Амстердам. Путеводитель Бертольд Шварц Ингола Ламмерс Сильвия Целе Юрген Бергманн Этот бурлящий город, где 160 каналов и больше 1000 мостов, где церкви называют не по святым, а по розе ветров, заражает вас своей энергией. Дома на набережных, как строки книги, отражают в себе и купеческий «золотой век» города, и новейшие веяния. В его музеи едут восхищенные любители искусства со всего мира. А в окрестностях вас ждут целые поля тюльпанов, ветряные мельницы и отличные пляжи. В путеводителе представлен исторический обзор, который приводит важнейшие события из истории Амстердама. Все главные достопримечательности города перечислены в одном кратком списке с комментариями. Отдельные подробные очерки посвящены интернациональным чертам амстердамской кухни, неиссякаемому многообразию магазинов и рынков, культурной афише и ночной жизни города, живописи Рембрандта и архитектуре Нидерландов. В конце каждой главы есть справочный раздел с нужными адресами, часами работы, нашими рекомендациями по ресторанам и магазинам. В завершающем разделе много фактов и советов, которые пригодятся вам еще до начала путешествия в Амстердам. Ингола Ламмерс, Юрген Бергманн, Сильвия Целе, Бертольд Шварц Амстердам. Путеводитель Дорогие читатели! Актуальность и Достоверность Информации – это понятия, которые для нас для нас всегда пишутся с Большой Буквы. Наши корреспонденты постоянно ведут реестры изменений, происходящих в туристической среде, а картографы вносят поправки в карты, адаптируя их к новой ситуации и новым версиям текстов. Но мир путешествий живет своей, очень бурной и насыщенной событиями, жизнью. Поэтому мы не можем взять на себя ответственность за стопроцентную достоверность данных о часах работы музеев, транспорта, ресторанов, развлекательных учреждений и т. д. Мы будем рады любой поправке или дополнительной информации, присланной Вами! Наш адрес: Nelles Verlag, Machtlfingerstr. 11, D-81379 Munchen, Germany. Tel. (089) 3571940, Fax (089) 35719430, E-Mail: lnfo@Nelles-Verlag.de, Internet: www.Nelles-Veriag.de. В России и СНГ направляйте, пожалуйста, Ваши замечания в ООО «Дискус Медиа», 192029, С.-Петербург, Общественный пер., 5. Тел./факс (812) 322 9860, Internet www.touristmaps.ru. Условные обозначения На Принсенграхте. Блошиный рынок на Ватерлооплейн. Исторический обзор Конец XII в. Там, где Амстел впадает в Зейдерзее (залив Эйселмер), первые поселенцы сооружают дамбу. На искусственных холмах строятся глиняные мазанки. 27 октября 1275 года. Граф Флорис V Голландский дарует поселению, в котором в то время было около 1000 жителей, освобождение от налогов и торговые привилегии. С 1300 года. Маленький торговый город постепенно разрастается. Епископ Утрехтский наделяет его правами города. Граждане Амстердама теперь могут избирать муниципалитет. Начато строительство Ауде Керк (Старой церкви). 1347 год. После «Чуда амстердамской просвирки» в город устремляется огромное количество паломников, ищущих исцеления. 1367 год. Вступление в Кельнскую конфедерацию. 1421 год. Сильный пожар почти полностью разрушает город. Огромное количество людей умирает от эпидемий. 1453 год. Город переживает еще один пожар. 1481 год. Начало строительства оборонительной каменной стены. 1489 год. Император Максимилиан I Австрийский из династии Габсбурсгов после успешного паломничества в Амстердам дарует городу право изображать на гербе императорскую корону. После бракосочетания с Марией Бургундской он становится правителем графства Голландия. 1535 год. Церковные волнения. Зарождается движение Реформации. Кальвинистская этика близка строгим нравственным ценностям жителей Амстердама. 1566 год. Иконоборческое движение кальвинистов в католических храмах страны. 1567 год. Филипп II, убежденный католик, приказывает захватить Амстердам. 1568 год. Протестант Вильгельм Оранский возглавляет борьбу Нидерландов против католической Испании. 1578 год. Кальвинисты разбивают испанские войска и отправляют католических служителей обратно в Испанию. Этот поворот от эпохи католика Филиппа II к протестантизму в Нидерландах называют «Alteratie» (изменение). Отныне не кальвинизм, а католицизм преследуется по закону. Католикам остаются только тайные убежища, так называемые подпольные церкви. 1585 год. В период испано-голландской войны богатые фламандские купцы бегут в Амстердам, после того как Испания захватила Антверпен. За ними следуют евреи из Португалии, а также французские гугеноты. Город переживает экономический подъем. 1594 год. Начало разведения тюльпанов. 1597 год. Голландские мореплаватели плывут в Индонезию и составляют карты, на которые нанесены будущие торговые пути между Азией и Голландией. 1602 год. Основание Голландской Ост-Индской торговой компании (VOC). Она вырастает в гигантскую торговую и военную корпорацию, колонизирующую весь Индонезийский архипелаг. 1611 год. Амстердам – самый крупный в мире импортер пряностей и товаров с Дальнего Востока. Возникает первая фондовая биржа, положившая начало финансовому рынку Амстердама. Витражи Ауде Керк, старейшей церкви Амстердама, созданы в XVI веке. 1613 год. Процветающая торговля требует все больше складских помещений и причалов для кораблей. Начинается строительство окружных судоходных каналов. Торговцы и купцы строят себе дома, стараясь перещеголять друг друга разукрашенными фронтонами. 1631 год. Рембрандт ван Рейн переселяется из Лейдена в Амстердам. 1632 год. Основан Амстердамский университет. 