7 этажей взаимопонимания. Язык тела и образ мысли Андрей Владимирович Курпатов В этой книге вы найдет исчерпывающие ответы на вопросы: как стать психологом по жизни? Как узнать, что думает и чувствует ваш собеседник? Что он от вас хочет и как добиться успеха во взаимодействии с ним? Как не стать жертвой манипуляции? Каковы наиболее эффективные способы общения? Как наладить контакт с коллегами и начальниками? Как узнать, каковы сексуальные намерения вашего партнера?.. В книге собраны хорошо зарекомендовавшие себя психологические тесты и методики, позволяющие многое узнать о себе и составить психологический портрет другого человека. Вы узнаете, что такое психологические комплексы и человеческие амбиции. Предлагаемые здесь способы коммуникации необходимы каждому, кто хочет быть успешным по жизни человеком – и в личном, и общественном плане. Андрей Курпатов 7 этажей взаимопонимания. Язык тела и образ мысли От автора Эта книга, выходившая до сих под названием «Житейская психология», теперь перекочевала в серию «Бестселлер» и, как в таких случаях водится, поменяла имя – «7 этажей взаимопонимания. Язык тела и образ мысли». О чем эта книга, если в двух словах? Она действительно о житейской психологии. В ней рассказывается о том, как нам разобраться в собственных чувствах и понять собеседника. Часто проблемы в общении возникают у людей просто потому, что они недостаточно хорошо понимают друг друга. Все мы разные, все мы сложные, а потому и понимание это дается нам с трудом. А оно необходимо, без этого, как говорится, каши не сваришь. Впрочем, мы и о себе-то не все знаем, а главное – не знаем, что о нас думают другие люди, какое впечатление мы производим на них своим поведением. Вот, собственно, об этом и пойдет речь в этой книге – как узнать все о себе и о других? Быть психотерапевтом – это на самом деле наказание. Как только люди узнают о твоей профессии, сразу норовят спросить: «А вы уже поставили мне диагноз?» и «А что вы обо мне как психолог думаете?» Ну что на это ответишь? Есть, конечно, диагнозы, которые можно, что называется, и с порога поставить, есть и такие, на установку которых уходит значительное время и серьезная работа. Но в целом, разумеется, существуют определенные психологические закономерности, которые многое могут сказать о человеке. Мне кажется, что владеть навыками адекватной психологической оценки своего собеседника, знакомого или просто близкого человека, – важно. Это позволит вам быстрее найти общий язык, улучшит и эмоциональный фон ваших отношений: ведь, когда тебя понимают, ты чувствуешь себя счастливым и благодарным. А это, надо признать, большая радость – дать своему визави возможность почувствовать себя счастливым! В простом, даже беспредметном разговоре собеседник рассказывает нам о себе. О том, например, что он думает или чувствует, что его беспокоит, как он относится к той или иной вещи, какое решение собирается принять и почему… С другой стороны, и мы сами рассказываем ему о многом. Причем он может даже и не знать психологических законов дешифровки человеческого поведения, но ощутит это инстинктивно. И тогда он среагирует на нас таким образом, каким бы мы не хотели, чтобы он на нас реагировал. Короче говоря, как ни крути, эта тема мне кажется важной. Недаром же Аристотель назвал человека «социальным животным». А вот навыкам «социального поведения» нас специально никто не обучал. Я надеюсь, что эта книга поможет тем, кто хочет восполнить этот пробел в своем опыте общения с окружающими. Здесь вы найдете и психологические тесты, позволяющие определить ваши собственные, наиболее важные психологические особенности, и инструкции по распознаванию поведения других людей. Желаю Вам успехов в этом благородном деле – познания себя и других! Искренне Ваш, Андрей Курпатов Введение КАК СТАТЬ «ПСИХОЛОГОМ ПО ЖИЗНИ» Каждый день мы встречаемся с другими людьми. Мы с ними разговариваем, решаем какие-то проблемы, развлекаемся, короче говоря – взаимодействуем. Но что мы знаем о других людях? О том, что они думают, что они чувствуют, чего они хотят и вообще – как они устроены? Иногда кажется, что мы знаем о них даже лишнее, а в других случаях мы испытываем ощущение, что вообще не понимаем, что творится у наших собеседников в головах. В таких обстоятельствах трудно быть успешным человеком, трудно найти с людьми общий язык, трудно сохранить собственное душевное спокойствие. Впрочем, что уж говорить о других людях, когда мы сами – совершенно аналогичный «клинический случай». Насколько хорошо мы себя понимаем? Насколько адекватно мы себя оцениваем? Насколько, наконец, полно мы используем собственные возможности и психологические особенности? Если ты неадекватно оцениваешь себя и собственное поведение, если ты не используешь «на все 100» свои возможности и не прикрываешь на те же «100» свои тылы, то вряд ли сможешь быть эффективным и благополучным человеком. Сто лет назад перед человечеством стояла задача обучиться грамоте, теперь ситуация изменилась кардинально: умением читать и писать никого не удивишь, нужно большее. Мы живем в цивилизации, которую называют информационной, а потому самое важное – это научиться собирать информацию. Но для того чтобы собрать информацию, нужно знать, что такое информация, где она находится, как ее собирать и, наконец, что с ней делать. Общение между людьми, взаимодействие с ними – это в чистом виде информационный процесс. И здесь задачи сбора информации, ее анализа и использования – самое важное. Итак, что такое информация? Информация – это то, что вы можете узнать, если будете узнавать. Мы постоянно находимся в гигантском информационном потоке, информация сыпется на нас ежесекундно, со всех сторон и в невообразимом количестве. Однако большинство нормальных людей живет по принципу: в одно ухо влетело, в другое вылетело. Мы просто не замечаем, не отслеживаем, не воспринимаем большую часть информации, с которой нам приходится иметь дело. В результате, окруженные информацией, мы остаемся неинформированными. Для того чтобы получить информацию, хотя ее и так кругом – пруд пруди, необходимо искать эту информацию, настроить себя на соответствующую волну – и ловить! Иван Петрович Павлов – великий русский ученый и матерый человечище – говаривал: «Если