В стране фараонов Кристиан Жак «В стране фараонов» – книга известного французского писателя, автора мировых бестселлеров «Убитая пирамида», «Дело Тутанхамона» и др., профессора Сорбонны Кристиана Жака написана так красочно, что ее можно рекомендовать для чтения не только путешественникам, но и любителям увлекательных приключенческих романов. Великолепный писатель, знаток египетской культуры и истории, Кристиан Жак умеет заинтересовать читателя с самого начала повествования: на страницах книги оживает Древний Египет, совершаются дворцовые перевороты, правят фараоны и роскошествует их свита. А многочисленные схемы, карты и планы делают путеводитель наглядным и удобным в обращении. Путеводитель по Египту Кристиана Жака по праву стоит в одном ряду с произведениями таких широко известных писателей-ученых, как Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто и Джеральд Даррелл. Кристиан Жак В стране фараонов Есть три вещи, которые нужно взять с собой в Египет, – солнечные очки, фотоаппарат и путеводитель Кристиана Жака.     Le Figaro Посвящается Клод Ганьер, в память о годах учебы, и всем моим египетским друзьям ВВЕДЕНИЕ Посетить Египет – что может быть заманчивей? В древности такая поездка считалась паломничеством к источникам мудрости. Всякий, кому посчастливится пусть ненадолго оказаться на этой возлюбленной богами земле, получит незабываемые впечатления. Египет фараонов – не просто страна, это целый мир. За более чем трехтысячелетнюю историю здесь расцвела невероятно богатая цивилизация, художественное наследие которой мы можем видеть и сегодня, и оно совершенно не утратило своей магической силы. Это, без сомнения, одна из причин, почему весь мир приезжает восхищаться пирамидами, Карнаком, Долиной царей или Абу-Симбелом. У этой маленькой книги одна цель – рассказать о стране, которую я страстно люблю уже сорок лет. О цивилизации, которая создала столько прекрасного. О великолепных и таинственных памятниках, которые, от самого незначительного обелиска до самой высокой пирамиды, приглашают нас в путешествие – туда, где мир, природа и человек живут в небесной и земной гармонии. Исторический обзор Божественные существа, служители Хора, создали цивилизацию на земле Египта. Их дело продолжил первый фараон Менес, чье имя означает «устойчивый». Менес, первый царь Верхнего и Нижнего Египта, объединил страну и стал первым фараоном. После Менеса тридцать династий фараонов правили Египтом на протяжении многих столетий. Египетская история традиционно делится на три «царства», разделенные так называемыми переходными периодами. «Царства» представляют собой кульминационные вершины в жизни древнеегипетского государства, когда власть фараонов достигала максимального могущества. В переходные периоды страну, напротив, раздирали внутренние противоречия или же она подвергалась вторжениям. К Старому царству (ок. 2707-2216 гг. до н. э.)[1 - Даты указаны приблизительно. Точные даты устанавливаются лишь для первого тысячелетия до н. э.] относится время правления III, IV, V и VI династий. III династия знаменита правлением фараона Джосера и произведениями великого зодчего Имхотепа, который положил начало египетской каменной архитектуре. IV династию прославили Хеопс, Хефрен и Микерин, которым принадлежат три знаменитые пирамиды на плато Гиза. V династия – династия «Сыновей Солнца», которые начали строить солнечные храмы. VI династия отмечена наиболее длительным царствованием в истории – правлением Пепи II, который взошел на трон совсем юным и умер в возрасте ста лет. В Первый переходный период начинается упадок, причины которого остаются загадочными. В эпоху Среднего царства (ок. 2119-1794 гг. до н. э.) снова начинается золотой век, ознаменованный расцветом Фив на юге. Ментухотеп I, Сенусерт I и Аменемхет I были выдающимися фараонами, в правление которых Египет вступил в новую эпоху благоденствия. Очередной кризис получил название Второго переходного периода: в это время в страну вторгаются иноземные племена гиксосов[2 - Гиксосы – племена азиатских кочевников, завоевавших Египет ок. XVII в. до н. э.]. Они захватывают Египет и создают свою столицу – город Аварис в дельте Нила. В Фивах зарождается освободительное движение. Гиксосы изгнаны, основано Новое царство (XVIII, XIX и XX династии, ок. 1550-1069 гг. до н. э.). XVIII династия знаменита именами великих правителей: царицы Хатшепсут, фараонов Тутмоса III, Аменхотепа III, Эхнатона, Тутанхамона, Хоремхеба. Египет снова объединен, экономика процветает, общество бурно развивается. В Фивах невиданно расцветает великий Карнакский храм. Но на горизонте сгущается угроза со стороны хеттов. Чтобы сохранить мир, потребовались решительные меры Сети I и его сына Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.). Рамсесу II, великому строителю, удалось заключить договор о ненападении с воинственным противником и сохранить мир на Ближнем Востоке. XX династия ознаменована правлением великого фараона Рамсеса III (1182-1151 гг. до н. э.), который отразил попытки вторжения со стороны так называемых народов моря[3 - Народы моря – условное обозначение племен или народов, вторгавшихся в XIII-XII вв. до н. э. в Египет с моря и суши (из Малой Азии).] и ливийцев. В Поздний период с 664 г. до н. э., начинается постепенный упадок. На египетский трон восходят нубийцы и ливийцы, а греки основывают колонии в дельте Нила. XXVI династия, получившая название Саисской (664-525 гг. до н. э.), пытается возродить наследие прежних великих эпох. Но речь, к сожалению, идет лишь о периоде до первого персидского вторжения во главе с Камбизом и Дарием II в 525 г. до н. э. Египет освободился в 405 г. до н. э., и на троне его сменились еще три династии правителей. Последняя, XXX династия осуществила огромную архитектурную программу, которую прервало второе персидское завоевание в 343 г. до н. э. В 332 г. до н. э. Александр Македонский победил персов, захватил Египет и основал Александрию, где воцарились его преемники – греческая династия Птолемеев. Юг остался верен традициям, а Север эллинизировался. После поражения Клеопатры VII в битве при Акции, в 30 г. до н. э., Октавиан, будущий римский император Август, становится правителем Египта, ставшего одной из провинций Римской империи. Как ни странно, но именно в этот период египтяне создают и расширяют на юге страны красивейшие храмы в Эдфу, Ком-Омбо, Эсне и на острове Филэ. Понимая, что страна потеряла независимость, жрецы делают все возможное, чтобы сохранить для потомков свои знания. В 394 г. н. э. был вырезан в камне последний иероглифический текст. К этому времени в Египте уже торжествовало христианство, на смену которому несколько веков спустя пришел ислам. Власть фараонов За все время своего существования Египет знал единственную форму правления – монархию фараонов – поразительный пример стабильности без равенства. Это обеспечило огромное влияние египетской цивилизации на другие, несмотря на резкие повороты истории. Даже греческие и римские императоры, воцаряясь в Египте, должны были пройти через архаические обряды посвящения, которые превращали их в египетских фараонов. Слово фараон происходит от египетского пер-аа, «большой дом». Египетский фараон – не только царь, государственный деятель, военачальник, владыка людей и земель. Прежде всего он – сын бога и верховный жрец всех египетских храмов. Фараон считался сыном бога Солнца. «Ты походишь на бога Солнца во всем, что ты делаешь; все, что хочет твое сердце, происходит. Если ты ощутил желание ночью, то оно осуществится уже на заре дня… Твой язык подобен весам, твои губы точнее, чем чаши весов Тота… Нет земли, по которой бы ты ни проходил, и все доходит до слуха твоего… Слова в твоих устах – предчувствие в твоем сердце, трон твоего языка – храм правды, и богиня ее находится на твоих устах. Твои слова воплощаются каждый день, и мысли твоего сердца осуществляются, подобно мыслям бога Птаха, когда он создает произведения искусства». Царская власть – совершенная функция, созданная богами. Поэтому фараон должен быть мудрецом и ученым. Бог отметил его среди тысяч людей, и он вручает ему великое ответственное служение. Опора общества, фараон вдохновляется примером своих отцов и должен хранить традиции: «Созидание – назначение фараона; он не полагается ни на своего сына, ни на своего брата, чтобы увековечивать свои памятники. Человек действует для того, кто ему предшествовал, желая, чтобы его дело было продолжено другим, который придет после него». Бог и боги Изначально египетская мысль утверждает реальность принципа творения, который осуществляется созидательными силами, богами. Существует много способов познать присутствие и действие божественного мира. «Все три суть боги», говорит текст: Амон, Ра и Птах. Амон означает «Сокровенный», тот, кто не может быть познан; Ра означает «Солнце»; Птах – «Творец». Он же – покровитель искусств и ремесел. Можем ли мы говорить о египетской религии как таковой? Духовная культура страны фараонов не имела ни догматов, ни явного, окончательного и утвержденного учения. Она не знала свода строгих религиозно-нравственных заповедей и единой священной книги. Бог