1648 год. В свой «Золотой век» Амстердам раскрывается во всем великолепии и на протяжении более чем 100 лет остается крупнейшим торговым городом мира. Только после 1780 г. в войнах против Англии и Франции он теряет большую часть своего морского флота, а вслед за тем и доминирующее положение в мировой торговле. С 1652 года до конца XVIII в. Голландию ослабляют непрерывные морские войны. 1813 год. Амстердам становится столицей Нидерландов, однако резиденция правительства располагается в Гааге. Морские путешествия заложили основу процветания Амстердама в XVII веке. 1863 год. Запрет работорговли и рабовладения. 1870 год. Амстердам расширяется в южном направлении. Парк Вондела (Vondelpark) заселяется зажиточными гражданами, на юго-западе образуется рабочий квартал. 1876 год. После строительства Североморского канала (Noordzeekanaal) благосостояние города увеличивается, население растет. Конец XIX в. Заканчивается строительство Центрального вокзала (Centraal), здания Биржи ван Берлаге (Beurs van Berlage) и Государственного музея (Rijksmuseum). 1928 год. В Амстердаме проходят IX Олимпийские игры. 1940 год. В мае немецкие войска занимают город, хотя Нидерланды сохраняют нейтралитет. 25 февраля 1941 г. рабочие дока протестуют против высылки еврейских сограждан. Многие жители Амстердама участвуют в движении Сопротивления против нацистов. 1945 год. 8 мая: освобождение Амстердама канадскими войсками. 1966 год. 10 марта во время свадьбы наследной принцессы Беатрикс и принца Клауса фон Амсберга проходят демонстрации анархистов с дымовыми шашками, конфетти и отбросами в качестве оружия. Амстердам становится все более радикальным. Демонстрации против вьетнамской войны США, против любых дискриминаций и против ядерной гонки приводят к появлению гражданских союзов и инициативных групп. 1970-1975 гг. Так называемые кракеры самовольно захватывают сотни пустующих квартир, участвуя в движении за обеспечение комфортабельным жильем. Результатом явились скандалы, но также и политический диалог с кракерами в городском парламенте. 1980 год. 30 апреля: коронация королевы Беатрикс в церкви Ньиве Керк (Новой церкви), сопровождаемая активными демонстрациями протеста против монархии. 1987 год. Последний дом у городских каналов подключен к канализации. 1992 год. 4 октября: «Боинг» израильского El AI падает в фабричном предместье Бейлмермер (Bijlmermeer) и тем самым обращает внимание общественности на обстановку в этом проблемном квартале. 1995 год. Муниципалитет решает провести застройку старых портов и островов залива Эй (IJ). 2002 год. Свадьба наследного принца Вильгельма-Александра со своей возлюбленной Максимой из Аргентины. Гибель Пима Фортейна, известного правозащитника, от рук левого экстремиста; партия «Список Пима Фортейна» участвует в формировании правительства. В возрасте 76 лет умирает принц Клаус, народный любимец. 2003 год. 22 января проходят дополнительные выборы, после того, как Балкенеде расторг коалицию. 2004 год. Прямо на улице марокканским исламистом убит кинорежиссер Тео Ван Гог. Волна насилия потрясает страну. 2005 год. Открытие Дома Музыки. 2006 год. Тематические выставки, приуроченные к «Году Рембрандта». Дом Бартолотти, один из самых красивых патрицианских домов Амстердама. Основные достопримечательности **Биржа ван Берлаге (Beurs van Berlage): С постройки здания биржи в 1903 г. Хендрик П. Берлаге начал летопись современной архитектуры города. **Ньиве Керк (Nieuwe Kerk):Главная церковь города с богатым внутренним убранством XVII в. **Бегейнхоф (Begijnhof):Оазис спокойствия и тишины посреди городской суеты; в Средние века здесь жили сестры-мирянки. **Херенграхт (Herengracht):Самый респектабельный амстердамский канал, обрамленный богатыми старинными купеческими домами. **Амстердамский Эрмитаж (Eremitage Amsterdam):Здесь проходят сменные выставки экспонатов из знаменитого петербургского музея. **Ауде Керк (Oude Kerk):Старейшая в городе церковь, превращенная в выставочный и концертный зал, расположена в центре Квартала красных фонарей. **Дом Бартолоии (Bartolotti Huis) (стр, 39): Один из лучших образцов роскошных особняков на канале, постройка XVII в. Нордеркерк (Noorderkerk) и **Нордермаркт (Noordermarkt):На площади перед величественной церковью XVII в. каждый понедельник устраивается огромный блошиный рынок. "Дом Анны Франк (Anne Frank Huis):С 1942 по 1944 г. здесь скрывалась еврейская семья Франк. Знаменитый дневник, написанный их дочерью Анной, приобрел всемирную известность как волнующее свидетельство эпохи. **Йордан (Jordaan):Бывший квартал бедняков, сегодня – историческая часть города, привлекающая множество туристов своими идиллическими узкими каналами, тщательно выкрашенными жилыми домами и «хофьес», домами престарелых. **Государственный музей (Rijksmuseum):Большое собрание шедевров живописи XVII столетия, в том числе знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта. **Музей Ван Гога (Van Gogh Museum):Наряду с 600 картинами и 200 рисунками великого голландского художника, здесь хранятся произведения не менее знаменитых его современников – Гогена и Тулуз-Лотрека. **Нидерландский музей мореходства (Nederlands Scheepvaartmuseum) (стр 58): В 25 залах наглядно представлены история и современные достижения судостроения, мореходства, навигации и т.