в голове нет идеи, то не увидишь и фактов!» Так что если мы хотим получить информацию, нам нужно заиметь в голове идею о том, какую информацию мы собираемся получить, где она находится и как ее оттуда достать. Лучшими нашими информаторами являются наши органы чувств и наш мыслительный аппарат. Мы видим других людей – и это гигантский источник информации. Здесь важно все: как человек себя ведет, какие действия совершает, как он одет и т. д. Мы слышим других людей – и это тоже целая бездна информации. Что люди говорят, как они говорят, почему, наконец, они говорят – все это подлежит анализу. Для осуществления анализа нужно думать, причем не пространно, а согласуясь с объективными данными. Всю информацию о других людях (а потому и о нас самих) можно разделить на три группы. Первая часть информации, которую мы воспринимаем (или можем воспринять, если постараемся сделать это), является «сознательно адресованной нам информацией» (сюда относится то, что нам говорят, то, какие жесты нам демонстрируют и т. п.). Вторая часть информации также адресуется нам, но человек, будучи ее автором, производит данную информацию подсознательно, сам того не замечая (это, прежде всего, его манера держаться, интонации голоса, одежда). Третья часть доступной нам информации получается чисто аналитически при сопоставлении того, что вам «посылают» осознанно, того, что наш визави «производит» подсознательно, и, наконец, наших знаний о человеческой природе, о психических законах. Вот, собственно, всем этим, а точнее – выработкой навыков не хлопать ушами, а ловить ими (и кое-чем еще) всю необходимую нам информацию – мы и займемся в этой книге. Впрочем, это еще не все. Не следует думать, что жизнь и другие люди готовы выдать нам всю информацию о себе «на белом блюдечке с синей каемочкой». В действительности ни они сами, ни мы сами не имеем достаточно хорошего представления о себе, а тем более желания всю свою «подноготную» демонстрировать. Бог знает когда, лет, может быть, пятьдесят тому назад, а может и больше, Джозеф Лафт и Гарри Инграм придумали такую штуку, которую они, используя собственные инициалы, назвали «окном Джогари». В соответствии с этой моделью социального поведения человека каждый из нас делится на четыре части: «арену», «видимое», «слепое пятно» и «неизвестное». «Арена» – это то пространство нашей личности, которое открыто и для нас самих, и для окружающих нас людей. «Видимое» – это то, что мы (каждый из нас) знаем о себе, а другие не знают (мы редко афишируем свои страхи или какие-то иные недостатки, проступки). «Слепое пятно» – это то, что другие знают о нас, а мы не знаем о себе, пребывая в полнейшем неведении (например, немногие из тех, кто всегда перебивает собеседника, знают, что у них есть такая, не лучшая привычка). Наконец, «неизвестное» – это то, что скрыто и от нас самих, и от окружающих (сюда, понятно, включаются скрытые потенциалы и, можно сказать, антипотенциалы личности человека). ОКНО ДЖОГАРИ Таким образом, если вы задались вопросом: «Who is who?» – а по-нашему: «Кто есть кто?» – то вам придется осуществить крайне, надо признать, занимательное путешествие из зоны «арены» в зону «видимого», если речь идет об исследовании другого человека, или зону «слепого пятна», если речь идет о нас самих, а также в обоих случаях – в зону «неизвестного». При достаточной сноровке у нас все должно получиться, ведь, по большому счету, ничего хитрого здесь нет, нужно просто знать и уметь, а для этого нужно изучать «предмет исследования» и тренировать собственные навыки. Остается еще одно, последнее, вводное замечание. Высшим классом сбора информации является умение провоцировать человека на контакт, умение понуждать другого человека к тому, чтобы он дал нам информацию о себе, о нас, о том, о чем нам хотелось бы знать. Представьте себе, что вы просматриваете пленку, где вас снимали на «скрытую камеру», когда вы находились в полном одиночестве. Теперь представьте себе, что вас снимали на ту же «камеру», но в присутствии других лиц: в одном случае – друзей и знакомых, в другом случае – родителей и наставников (преподавателей, работодателей и т. п.). А теперь представьте себе, что вы даете интервью в программе «Человек недели»… Как вам кажется, информация, которую вы сможете таким образом получить, будет одинаковой во всех случаях или разной? По всей видимости, разной, а ее различие будет продиктовано тем, в каких условиях с вас «снимали» эту информацию. Так вот, умение «снимать» информацию с другого человека – это умение заставить его быть разным, а в совокупности – таким, каковым он является на самом деле. Но все это, как уже было сказано, высший класс, а сейчас мы идем первый раз в первый класс. Часть первая ЧЕЛОВЕК – ЭТО «ОТКРЫТАЯ КНИГА» Начнем изучение «человеческого материала» с «наглядной агитации», с того, что представляется прежде всего нашему взгляду (через него, вообще говоря, мы получаем примерно 80 % всей информации об окружающем нас мире), а также слуху и, в меньшей степени, физическим ощущениям. Мы, конечно, можем проигнорировать предлагаемую нам таким образом информацию, но это крайне неразумно. Куда целесообразней считывать всю информацию, которую нам предлагают считать… Азы невербального общения Язык, произносимые нами слова или вербальный язык, – это то, что мы пытаемся (по большей части осознанно) сообщить другому человеку. Но, как выясняется благодаря работам Альберта Меграбяна, только 7 % информации от другого человека передается нам смыслом произносимых им слов, 38 % – тем, как эти слова произносятся (т. е. интонациями, тоном голоса, его громкостью, быстротой, ритмом и т. п.), остальные 55 % информации, которые мы получаем, относятся на счет выражения лица и других поведенческих актов. В предметной беседе соотношение этих констант несколько изменяется, но «коренного перелома» не происходит: менее 35 % информации относится на счет содержания словесного сообщения, а более 65 % – передается невербальным языком. Таким образом, невербальный язык – это наш основной язык. Выражение лица сильнее всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей, сморщивание лба. Эти элементы мимики позволяют выразить всю гамму эмоций и чувств – от приятного удивления до разочарования. Образованным