и боги творят в каждый момент времени. Богиня Маат – Истина и Закон – действует и говорит в сознании каждого существа, в его сердце, которое откликается на все, что происходит вокруг. Верховным жрецом всех египетских святилищ является сам фараон. Мы видим его изображения на стенах храмов: фараон совершает священные обряды в один и тот же момент, во всех алтарях. Эти изображения имели сугубо сакральный характер, они были олицетворениями фараона, служителя бога, который воплощался в нем. Египетский храм Египет времен фараонов был отражением неба на земле. Любое святилище наполняла космическая сила, которая нисходила на землю, только если для нее там было приготовлено особое жилище. Это жилище – храм. Построенный зодчими, владеющими законами гармонии, каждый храм, «прекрасный камень вечности», подобен слову священного языка, на котором можно научиться читать, только посещая здание за зданием. Храм необходим, чтобы обеспечить духовное, общественное и экономическое равновесие. Каждый вечер божественное могущество как бы угасает; каждое утро его надо воскрешать в алтаре, под покровом тайны. Если мир будет лишен храмов, то солнце больше не встанет. Задумав строительство храма, фараон берет на себя функцию главного зодчего. Он создает план, согласовывает время начала работ, закладывает первый камень, освящает здание и отдает его божественному владельцу. Храм закрыт для толпы. Туда входят только те, кто совершает ритуалы. Они должны поддерживать связь с созидательными силами мироздания, чтобы земля оставалась обитаемой. Абстрактная мысль должна быть материализована в обряде, в первоначальном акте творения. Храм – место приношения, которое обеспечивает последовательность созидания. Вокруг главного здания находятся жилища жрецов, мастерские, склады, школы, мясные лавки, библиотеки. Храм – это живое существо. У него есть имя, над ним совершен обряд «отверзания уст», в нем пребывает сила бога. Искусство, творящее жизнь Статуи, памятники, рельефы и другие произведения являются важными элементами египетской цивилизации, без которых ее духовная жизнь невозможна. Мастера искусств воплощали на земле то, что созидали боги на небе. Над статуями проводился обряд отверзания уст и очей, который уподоблял их живым людям; у стел и саркофагов были глаза. Художники не только знали множество секретов мастерства, они были посвящены в храмовые мистерии, благодаря которым им открывались божественные истины, пути, которыми боги творят мир. Тайна египетского искусства заключается в том, что это прежде всего духовная и символическая реальность. Мы видим, что фигуры людей изображены в профиль, а глаза – анфас, что в реальности совершенно невозможно; нам открывается тайная суть вещей. Сады изображены в проекции сверху, чтобы мы могли подробно их рассмотреть. Иными словами, художник показывает нам то, что следует увидеть. Это относится также к изображениям богов с головами животных, которые вовсе не кажутся чудовищами, а их необычная красота выражает их созидательную силу. В египетском искусстве немало изображений писцов, размышляющих о вечности, о величии богов, о неизменности божественного миропорядка. Глаза их нередко устремлены к свету, в котором они черпают вдохновение. Маршрут нашего путешествия Каждое место, каждый памятник в Египте заслуживает отдельной книги. В этом небольшом путеводителе, написанном с единственной целью – помочь путешественнику самостоятельно открыть для себя Египет, я отмечу лишь несколько особо важных памятников, попытаюсь раскрыть их тайны и дать общее описание. Наш путь пролегает с севера на юг, от Таниса до Абу-Симбела через три наиболее посещаемых туристических района: Гизу и Саккару, лежащие у основания дельты, Луксор, стоящий на месте древних Фив, и Асуан, расположенный на крайнем юге страны, в районе первых нильских порогов. Александрия, бывшая некогда морскими воротами страны, привлекает главным образом любителей эллинистического искусства. Синай и оазисы Западной пустыни представляют несомненный интерес для опытных путешественников, влюбленных в Египет. На Синае мы посетим Серабит эль-Хадим – священное место богини Хатхор в центре района, где добывали бирюзу. В оазисе Харга, расположенном посреди Ливийской пустыни, находится истинное сокровище – великолепный храм Амона с исключительно богатой символикой. Мы с нетерпением ожидаем его восстановления или перемещения, чтобы он стал, наконец, доступным для туристов. Много сюрпризов преподнесет нам оазис Бахария, где находится знаменитая Долина мумий. Единственная рекомендация, которую я хотел бы дать: Египет нужно посетить несколько раз, чтобы увидеть как можно больше достопримечательностей. Что касается тех, кто по какой бы то ни было причине не может совершить это путешествие, то я надеюсь, что эта книга поможет им мысленно пройти по земле фараонов. 1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАМКИ В отличие от многих стран, границы которых часто менялись в результате войн, пределы Египта веками оставались неизмененными. С высоты птичьего полета он напоминает лотос: дельта подобна цветку на длинном стебле – долина Нила, шириной от 3 до 15 км, протянулась между Аравийской и Ливийской пустынями. Из-за существенных различий между двумя обширными областями древние египтяне называли свою страну «Две земли». Дельта, или Нижний Египет, площадь которой равняется площади Бельгии, покрыта зеленой растительностью и обильно орошается рукавами Нила и многочисленными каналами. В наши дни она сильно отличается от долины Нила, которая в древности представляла собой оазис, простиравшийся на 900 км от Каира до Асуана. В те времена растительность была намного более пышной, а полоса обрабатываемой земли – шире. Степень сохранности памятников зависит от того, в какой части страны они находятся. В Дельте, которая была богата прекрасными памятниками, не сохранилось ни одного храма. Они были разрушены в эпоху арабского вторжения: феллахи использовали каменные блоки для сооружения печей, в которых обжигали известь. Памятники Верхнего Египта частично сохранились, но потребовалось решительное вмешательство Ж.Ф. Шампольона[4 - Шампольон Жан Франсуа (1790-1832), французский ученый, основатель египтологии.], чтобы помешать албанцу Мухаммеду Али[5 - Мухаммед Али (1769-1849) – вице-король Египта с 1805 г.] строить заводы и мостить набережные, используя достояние, которое принадлежит всему человечеству. 2. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО НИЛ Для многих открытие Египта совершается во время незабываемого круиза по Нилу, самой длинной реке мира (6500 км), из Асуана в Александрию. Для этого необходима фелука[6 - Небольшое парусное судно.] или корабль, важно не оказаться «человеком без лодки» – так древние египтяне называли бедняков. Лучше всего подняться по Нилу от Каира до Асуана и полюбоваться изумительными пейзажами, однако большинство круизов сейчас проходит по маршруту Луксор-Асуан или Асуан-Луксор. Хотя Нил, подчиняясь воле бога Хапи[7 - Хапи – добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил.], все еще катит свои волны между пустынями, мощь его разлива не та, что прежде. Высотная плотина, возведенная в Асуане, перерезала эту артерию, которая на протяжении нескольких тысячелетий обеспечивала благополучие Египта. Приходится с грустью признать, что последствия строительства этого чудовищного сооружения стали катастрофическими, как для людей, так и для памятников архитектуры. Ритм жизни древних египтян подчинялся смене трех сезонов: с июля по сентябрь «ахет» – паводок превращал страну в гигантское озеро; за ним «перет» – период сева; а в апреле «шему» – время сбора урожая, а также наступление сильной жары, когда иссякали запасы воды. Бог Хапи появлялся, словно молодой возлюбленный, чтобы оплодотворить землю. Его представляли благодушным толстяком с большим животом и отвисшей грудью. На стенах храмов изображались процессии в честь богов Нила и приношения на алтарь плодов земледелия. Нил, протекавший по землям Египта, считался воплощением небесного Нила, берущего исток в первозданном океане. Фараон нес ответственность за разливы реки и должен был принимать меры, если паводок был слишком сильным или слабым. Греческий историк Геродот сказал: «Египет – дар Нила», но не следует забывать о том, сколько сил было вложено людьми в строительство и уход за плотинами, каналами, водохранилищами. Высотная плотина Асуана приговорила Обе Земли к медленной смерти. И «Гимн Нилу» теперь не более чем воспоминание: Слава тебе, Хапи! Ты пришел в эту землю, Явился, чтобы оживить Египет… Он орошает поля, созданные Ра, Чтобы дать жизнь каждой козе… Нет у Нила ни алтарей, Нет ни храмов, ни жрецов, Но везде славословят Нил Его дети, Восхваляют люди его, Справедливейшего из владык, Чьи разливы для всех щедры[8 - Пер. А. Ахматовой.]. 3. ТАНИС И ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА ДЕЛЬТЫ Гелиополь, Саис, Бубастис, Мендес, Атрибис… Эти имена знакомы только специалистам. А ведь это крупные города Дельты, и в каждом из них были крупные сооружения, от которых теперь почти ничего не осталось. Они были опустошены, разграблены, разрушены, как, например, Бехбет эль-Хагара (140 км от Каира), где находятся руины храма, посвященного Исиде[9 - См.: Favard-Meeks С., Le Temple Behbeit el-Hagara, Hambourg, 1991.]