п. **Городской музей современного искусства CS (Stedelijk Museum CS):Здесь временно выставлены экспонаты одноименного музея современного искусства, до 2008 г. закрытого на капитальный ремонт. **Королевский Дворец (Koninklijk Paleis):Старинная ратуша и резиденция королевской семьи Нидерландов, часть помещений отведена под музей. *Музей истории Амстердама (Amsterdams Historisch Museum):Интересные документы по истории города, дополненные увлекательными тематическими выставками. *Еврейский исторический музей (Joods Historisch Museum):Ансамбль старинных синагог, преобразованный в культурно-исторический музей амстердамской еврейской общины. *Музей Тропиков (Tropenmuseum):Красочные и звучные музейные инсценировки, увлекающие посетителей в жизнь экзотических стран. *Дом-музей Рембрандта (Rembrand-thuis):Дом-музей гениального художника с подлинной мебелью и картинами. *Рынок Алберта Кейпа (Albert-Cuyp-Markt):Прогулка по многонациональному Амстердаму среди товаров, снеди, продавцов и покупателей со всего света. *NEMO:Зеленое «здание-корабль», внутри которого вас ждет интерактивная научно-технологическая игровая площадка с приключениями. Приглашение к путешествию Путешествие в Амстердам – это почти путешествие в будущее. Во многих европейских столицах скоро будет примерно такая же многонациональная структура населения, как в этом бурлящем городе на западе Европы. Колониальная история, открытость миру, либеральность и толерантность – не только в отношении к легким наркотикам или бизнесу на панели – превратили Амстердам в сплав из 173 национальностей. Здесь живут выходцы со всего света, начиная от Китая и Молуккских островов, включая Средний и Ближний Восток и кончая Карибским морем. Конечно, совместная жизнь этносов и соседство самых различных мировоззрений – от кальвинизма до атеизма (37%) и от ислама до буддизма – не обходится без сложностей. Бушующие во всем мире конфликты не минуют Амстердам. Но «мут кюннен» (Moet kunnen), как говорят амстердамцы, «все обойдется», и этот девиз помогает им уживаться мирно. Суринам (бывшая Нидерландская Гвиана) в 1667-1975 гг принадлежала Королевству Нидерланды. После того, как колония получила независимость, многие суринамцы решили принять нидерландское гражданство. Сегодня они составляют 10% из 738 000 жителей города, и их культура накладывает заметный отпечаток на облик Амстердама. Свою родину здесь нашли и марокканцы (около 55 000), и турки (около 34 000), и антильцы (около 10 000). Рынок Алберт-Кейп-Маркт (Де Пейп) как зеркало многонационального состава городского населения. «Золотой век» В XVII столетии, в свой «Золотой век». Амстердам был центром мировой торговли. Авантюристы, люди искусства, ремесленники, торговцы, еврейские ювелиры, банкиры различных национальностей стекались в этот портовый город, чтобы получить свой кусок пирога. Своим процветанием город был обязан прежде всего мореходству: голландские капитаны, состоявшие на службе у Португалии и Испании, составляли карты морских путей, по которым затем с 1580-х годов их земляки отправлялись на торговых кораблях. Будучи людьми деловыми, голландские купцы, составлявшие тогда половину населения Амстердама, основали в 1602 г Ост-Индскую торговую компанию (VOC – Verenigde Oost-lndisch Compagnie). Уже с 1611 г Амстердам становится крупнейшим европейским импортером пряностей, шелка и экзотических товаров из Индии, Индонезии и с Дальнего Востока. Позднее он начинает поставлять алмазы, слоновую кость, рис, сахар, кофе и меха со всего света. Дельфтский фарфор тоже появился на свет в результате торговой деятельности: поскольку Европа была в восторге от китайского фарфора, в Дельфте (Delft) основали мануфактуру, которая выпускала весьма успешные подражания этой благородной посуде. В 1621 г. по образцу «Ост-Индской торговой компании» была организована «Нидерландская Вест-Индская компания». Захватив земли для постройки фортов, она основала колонии в Бразилии (Ресифи), Карибском море (в том числе Аруба. Бонайре, Кюрасао), Северо-Восточной Америке (нынешний Нью-Йорк), Западной Африке (рабовладельческие форты в Гане) и Южной Африке (Кейптаун, 1652 г.). Жульнический товарообмен, работорговля и эксплуатация других стран заложили основу нидерландской колониальной экономики, и выгоду от этого получил в первую очередь Амстердам. Городские судоходные каналы Жители Амстердама отвоевали свой город у моря. Дамбы, давшие название городу («Амстел-Дамм», т.е. «дамба на реке Амстел»), и плотины, находящиеся под постоянным контролем, защищают город, лежащий ниже уровня моря местами на целых 5 метров. Первыми поселенцами этой земли, с которой отхлынуло море, стали рыбаки. Амстердам стоит на 5 миллионах деревянных свай; вода пронизывает весь облик этой жизнерадостной «Северной Венеции» на Амстеле (Amstel). Неповторимую индивидуальность придают городской панораме 160 судоходных каналов, над которыми перекинуто более тысячи мостов. С 1616 г город, который из-за расцвета морской торговли испытывал все большее перенаселение, был расширен с помощью концентрических поясов каналов: Херенграхт (Herengracht), Кейзерсграхт (Keizersgracht) и Принсенграхт (Prinsengracht). Это вызвало немедленный строительный бум на их берегах. Для богатых купцов, державших здесь свои склады и конторы, дома вдоль каналов стали теперь респектабельными жилищами и объектами престижа. Архитекторы создавали здесь самые фантастические фронтоны: среди них различают ступенчатые, клювовидные, с разрывом, резные. Все они снабжены такелажными балками для подъема груза на верхние этажи, а некоторые украшены оригинальными фронтонными барельефами. Сегодня