людям следует знать, что одно из наиболее важных исследований Чарльза Дарвина было посвящено сопоставлению мимики животных (обезьян) и человека. Великий англичанин пришел к выводу, что различия здесь невелики, а бровями в ряде случаев можно выразиться куда убедительнее, нежели словами. Взгляд является ключевым составляющим невербальной коммуникации. Именно взглядом мы сообщаем о том, насколько заинтересованы в контакте. Если нам интересно или приятно – то мы смотрим на собеседника, если мы увлечены и возбуждены, так прямо «стреляем глазами». Если мы смотрим в сторону или «бегаем глазами», то нам скучно или же мы приготовились к тому, чтобы взять слово. Впрочем, аналогичным образом наш взгляд ведет себя в ситуации страха или переживаемого нами чувства вины (стыда). Наконец, пристальный взгляд, особенно если он адресован малознакомому человеку, воспринимается как проявление агрессии (обезьяны могут за такой взгляд даже решето из вас сделать). Девушка может так «метнуть взглядом», что молодой человек сразу поймет, что ему, мягко говоря, здесь не очень-то рады. Следующий пункт невербального языка – это жесты. Указующий палец – это вещь куда более агрессивная, нежели открытая ладонь. Покачивание (кивание) головой или наклон ее чуть вперед и вбок – являются признаками заинтересованности. Движение головы из стороны в сторону обозначает отказ. Если человек пожимает плечами или разводит руки, это свидетельствует: он не знает того, о чем его спрашивают. Если вам показывают большой палец, то, верно, хотят таким образом объявить свое согласие, удовольствие или даже восхищение. Впрочем, всегда нужно помнить, что невербальный язык, так же как и вербальный (словесный), может быть иностранным. Если иностранец машет вам рукой, то это, скорее всего, означает, что с вами здороваются или прощаются. Однако ситуация меняется кардинально, если речь идет о таком жесте, как сомкнутые в кольцо большой и указательный пальцы. Американец таким образом говорит вам: «О’кей!», т. е. выражает согласие, француз (и иной россиянин) говорит вам: «Ноль!», «Ничего!»; а, например, японец намекает на деньги. Если же этот жест принадлежит какому-нибудь греку или россиянину, который делает этот жест, повернув к вам тыльную сторону ладони, то, возможно, речь идет о сигнале сексуального или даже гомосексуального содержания. Англичанин сэр Уинстон Черчилль любил демонстрировать публике буковку «V», сложенную из указательного и среднего пальца. Однако если вы хотите, чтобы англичанин подумал о том, что вы сообщаете ему о победе, руку с такой конфигурацией пальцев нужно развернуть к нему тыльной стороной, если же вы повернете к нему ладонь, он вполне может решить, что вы затыкаете ему рот. В России для этих целей в последнее время используют «козу» – большой палец руки отведен, указательный и мизинец торчат вперед, а рука повернута к адресату тылом: «Ша!» Так что помните: в невербальном языке не все однозначно. Впрочем, большинство жестов представителей нашей культуры нам понятны. Кроме отдельных жестов, надо помнить и обо всем «остальном» теле – т. е. о позе. Если человек заинтересован и открыт контакту, то это, как правило, проявляется соответствующей «открытой» позой – он к вам развернут, его руки распахнуты, голова не упала на грудь и не торчит вверх или на сторону. Если человек «зажат», то, вполне возможно, на его заинтересованность и контактность вам рассчитывать не приходится. Он, скорее всего, боится вас (или ситуации, в которой он оказался), а потому, подобно любому другому животному, находящемуся в ситуации стресса, рефлекторно сжимается, дабы защитить свои внутренние органы от вашего нападения. Он, может быть, напротив, очень на вас зол и подобной «закрытой» позой просто пытается сдержать собственную агрессию, дабы не накинуться на вас с кулаками и батогами. Обращайте внимание и на прикосновения – это очень важная деталь. Если к вам относятся хорошо, то вас хотят потрогать (при желании вы можете проверить эту особенность поведения на любом другом живом существе или на собственной потуге притрагиваться к «любимому» или «очаровательному»). Если к вам относятся плохо, то вас тоже хотят «потрогать», но теперь уже по-другому – чем-нибудь тяжелым и желательно с размаху. В целом чем чаще к вам притрагиваются, тем менее к вам равнодушны, впрочем иногда прикосновение по тем или иным причинам замирает где-нибудь «на подходе», поэтому если вы хотите быть точными в своих интерпретациях чужого поведения, добавьте к анализу еще и визуальную (зрительную) информацию. Правила интерпретации невербальных сообщений Прежде чем мы перейдем к подробному анализу неосознанных невербальных сообщений, необходимо усвоить несколько простых, но очень важных правил интерпретации этих сообщений. Правило первое: жест и любое другое движение человека не существуют в отдельности от других его жестов и движений. Иными словами, если вы хотите добиться правильной интерпретации человеческих жестов, движений и поз, смотрите на них во взаимосвязи с другими производимыми этим человеком жестами. Если человек чешет затылок – это, конечно, может обозначать, что он задумался или пытается вас надуть. Однако если он при этом подергивается или мотает головой, вполне возможно, что у него просто голова чешется – не мылся он несколько дней или блох своих вывести не может. Это, конечно, тоже кой о чем говорит, но вовсе не означает, что вас обманывают или раздумывают над вашей последней фразой. Правило второе: жест и любое другое движение человека не существуют отдельно от контекста, обстоятельств происходящего. Если человек сомкнул на груди руки, поднял плечи и весь сжался, то вполне может статься, что он негативно к вам относится, особенно если дело происходит в процессе «интимной беседы» или «деловых переговоров». Но все же не торопитесь с выводами, для начала следует проверить, закрыта ли форточка. Вполне может статься, что на него дует, а может быть, ему и вовсе просто холодно (ну не по погоде он сегодня оделся, не по погоде!), или его знобит, или, что уж совсем меняет дело, у него желудочные колики! Правило третье: слова должны соответствовать жестам, в противном случае последние вас обманывают (и в очень редких случаях обманывают слова). Если мама