. Там есть несколько замечательных рельефов с изображением сцен праздника, посвященного воцарению фараона. Единственное место в Дельте, куда относительно легко попасть и которое стоит осмотреть, – Такие (Сан эль-Хагар), приблизительно в 170 км на северо-восток от Каира. Во время первой экспедиции мне казалось, что я нахожусь вдали от всего мира, в пустыне, продуваемой ветрами. Это суровое, печальное, лишенное всякой растительности место. Здесь, на участке приблизительно в 180 га, который поливают зимние дожди и иссушают ветры, находились монументальные врата фараона Шешонка III, с колоссами по бокам. Со временем врата ушли в болотистую почву, усеянную разбитыми обелисками, обломками поверженных статуй, архитравами колонн – свидетельствами того, что прежде здесь возвышались величественные храмы. В последние годы внешний вид этого места немного изменился, некоторые руины защищены изолирующими цоколями, несколько статуй восстановлено. Здесь сохранились только гранитные изваяния, а известняковые блоки, как и в других местах Дельты, исчезли в печах для обжига извести. Гуляя по этому музею под открытым небом и глядя на огромные скульптуры – колоссы Рамсеса II и Сехмет, удивительно ясно ощущаешь незримое присутствие великого фараона и могучей богини, дающей жизнь и смерть. До сих пор остается загадкой, какой город был столицей Рамсеса Великого – Танис или Пер-Рамсес? Известно, что в Танис было привезено лишь несколько памятников, чтобы украсить этот город, который развился к концу XX династии и достиг уровня столицы во времена XXI и XXII династий (1069-730 гг. до н. э.). Но как тогда объяснить присутствие здесь более древних памятников, относящихся к Среднему царству? План Таниса, 1995 План-реконструкция Таниса (французская экспедиция). Опубликован в кн.: Chauvet V., Perraud М. L’Egypte du Delta // Les capitales du Nord, Dossiers d’archeologie, № 213, p. 71. Расположенный в месте разветвления судоходных рукавов Нила, Танис был египетской Венецией, торговым портом, в который заходили финикийские корабли. Мы склонны думать, что развитие Таниса в период правления Псусеннеса I было вызвано стремлением превратить его в северные Фивы, с храмами, посвященными триаде богов – Амону, его супруге Мут и сыну Хонсу. Много сокровищ Таниса было отправлено в музеи – например, так называемая стела 400 г., найденная О. Мариеттом[10 - Огюст Мариетт (1821-1881), французский археолог, один из крупнейших египтологов XIX столетия.] в 1863 г., затем потерянная и вновь обнаруженная в 1932 г. Она создана в честь четырехсотлетия эры бога Сета, которого Рамсес II почитал как одного из династических богов. Храмы Таниса исчезли, но остался царский некрополь, который в 1939 г. обследовал П. Монте[11 - Пьер Монте, известный французский египтолог, посвятивший ряд работ исследованию образа жизни жителей Египта.]. К сожалению – и для археолога, и для некрополя, – это случилось незадолго до начала Второй мировой войны и потому не привлекло должного внимания. А ведь найти нетронутые захоронения в Египте – настоящее чудо! Согласно подсчетам Ж. Гойона[12 - Жорж Гойон, французский археолог, личный египтолог короля Фарука.], для создания найденных здесь саркофагов и погребальных украшений древние мастера использовали приблизительно 60 кг золота и 200 кг серебра. Гробницы украшены сценами, изображающими превращение фараона в Осириса и его путешествие на солнечной барке. Вечные обители фараонов Осоркона II, Псусеннеса и Шешонка III – настоящие жемчужины Таниса, заброшенного города, который еще предстоит изучить[13 - Каталог находок Таниса см. в кн.: Tanis, l'or des pharaons. Paris, 1987; Goyon С. La Decouverte des tresors de Tanis. Paris, 1987; Brissaud P., Tanis, in L'Egypte du Delta. Dossiers d’archeologie, 1996, № 213. P. 66-75.]. 4. НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ СОКРОВИЩА КАИРСКОГО МУЗЕЯ Всякий, кто решит посетить Каир, увидеть рынок Хан эль-Халили, крепость, мечети, коптские церкви или музеи, лучший среди которых – Музей этнографии, должен быть готов к тому, что ему придется на несколько дней погрузиться в атмосферу перенаселенного города, страдающего, как и другие мегаполисы, от загрязнения. Его улицы всегда оживлены, по ним снуют бесчисленные машины и ослики, везущие тяжелую поклажу. Для любителя Древнего Египта главным местом паломничества должен стать Национальный египетский музей, расположенный в центре Каира, на северной стороне площади эль-Тахрир. Это самый большой египтологический музей в мире: в его залах выставлено свыше ста тысяч экспонатов, а еще больше хранится в запасниках. В 1858 г. О. Мариетт открыл первый музей в Булаке[14 - Гавань Каира.], для того чтобы хранить там сокровища, найденные на раскопках в Египте, так как ранее большая часть находок вывозилась за границу. В 1878 г. сильное наводнение разрушило маленький музей в Булаке и некоторые экспонаты погибли. Открытие нового здания состоялось лишь в 1902 г. По моему мнению, музей должен находиться рядом с тем местом, где были обнаружены выставленные в нем экспонаты. Археологические музеи – неизбежное зло, при осмотре тысяч экспонатов внимание в их стенах притупляется, избыток шедевров подавляет. Но будем снисходительны! Египтологу, стремящемуся сделать открытие, можно посоветовать посетить Каирский музей, где он обязательно найдет то, что ищет – экспонат, который еще никто не изучал углубленно! В этой пещере Али-Бабы полно бесценных сокровищ – от статуи фараона Джосера до коллекций музыкальных инструментов. Здесь отражены все грани цивилизации фараонов – от духовной жизни до быта. Динамичная «современная» статуя царицы Хетепхерес, матери Хеопса, необычная диоритовая статуя фараона Хефрена, которого охраняет бог Хор, сокол, сидящий позади него, «триада» Микерина, улыбающаяся голова так называемого Шейха эль-Белед, одного из высоких сановников Старого царства, просветленные Рахотеп и Нефрет, драгоценности царицы Яххотеп, которая боролась против захватчиков гиксосов, «портреты» Эхнатона и Нефертити, сокровища Таниса… Сколько страниц заняло бы простое перечисление легендарных находок, от которых невозможно оторвать взгляд? Не забудьте и о сокровищах Тутанхамона, найденных Говардом Картером! Эта коллекция насчитывает более трех с половиной тысяч экспонатов. Издание полного их описания продолжается уже восемьдесят лет, но все еще не закончено. Традиционный совет: начните с осмотра экспонатов древнейшей эпохи, около самого входа в музей, обойдите цокольный этаж по часовой стрелке, вернитесь, чтобы подняться на следующий этаж по юго-восточной лестнице, полюбуйтесь сокровищами Тутанхамона, осмотрите несколько других помещений и спуститесь через центральный атриум! На посещение музея у вас будет всего несколько часов, и это время нужно потратить с толком. Если появится возможность осмотреть музей повторно, то я бы посоветовал выбрать один экспонат – саркофаг, памятник, статую или рельеф, чтобы вдоволь насладиться его созерцанием, не думая о времени. С появлением Интернета мы получили возможность посещать музеи, не отходя от компьютера. Но ничто не заменит настоящей встречи с произведением искусства, и особенно с памятниками Древнего Египта, от которых исходит тепло даже в холодных музейных залах[15 - Цветные фотографии многих упомянутых выше произведений см. в кн.: Saleh M., Sourouzian Н. Catalogue officiel. Musee egyptien du Caire. Mayence, 1987.]. 5. БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗНУВШИЙ МЕМФИС И ПОКОЙ РАМСЕСА Менее чем в 30 км от центра Каира, в пальмовой роще, где находится алебастровый сфинкс, которому больше нечего охранять, стоит несколько стел, относящихся к разным династиям. Стелы и сфинкс – вот все, что осталось от первой объединенной столицы Египта, знаменитого Мемфиса, основанного Менесом за три тысячи лет до нашей эры. Название Мемфис происходит от названия пирамиды фараона Пепи I Мен-нефер, что означает «Прочна красота»[16 - Полное название этой пирамиды включает в себя имя царя и означает «Прочна красота Пепи». (Прим. ред.)]. Другие названия города: «Белые стены» (в память о городских стенах из белого известняка) и «Жизнь Обеих Земель», так как Мемфис был символом единства Нижнего и Верхнего Египта. На протяжении всей истории страны фараонов, даже когда Фивы были богатой и блестящей столицей, Мемфис оставался экономическим центром страны. В нем находились знаменитые на всю страну святилища, среди них – Хут-ка-Птах, «Обитель ка («двойника») бога Птаха». К этому названию восходит греческое слово Aigyptos, Египет. Птах, владыка созидательного слова, водил рукой художников, оживляя их произведения. В мастерских Мемфиса, пришедших в упадок после основания Александрии, были созданы бесчисленные шедевры. Христиане и арабы погубили Мемфис. Его памятники разобрали на строительный камень, и место «Жизни Обеих Земель» было забыто. Лишь в XIX в. археологи обнаружили Мемфис. Раскопки здесь продолжаются. Из некрополей Мемфиса частично сохранились только Гиза и Саккара. Название некрополь, означающее город мертвых, не совсем подходит этим местам, ибо их грандиозные сооружения посвящены не смерти, а воскресению. Короткая остановка в Мит-Рахине (современном поселении на месте древнего Мемфиса) пробуждает сожаление о прошлом, но оно уступает место восхищению, когда мы видим великолепную статую Сына Солнца – Рамсеса II, которая избежала разрушения. Тринадцатиметровый колосс прежде стоял перед храмом. Рядом статуя его сына Хаэмуаса, «Сияющего в Фивах», мага, эрудита и… египтолога (он восстановил некоторые из памятников Мемфиса). Обнаруженный в 1820 г. колосс Рамсеса так и не был восстановлен. Еще более удивительно, что изучение этого шедевра началось лишь около двадцати лет назад. Улыбку фараона невозможно забыть. Лицо фараона спокойно, кажется, что он сознает свое могущество. В этом взгляде и в этой улыбке – весь Египет. 