Игра под названием Жизнь Ирина Борисовна Медведева Александр Николаевич Медведев Технология счастья #3 Искусство быть счастливым, побеждать обстоятельства и понимать себя и других... Александр и Ирина Медведевы – широко известные в России и за рубежом авторы. Александр Медведев, которого на Западе называют «русским Кастанедой», стал первым европейцем, посвященным в тайные знания древнего даосского клана Шоу-Дао – «Спокойных» или «Бессмертных». История его ученичества описана в четырех томах серии «Путь Шоу-Дао», выдержавших многократные переиздания. С момента своего появления на свет люди автоматически вовлекаются в сложнейшую и в то же время увлекательнейшую игру, которая называется «жизнь». Правила и технику этой игры им приходится постигать методом проб и ошибок, проходя через боль и разочарования. К сожалению, далеко не всем удается стать искусными игроками. Клан Шоу-Дао в течение нескольких тысячелетий развивал и совершенствовал «Искусство Жизни». Эта книга поможет понять некоторые важные правила «игры под названием жизнь», стать опытным и удачливым игроком, умеющим достигать поставленных целей, быть счастливым и успешным в работе и в личной жизни. Александр Медведев, Ирина Медведева Игра под названием Жизнь Предисловие Однажды к даосу, известному своей мудростью, пришел человек, страдающий от преследующих его несчастий. – Моя жизнь похожа на лодку в бушующем море, – пожаловался он. – Волны играют ею, швыряя ее то туда, то сюда, и не в моих силах хоть что-либо изменить. Это приводит меня в отчаяние и вызывает ощущение безысходности. Люди называют тебя Познавшим Искусство Жизни. Скажи мне, могу ли я каким-то образом повлиять на положение вещей? – Это совсем несложно, – усмехнулся даос. – Подумай о том, что если волны играют с лодкой, лодка тоже может играть с волнами. Сравните человека, едва способного поджарить яичницу, с искусным кулинаром. Сравните опытного водителя с новичком, лишь недавно сдавшим на права. Сравните игрока, едва выучившего правила игры в шахматы, с мастером игры. Искусный кулинар приготовит восхитительное блюдо практически из ничего, в то время как человек, не умеющий готовить, испортит самые лучшие и дорогие продукты. Профессионального водителя не занесет на скользкой дороге, как новичка. Гроссмейстер найдет способ победить в, казалось бы, безвыходной ситуации. То же самое верно и в отношении жизни. С момента рождения мы приобретаем опыт общения с окружающим миром. На основе этого опыта мы делаем те или иные выводы, вырабатываем стратегии действий, которые, как мы надеемся, должны привести к неким желаемым или ожидаемым результатам. Иногда мы добиваемся успеха, иногда ошибаемся, разочаровываемся или отчаиваемся. Появившись на свет, мы волей-неволей вовлекаемся в «игру под названием жизнь», толком не зная ни правил, ни техники этой наиболее сложной и в то же время наиболее увлекательной игры. Одни относятся к жизни серьезно, другие легко. Одни играют по чужим правилам, другие эти правила устанавливают. Одни движутся от победы к победе, уделом других становятся постоянные поражения. Одни наслаждаются жизнью по полной программе, в то время как другие испытывают тревогу и растерянность даже тогда, когда дела у них, казалось бы, идут хорошо. Одним словом, на бескрайнем игровом поле жизни одни являются более искусными и удачливыми игроками, чем другие. Услышав от даоса, что лодка тоже может играть с волнами, человек, не знающий, что делать со своей жизнью, был поражен. Такая мысль никогда прежде не приходила ему в голову. Он чувствовал, что это все меняет, но не понимал почему. Человек наморщил лоб, пытаясь сообразить, в чем тут дело, и неожиданно на него снизошло озарение. «Игра – это то, что люди делают по своей воле, а не потому, что обязаны это делать или не имеют другого выбора, – подумал он. – Именно по этой причине она доставляет удовольствие». То, что вчера казалось нам смертельно серьезным, представляется пустяком через день, месяц или год. Относясь к происходящим в нашей жизни событиям с излишней серьезностью, мы эмоционально вовлекаемся в ситуацию, утрачивая способность взглянуть на нее со стороны и среди нескольких возможных решений отыскать наиболее подходящую для данного случая стратегию действий. Древнекитайская философия, исходя из посылки неразделимости истины и иллюзии, рассматривала жизнь как игру. Древние китайские мудрецы – как Конфуций, так и даосские учителя – подводили под категорию игры практически все сферы человеческой деятельности, всю практику человеческого самосовершенствования. «Если подлинное становится поддельным, то поддельное становится подлинным», – гласит известная китайская поговорка. Под «подлинным» в данном случае понимается «истинное» или «реальное», а под «поддельным» «иллюзия». Если реальное становится иллюзией, иллюзия становится реальностью. Вдумайтесь в эти слова. Мы видим не реальный мир, а лишь то, каким образом его отражает наше создание. По