сжала кулаки, ее рот изображает оскал, глаза горят безумием и во всей позе читается раздражение, но при всем при этом она говорит: «Сынок (доченька), я тебе очень люблю! Я все делаю ради тебя!» – не верьте ушам своим. Не следует верить своим ушам и в том случае, когда девушка говорит юноше, что между ними (т. е. между ней и этим юношей) «нет ничего общего», что «она не знает, как с ним себя вести и что он от нее хочет», однако параллельно с этим подсаживается к нему ближе, подается к нему всем корпусом и кладет ему на бедро руку. НО! Если юноша говорит, что «любит», что «жить не может», однако при этом сжат в комок, в глаза не смотрит, выворачивает себе пальцы – не верьте глазам своим! Правило четвертое: то, что в одном случае является одним, в другом случае является другим. Сильное рукопожатие чаще всего свидетельствует о силе характера человека, пожимающего вам руку, или о хорошем к вам расположении. Но музыканты, например, берегут руки (прежде всего свои, а получается, что и чужие) и не жмут их кому попало подобно пассатижам; спортсмены, напротив, изображают своим рукопожатием тиски. Можно ли из этого сделать вывод, что сжавший вашу руку спортсмен – волевой человек, а протянувший вам «слабую» кисть виолончелист – слюнтяй? Боже вас упаси думать подобным образом, первый на поверку может оказаться трусом, а второй – одним из самых мужественных людей, с которыми вам вообще приходилось встречаться! Правило пятое: обилие жестикуляции или ее отсутствие часто больше говорит об образованности человека, нежели о его эмоциональности. Кажется вполне естественным, что человек, находящийся в состоянии эмоционального возбуждения, склонен к обильной жестикуляции. Однако здесь далеко не все так просто. Средства коммуникации – это средства коммуникации, т. е. способы, с помощью которых один человек пытается что-то сообщить другому человеку. Вот почему если человек хорошо образован, имеет широкий словарный запас и умеет полно и ярко подавать свою мысль без привлечения жестов и мимики, он, возможно, покажется вам эмоционально холодным. Тогда как дело, быть может, заключено лишь в том, что он просто не испытывает нужды в дополнительных, кроме своих речевых оборотов, информирующих вас стимулах. Правило шестое: возраст и другие элементы социального статуса предполагают определенные особенности жестикуляции, а потому всегда нужно смотреть на то, кто с вами говорит. Ребенок обладает меньшей палитрой жестов, но зато каждый из имеющихся производится им с большой амплитудой и интенсивностью. Взрослый человек, напротив, может поразить вас разнообразием жестикуляции, но эти жесты будут «маленькими». Поэтому если вы хотите быть точными в своих интерпретациях, смотрите на возраст говорящего, а еще лучше – на весь его социальный статус (профессию, образование, должность, образ жизни). Правило седьмое: невербальный язык – это по большей части честный язык, подделать его трудно, а в ряде случаев невозможно. Многие люди пытаются подделывать свой невербальный язык, говорить на нем то, что не отражает реального положения дел. Вам могут улыбаться, раскидывать перед вами руки, голосить, завидев вас, с истошным восхищением, но не торопитесь с выводами. Посмотрите, не поползли ли у этого «восторженного» персонажа уголки рта вниз, не слишком ли напряжен его рот («натянутая улыбка»), не поднялись ли у него плечи, когда он раскидывал навстречу вам свои руки, не является ли его голос «формальным», «отрепетированным», «деланным». Вполне возможно, что вас держат за идиота! Возможно, этот кто-то хочет сделать «хорошую мину при дурной игре», а может быть, просто трусит. Помните, подделать невербальный язык трудно, хотя, конечно, нужно пытаться справиться со своими зажимами, в этом случае вам действительно будет легче – и внешне, и внутренне. Таковы (в общих чертах) основные правила интерпретации внешнего облика (поведения) людей. А мы переходим к изучению конкретных форм и видов невербального поведения. Размеры личного пространства: «Кто в домике живет?» Первое, что вы должны сделать, вступая в отношения с другим человеком: узнать, насколько он к этому общению расположен. Если окажется, что расположен, – продолжайте в том же духе, вы на правильном пути! Если же окажется, что не расположен, то у вас два варианта: или расположить его к себе (это тема особого разговора), или отправиться восвояси – туда, где вам будут рады, тут все равно ловить нечего. Но как определить, насколько человек к тебе расположен? Сначала проверьте, в какой вы «зоне»… Каждый из нас представляет собой своего рода кочерыжку, от которой растут листья – одни к нам ближе, другие дальше. Иначе говоря, у каждого из нас есть свое личное пространство, которое делится на «зоны»: «интимную», «личную», «социальную» и «общественную». Если кто-то находится за пределами нашей «капусты», мы его самым непосредственным образом игнорируем; если же он входит в наше пространство (в какую-то из его «зон»), мы уже не можем оставаться к нему равнодушными – мы или рады его появлению и активности, или, напротив, весьма этим фактом обеспокоены. Свою «интимную зону» (ее границы, как правило, не превышают 15–45 см) мы охраняем буквально как частную собственность. Когда кто-нибудь, не будучи желанным, приближается к нам на это расстояние, у нас возникает чувство тревоги и внутреннего напряжения – мы деревенеем, взгляд наш становится «жестким», а дыхание – поверхностным. Ничего этого не происходит, если человек, с которым мы «не против поболтать», приближается к нам на расстояние 45–100 см, или в «личную зону». Если же в нашей «личной зоне» оказывается кто-то, с кем мы совершенно не намерены собеседоваться, то симптомы неудовольствия и тревоги снова дадут о себе знать. В метре или трех метрах от себя мы держим людей, с которыми нам приходится общаться по делу, – это «социальная зона». В этой зоне может оказаться случайный прохожий, у которого вы спрашиваете: «Который час?» и «Закурить не найдется?» Здесь же место преподавателей, начальников, инспекторов, инструкторов, продавцов, работников почты, службы быта и т. п. Вопрос об «общественной зоне» актуален в том случае, когда речь идет о взаимодействии с большой группой людей. То есть если вам предстоит выступать перед аудиторией, то