кто хочет, пусть думает иначе» * * * «Здесь никогда не бывает благодатных времен года» * * * дегенеральный секретарь * * * «Это может доставить удовольствие только извращенному сердцу». * * * Романс Ипполитова-Иванова: «О, запах померанцев!» * * * Глупая радиостанция «Свобода», она выбирает для трансляций на Союз как раз те волны, на которых больше всего шума – нет бы сместиться влево или вправо. * * * Любить Родину беззаветно – это примерно значит: покупать на все свои деньги одни только лотерейные билеты, оставляя себе только на соль и хлеб. И не проверять их. * * * Никсон попросил Голду Мейр занять более гибкую позицию. * * * Уйди, противный, а не то я тебя убью из револьвера. * * * «Распускайте Думу, но не трогайте Конституцию» (Столыпин). * * * «таил в себе сокровища эгоизма и эпикурейских склонностей» (П. Анненков). * * * Вот у Некрасова изображение горя: «Соленых рыжиков не ест, И чай ему не пьется». * * * «Что мне в ваших рукоплесканиях?» (Иоанн Златоуст). * * * До победного конца. Т.е. или Садат пополам, или Мейр вдребезги. * * * «там есть орхидея, прекрасная, как семь смертных грехов» * * * «заражен чужеземными взглядами» * * * «Обожаю простые удовольствия. Это последнее прибежище сложных натур». * * * «Идеальный человек. Но жаль, что пьянствует» (Чехов о Горьком). * * * Мы так и не прикоснулись друг к другу, я чмокнул ее в запястье, правда, а через полгода она родила пухлую девочку с голубыми глазами. * * * Чета Апухтин – Чайковский. Продлить и заподозрить: Рождественский – Таривердиев. * * * Дуры песни поют, а дурак все горит, разгорается. * * * Князь Вяземский советует иметь по русскому часовому при каждом поляке. * * * «и раздвояется сердце человека» * * * «Не родись красивой», как сказал Андрей Эшпай. * * * И посылает нам искушения, чтобы удостовериться, насколько мы усовершенствовались. * * * «Я христианин и не подобает мне кланяться твари» (А. Невский). * * * «махровые головки» у цветов (русская поэзия) * * * Жандармский генерал-майор Глоба телеграфирует в Петербург директору Департамента Полиции: «Астапово полное спокойствие. Население относится безучастно к участи графа Толстого». * * * Графу Толстому, за 3 дня до кончины, для поддержания деятельности сердца дают коньяк. * * * «Счастлив тот, кого смерть застигнет за подобным занятием» (Эразм Роттердамский). * * * Он все путает Андре Жида с Андреем Ждано­вым. Леконта де Лиля с Руже де Лилем и Мусой Джалилем. Бук с бамбуком. * * * вела себя естественно и позорно * * * Жители острова Гельголанд желают друг другу в Новый год не здоровья, не удачи, а «спокойного сердца». * * * «Иногда, хоть и редко, свежевыпущенная моча светится фосфорическим светом; причина фосфоресценции еще не выяснена» (проф. Бок). * * * я упал в обморок, но не показал и виду * * * Не замечать за собой ничего дурного. * * * Пусть левая твоя ноздря не ведает, куда сморкнулась правая. * * * Что в этом случае сказал бы псалмопевец? Он ничего бы не сказал. * * * Выпью еще стакан солнцедара, закушу луковицей и буду славить моего Господа. * * * Щербина говорил о русских: «Мы – европейские слова И – азиатские поступки». * * * во Владимирской области, «заколдованной области плача» * * * Не возмещу моральной потери, но и подставлять левую щеку потом не буду. Попробую забыть и «перестрадать». Пусть левая твоя щека не ведает, что тебя съездили по правой. * * * параноик «с византийским уклоном» * * * в скоморошьем расположении духа в дидактическом, менторском etc. * * * свежа, как предание * * * «Прости меня, благородное животное». * * * Опять о животных. Столкновение со стадом кабанов… Когда Господь прибирает нас к рукам, против этого нечего возразить. Когда человек – это еще куда ни шло. Но – эти… etc. * * * «в этих стихах слышится вызов небосводу» * * * нации, скопом, вымирают от угрызений совести * * * Конституция должна гарантировать человеку право на галлюцинацию и «перманентную угнетенность». * * * Сколько среди персонажей русской беллетристики XIX самоубийц– больше, чем было в действительности. Ср. в XX – повальные самоубийства, а ни один почти персонаж не покончил с собой. * * * И не забывать о своем диаспорическом родстве с иудеями. * * * Ключевский: «гальванистические подергивания мозгами». * * * Какого им еще мессию? И что он сможет добавить к тому, что тот уже сказал? Этот, ихний, будет молчать и заниматься судопроизводством. * * * Еще женское имя: Прокуратура (просто Прошка). * * * «Между нами зияла метафизическая бездна» Сослан в Тулу за гомосексуализм. * * * морганатический (т.е. тайный) брак скреплен симпатическими чернилами. * * * Этого глупца даже удобно держать у себя в квартире: он поглощает углекислоту и выделяет чистый кислород. * * * Хотел ее пощупать, но это вызвало бы большой международный резонанс. * * * Установить для Мельниковой, был ли Дантес евреем, она мне за это полтинник даст. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=118936) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.