6. ГИЗА, ЗЕМЛЯ СВЕТА Плато Гиза находится далеко от Каира, и еще недавно, оказавшись там, вы попадали в уединенное место в стороне от мира и суеты. Теперь все изменилось: город подступает к пирамидам. Гиза – это место, где созидательная мощь фараонов воплотилась в камне. Тот, кто видел Гизу только на фотографиях, не может представить себе истинное величие этого места. Оказаться рядом со сфинксом, размышлять у подножия Великой пирамиды, поднять глаза к ее вершине, пройти по плато, обойдя каждую из трех пирамид, увидеть заход солнца в пустыне – все это оставляет незабываемые впечатления. Каждый, кто видел Гизу, не устает восхищаться этим местом. Здесь надо всем господствует Великая пирамида – «Небосклон Хуфу»[17 - Хуфу – египетская форма имени фараона Хеопса. (Прим. ред.)], а плато было тем местом, где царская душа приближалась к своей небесной родине. Сфинкс, страж света На плато Гиза загадочно взирает каменное изваяние – Сфинкс[18 - См. кн.: Zivie-Coche С., Sphinx! Le pere la terreur. Histoire d’une statue. Paris, 1997.]. Это самый большой из всех египетских сфинксов. Его задача – защищать три пирамиды и наблюдать за восходом солнца каждое утро. Опасающиеся магической силы арабы назвали его «отец ужаса» и стреляли в него из пушки, чтобы изуродовать лицо[19 - Автор искажает факты: в сфинкса стреляли отнюдь не арабы, а солдаты Наполеона. (Прим. ред.)]. Проходят века, а хранитель плато остается на своем посту. Лев с человеческой головой, украшенной царским платком-клафтом, колосс (длина 57 м, высота 20 м) высечен в известняковой скале. Он находится в 350 м к юго-востоку от Великой пирамиды, у мощеной дороги, которая спускается к заупокойному храму Хефрена. Существует предположение, что у Сфинкса лицо этого фараона, но доказательств этой гипотезы нет. В эпоху XVIII династии, как нам известно, имя Великого Сфинкса было Хорахти-Хепри-Ра-Атум, то есть «Хор Небосклонный-Хепри-Ра-Атум», которое олицетворяет три главных аспекта солнечного движения: Хепри, восходящее солнце, символизирует непрерывное изменение жизни; Ра, полуденное солнце, – свет в апогее его могущества; Атум, заходящее солнце, – предвечный бог, возникший до сотворения мира. Хранитель света Сфинкс знает тайну цикла, который идет от рождения к смерти, от воскрешения к другой жизни. Рядом с ним был сооружен гранитный храм Хефрена, где совершались заупокойные обряды в честь этого фараона. В позднюю эпоху паломники здесь обращались к богам с просьбой выслушать их – на это указывают сохранившиеся стелы с изображениями ушей. Два фараона XVIII династии проявили свое почтение к Сфинксу: Аменхотеп II, воздвигнувший памятник к северо-востоку от него, и Тутмос IV, который приказал поместить между его лапами стелу, чтобы увековечить важное событие. Перед коронацией молодой Тутмос охотился в пустыне. Настал полдень. Он заснул у подножия стража Великой пирамиды. Сфинкс явился ему во сне и пожаловался на то, что попал в плен к пескам. Если царевич Тутмос сможет вызволить его, то наверняка станет фараоном. Будущий правитель приказал построить стену, которая остановила наступление песка, и… унаследовал трон. Как считает немецкий египтолог Райнер Штадельманн, большой Сфинкс был создан скульпторами фараона Хеопса и архитектурный ансамбль на плато Гиза был задуман как единое целое. Значение и функция пирамид Мы уже знаем, как именно древние египтяне перевозили огромные каменные блоки, изучаем технологию их установки, но нам известны далеко не все приемы, которые применялись при строительстве пирамид. Однако мы с уверенностью можем утверждать, что никто из строителей пирамид не был рабом. Это недавно доказал египтолог Захи Хавасс, обнаруживший следы поселения строителей. Пирамиды созданы не измученными жаждой невольниками, а лучшими представителями древнеегипетской цивилизации. Эти люди сумели организовать работы невиданного размаха, продумав все – от сборов налогов до подгонки каменных блоков друг к другу. Строительство пирамид было главным ритуальным актом, который обеспечивал вечную жизнь душе фараона, а через нее – душе всего народа. Геометрам и землемерам приходилось решать сложнейшие задачи, чтобы очертить квадратные основания со стороной более 200 м, добиться того, чтобы этажи были абсолютно параллельны друг другу, произвести множество подсчетов, решить массу задач на сопротивление материалов, чтобы внутренние камеры пирамид выдержали огромное давление. Блоки массой более 2 т пригнаны друг к другу так, что между ними невозможно просунуть иголку. На плато Гиза есть не только пирамиды. На границе пустыни и цветущей долины был построен храм, где паломники совершали обряды очищения; от него к верхнему храму вела мощеная дорога; по обе ее стороны тянулись стены, украшенные рельефами. Этот ансамбль дополняла маленькая пирамида. Возможно, это было временное святилище для души фараона или души его царственной супруги. Вокруг были выстроены жилища вечности для благородных особ – мастабы. Целые улицы, состоящие из гробниц. Таким образом, двор фараона был готов к путешествию в загробный мир. Являются ли пирамиды Старого царства усыпальницами? Большая часть египтологов отвечает утвердительно, указывая, что ошибочно называть пирамиды пророческими памятниками, предупреждающими о бедствиях, войнах или эпидемиях. Греческое слово «пирамида» происходит от слова pyramis, означающего «треугольный пирожок из пшеничной муки». В египетском языке пирамиды обозначались словом «мер». Пирамида – это монументальное воплощение первозданного холма, возвышенности, появившейся из первозданного океана на заре сотворения мира. Она является постоянным напоминанием об утре мира, о золотом веке. Каждый год во время половодья долину заливало водой. Над ее поверхностью видны были только пирамиды. Так в камне воссоздавался миф о зарождении жизни. Кроме того, стены пирамид, облицованные известняком, отражали свет и распространяли вокруг ослепительное сияние, символ изначального света. Пирамиды не были просто гробницами, недаром их строительство в эпоху IV династии считалось одним из важнейших деяний фараона. Великая пирамида Хеопса Размеры самой большой из пирамид: высота от основания 146 м; ширина стороны основания более 230 м; объем каменной массы более 2,5 млн. м3; общая масса ее камней около 6 млн. т, некоторые из них весят более 15 т каждый; площадь более 4 га; четыре грани, наклоненные под углом 51°52', удивительно точно сориентированы по четырем сторонам света. О правлении Хеопса, находившегося под защитой бога Хнума, создавшего мир на гончарном круге, мы не знаем ничего, кроме того, что он построил Великую пирамиду. Удивительно, что до нас дошло лишь одно изображение этого царя – маленькая статуэтка, хранящаяся в Каирском музее. Ограждение пирамидного комплекса, заупокойный храм, мощеная дорога, покрытая рельефами, почти совсем исчезли. От архитектурного ансамбля остались лишь святая святых, пирамида Хеопса и три маленькие пирамиды на востоке. Одна из них во времена XXI династии стала святилищем Исиды. На востоке находятся также мастабы, принадлежащие знатным царедворцам Хеопса, среди которых покоится его мать Хетепхерес. В ее избежавшей разграбления гробнице найдены великолепные произведения искусства, которые переданы в Каирский музей. В 1954 г. произошло неожиданное событие: около южной стороны Великой пирамиды благодаря случайным раскопкам были обнаружены огромные плиты массой от 15 до 20 т каждая. Они скрывали барку, сделанную из ливанского кедра. Этот шедевр, восстановленный в 1968 г., можно увидеть в небольшом выставочном зале, сооруженном перед южной стороной пирамиды. По-видимому, существовали еще четыре лодки, одна на той же стороне, две по бокам и четвертая на севере. Они предназначались для священного путешествия фараона в небесное царство, которое он безостановочно совершал днем и ночью, наблюдая за равновесием мира. Посещение внутренних помещений пирамиды противопоказано тем, кто страдает клаустрофобией. Вход в пирамиду[20 - Не следует путать с современным входом для посетителей, проделанным искателями сокровищ.] находился на северной стороне, на 25 м выше земли, на уровне тринадцатого слоя кладки (№ 1 на плане). Войдя, сразу начинаем спускаться по коридору (№ 2), который приводит