вы предпочтете находиться от нее на расстоянии трех и более метров. Что ж, извлечем из этих научных истин практическое знание. Вот вы решили определить, как к вам относится человек… Подойдите к нему на три метра («социальная зона») и посмотрите, изменилось его поведение или нет? Теперь продефилируйте в метре от него («личная зона»). Как он на это реагирует? А теперь приблизьтесь к нему на расстояние вытянутой руки, т. е. менее полуметра («интимная зона»). Все, исследовательский сеанс закончился, оцениваем результаты. Если наш испытуемый напрягся, когда мы приблизились к нему на три метра, значит, ему совсем не до нас. Если же он напрягся, когда мы преодолели психологический барьер в метр, значит, с нами не особенно хотят говорить по душам. Если же и на расстоянии 40 см наш испытуемый продолжает излучать радость и расслабленность, значит, у него к нам самые нежные чувства[1 - Проводя подобные эксперименты, всегда помните об упомянутых выше правилах. Возможно, ваш «испытуемый» напряжен по каким-то другим причинам, от вас никак не зависящим, в этом случае проверять его на расположенность к вам бессмысленно, он уже напряжен и нервничает и, как термометр личностной оценки, просто временно выведен из строя. Дождитесь его возвращения в норму, а потом приступайте к своему «социальному эксперименту».]. Узнайте, как к вам относятся: «открыто» или «закрыто»? Теперь переходим к более подробному анализу поведения нашего визави: нам необходимо выяснить, насколько он «открыт» к взаимодействию. Очень может статься, что человек и неплохо к нам относится, но к взаимодействию с нами не расположен. Возможно, он не в духе или просто не согласен с тем, что мы ему говорим. Однако не исключен и такой вариант: он нас, как бы это помягче сказать… не переваривает. А кроме прочего, слышать не желает, видеть не хочет и – кульминация! – готов направить куда подальше. Определить, расположен к вам человек или нет, достаточно просто. Если он расположен и чистосердечен, то должен быть «открытым», а если нет, то «закроется». Сейчас мы обсудим только один вариант из этих двух, и тогда второй будет понятен – тут все будет наоборот. Итак, закрываемся… Как уже было сказано выше, обучение пониманию жестов и поз другого человека невозможно, если вы не попробуете спровоцировать человека на те или иные жесты и позы. Заставить человека «закрыться» можно без всякого труда – нужно на него просто «наехать». Впрочем, этот метод топорный, попробуйте использовать более изящную процедуру: «закройтесь». Действительно, если вы, общаясь с кем-либо, станете «закрываться» – это напугает, разозлит или, по крайней мере, напряжет вашего визави. Так что проведите соответствующий эксперимент – подойдите, например, к какой-то компании и изобразите «закрытость» по инструкции, представленной в таблице: скрестите на груди руки, зажмите кисти в кулаки, скрестите ноги, не показывайте ладони… Через пару минут вы увидите, как ваши доселе мирно беседовавшие собеседники напрягутся и займут соответствующую позу, точь-в-точь похожую на вашу. КАК ВЫГЛЯДИТ «ЗАКРЫТЫЙ ЧЕЛОВЕК» – ЛАДОНИ, КИСТИ, РУКИ, НОГИ Что ж, если ваши эксперименты прошли удачно и вы сумели зафрустрировать всех и вся, нужно извлечь из этого соответствующие выводы и дивиденды – научитесь пользоваться полученной информацией. Во-первых, теперь вы всегда можете знать, насколько к вам человек расположен, не игнорируйте эту информацию – она дорого стоит. Во-вторых, вы теперь знаете, когда вам следует озвучивать ваше предложение, а когда стоит от него воздержаться, ограничившись соответствующими вопросами: «А каково ваше мнение?», «С чем вы не согласны?», «Как бы я мог вам помочь?» Наконец, в-третьих, если вы все это знаете и умеете этим пользоваться, то вам не составит труда отбить у человека желание делать какие-то вещи, которые вы не хотели бы, чтобы он делал: просто примите «закрытую» позу, дождитесь, пока ваш визави окажется в соответствующем положении, а потом подведите разговор к тому, что пора, мол, «делать дело», «каковы ваши предложения?» Предложений не последует, чего, собственно, и нужно было добиться. Напротив, если вы хотите, чтобы на вас реагировали позитивно, чтобы вас слушали (чтобы к вам прислушивались), займите «открытую» позу, которая является в точности обратной «закрытой». Необходимо помнить: взаимодействие двух людей – это взаимодействие. Только дилетант решит, что это утверждение – тавтология. На самом деле это исключительная по важности инструкция. Если вы принимаете «закрытую» позу, то вынуждаете и своего собеседника «закрыться», если же, напротив, вы настойчиво «открываетесь», то рано или поздно вашему собеседнику тоже придется «открыться», а если он откроется физически, то откроется и психологически. Главное понимать – мы взаимодействуем с другим человеком, а потому он на нас реагирует, и если мы заинтересованы в каком-то конкретном типе его реакции, то должны побуждать его именно к этому типу реакции. Остается добавить, что люди, испытывающие тревогу, чувствуют себя «маленькими», «подавленными», «беззащитными», «беспомощными», а «внешний мир» кажется им «зловещим», «недоброжелательным», «чуждым», «подавляющим». Не случайно они и ведут себя соответствующим образом: они зажаты, скованы, голова утоплена в плечи, руки сложены так, словно бы им холодно, смотрят в пол, говорят тихо, садятся лишь на краешек предложенного им стула, пытаются быть незаметными, занимают дальние места. Напротив, человек, испытывающий положительные эмоции, раскрепощен, открыт, подвижен, совершает движения с большой амплитудой, но без суеты. Его взгляд непринужденно и с любопытством оглядывает окружающее пространство, он не тяготится пребыванием в центре внимания, не пытается остаться незамеченным, говорит четко и громко, с желанием, чтобы его услышали. Если попросить его рассказать о том, как он себя ощущает, то ответ будет примерно следующим: «Я ощущаю себя открытым, свободным, доброжелательным, расположенным к людям, большим». Проверьте свою открытость Прежде чем двигаться дальше, давайте исследуем свою собственную открытость. Насколько мы расположены к людям? Насколько мы нуждаемся в них? Насколько мы способны быть открытыми? – вот вопросы, на которые нам поможет ответить знаменитый