этой причине разные люди одну й ту же ситуацию видят и воспринимают по-разному. Таким образом, реальное становится иллюзией, то есть субъективным представлением о реальности некого конкретного человека. Не задумываясь об иллюзорности восприятия, большинство людей считают свои субъективные представления о мире единственной существующей реальностью, истиной в последней инстанции. Люди некоторым образом уподобляются петуху из сказки, убежденному в том, что солнце встает лишь потому, что он, просыпаясь на рассвете, пропевает свое ежеутреннее «кукареку»… Человек, убежденный в том, что окружающий мир полон опасности и угрозы, проведет свою жизнь в страхе. Таким образом, иллюзия для него становится реальностью. Странствуя в океане иллюзий, люди играют, исполняя те или иные роли. В большинстве случаев люди не осознают игры, в которую они вовлечены, и не понимают, что правила этой игры отражают естественные и неизменные законы мироздания. Принимая игру за реальность, они относятся к ней с неоправданной серьезностью, которой нередко сопутствуют тревожность, внутреннее напряжение, неуверенность в себе, чувство вины, ощущение собственной беспомощности или никчемности. В отличие от представителей западной культуры древнекитайские мыслители отнюдь не считали игру пустячным или легкомысленным занятием. От поведения, которое мы называем «серьезным», игра отличается не содержанием и даже не способом действия. Отличие заключается главным образом в нашем отношении к действию. Вспомните Тома Сойера, которого тетка заставила красить забор. Другие дети насмехались над ним до тех пор, пока считали покраску забора «серьезным делом» – работой, но как только Том убедил их, что это увлекательная игра, дети отдали ему свои «сокровища» за возможность несколько минут заниматься покраской забора. Осознав, насколько иллюзорны и субъективны наши представления о реальности, вы перестанете удивляться тому, что многие люди считают смертельно серьезным делом вещи, которые вам могут показаться сущим пустяком. – А что, если лодка только думает, что она играет с волнами? – спросил человек, не знающий, что делать со своей жизнью. – Ведь в действительности это не так. – Действительность такова, какой ты ее ощущаешь, – ответил даос. – Существуют волны, и существует лодка – это и есть действительность – ни больше ни меньше. Все остальное – наше восприятие. Если лодка предпочитает считать себя беспомощной, волны будут играть с ней. Но ведь и волны тоже могут ощущать себя по-разному. Одной нравится подбрасывать лодку на своем гребне, другая волна, погруженная в свои мысли, эту лодку даже не заметит, а третья, возможно, будет испытывать раздражение оттого, что уродливый посторонний предмет нарушает гладкость и чистоту ее форм. Эта волна даже может подумать, что лодка намеренно издевается и насмехается над ней. Чувствовать себя беспомощным, раздраженным или веселым – твой собственный выбор. Проблема заключается лишь в том, что пока ты этого не осознаешь. Человек, не знающий, что делать со своей жизнью, снова надолго задумался. – Я никогда не рассматривал жизнь с такой точки зрения, – сказал он и попросился к даосу в ученики. Начав воспринимать жизнь как игру, вы делаете первый шаг к тому, чтобы постичь искусство игры. В то же время, делая этот шаг, вы должны понять, в чем заключается отличие между игрой в древнекитайском понимании и тем, что понимают под игрой люди, принадлежащие к западной культуре. В типичных для нашей культуры играх есть победитель и есть проигравший. Победитель увенчивается лаврами (получает некую моральную или психологическую компенсацию), проигравший испытывает боль разочарования, которую в некоторых случаях усиливают насмешки или неодобрение окружающих. В игре, в ее древнекитайском понимании, скорее важен процесс, чем результат. В этой игре не обязательно есть победители и проигравшие – выиграть могут все игроки, также все игроки могут проиграть. Игры, в которых есть победитель и проигравший называются играми с нулевой суммой: то, что выигрывает один, проигрывает другой, поэтому сложение итогов в сумме дает ноль. В играх с ненулевой суммой суммарный выигрыш не обязательно равен нулю. Сотрудничая, оба игрока могут выиграть; соперничая, оба могут проиграть. В жизни игры с нулевой суммой встречаются не так уж и часто. Рассмотрим в качестве примера семейные разборки, в которых муж и жена яростно борются за пальму первенства. Несмотря на то, что один из супругов в скандале может взять верх, итоговый результат оказывается отрицательным, поскольку оба супруга испытывают состояние психологического неблагополучия и их отношения страдают. Тем не менее сделанная в нужный момент уступка, внешне выглядящая проигрышем, может принести впоследствии значительные психологические и материальные преимущества. Учитывая вышесказанное, с точки зрения древнекитайского представления об игре было бы ошибочно оценивать итог каждого своего действия как выигрыш или проигрыш. То, что на первый взгляд кажется выигрышем, впоследствии может обернуться проигрышем, и наоборот. По этой причине мастер «игры под названием жизнь» не форсирует события, не пытается «повелевать жизнью» или «переделывать мир под себя». С любовью и доверием относясь к окружающему миру, мастер игры чутко следит за изменяющейся ситуацией, ожидает подходящего случая, чтобы с наименьшими усилиями воплотить в жизнь свои планы и добиться осуществления своих желаний. Однажды даос привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом. Даос подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул. Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял даос. – Иди за мной, – сказал он. Ученик, пристыженный тем, что не выполнил задание, последовал за ним. Выйдя из лабиринта, даос, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел: – Посмотри вниз! С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони. – Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил даос. – Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться. – Найди его и хорошенько запомни, – велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав. – Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, – встретив ученика у выхода, сказал даос. – Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение. Вторым и, пожалуй, наиболее важным шагом в освоении искусства «игры под названием жизнь» становится развитие способности получать от этой игры удовольствие, неизменно увеличивающееся по мере того, как растут мастерство игрока и его уверенность в своих силах. Если вы сделаете все правильно, то в какой-то момент ощутите, что главное в жизни не столько блага, которых вы добиваетесь, сколько чувства, которые вы испытываете в процессе своего существования. Человек, поставивший себе целью заработать миллион долларов или совершить головокружительную карьеру может добиться своей цели. Но если в процессе ее достижения он истощит свою нервную систему постоянными стрессами, ослабит здоровье избыточными нагрузками, в погоне за успехом лишит себя удовольствий, радостей и волнующих переживаний, которые он мог бы испытать, но не испытал, он в большей степени будет проигравшим, чем победителем. Так же, как нельзя иметь все, невозможно побеждать всегда и во всем. Обретая в одном, мы неизменно теряем в другом. Истинное мастерство игры заключается даже не столько в умении достигать поставленных целей, сколько в способности правильно определять свои цели, задачи и приоритеты, а также обладать способностью при необходимости своевременно модифицировать их, эффективно приспосабливаясь к изменяющейся ситуации. Человек, правильным образом взаимодействующий с окружающим миром, наслаждается этим взаимодействием, поскольку знает, как и когда он может получить от мира то, что ему нужно. Он не растрачивает усилий на ненужную, бессмысленную или бесполезную борьбу и добивается желаемого минимально возможным приложением усилий. Знание правил игры и сэкономленная за счет эффективности действий энергия питают силу его духа и дают уверенность в себе, радость и ощущение полноты жизни. Эта книга, включающая материалы из наших книг «Формулы счастья» и «Психотехники счастья» (я не стал сканировать эти материалы по второму разу – прим. сканировщика) в сочетании с новыми психотехниками и упражнениями, поможет вам сделать первые шаги в освоении Искусства Жизни. Продолжением темы станет следующий том этой серии: «Стратегии жизни. Искусство управления судьбой». Медитация «мастера игры» Вернемся к теме, затронутой в предисловии, – отношению к жизни как к игре, главной задачей которой является не столько победа в неких локальных битвах, сколько наслаждение процессом творческого взаимодействия с окружающим миром, непрерывным процессом накопления опыта и совершенствования собственного мастерства, повышением эффективности и результативности своих действий. Медитация «мастера игры» поможет ввести в вашу модель мира принципиально иное мироощущение, В котором полная эмоциональная вовлеченность в ситуацию заменяется частичной контролируемой вовлеченностью. Действуя в соответствии с обстоятельствами, человек, в то же время, словно со стороны отстраненно наблюдает за происходящими событиями, бесстрастно оценивая собственное поведение, рассматривая вероятные последствия своих поступков и просчитывая возможные варианты развития событий. Делая это, он неизменно сохраняет в душе тонкое чувство легкости и удовольствия от процесса игрового взаимодействия. Таким образом, он как бы поднимается над ситуацией, подобно тому, как поступил ученик в упомянутой в предисловии истории с лабиринтом. Это дает игроку возможность в каждый момент контролировать свое поведение и при необходимости изменять его таким образом, чтобы достичь желаемых целей с минимальными затратами сил и ресурсов. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=160693) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.