к первому разветвлению (№ 3). Прежде чем подниматься, нужно пройти по нисходящему, довольно узкому коридору № 4, в котором можно передвигаться только согнувшись. Он приведет нас к подземной камере (№ 5), которая считается незаконченной. О ее символическом значении остается лишь догадываться, но мы можем предположить, что, согласно египетским представлениям, она символизировала «подземное царство». Далее нужно пройти по восходящему коридору (№ 6) к следующему разветвлению (№ 7). Первый коридор – нисходящая шахта (№ 8), извилистая дорога, которая приведет туда, откуда мы пришли. Второй коридор, расширяясь, ведет вверх и превращается в большую галерею. Третий горизонтальный коридор позволяет исследовать лестничную площадку, которая ведет в камеру царицы в центре пирамиды (№ 9). Высотой 6,7 м, длиной 5,7 м и шириной 5,2 м, она сложена из идеально пригнанных блоков, а в стене находится ниша. Возвратившись туда, все три коридора соединяются, и мы продолжим восхождение по большой галерее (№ 10) высотой 8,5 м и длиной 47 м. Мы идем по узким коридорам, где вдоль стен устроены сиденья. На верху большой галереи за широким лестничным переходом находится последний комплекс помещений, состоящий из трех частей: вестибюля, преддверия, сплошной гранитной перегородки и камеры царя (№ 11). Она построена из гранитных блоков (10,45 х 5,22 м, 5,85 м высотой), ее пропорции рассчитаны согласно треугольнику Пифагора[21 - На самом деле это пропорции египетского треугольника.] с пропорциями сторон 3/4/5. Девять гранитных плит массой в 400 т образуют ее перекрытие. Здесь все подчинено божественной гармонии, и мы вдруг чувствуем, что дышать стало легче. Это не обман чувств, поскольку сюда подведены вентиляционные шахты (№ 13), пробитые в северной и южной гранях пирамиды. В западной части камеры царя находится гранитный саркофаг (2,24 х 0,96 м, 1,03 м высотой) без украшений и надписей. Крышка от него исчезла. Выше камеры царя находятся пять маленьких, очень низких камер (№ 12); в самой высокой из них могут одновременно стоять согнувшись только два человека. Это странное сооружение, вероятно, имело целью облегчить чудовищное давление камней, находящихся над царской камерой, и создавать антисейсмическую защиту. В двух самых высоких из этих маленьких камер было начертано красной краской имя Хеопса. С вершины Великой пирамиды, с квадратной площадки, сторона которой вначале составляла приблизительно 3 м и на которой должен был быть установлен пирамидион (венчающий пирамиду камень), перед нами открывается необычайный вид на плато, созданное человеческими руками, магическое место, где вечность запечатлена в камне. Пирамида и храмы Хефрена К счастью, сохранился нижний храм («храм долины») архитектурного ансамбля Хефрена. Его колоссальные блоки воплощают идею могущества божественной царской власти. Это квадратное сооружение со стороной 45 м, стены которого были не ниже 15 м. При его строительстве использовали гранит и алебастр. На восточном фасаде есть два входа (№ 1), прежде охранявшиеся четырьмя сфинксами. Оба ведут к вестибюлю (№ 2), за которым находится большой зал Т-образной формы (№ 3) с потолком, покоящимся на шестнадцати монолитных столбах. Вдоль стен некогда стояли двадцать три статуи Хефрена. Сохранилась лишь одна, изображающая сидящего на троне фараона (в Каирском музее). Слева, у юго-западного конца перекладины «Т» (№ 4), – три глубокие ниши, предназначавшиеся, возможно, для поклонения некой божественной триаде. Справа, на северо-западе, находится коридор (№ 5), ведущий к пирамиде. Здание было закрытым, там царила атмосфера молитвенной сосредоточенности. Архитектор использовал маленькие отверстия под потолком, чтобы свет в зависимости от времени дня по-разному освещал статуи фараона. Дорога, которая вела отсюда к верхнему заупокойному храму, почти полностью разрушена. Верхний храм сохранился вплоть до XVIII в., но позже его камни растащили для других построек. Сейчас здесь остался один из самых крупных блоков – массой 400 т. Пирамиду Хефрена – изначально высотой более 143 м (136,4 м в наши дни) – легко представить в первозданном виде благодаря частям облицовки, которая сохранилась на ее вершине. Египетское название пирамиды – «Велик Хефрен». Не менее впечатляющая, чем пирамида Хеопса, пирамида Хефрена[22 - Приблизительные размеры: 214,80 м сторона в основании, 2,2 млн. м3 камней, грани наклонены под углом 53°8', в соответствии с пропорциями священного треугольника.] имеет два входа: один, которым пользуются посетители, на уровне земли (№ 1), другой – приблизительно на 12 м выше, на уровне десятого ряда каменной кладки (№ 2). Оба, как и в Великой пирамиде, ведут в нисходящий коридор. Нисходящий коридор первого входа приводит к незавершенной подземной камере (№ 3). Выходим из этого подземного царства, поднимаемся по коридору и в горизонтальной его части обнаруживаем еще один коридор, который ведет от второго входа. Таким образом, обе дороги сходятся (№ 4). Впереди довольно легкий, без подъема путь в просторную царскую погребальную камеру, где стоит пустой саркофаг без надписей. Облицованный огромными блоками известняка, этот зал имеет размеры 4,97 х 14,13 м, достигая 6,84 м в своей наиболее высокой части. В нише около саркофага находились, вероятно, ритуальные сосуды-канопы, в которых хранились внутренние органы, вынутые из тела при мумификации. Внутри этой пирамиды царит совершенно иная атмосфера, чем в пирамиде Хеопса. Основной упор здесь сделан не на вертикаль, а на горизонталь, и внутреннее пространство кажется легче. Пирамида Микерина Она называется «Божествен Менкаура», так как была последним этапом в некой символической программе, которую завершил фараон Микерин, чье египетское имя Мен-кау-ра означает «Крепки ка («двойники») Солнца». Пирамида Микерина (высота 65 м) намного меньше, чем две ее соседки на плато Гиза, но сложена она из самых крупных блоков. Надписи гласят, что фараон часто приезжал наблюдать за строительством, требуя, чтобы работы были закончены в срок. В совет мастеров входили пятьдесят специалистов по строительству и два лучших художника. Согласно легенде строительство этой пирамиды завершила царица Нитокрис, которая жила в конце Старого царства. Она завещала похоронить себя в саркофаге из голубого базальта. Вот история ее жизни и египетский вариант сказки о Золушке. Красивая, розовощекая девушка Родопис купалась в Ниле, когда сокол бросился с неба, похитил одну из ее сандалий и уронил ее к ногам фараона. Восхищенный фараон, представляя красоту ножки, которую должна была украшать эта сандалия, приказал разыскать ее владелицу, женился на ней, и она стала царицей Египта. Вечно молодая и прекрасная, эта пирамида завершает ансамбль. Мощная пирамида Микерина сохранила остатки своего известнякового покрытия, которое в XIV в. было еще не тронуто. Внутренние слои памятника частично выложены из гранитных блоков, обломки которых мы видим на северном склоне. К югу от пирамиды возвышаются три небольшие пирамиды-спутника, выстроенные в ряд с востока на запад и окруженные общей стеной. У восточной пирамиды частично сохранилась гранитная облицовка; две остальные имеют вид ступенчатых сооружений. Размер их оснований составляет 1/3 от основания пирамиды Микерина. В погребальных камерах центральной и восточной пирамид сохранились гранитные саркофаги. Можно предположить, что это были гробницы царских супруг. У южного фасада каждой из малых пирамид находился заупокойный храм, построенный из сырцового кирпича поверх каменной кладки и украшенный деревянными колоннами. Во внутренних помещениях пирамиды Микерина нас ожидает множество сюрпризов. Вход, как принято было в ту эпоху, расположен на северной стороне, приблизительно на 4 м выше уровня земли (№ 1). Коридор (№ 2) спускается в недра земли, становится горизонтальным и проходит вдоль гранитных опор. Затем мы достигаем большой погребальной камеры (10,57 х 3,85 м, приблизительно 4 м высотой) (№ 3). Коридор, ведущий оттуда, выходит в тупик. В этой пирамиде нужно не подниматься, а спускаться все ниже, чтобы попасть в настоящую погребальную камеру, облицованную гранитом (№ 5). Там находился базальтовый саркофаг, украшенный резным орнаментом, получившим название «дворцовый фасад», – аналогичный мотив воспроизведен в ограде пирамиды Джосера в Саккаре. Этот шедевр исчез в волнах моря, когда корабль, перевозивший его в Европу, потерпел крушение. Комплекс дополняет последняя камера, в которую мы можем попасть по лестнице из семи пар ступеней, расположенной между обеими погребальными камерами. Шесть ниш вырезаны в ее северной стене. Возможно, там располагались какие-то ритуальные предметы. Три пирамиды, три маршрута Маршрут пирамиды Микерина ведет под землю, маршрут пирамиды Хефрена – по преимуществу горизонтальный, а в пирамиде Хеопса мы движемся преимущественно вверх. В Гизе каждое из трех сооружений играет особенную роль, которая еще полностью не разгадана. Это место еще не раскрыло всех своих тайн. Например, недавно были обнаружены руины поселения строителей пирамид и его некрополь. Рядом с большими пирамидами находятся маленькие пирамиды цариц[23 - Об ансамбле египетских пирамид см. в кн.: Edwards I.E.S., Les pyramides d’Egypte. Paris, 1967; Lauer J.