тест английского психолога Ганса Айзенка – EPI. Ответьте, пожалуйста, «ДА» (+) или «НЕТ» (-) на следующие 57 вопросов: Подсчет: после заполнения графы «+/—» обведите кружком те свои ответы («+» или «—»), знаки которых совпадают со знаками («+» или «—»), стоящими перед буквой шифра в каждой строке. Теперь сложите все обведенные ответы (совпавшие по знаку со знаком шифра) по каждой из букв шифра – отдельно «Э», отдельно «Н» и отдельно «О». «Э»___ – экстраверсия; «Н»___ – нестабильность эмоций; «О»___ – откровенность. Каковы наши первые результаты? Если в квадрате «Э» у вас сияет цифра больше 15 единиц, то вы экстраверт (дословно – «обращенный наружу»). Экстраверты – это люди, открытые для эмоционального общения. Они нуждаются в постоянной стимуляции, подпитке от внешней среды, они стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены, готовы к быстрым реакциям. Для экстравертов характерна раскованность поведения, оптимистичность, веселость, вспыльчивость, а иногда и агрессивность. Впрочем, есть и существенный недостаток, «подмачивающий» репутацию общительного человека: может отмечаться некоторая поверхностность в восприятии людей и жизни. Если же в квадрате «Э» вы получили цифру, не превышающую 8 единиц, то вы интроверт (дословно – «обращенный вовнутрь»). Интроверты, в отличие от экстравертов, черпают стимулы для своей жизненной активности изнутри, они живут своим богатым внутренним миром. Интроверты, как правило, замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, сдержанны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, дружат преданно, но с немногими, избегают шумных компаний. Недостаток этого типа очевиден – мало эмоций, а ведь именно эмоции (положительные, конечно) сближают людей. Поэтому-то интровертам, которые не менее, а может быть, даже и более экстравертов нуждаются в друзьях, так трудно сойтись с людьми. Те, кто оказался между 8 и 15 баллами по этому показателю, – относятся к среднему типу, что, наверное, неплохо, однако таким людям следует знать, когда в них проявляется экстраверт, а когда интроверт, чтобы положительным сторонам этих типов в себе содействовать, а вот их недостатки уметь предупреждать. Благо в этом случае это как раз нетрудно. Шкала «Н» отражает величину вашей эмоциональной стабильности, точнее – нестабильности. Чем больше балл в соответствующем квадрате, тем больше ваша эмоциональная нестабильность (середина в районе 12 единиц). Люди, набирающие больше 15 баллов по этому показателю, как правило, тревожны, мнительны, застенчивы или беспокойны, раздражительны, обидчивы. Эмоциональная нестабильность характеризуется постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам. Такие люди страдают от самообвинений и параллельно с этим стремятся к самосовершенствованию. Эмоциональная стабильность (8 баллов и меньше) характеризуется противоположными чертами – уравновешенностью, устойчивостью к неудачам, а также холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать переживаниям других. Крайние значения этого свойства у человека редки, чаще представлены в той или иной пропорции. Все эти данные позволят определить ваш темперамент, для этого результаты «экстравесии» (ось абсцисс) и «нестабильности эмоций» (ось ординат) надо нанести на круг Г. Айзенка. Правда, если в квадрате «О» ваш результат превышает 4–5 баллов, результаты, по всей видимости, нельзя считать достоверными. Дело в том, что эти вопросы («О») проверяли, насколько вы адекватно оцениваете собственную личность, не переоцениваете ли себя. Считается, что все люди имеют мысли, которые бы они хотели скрыть от других, и все когда-нибудь опаздывали на работу или свидание. Поэтому если человек говорит, что он «ничего не скрывает» и «никогда не опаздывает», следует думать, что он, мягко говоря, несколько неадекватно себя оценивает. Так что, если баллы здесь перебраны, подумайте о том, нельзя ли быть чуть покритичнее к самим себе, – это даст вам значительные преимущества в сравнении с нынешним вашим психологическим состоянием. Теперь остается подвести некоторые итоги по вопросу принадлежности к тому или иному типу темперамента – холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому. КРУГ АЙЗЕНКА ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ Схватка за лидерство: «Вот вам моя рука!» Ладони – это способ выказать свое ощущение ситуации, а рукопожатие – свое отношение к человеку, с которым вы здороваетесь. Если вы демонстрируете открытую ладонь, вы словно бы говорите: «Да, пожалуйста!», «Как вам будет угодно!», «Вот такие дела». В целом вы излучаете уверенность и расположение. Если же вы хотите продемонстрировать властность, то ладонь нужно показывать тылом (только не отклоняясь при этом назад – это выдаст вашу нерешительность и тревогу!). Если же вы решились показать и вовсе крутой нрав, начните тыкать указательным пальцем направо и налево. Что ж, если вас устраивают две последние модели поведения, вы теперь знаете, как добиться желаемого, а не устраивает – будьте открытыми, это самое сложное и одновременно самое приятное. По тому, как человек протягивает вам руку, вы можете узнать, каким он вас воспринимает. Если он воспринимает вас слабым, зависимым или подчиненным, то протянет вам руку таким образом, чтобы ваша в процессе рукопожатия оказалась снизу, т. е. он делает жест – «ладонь, демонстрируемая тылом»; вам, соответственно, предлагается показать свою «беззащитную» открытую ладонь. Впрочем, вы и сами можете спровоцировать человека на занятие «властного поста», подсовывая свою руку снизу. Этим вы позволите ему (или вынуждаете его) чувствовать себя хозяином положения и взять на себя инициативу (в ряде случаев инициативу действительно имеет смысл перепоручить). Однако если вы не хотите допустить «лидерства» (в целом оно, конечно, липовое, ведь неизвестно, как вы себя чувствуете, может быть, вы на самом деле – удав перед прыжком на зайца) своего визави, то можно использовать специальный маневр. Вы видите, что человек направляется к вам с «властным рукопожатием» – демонстрирует вам не открытую ладонь, а ее тыл. Хорошо, осуществляем рукопожатие, но при этом делаем навстречу к нашему собеседнику шаг левой ногой, уменьшая таким образом разделяющую нас с ним дистанцию, и