исторический центр Амстердама с его 6800 зданиями, находящимися под охраной как памятники, внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО в качестве крупнейшего старинного города Европы. Вверху: Оживленное движение судов по городским каналам (здесь: Ауде Сханс). Справа: Велосипед – главное средство передвижения в центре Амстердама. Лодки, велосипеды и большое искусство Самым лучшим способом познакомиться с голландской столицей (хотя напомним, что резиденция правительства – Гаага), будет водная прогулка; обилие экскурсионные суденышек говорит здесь само за себя. Водные пути предназначены не только для прогулочных туристических судов (среди которых «музейные катера», речные трамвайчики и катера-такси Artis Express), но и для жителей города, которые в хорошую погоду катаются и устраивают пикники на воде. То тут, то там на улицах звучит предупреждающее «Дзинь-дзинь!», а точнее – Bell Bell, если уж говорить по-голландски. Это сигнал велосипедиста, хотя не на всех велосипедах есть звонки. Фитс (fiets), велосипед, относится к предметам первой необходимости каждого горожанина – в городе насчитывается около 600 000 велосипедистов. Велосипедные дорожки называются фитспад (fietspad); по ним можно ездить и на мопедах (bromfietsj. Проехаться на велосипеде по Амстердаму – это неописуемое удовольствие и масса впечатлений; правда, на фигспадах всегда очень тесно, темп высок, а правила движения соблюдаются весьма приблизительно. Приезжих часто удивляют фантастические конструкции велосипедов с транспортными корзинами и детскими сиденьями, а также огромные противоугонные замки. Чаще всего в Амстердаме крадут именно велосипеды. В необычайно живом и творческом состоянии пребывают здесь искусство и архитектура. Художественные сокровища, которыми владеет Амстердам, просто невероятны: достаточно упомянуть «Ночной дозор» Рембрандта в сказочно богатом Государственном музее (Rijksmuseum). Всемирно известный музей Ван Гога не только хранит творения художника, но позволяет увидеть его в контексте его времени и культуры. Третьим в этом союзе является Городской музей современного искусства (Stedelijk), равных которому почти нет в мире (в настоящее время закрыт на реконструкцию). Идет ли речь о нидерландском неоренессансе, «кондитерском» стиле (модерне) или же современном планировании городского строительства – Амстердам всегда отличался инновационным мышлением и готовностью к принятию умных и нетрадиционных решений. Примером тому служат «амстердамчики» (Amsterdammetjes), чугунные столбики с тремя косыми крестами (элемент герба города), которые препятствуют парковке машин на тротуарах. И пока в соседней Германии ведутся длинные дискуссии о режиме работы магазинов, в Амстердаме магазины, естественно, открыты по воскресеньям, а в первую половину дня по понедельникам закрыты. Амстердам ведет строительство столь необходимой городу второй линии метро, с севера на юг, которая частично пройдет под заливом Эй (открытие планируется в 2012 г.). Так что в течение ближайших лет в панораму города будет вписано множество стройплощадок. На велосипеде, взятом напрокат, можно исследовать город с гидом или самостоятельно. Открывая Амстердам От *Центрального вокзала до площади Дам Откуда бы вы ни приехали в Амстердам, идеальным местом встречи и отправным пунктом для знакомства с городом будет "Центральный вокзал (Centraal Station) (1). Это монументальное здание служит символическими воротами в город. За ним простирается внутренняя гавань Хет Эй (Het IJ), бухта залива Эйсселмер (Ijsselmeer) соединенная каналом с Северным морем. Перед вокзалом начинается центр города. Здание вокзала было построено в 1889 г. на искусственном острове архитектором Петрусом Й. X. Кейперсом, ярким представителем голландского неоренессанса, который был также автором Государственного музея (Rijksmuseum). Центральный вокзал, для многих гостей города отправная точка в экскурсиях – как по суше, так и по воде. Не совсем памятником архитектуры, но в любом случае достопримечательностью Амстердама считается многоэтажная стоянка на Вокзальной площади (Stationsplein) – здесь могут разместиться 2500 велосипедов. На площади находится Туристическое бюро, а также центральный Информационный пункт местного общественного транспорта, где вы сразу можете приобрести очень удобные билеты на 24, 48 или 72 ч. Недалеко от вокзала причалены в ожидании пассажиров лодки для экскурсий по каналам. Ну а теперь можно пуститься в путь, погрузиться в пеструю мешанину языков и наций и вскоре оказаться на Дамраке (Damrak), главном бульваре, ведущем через центр города, деловом и полном суеты, но не лишенном прелести. Ваше внимание сразу привлечет импозантное здание **Берс ван Берлаге (Beurs van Berlage) (2) с колокольней, бывшая биржа. Это одно из самых впечатляющих сооружений ранней «Амстердамской школы», с него и началась современная архитектура Нидерландов. Архитектору Берлаге удалось благодаря этой постройке (1898-1903 гг.) совершить радикальный перелом в господствовавшей до того архитектуре, примерами которой служат построенные Кейперсом Государственный музей и Центральный вокзал. Кирпичный фасад длиной 450 м напоминает фасад ратуши в Нанте. Берлаге хотел создать общественное здание по итальянскому образцу, а его заказчики желали выразить в нем мощь нидерландской экономики. На сегодняшний день победило желание архитектора: здесь регулярно проводятся концерты, театральные постановки и