-P., Le Mystere des pyramides. Paris, 1988; Jacq C., Le Voyage aux pyramides. Paris, 1989; Lehner M., The Complete Pyramids. Londres, 1997; Adam J.-P., Ziegler C, Les Pyramides d’Egypte. Paris, 1999.], внутренняя структура которых чрезвычайно интересна, а также многочисленные мастабы. Стоит упомянуть, например, гробницу царицы Мересанх и погребальный ансамбль царицы Хенткаус, жены фараона Шепсескафа, принадлежащего к IV династии, гробница которого, известная под именем «мастаба фараун», расположена в Саккаре. Гробница его супруги в Гизе представляет собой конструкцию прямоугольной формы. Ее заупокойная часовня была частично высечена в скале, на которой располагалось само сооружение. В заупокойной часовне было три помещения; от центрального из них к подземным камерам вел колодец. Глядя на воплощение созидательного единства на примере трех пирамид Гизы, можно ли сомневаться в том, что у египтян, способных воплощать мысль в камне, была совершенно особая духовность? 7. АБУСИР. ПИРАМИДЫ СЫНОВЕЙ СОЛНЦА На севере Саккары, приблизительно в 2,5 км от выдающегося памятника – ступенчатой пирамиды Джосера, находится Абусир. Здесь было сооружено четырнадцать небольших пирамид. Четыре главные были предназначены для фараонов V династии, которые присоединили к своим именам дополнение «сын Ра», то есть «сын Солнца». Первые три фараона этой династии приписывали свое рождение вмешательству самого Ра, который просил богов облегчить трудные роды матери Реджедет. Благодаря покровительству бога Солнца она родила трех сыновей, которым было предначертано осуществить «блистательную и благоденственную функцию фараона во имя единства всей страны». По преданию, первый царь династии, Усеркаф, имел золотое тело, серебряные кости, волосы цвета лазурита и родился ростом в один локоть (0,52 м). Лучше всего сохранилась пирамида Сахура, которая называется «Воссияние ба». Ба – душа царя в облике птицы, улетающей на небо. Давайте выйдем из нижнего храма, стоящего на границе плодородной земли, пройдем по дороге, несколько камней от которой сохранилось до нашего времени, и проникнем в верхний храм по коридору между стенами трехметровой высоты. Мы попадем во двор, вымощенный черным базальтом, где некогда высились гранитные колонны. Здесь лучше всего можно почувствовать гармонию камня – алебастра и известняка, красного и черного гранита, черного базальта. В храме есть молельни и ниши для статуй, а также лестница и устройство для отвода воды. Представьте себе множество замечательных рельефов, часть из которых сохранилась до нашего времени. Один из них, с изображением Нила, находится в Каирском музее. По оценкам специалистов, в храме было около 10 тыс. м2 различных изображений, которые погибли в XIX в. Согласно этим изображениям и надписям фараон Сахура помог силам света одержать победу над тьмой, рассеял врагов и силы хаоса, питался молоком богини и плавал в чудесную страну Пунт, божественную землю, наполненную ароматами благовоний. Вход в эту пирамиду закрыт. Внутреннее устройство пирамиды довольно простое: вход с севера, короткий наклонный коридор, гранитная перегородка, восходящий коридор, ведущий к погребальной камере, над которой укреплены на опорах три мощные плиты. Некоторые блоки, кажется, вот-вот рухнут, все здесь требует реставрации. Другие пирамиды также сильно разрушены, но можно посетить просторную мастабу распорядителя работ Птахшепсеса, визиря, верховного жреца, зодчего и единственного друга[24 - Придворный титул (Прим. ред.).] фараона Сахура. Это настоящий лабиринт, но, к сожалению, его камеры подверглись разграблению. В просторном дворе на двадцати столбах сохранилось изображение визиря, держащего в руках священный жезл как символ своего служения. Если пройти по наклонному коридору, который ведет к погребальной камере, то можно увидеть красивые каменные саркофаги распорядителя работ и его супруги. Заслуживает упоминания также и пирамида знаменитой царицы Хенткаус. Супруге фараона Нефериркара, чья пирамида находится рядом, также досталось после смерти монументальное жилище, так как она обладала царским ка. Продвигаясь через пустыню на север, проходим мимо развалин солнечного храма основателя V династии Усеркафа в местности под названием Абу-Гураб и обнаруживаем пирамиду солнечного храма Ниусерра. В большом дворе (75 х 100 м) остановимся перед прекрасно сохранившимся великолепным шестиметровым алтарем из алебастра. В один блок соединены четыре стола для приношений (в виде иероглифического знака хотеп, что означает «жертвоприношение»), установленных на возвышении; каждый блок обращен к одной из сторон света. Таким образом, весь мир становится приношением. В этом месте, «желании сердца Ра», был создан архитектурный ансамбль: нижние врата, мощеная дорога, поднимающаяся к верхним вратам, встроенным в ограду, которая защищает большой двор. В конце двора возвышался обелиск, воздвигнутый на цоколе, символизирующий момент зарождения мира. Этому застывшему лучу света поклонялись под открытым небом, принося дары на алтарь из алебастра. Чтобы достичь цоколя, нужно пройти по винтовой лестнице; плиты, покрывающие ее, украшены звездами. Зал был украшен блестящими рельефами, изображающими сельскохозяйственную деятельность и жизнь животного мира в течение третьего сезона египетского года (некоторые рельефы сейчас находятся в Берлинском музее). Эти изображения воссоздавали обожествленную природу, пронизанную милостью Ра, и запечатлевали основные постулаты религиозного учения. 8. САККАРА. СТУПЕНЧАТАЯ ПИРАМИДА Саккара находится к югу от Каира, на западном берегу Нила. Это селение, давшее название всему некрополю, растянувшемуся на 8 км. Здесь, на краю Ливийского плато, где безраздельно господствует пустыня, находится священная земля, которая возвышается над долиной Нила. Пожалуй, за исключением плато Гиза не найти другого столь уединенного места, где не чувствуется дыхание современного мира. Не находится ли оно под покровительством Сокара – бога мистических пространств, на которых происходит воскрешение? Здесь были сооружены гробницы фараонов I династии с надстройками из простых камней, внешне напоминающими «дворцовые фасады»: Египет рождается, Египет утверждается. Саккара ассоциируется с эпохой Старого царства, но гробницы Среднего и Нового царств эпохи персидского завоевания и правления Птолемеев свидетельствуют о том, что место это не забывали на протяжении всей истории страны фараонов. Об этом свидетельствуют и многочисленные подземные некрополи священных животных, относящиеся к Позднему периоду. В их длинных галереях хранились тысячи мумий ибисов, павианов, соколов, а также находились разграбленные захоронения священных коров, отождествлявшихся с Исидой. До сих пор не найдено жилище вечности Имхотепа, создателя египетской каменной архитектуры, в частности ступенчатой пирамиды Джосера. Фараоны III, VI и XIII династий возвели в Саккаре пирамиды, большая часть которых сильно разрушена. Саккара – это комплекс гробниц, украшенных великолепно расписанными рельефами, пирамид, стены которых покрыты надписями, и Серапеум. Начинать осмотр необходимо с центрального сооружения этого священного места – ступенчатой пирамиды фараона Джосера. Эта каменная лестница позволяла воскресшей душе фараона подняться на небо, где она соединялась с богами. Имя Джосера, фараона III династии, означает «Священный». Другое его имя, Нечерихет, означало «Божественный плотью». Текст на цоколе статуи сообщает о должностях, которые занимал Имхотеп, «Тот, кто приходит в мире»: «Визирь царя Нижнего Египта, первый после царя Нижнего Египта, управляющий великого дома, знатный вельможа, верховный жрец Гелиополя, Имхотеп, распорядитель работ, скульптор, творец каменных сосудов». Имхотеп – одна из уникальных талантливых личностей Старого царства, чье влияние проявилось во многих областях. Он знал особенности функционирования государства, управлял строительством, поставил экономику на службу сакральной архитектуре. Имхотеп был великим мудрецом, архитектором, создавшим самые известные храмы Египта. Греки почитали его, отождествляя с Асклепием. Имхотепу молились об излечении больных и сотворении чудес. Его считали сыном бога Птаха Мемфисского, и он был «известным фараону скульптором, мастером из мастеров по любым видам камней: он оставил воспоминание о себе среди людей и любовь среди богов». В эпоху Нового царства паломники приходили поклониться пирамиде Джосера. Они говорили, что в ней запечатлено само небо. Высотой немногим более 60 м, пирамида Джосера образована шестью огромными ступенями и располагается почти в самом центре прямоугольной площадки (555 х 278 м). Архитектура здесь столь удивительна, что, говоря о ней, неслучайно упоминают об оптических иллюзиях и «кажущихся» сооружениях. Памятники Джосера предназначены не для живых людей, а для ка – «двойника» фараона, который не знает границы смерти. Здесь первичен не внешний, а духовный мир. Священный комплекс Джосера (приблизительно 15 га) был защищен оградой, в которой в строгом ритме чередовались выступающие