потом не просто приставляем к левой ноге правую, а выносим ее – правую ногу – еще более вперед, еще ближе к этому зарвавшемуся, на ваш взгляд, субъекту. Подобным маневром вы вторгаетесь в его личную зону (что само по себе дает вам инициативу), а сомкнутые в рукопожатии руки за счет вашего смещения чуть вправо от собеседника автоматически переходят из горизонтального положения в вертикальное. Теперь к рукопожатию. Этот жест имеет долгую историю и претерпел с древних времен существенные трансформации[2 - Не следует забывать об установленных в культуре обычаях, которые составляют основу так называемого «этикета» общения. Согласно господствующим в нашем обществе неписаным нормам, руку первым подает человек, более старший по возрасту и/или более значительный по своему социальному статусу. Кроме того, с дамами мужчинам иногда уместно поздороваться «целованием ручки». Злоупотреблять этой процедурой не нужно, но если все же вы решились ее проделать, сделайте все правильно: подходить к этой женщине нужно на расстояние вытянутой руки (не больше и не меньше!), а целуя, не тащить ее руку к своему рту, но слегка нагнуться к ней корпусом и поцеловать руку, вытянутую этой дамой на уровне ее груди.]. Когда-то протянутая для рукопожатия открытая ладонь демонстрировала безоружность собеседника, теперь же она может символизировать множество других вещей… Итак, если рукопожатие осуществляется в горизонтальном положении, оно несет на себе отпечаток извечной конкурентной борьбы за власть. Уважительное рукопожатие, когда партнеры «говорят на равных», напротив, происходит в вертикальном положении, руки двух людей находятся в этом случае не одна под другой, а одна – ваша – с правой, другая – его – с левой (если смотреть от вас, разумеется). Впрочем, дружеское рукопожатие может быть и иным, например, когда вы охватываете кисть своего визави сразу двумя руками, заключая его руку в своеобразный футляр. Но никогда не делайте этого, если вы с человеком едва знакомы: этот жест воспринимается как демонстрация доверия и расположения, которое необходимо заслужить, поэтому слишком поспешное действие здесь может вызывать у этого человека подозрение в вашей неискренности. Вообще говоря, чем больше площадь соприкосновения двух собеседников, чем интимнее зоны этого прикосновения, тем лучше они друг к другу относятся и тем большую силу позитивных чувств друг к другу испытывают (из этого правила, как нетрудно догадаться, исключаются «соприкосновения», возникающие при драке, – удар в пах хотя и затрагивает интимную зону, но не свидетельствует о добром расположении к нам «собеседника»). Поэтому иногда вам пожимают руку двумя руками, захватывая при этом вашу кисть или локоть, иногда чаще более старший по возрасту визави может даже потрепать вас за плечо. Если все это не сопровождается угрозами или чем-то еще в этом духе, значит, к вам очень хорошо относятся. Не пренебрегайте доброжелательностью, даже если вы сами не расположены к своему визави настолько сильно. Как вы уже поняли, внешний вид человека, его поведение и жесты определяются тем, в каком психологическом состоянии он находится – в добродушном или агрессивном, сомневается или принимает решение, согласен с вами или же, напротив, категорически вам возражает. Однако точно так же, как психологическое состояние влияет на позу и поведение человека, так и эта поза, жесты, в свою очередь, влияют на его психическое состояние. Если человек принимает агрессивный облик – он злится; если же он движется как зависимый и испуганный субъект, то в скором времени таким и будет себя чувствовать. Поэтому если вы, предпринимая те или иные действия, вынудите человека изменить свою позу, вы таким образом повлияете и на его душевное расположение. Еще один важный нюанс, связанный с особенностями рукопожатий, – это та дистанция, на которой это рукопожатие совершается. Рукопожатие, как правило, не требует преодоления границ «интимной зоны» личностного пространства. Однако иногда вас буквально втягивают в «интимную зону», что, как и неполное (без полного сцепления рук) или слабое рукопожатие, свидетельствует о неуверенности вашего собеседника. Иногда же, напротив, нас держат на серьезной дистанции, максимально выбрасывая прямую руку в вашу сторону, это может быть признаком агрессивного настроя вашего собеседника. Агрессивный настрой также может проявляться излишне сильным рукопожатием, однако часто даже сам пожимающий таким образом нашу руку человек не осознает своего напряжения и скрытой в нем агрессии. Последнее, о чем здесь следовало бы сказать, так это о роли большого пальца в невербальном общении. Если человек неосознанно демонстрирует вам свое превосходство, вам придется лицезреть его большой палец: он или застынет на лацкане пиджака, либо будет гуттаперчево красоваться поверх брючных карманов (и передних, и задних). Наконец, указующий жест с использованием большого пальца чаще всего свидетельствует об исключительном пренебрежении, испытываемом его владельцем. Психологическая хиромантия Все рассматриваемые нами способы «диагностики» человеческой личности по человеческому поведению достаточно сложны и объемны. Но есть и более простые способы, которые не стоит сбрасывать со счетов. Что ж, займемся психологической хиромантией… Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой или правой руки? Запишите результат. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый? Запишите результат. Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Запишите результат. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Запишите результат. БЛАНК ИССЛЕДОВАНИЯ Теперь посмотрим, что у вас получилось: ПППП – консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения. ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность. ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический (при общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора). ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность; избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию. ПЛПЛ – слабый тип, встречается, как правило, среди женщин; характерны: подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт. ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям; в общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения (среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин). ПЛЛЛ – этот тип, наоборот, более характерен для мужчин; отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума. ЛППП – один из наиболее распространенных типов; он эмоционален, легко контактирует практически со всеми; однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию. ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен; требует особо бережного отношения к себе. ЛПЛП – это самый сильный тип характера: настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению; несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый; внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью; способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкий тип, у мужчин практически не встречается. ЛЛЛП – энергичен, эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи; ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко. Как вы, наверное, заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответствует «художественному типу», а ПППП присуще «мыслителям». Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Узнайте, говорят ли вам правду: «Зачем вы трогаете руками лицо?» Большинство наших жестов понятны без объяснений, но есть жесты, о которых стоило бы сказать особо, – это жесты, сообщающие о том, что вам солгали. Нам всегда хочется знать – врут нам (привирают) или говорят правду. Зачастую определить это достаточно трудно, особенно если лгун сам верит в собственные россказни. Если же он пытается намеренно ввести нас в заблуждение (возможно даже и без какого-то злого умысла, а так, по доброте своей душевной), то он все-таки неосознанно совершит жест, который выдаст его с головой. Если вы увидите, что маленький ребенок, сказав вам что-то, закрыл рот руками, можете быть уверенными, он вам солгал. У взрослого человека этот рефлекторный (автоматический) жест остается, но в значительно измененной форме. Солгав, взрослый человек может (иногда спустя несколько секунд) потереть рот или нос или «отереть» рукою лицо, наконец, протереть глаза. Если же одновременно с этим он несколько прикрыл глаза, отвел их в сторону или корпусом чуть-чуть подался в сторону, сместился от вас на пол-оборота, то можете быть уверены – он точно врет. Впрочем, точно такой же жест может быть и у человека, который слушает чью-то ложь (т. е. считает, что сообщаемое ему является ложью). Жесты, свидетельствующие о намеренной лжи вашего собеседника, могут быть самыми разнообразными. Часто человек совершает движение, которое выполняет странную функцию, – то ли служит ему для поддержания головы, то ли для прикрытия рта. Иногда человек, сказавший какую-то неправду, начинает покашливать или невротично смеется. В случаях, когда лгущий человек чувствует, что его обман будет раскрыт, он испытывает легкий зуд в области шеи и пытается поправить воротничок или же просто протирает шею. Однако когда человек почесывает шею одним пальцем при условии, что говорите вы, чаще всего это свидетельствует о том, что он сомневается в ваших словах. Аналогичным образом интерпретируется поведение человека, слушающего вас и одновременно потирающего, сгибающего свое ухо, потягивающего его мочку. Скорее всего, этот субъект вам не доверяет, или просто не хочет слушать то, что вы ему говорите, или уже наслушался вдоволь и хочет взять слово. Если бы он выразил свое чувство словами, то мы бы услышали, что «слушать это больше нет никакой возможности». Здесь мы имеем дело с рудиментом детской реакции – закрыть уши руками, когда тебя ругают. Если же человек считает, что вы ему врете, он может начать потирать глаза, проводить пальцем под веками, разглаживать брови. Подобные жесты означают примерно следующее: «Я не хочу этого видеть». В тех случаях, когда вы спрашиваете человека о чем-то, что было предметом вашей договоренности, а он вдруг закидывает руку назад и начинает поглаживать свою шею и затылок, значит, он не сделал того, что следовало, и испытывает по этому поводу сильное смущение. По сути, он пытается наподдать себе подзатыльника или «по шее», так что не сердитесь на него сверх меры, он и сам недоволен собственной неисполнительностью. Если же в подобной ситуации он символически ударяет себя по лбу, вам действительно следует слегка нажать на него, ведь этот жест носит скорее демонстративный характер – данный субъект готов повиниться, но сам-то он вины не испытывает. Во время разговора мы прикасаемся к своему лицу и со множеством других целей. Например, голова, опирающаяся на ладонь, как правило, принадлежит человеку, испытывающему скуку. Если голова человека, слушающего своего собеседника, опирается на руку, а указательный палец, отведенный кверху, застыл у виска, то можно не сомневаться – этот персонаж сильно сомневается в том, что ему говорят, относится к излагаемой точке зрения критически и думает еще много всякой нелицеприятной всячины о своем собеседнике. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/andrey-kurpatov/7-etazhey-vzaimoponimaniya-yazyk-tela-i-obraz-mysli/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом. notes Примечания 1 Проводя подобные эксперименты, всегда помните об упомянутых выше правилах. Возможно, ваш «испытуемый» напряжен по каким-то другим причинам, от вас никак не зависящим, в этом случае проверять его на расположенность к вам бессмысленно, он уже напряжен и нервничает и, как термометр личностной оценки, просто временно выведен из строя. Дождитесь его возвращения в норму, а потом приступайте к своему «социальному эксперименту». 2 Не следует забывать об установленных в культуре обычаях, которые составляют основу так называемого «этикета» общения. Согласно господствующим в нашем обществе неписаным нормам, руку первым подает человек, более старший по возрасту и/или более значительный по своему социальному статусу. Кроме того, с дамами мужчинам иногда уместно поздороваться «целованием ручки». Злоупотреблять этой процедурой не нужно, но если все же вы решились ее проделать, сделайте все правильно: подходить к этой женщине нужно на расстояние вытянутой руки (не больше и не меньше!), а целуя, не тащить ее руку к своему рту, но слегка нагнуться к ней корпусом и поцеловать руку, вытянутую этой дамой на уровне ее груди.