выставки. План города Площадь Дам и *Королевский дворец Рядом с великолепным зданием Биржи в центр внимания туристов попадает огромный обелиск. Вы стоите на площади Дам (Dam), на Дамбе, которой Амстердам обязан своим названием. Здесь в XIII веке возникла маленькая деревенька и была сооружена первая дамба на Амстеле. Над площадью возвышается обелиск Национального монумента (Nationaal Monument) (3)высотой 22 м (1956 г.), возведенный как памятник жертвам Второй Мировой войны. У самого крупного амстердамского торгового дома Магазейн де Бейнкоф (Magazijn de Bijenkorf), существующего с 1914 г., уникален не только адрес – Дам, 1, – но и ассортимент товаров. Возле площади Дам гордо высится * Королевский дворец (Koninklijk Paleis) (4), первоначально построенный как ратуша (1648-1665 гг.). Дворец стоит на 13 659 двенадцатиметровых сваях и считается среди жителей Амстердама восьмым чудом света. И в самом деле, эта бывшая ратуша, которую Наполеон в 1808 г. сделал своим дворцом, производит неизгладимое впечатление – великолепный сплав скульптуры и архитектуры, символ власти в разгар «Золотого века». Якоб ван Кампен спроектировал самую обширную по тем временам ратушу в Европе, с огромными залами, один из которых – Гражданский зал с отделкой из драгоценных материалов и с напольной картой мира из мрамора и латуни – относится к числу красивейших залов Европы. Дворец открыт для посещения (но до 2008 г. будет поэтапно закрываться на ремонт), так как королева использует его только в дни официальных праздников – ее резиденция находится в Гааге. **Ньиве Керк Не меньшее внимание, чем Королевский дворец, притягивает к себе стоящий поблизости роскошный готический собор с элементами ренессанса: это **Ньиве Керк (Nieuwe Kerk) (5), или Новая церковь, самый главный храм города. С 1578 г. Новая церковь стала протестантской, а в 1814 г получила статус коронационной церкви. Вместе с ратушей, которая в начале XIX в. была превращена в Королевский дворец молодой нидерландской монархии, Ньиве Керк в «золотом» XVII веке стала центром богатого купеческого и портового города. Строительные работы, начатые еще в 1408 г., были приостановлены из-за двух пожаров и закончились только к 1514 году. После еще одного сильного пожара в 1645 г., полностью разрушившего внутренность церкви, Ньиве Керк была реконструирована в духе того времени и роскошно отделана изнутри. Теперь снаружи этот храм выполнен в готическом стиле, а внутри царит барокко: над барочной **церковной кафедрой высотой более 10 м скульптор Альберт Янсон Винкенбринк работал почти 20 лет (1645-1664 гг.). Необычно выполнена лестница кафедры: по канату вдоль перил с большим восторгом скользят вниз озорные ангелочки. Ньиве Керк, коронационная церковь нидерландских монархов, часто используется и для проведения выставок и концертов. Еще одна достопримечательность церкви – роскошный орган 1645 г.. звуки которого заставляли вибрировать все церковное пространство и который, к счастью, во время одного из самых страшных пожаров находился в мастерской. Памятник у входа в церковь напоминает о национальном голландском поэте Йосте ван ден Вонделе (1587-1679). Посреди церкви под черным мраморным надгробием покоится доблестный адмирал Михель де Рейтер (1607-1676), одержавший победу в бою с англичанами. Церковь часто предоставляет свое помещение для художественных выставок, концертов органной музыки и антикварных аукционов. Кстати, у этой церкви нет башни – в то время ни одно здание не должно было превосходить по высоте ратушу. От Площади Дам к площади Рембрандтплейн Музей восковых фигур мадам Тюссо По диагонали напротив Ньиве Керк. на углу улицы Рокин (Rokin), расположен Музей восковых фигур мадам Тюссо (Madame Tussaud's Scenerama) (6), филиал одноименного Лондонского музея восковых фигур, на модернизацию которого несколько лет назад было затрачено несколько миллионов. Это совершенно особое зрелище, но с достаточно высокой платой за вход (не менее 20 евро). Экскурсия начинается с истории Амстердама, отлитой в воске, – уличными сценами и событиями из жизни известных личностей Золотого века. Далее, пройдя через высокотехнологичную комнату ужасов, вы попадете в зал знаменитостей, где можно засвидетельствовать свое почтение не только всемирно известным политикам, кино– и поп-звездам, но и самой королевской семье Нидерландов. *Музей истории Амстердама и *галерея Городской стражи Если оставить Музей восковых фигур слева и перейти площадь Дам прямо перед Ньиве Керк, то вы сразу погрузитесь в красочную атмосферу торговой улицы Калверстрат (Kalverstraat). Это одна из старейших улиц города, в настоящее время пешеходная зона. Здесь расположились магазины известных европейских торговых сетей, несколько экстравагантных бутиков и множество сувенирных лавок. Свернув на полпути и пройдя через *Весхойспорт (Weeshuisport), украшенные городским гербом ворота XVI в., вы увидите бывший комплекс зданий сиротского приюта, где сегодня самым увлекательным образом представляет историю города *Музей истории Амстердама (Amsterdam Historisch Museum) (7). Здесь можно было бы провести весь день, погрузившись в картины, географические карты, фильмы и фотографии. Прямо с территории музея можно выйти к единственной в своем роде *галерее Городской стражи (Schutters-galerij) (8), поперечной улочке между Калверстрат и Бегейнхоф, в свое время перекрытой стеклянной крышей. Здесь висят несколько ценных картин XVI и XVII вв. Своим названием этот