части и углубления. Эта стена высотой в 10 м была сложена из известняка. В ограде – четырнадцать закрытых порталов и лишь один открытый, в юго-восточном углу (№ 1). За ним находится узкий проход с двумя рядами колонн (№ 2). Прежде этот проход, вымощенный каменными плитами, приводил в вестибюль (№ 3), потолок которого, подпираемый восемью колоннами, был ниже, чем свод прохода. Выглядящие как стебли тростника, тянущиеся к свету, колонны были выкрашены в красный цвет, символизировавший могущество. Здесь совершались обряды очищения. Выйдя из открытого колонного вестибюля, мы обнаружим с южной стороны большой двор (№ 4), в глубине которого находится ступенчатая пирамида (№ 7). Стена двора, расположенная напротив входа в пирамиду, украшена фризом с изображениями уреев (№ 5), которые напоминают об очищении огнем. Змеи, изображения которых мы часто видим на лбу фараонов, призваны губить врагов и рассеивать тьму. Вдоль центральной оси большого двора расположены два придела. Они символизируют южные и северные земли Египта. Фараон совершал ритуальное шествие от одного придела к другому и обратно, обозначая таким образом вступление во владение Обеими Землями, которым он должен был обеспечить благоденствие. За стеной с уреями находится большая шахта (№ 6), которая ведет к гробнице. В глубине находится склеп и помещение, где фараон Джосер изображен во время совершения ритуальных действий, символизирующих воскрешение. Южная гробница оставалась пустой, так как ее функция состояла в том, чтобы охранять невидимое «тело» фараона, а в северной гробнице покоилась мумия. Это двойное захоронение отражало идею двойного владычества фараона, правителя Нижнего Египта на севере и Верхнего Египта на юге. Под ступенчатой пирамидой покоится Джосер и его семья. Сложное внутреннее пространство усыпальницы сосредоточено вокруг большой шахты глубиной более 28 м, в которой, как во втулке колеса, была устроена гробница, а вокруг, словно между спицами, находились часовни. В гранитном склепе был найден только фрагмент ноги мумии. Это подземное царство украшено плитками из голубого фаянса. На них изображен Джосер, совершающий ритуальный бег во время церемонии царского юбилея (хеб-сед) и доказывающий таким образом свою неиссякаемую силу и способность управлять страной. Две подземные галереи вмещали более 40 тыс. сосудов, ваз, кубков, пиал, блюд, изготовленных из сланца и алебастра. Эта посуда предназначалась для трапезы царского ка и празднеств загробной жизни, в которых принимали участие души праведников. На некоторых из этих предметов выгравированы имена фараонов первых двух династий. Один из глиняных кувшинов красного цвета, возможно, принадлежал Менесу, объединившему Египет. Справа от пирамиды расположен символический ансамбль (№ 8), к которому относятся Дом Юга (№ 9) и Дом Севера (№ 10). Эта часть комплекса включает также колоннаду, которая ведет к входу в юбилейный (хеб-седный) двор, где проходил ритуал царского обновления. Чтобы его достичь, надо пройти сквозь некое подобие лабиринта. Проходим перед тремя каннелированными колоннами, затем мимо алтаря прямоугольной формы; затем, направляясь на юг, поворачиваем под прямым углом. И вот мы на южной стороне двора, который почти по всему периметру окружен маленькими часовнями. Там во время большого праздника царского обновления собирались боги Севера и Юга. В южной части двора находятся помосты с двумя маленькими лестницами: там стояло двойное изваяние фараона, изображенного в образе правителя Нижнего Египта в красной короне и повелителя Верхнего Египта в белой короне. Этим двум ипостасям соответствовали два дома Юга и Севера (№ 9 и 10), расположенные в северной части двора. У фасада Дома Юга было четыре колонны, у фасада Дома Севера – три. На северной стороне пирамиды перед заупокойным храмом (№ 12) расположено небольшое полностью закрытое строение (сердаб) (№ 11) с двумя круглыми отверстиями. Внутри него находится статуя ка фараона Джосера, который наблюдает за своей страной и созерцает принесенные ему дары. Лицо фараона строгое и властное, он облачен в ритуальное хеб-седное одеяние. Правая рука, сжатая в кулак, покоится на груди, левая лежит на бедре. Накладная борода украшает подбородок. Эта статуя является гипсовой копией с оригинала, выставленного в Каирском музее, но ее символическое назначение сохранилось: ка Джосера продолжает наблюдать за Саккарой[25 - Остается лишь сожалеть, что подземная часть комплекса никогда не будет открыта для посетителей. См.: Lauer J.-P., Saqqarah, la necropole royale de Memphis. Paris, 1977; Saqqara, aux origines de l’Eigypte pharaonique // Les Dossiers d’archeologie, 1990, №»146-147.]. 9. ГОВОРЯЩИЕ ПИРАМИДЫ САККАРЫ Ступенчатые пирамиды Джосера и Сехемхета, так же как три пирамиды плато Гиза, считаются немыми, их единственный язык – архитектурный. Нет надписей и на внутренних стенах удивительного памятника южной части Саккары, на мастабе Фараун, которая является усыпальницей фараона Шепсескафа, преемника Микерина. В этой гигантской гробнице с двумя камерами, напоминающими камеры Хефрена и Микерина, нет ни одного иероглифа. Нет надписей и в пирамидах Абусира. Огюст Мариетт был совершенно убежден в том, что в египетских пирамидах никогда не было никаких надписей. Но в 1880 г. иероглифы, найденные на одном из блоков пирамиды Пепи I молодым и энергичным Г. Масперо[26 - Гастон Масперо (1846-1916), французский египтолог. В 1881 основал в Каире французский Институт восточной археологии.], заставили Мариетта в конце декабря того же года вновь обследовать развалины пирамиды Меренра. Тогда-то он и совершил невероятное открытие – стены и колонны внутренних помещений в этой царской усыпальнице были покрыты иероглифами! Мариетгумер в январе 1881 г., а Масперо продолжал исследовать пирамиды с текстами: пирамиды Унаса, Пепи II и Тети. Все тексты, найденные в пирамидах Старого царства, датируются VI династией за исключением текстов пирамиды Унаса[27 - Значение пирамиды Унаса так велико, что мы должны посвятить ей несколько слов. В пирамиде Тети, которая своим внутренним устройством напоминает пирамиду Унаса, также есть надписи. С их содержанием можно ознакомиться в книге Jacq С., La Tradition primordiale de l’Egypte ancienne selon les Textes des Pyramides. Paris, 1998.] (2367-2347 гг. до н. э.), последнего фараона V династии. Пирамида заговорила текстами таинственных заклинаний. Но Масперо был уверен, что эти тексты намного древнее пирамиды, в которой они начертаны, и восходят к истокам цивилизации фараонов. Чтобы оценить размах архитектурных сооружений Унаса, нужно выйти из его нижнего храма и медленно подниматься по великолепной мощеной дороге длиной более 700 м, от которой осталось только частично восстановленное плиточное покрытие и несколько рельефов. На них можно увидеть сцену охоты в пустыне, рыбный рынок, процессии, золотых и серебряных дел мастеров за работой, людей, изможденных голодом, корабли, привезшие из Элефантины гранитные колонны для нижнего храма пирамиды Унаса, и установку колонн. Дорога приводит нас к сильно разрушенному верхнему храму. Много претерпела и пирамида высотой около 40 м. Но сокровища внутри нее остались нетронутыми. Вход расположен с северной стороны (№ 1). Над входным коридором установлен блок, являющийся частью облицовки величественного сооружения. Масса блока превышает 30 т. В начале нисходящего коридора (№ 2) находится горизонтальная лестничная площадка и вестибюль (2 х 2 м), где можно сделать остановку. Идти дальше можно только пригнув голову. В проходе мы видим тройную гранитную перемычку. В камере преддверия нашему взору открываются два пути: левый ведет к камере с тремя нишами; правый – в погребальную камеру с саркофагом. Расположенные в конце горизонтального коридора древние гранитные столбы и стены покрыты иероглифами. И в погребальной камере, пройдя сквозь третий низкий и узкий проход, мы снова видим плиты, выкрашенные в зеленый цвет и покрытые таинственными иероглифами. Иероглифы, саркофаг, черный базальт и свод двери, усыпанный пятиконечными звездами, – все это образует единый уникальный каменный ансамбль. Мы в центре книги жизни. Звезды – место пребывания души фараона, откуда льется свет воскресения. Вот основные сюжеты этих текстов, написанных иероглифами, которые считались живыми существами, питающими ка: путешествие фараона на небо, совершенствование и преображение духа в загробной жизни и возвращение оттуда в виде света благодаря обретенным познаниям. Зловредные существа в виде скорпионов и змей мешают процессу преображения. Богиня неба Нут дает фараону способность заново возрождаться: «Она вручает главу твою, она соединяет кости твои, она укрепляет члены твои, она приносит сердце в тело твое». Фараон самыми разными способами достигает неба: он превращается то в курящиеся благовония, то в птицу, то в кузнечика. Взбирается по ступеням лестницы, поднимается по гигантским мастабам, соединяющим небо и землю. Фараон питается магической силой богов, он созерцает мир живых и мир Осириса, прежде чем быть допущенным в круг вечных звезд. Благодаря раскопкам[28 - См.: Labwusse A., Les Pyramides de reines. Une nouvelle necropole a Saqqara. Paris, 1999.] и восстановительным работам, произведенным Жаном Лекланом, Одраном Лабрусом и Катрин Берже, мы можем восхищаться чудесным миром священных египетских текстов. Вот план их расположения в Саккаре. 