старинный переулок, превращенный в художественную галерею, обязан монументальным групповым портретам состоятельных купцов Амстердама. Когда-то богатые жители города, вооружившись, объединялись в своего рода городскую дружину, чтобы защищать свои дома и гарантировать безопасность и порядок в городе. Городская идиллия: **Бегейнхоф За галереей тянется маленький узкий переулок, ведущий к двери в островок тишины и спокойствия: **Бегейнхоф (Begijnhof) (9). С XIV в. здесь жили бегинки, сестры-мирянки, отдавшие себя монастырской жизни, но не принимавшие постриг. Они заботились о больных, учили грамоте бедных и пользовались таким уважением, что даже после Альтерации {Alteratiej, победы движения за Реформацию, когда Амстердам полностью стал протестантским городом, им разрешили по-прежнему исповедовать католичество. Сохраняя эту традицию, в этом чудесном саду еще и сегодня за умеренную плату живут женщины-католички – в маленьком оазисе посреди суеты большого города. Первая община бегинок собралась здесь для богоугодной жизни в 1346 г.. но практически весь двор был уничтожен при сильном пожаре в середине XV века. Так что жилые дома, которые сегодня обрамляют зеленый и цветущий внутренний дворик, можно сказать, почти новые: они относятся к XVII веку, за исключением одного более старого дома – Хет Хаутен Хойс (Het Houten Huis) (1470 г.). Но сама церковь датируется 1392 годом. Бегейнхоф с домом Хет Хаутен Хейс (деревянный дом), старейшим домом в Амстердаме. В некоторые дни можно увидеть пару сияющих новобрачных, выходящую из часовни *Бегейнхофкапел (Begijnhofcapel). Снаружи часовня выглядит достаточно скромно, но внутри оказывается богатой, даже роскошной – здесь хранятся все сокровища, которые община собрала за несколько последних столетий. Среди них есть средневековое изображение «чуда о просвирке»: смертельно больной человек выплюнул ее в огонь, но она не сгорела. Спей Выйдя через подворотню из Бегейнхофа, вы внезапно опять попадаете в вихрь полнокровной жизни: это не что иное, как Спей (Spui) (10), площадь, граничащая со стенами монастырского двора. Здесь сразу чувствуется шик: множество книжных лавок, многолюдные кабачки и всевозможные магазины плотно сгрудились вокруг Хет Амстердамсе Ливердье (Het Amsterdamse Lieverdje), бронзовой фигурки амстердамского уличного мальчишки. В 1961 г., вскоре после того, как сигаретная фирма Хантер (Hunter) воздвигла этот памятник, здесь начались митинги протеста, возглавленные Робертом Яспером Гротфельдом, отцом-вдохновителем амстердамского движения «Прово» (Provo, сокр. от «провокация»). Сперва они были направлены против курения, но затем анархисты движения «Прово» стали выступать с самыми фантастическими акциями против правящих кругов, причем по всему городу. До конца XV в. Спей находился на южной границе города. В конце 1960-х годов он стал ареной для студенческих демонстраций, поскольку там с 1961 г. располагалась администрация университета, позже оккупированная студентами. Она занимала здание Магденхойс (Maagdenhuis), бывший дом для девочек-сирот. Это классическое здание конца XVIII в., выдвинутое вперед, доминирует во всем ансамбле площади Спей. Рядом находится церковь Ауде Лутерсе Керк (Oude Lutherse Kerk) (11). или Старая лютеранская церковь, здание без шпилей и башен. Эта кирпичная церковь, теперь ставшая частью университетской библиотеки, стоит на углу улицы Спей, вдоль которой выстроился ряд ярко раскрашенных домов, тех самых, в которых кракеры в 1980-х годах развернули свои знаменитые акции по захвату пустующего жилья. Музей Алларда Пирсона К востоку от Спей на Ауде Торфмаркт (Oude Torfmarkt) расположен музей Алларда Пирсона (Allard Pierson Museum) (12), археологический музей Амстердамского университета. Он представляет обширную коллекцию экспонатов из греческой и римской античной эпохи, а также предметы искусства и быта Египта и этрусской культуры. Приоткрыть завесу прошлого помогают керамические и текстильные изделия, украшения, монеты, мраморные статуи и макеты пирамид. *Цветочный рынок Следуя от Спей по каналу Сингел (Singel), внезапно погружаешься в море цветов: на пришвартованных старых баржах расположился знаменитый плавучий цветочный рынок *Блуменмаркт (Bloemenmarkt) (13). Нигде так ярко и празднично не выражена любовь голландцев к своим цветам, как здесь. Цветочный рынок на канале Сингел. Монетная башня и площадь Рембрандта Если Вы вдоволь насладились ароматами и красками цветов, поверните в конце рынка налево к площади Мунтплейн (Muntplein) (14) и к Мунтторен (Munttoren), «Монетной башне». Во время французской оккупации в 1672-1673 гг. здесь чеканили монеты. Фундамент башни является частью средневековой каменной стены, а надстройка и деревянный шпиль относятся к более позднему времени. Они были добавлены лишь в 1619 г. по проекту и под руководством великого архитектора того времени Хендрика де Кейсера. Колокольня Мунтторена зазвучала в последней трети XVII в.; она была создана знаменитым в то время на всю Европу лотарингским литейщиком Хемони. От площади Мунтплейн мимо закусочных, баров, игровых салонов, секс-шопов, кофеен, выстроившихся вдоль улицы Регулирсбрестрат (Reguliersbreestraat), миновав совсем недавно отремонтированный кинотеатр «Тушински» (Tuschinski) в здании стиля модерн, вы дойдете до немного мрачной площади Рембрандтплейн (Rembrandtplein) (15). Старый мастер Рембрандт терпеливо взирает со своего постамента на уличные кафе, бары, бесчисленные клубы и громадные толпы людей, снующих по площади, особенно по вечерам. Здесь встречаются те. кто ищет удовольствий и кого манят эти разноцветные огни. В теплое время года здесь каждое воскресенье устраивается ярмарка современного искусства. Южный пояс каналов Рембрандтплейн переходит в не менее оживленную площадь Торбекеплейн (Thorbeckeplein), которая тоже богата ресторанами и барами. Эта площадь была названа в честь политика-либерала Рудольфа Торбеке (1798-1872). Его каменное изваяние обращено спиной к площади и смотрит на канал **Регулирсграхт (Reguliersgracht), перекрытый 14 арочными мостами, который необычайно живописно пересекает весь южный пояс каналов. На перекрестке с каналом **Херенграхт (Неrengracht) (16)эти мосты можно увидеть почти все одновременно, особенно вечером, когда они эффектно освещены и панорама канала становится еще великолепнее. Музей Виллет-Холтхойзен Если следовать по берегу аристократического канала **Херенграхт на восток, то в конце его, под номером 605, вы увидите внушительное здание бывшего купеческого особняка, который уже на исходе XIX века был превращен в музей Виллет-Холтхойзен (Willet-Holthuysen) (17). Меценатка Луиза Холтхойзен, бездетная вдова, подарила свой дом городу с тем условием. чтобы в нем был устроен общедоступный музей. Таким образом, современный посетитель имеет приятную возможность совершить прогулку в блестящее прошлое Амстердама: по бальному залу с огромными гобеленами, хрустальными зеркалами и драгоценными канделябрами, по кухне и очень романтичному садовому павильону. Можно живо представить себе, как процветала здесь культурная жизнь Амстердама. *Музей ван Лона и музей фотографий FOAM Подобную же картину роскошного образа жизни состоятельных амстердамских купцов можно увидеть в *Музее ван Лона (18) (Museum van Loon) на южном канале **Кейзерсграхт (Keizersgracht). Этот музей располагается в домах № 672 и 674, построенных в 1672 году. Здесь можно окунуться в атмосферу быта жилого дома богатой купеческой семьи, жившей в конце XIX в. Всеобщее внимание привлекают большие и дорогие картины. Стоит взглянуть и на симпатичный садик при музее. Богатый интерьер в Музее ван Лона (Кейзерсграхт 672-674) дает представление об образе жизни семей зажиточных торговцев в конце XIX в. Напротив, по диагонали, находится музей фотографий FOAM (FOAM-Fotografiemuseum) (19), демонстрирующий искусство совершенно другого рода. Несколько лет назад музей занял два старинных особняка. Он устраивает выставки всемирно известных фотографов, но предоставляет площадь и молодым талантам для презентации и обсуждения их работ. Бывают выставки, посвященные истории фотографии и современным мастерам, документальному жанру и работе с фотомоделями. *Магере Брюг и театр Карре Там, где канал Кейзерсграхт впадает в Амстел, через реку перекинут мост *Магере Брюг (Magere Brug) (20). Его происхождение легенда связывает с прочностью родственных уз двух богатых старых сестер Магер. Они жили на противоположных берегах реки Амстел и в 1672 г. заказали постройку моста, чтобы чаще навещать друг друга. По более прозаической версии, мост так назвали из-за его ширины, так как до реконструкции он был очень узок (mager – по-голландски «тощий»). Символ Амстердама – мост Магере Брюг. Если перейти через подъемный мост на восточную сторону, то к югу можно увидеть театр Карре (Theater Carre) (21), где каждый вечер на сцене ставятся всемирно известные мюзиклы и эстрадные шоу. Это здание с элегантным неоклассическим фасадом, построенное в 1887 г. и отреставрированное в 2004 г.. после открытия было одно время игровой площадкой цирка Оскара Карре и по случаю своего 100-летнего юбилея получило почетное звание «Королевского театра Карре». От этого почтенного храма муз дорога ведет вдоль берега реки в центр города. По дороге можно выяснить, что три радиальных канала по ту сторону Амстела были продолжены и названы соответственно Ньиве (Nieuwe, т.е. «новый») Принсенграхт, Ньиве Кейзерсграхт и Ньиве Херенграхт. На последнем из них расположен один из самых новых и самых удивительных музеев города. **Амстердамский Эрмитаж *Амстелхоф (Amstelhof) (22)на канале Ньиве Херенграхт был первым в городе и одним из старейших в Европе домом престарелых, основанным в 1861-1863 гг. Несколько лет назад, когда стало известно, что дом престарелых планирует переезд на новое место, здесь решено было разместить филиал Санкт-Петербургского Эрмитажа. В 2004 г. в доме Неерландиа (Neerlandia) открылся первый зал *Амстердамского Эрмитажа (Eremitage Amsterdam), в котором регулярно выставляются произведения из легендарного художественного музея Санкт-Петербурга. Здесь представлены античное искусство, русское и европейское художественное ремесло, восточное искусство и археологические находки. До 2008 г. Амстелхоф должны полностью реконструировать, и на площади 4000 м2 будут проходить выставки, посвященные изобразительному искусству и истории. *Блаувбрюг Если вы мысленно еще в «Санкт-Петербурге», то при взгляде на мост *Блаувбрюг (Blauwbrug) (23)можете почувствовать себя еще и в «Париже»: образцом для этого моста послужил ни более ни менее как мост Александра III, перекинутый через Сену. Необычный, по местным меркам даже перегруженный украшениями мост построен в 1883 г. и соединяет бывший еврейский квартал у Ватерлооплейн (Waterlooplein) с центром города. Многочисленные колонны моста богато украшены водными мотивами: морскими божествами и рыбами. На