10. МИР, СКРЫТЫЙ В МАСТАБАХ САККАРЫ Арабское слово мастаба (скамья) используется египтологами для обозначения гробниц вельмож Старого царства. Надземная часть этих сооружений напоминает большую скамью. Ни одна мастаба не похожа на другую, каждая по своему прекрасна. Некоторые мастабы невелики, другие отличаются большими размерами: они могут достигать 40 м в длину, а внутри иметь десятки помещений, как, например, в мастабе Мерерука, где насчитывается тридцать два помещения. Мастаба всегда разделена на две части. В первой – подземная погребальная камера, где покоилась мумия. После совершения погребальных обрядов, входная шахта, ведущая к телу, замуровывалась. Во второй, наземной части мастабы – одно или несколько помещений, куда имеют право входить живые. Эти помещения символизируют просветленный магический мир, где нет смерти. Внутри этих жилищ вечности обитают вечно молодые «правогласные», то есть умершие, оправданные на загробном суде. В маленьком закрытом помещении со статуей (сердабе), например в мастабе Ти, статуя воскресшего[29 - Оригинал находится в музее Каира, но даже гипсовая копия, установленная здесь в 1937 г., производит сильное впечатление.], в которой воплощается ка, смотрит на нас через узкую щель в стене. Это место соприкосновения мира загробного и мира живых. В мастабе Мерерука мы видим, как статуя его ка переступает порог загробного мира и направляется к свету. Каждая мастаба – место преображенной жизни, и, называя ее только «усыпальницей», невозможно понять, что такое «ложная дверь», ведущая из видимого мира в невидимый, которую может преодолеть только ка. В наши дни, как и в древности, хозяин мастабы требует к себе уважения. Если для него установили стелу в честь богини Маат, значит, он жил согласно законам богини: поступал справедливо, говорил правду, кормил голодных, поил жаждущих, давал лодку тем, у кого ее не было. Произнося имя умершего, рассматривая иероглифы и высеченные в камне изображения, мы отвечаем на его «обращение к живым». Мастаба – это гробница не одного человека: в жилищах вечности высокопоставленных лиц находится множество изображений членов их семей и слуг. Все домочадцы умершего сопровождают его в вечности. Об одном из таких вельмож написано: «Он укрепил свое доброе имя среди подчиненных, достойно исполняя свое служение». В Саккаре есть две большие группы мастаб – первая на северо-западе от пирамиды Джосера, вторая на юго-востоке. Наиболее знамениты мастабы Ти (около Серапеума), Птаххотепа, Ахетхотепа и Мерерука, и каждая из них заслуживает отдельного посещения. Везде мы наблюдаем описание повседневной жизни древних египтян. Как пишет египтолог Франсуа Дома, «повседневная жизнь, даже самая скромная и однообразная, придает бытию глубокий, космический смысл». На замечательных рельефах, сплошь покрывающих стены гробниц знати, мы видим сцены сева и жатвы, сбора и выжимки винограда, охоты на птиц сетью, знатных дам, вдыхающих аромат цветов лотоса. Видим, как пастухи гонят стадо коров и телят через канал, мясники разделывают туши быков, корабельщики строят лодки, мастера золотых и серебряных дел делают украшения, писцы заносят на свитки папируса тексты или цифры, а камнетесы вытесывают статуи. Эти рельефы служат для нас незаменимым источником информации о многих деталях жизни далекой эпохи, это настоящая энциклопедия повседневной египетской жизни третьего тысячелетия до нашей эры. Почти во всех мастабах есть множество изображений даров, которыми питается ка умершего. Все, что создано природой, становится приношением для вечного загробного пира. Изящные жесты, вечная, не приносящая утомления, но неизменно усердная работа, – так в мастабах Саккары воплощено непреходящее благополучие в загробной жизни. 11. СЕРАПЕУМ САККАРЫ. ВЕЧНОСТЬ СВЯЩЕННЫХ БЫКОВ Около мастабы Ти находится вход в удивительное погребение – Серапеум Мемфиса. В 1850 г. Огюст Мариетт, руководствуясь текстом греческого географа Страбона и некоторыми археологическими данными, отправился на поиски этого исчезнувшего некрополя. Он знал, что в древности в Серапеум вела аллея сфинксов. Какова же была его радость, когда он наконец нашел первого сфинкса. Попутно Мариетт раскопал также «Зал поэтов и философов», собрание статуй эллинистической эпохи, среди которых можно узнать Гомера и Платона. Но упорному археологу было недостаточно греческих скульптур. Он продолжил раскопки. Наконец появились следы древней ограды, которую надо было расчистить, ведя борьбу с местными чиновниками. 1 ноября 1850 г. Мариетт достиг врат огромного подземелья. Он обнаружил там двадцать восемь ниш, в двадцати четырех из них стояли гигантские пустые саркофаги. В маленьком туннеле были обнаружены двадцать восемь мумий быков Аписов, «великолепные души света» в деревянных саркофагах. Рядом со священными животными бога Птаха Мемфисского покоился Хаэмуас, сын Рамсеса II, верховный жрец Птаха и любитель древних памятников, который восстановил пирамиду Унаса. Этот удивительный человек решил разделить вечность с быками, земными воплощениями великого бога. Праздники быка Аписа известны со времен I династии. Но именно в Новом царстве начали хоронить культовых быков, в которых воплощался бог. В середине VII в. до н. э. в Серапеуме были проведены большие работы. И во времена Птолемеев этот некрополь пользовался большой известностью благодаря отождествлению эллинистического бога Сераписа (отсюда и название Серапеум) с Осирисом-Аписом. После смерти каждый бык Апис становился Осирисом. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=160786) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом. notes 1 Даты указаны приблизительно. Точные даты устанавливаются лишь для первого тысячелетия до н. э. 2 Гиксосы – племена азиатских кочевников, завоевавших Египет ок. XVII в. до н. э. 3 Народы моря – условное обозначение племен или народов, вторгавшихся в XIII-XII вв. до н. э. в Египет с моря и суши (из Малой Азии). 4 Шампольон Жан Франсуа (1790-1832), французский ученый, основатель египтологии. 5 Мухаммед Али (1769-1849) – вице-король Египта с 1805 г. 6 Небольшое парусное судно. 7 Хапи – добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. 8 Пер. А. Ахматовой. 9 См.: Favard-Meeks С., Le Temple Behbeit el-Hagara, Hambourg, 1991. 10 Огюст Мариетт (1821-1881), французский археолог, один из крупнейших египтологов XIX столетия. 11 Пьер Монте, известный французский египтолог, посвятивший ряд работ исследованию образа жизни жителей Египта. 12 Жорж Гойон, французский археолог, личный египтолог короля Фарука. 13 Каталог находок Таниса см. в кн.: Tanis, l'or des pharaons. Paris, 1987; Goyon С. La Decouverte des tresors de Tanis. Paris, 1987; Brissaud P., Tanis, in L'Egypte du Delta. Dossiers d’archeologie, 1996, № 213. P. 66-75. 14 Гавань Каира. 15 Цветные фотографии многих упомянутых выше произведений см. в кн.: Saleh M., Sourouzian Н. Catalogue officiel. Musee egyptien du Caire. Mayence, 1987. 16 Полное название этой пирамиды включает в себя имя царя и означает «Прочна красота Пепи». (Прим. ред.) 17 Хуфу – египетская форма имени фараона Хеопса. (Прим. ред.) 18 См. кн.: Zivie-Coche С., Sphinx! Le pere la terreur. Histoire d’une statue. Paris, 1997. 19 Автор искажает факты: в сфинкса стреляли отнюдь не арабы, а солдаты Наполеона. (Прим. ред.) 20 Не следует путать с современным входом для посетителей, проделанным искателями сокровищ. 21 На самом деле это пропорции египетского треугольника. 22 Приблизительные размеры: 214,80 м сторона в основании, 2,2 млн. м3 камней, грани наклонены под углом 53°8', в соответствии с пропорциями священного треугольника. 23 Об ансамбле египетских пирамид см. в кн.: Edwards I.E.S., Les pyramides d’Egypte. Paris, 1967; Lauer J.-P., Le Mystere des pyramides. Paris, 1988; Jacq C., Le Voyage aux pyramides. Paris, 1989; Lehner M., The Complete Pyramids. Londres, 1997; Adam J.-P., Ziegler C, Les Pyramides d’Egypte. Paris, 1999. 24 Придворный титул (Прим. ред.). 25 Остается лишь сожалеть, что подземная часть комплекса никогда не будет открыта для посетителей. См.: Lauer J.-P., Saqqarah, la necropole royale de Memphis. Paris, 1977; Saqqara, aux origines de l’Eigypte pharaonique // Les Dossiers d’archeologie, 1990, №»146-147. 26 Гастон Масперо (1846-1916), французский египтолог. В 1881 основал в Каире французский Институт восточной археологии. 27 Значение пирамиды Унаса так велико, что мы должны посвятить ей несколько слов. В пирамиде Тети, которая своим внутренним устройством напоминает пирамиду Унаса, также есть надписи. С их содержанием можно ознакомиться в книге Jacq С., La Tradition primordiale de l’Egypte ancienne selon les Textes des Pyramides. Paris, 1998. 28 См.: Labwusse A., Les Pyramides de reines. Une nouvelle necropole a Saqqara. Paris, 1999. 29 Оригинал находится в музее Каира, но даже гипсовая копия, установленная здесь в 1937 г., производит сильное впечатление.