вершинах колонн – так же, как и на башне церкви Вестеркерк (Westerkerk), – блестит золотая императорская корона Максимилиана I. С этого моста, который вечером к тому же очень удачно освещен, на реку открывается великолепный вид. Богато украшенный мост Блаувбрюг напоминает о Париже. Вокруг площади Ватерлооплейн *Еврейский исторический музей и *Португальская синагога Именно в окрестностях площади Ватерлооплейн лучше всего понимаешь, почему Амстердам когда-то называли «Иерусалимом Запада». Толерантность к преследуемым религиозным направлениям и этническим меньшинствам в Амстердаме имеет давнюю традицию, и не в последнюю очередь по экономическим причинам. Войдя в *Еврейский исторический музей (Joods Historisch Museum) (24), вы откроете для себя еврейский Амстердам. Музей знакомит своих посетителей и с прошлым, и с настоящим здешней еврейской культуры. Здание музея – это четыре синагоги, построенные евреями-ашкенази (беглецами из Польши и Германии) в конце XVII в., а сейчас соединенные друг с другом конструкциями из стекла и стали. Чуть подальше перед зданием виднеются два желтых треугольника, объединенные в звезду Давида – знак, который должны были носить евреи во время нацистской оккупации. Круг тем, знакомящих посетителей с еврейской культурой и религией, охватывает историю еврейского народа, Холокост и сионизм, историю Израиля и различные культуры в Голландии. Прямо у входа в музейный комплекс есть кафе, в меню которого входит кошерная еда и израильское пиво (туда можно пройти и без входного билета). Недалеко от ашкеназийских синагог, преобразованных теперь в Еврейский музей, в 1671 г. под руководством архитектора Элиаса Боуманна началось строительство *Португальской Синагоги (25). С 1675 г. здесь собирались к молитве евреи-сефарды. переселившиеся из Антверпена, Испании и Португалии. Обширный комплекс зданий синагоги (возможно, самой большой в мире) состоит из собственно синагоги и ансамбля одноэтажных домов, где расположены архивы, квартиры раввинов и всемирно известная библиотека Этс Хаим (Ets Haim). Португальская синагога почти не получила повреждений во время Второй мировой войны и до сегодняшних дней сохранилась в практически неизменном виде. С 1993 г. здесь вновь регулярно проводятся богослужения – немного иначе, чем в синагогах единоверцев-ашкенази. Вне расписания служб храм открыт не только для иудеев. Вход в полутемное помещение, посыпанное песком и освещенное только свечами (их здесь более тысячи) расположен на площади Мейстера Виссерплейна (Mr. Visserplein), названной в честь известного члена еврейской общины. Памятник Докерам на площади Йонаса Д. Мейерплейна напоминает о всеобщей забастовке портовых рабочих, вспыхнувшей в 1941 году в знак протеста против депортации евреев из Амстердама и потерпевшей поражение. Музыкальный театр и * блошиный рынок Ватерлооплейн Этот огромный современный культурный комплекс – пожалуй, самое удачное воплощение тяги к высокой культуре на муниципальном уровне: он объединяет в себе музыкальный театр (Muziektheater) (26), где обитают голландский Национальный балет и Государственная опера, и ратушу (Stadthuis). Комплекс мощной доминантой возвышается над городскими силуэтами севернее моста Блаувбрюг Злые языки называют его «Стопера» («Stopera»): это гибридизация названий «Стадтхойс» и «Опера» и к тому же ироничный намек на требование «остановить оперу», относившееся долгое время к самому скандальному строительству Амстердама: для ее постройки в 1980-х гг. разрушались огромные площади старого еврейского квартала, что вызвало резкие протесты общественности. Музыкальный театр, часть комплекса «Стопера». В галерее ратуши можно увидеть Амстердамский футшток (Normaal Amsterdams Peil) (NAP), обозначающий «ноль высоты», т.е. нулевую точку отсчета уровня моря, действующую во всей Европе как стандарт измерения географических высот и глубин. Футшток был «изобретен» в XVII веке в Амстердаме. Он фиксирует тогдашний средний уровень воды залива Зейдерзее, отмеченный чертой на бетонном столбе, уходящем на 20 м в глубину. Кроме того, три водяных столба показывают уровень воды в настоящий момент в Северном море у залива Эй, в западном рукаве Шельды у Флиссингена, а также уровень воды при катастрофическом наводнении 1953 года, когда вода поднялась на 4,55 м выше NAP! Что называется, в тени Стоперы расположилась Ватерлооплейн (Waterlooplein) (27), оживленная площадь, где ежедневно устраивается огромный *блошиный рынок, объединяющий по крайней мере две страсти настоящих амстердамцев: собирание и продажу всякого хлама (в сочетании с большой любовью к украшениям и побрякушкам) и экзистенциальную потребность в общении. На большом блошином рынке на Ватерлооплейн. Квартал Плантаге Ботанический сад (Hortus Botanicus) (28) у аллеи Плантаге Мидденлан (Plantage Middenlaan), один из старейших ботанических садов мира, первоначально был аптекарским огородом и служил для выращивания лекарственных трав. По мере того, как Ост-Индская торговая компания привозила из своих экспедиций все больше экзотических растений, площадь сада увеличивалась. Сегодня это целый парк с тремя климатическими зонами, и в каждой есть оранжерея. Где еще вы могли бы всего за один час пройти от тропического дождевого леса через субтропики до пустыни? Плантаге Мидденлан ведет к зданию Холландс Схоувбург (Hollands Schouwburg), где до 1941 г. был известный театр. Во время войны немецкие оккупанты превратили его в еврейский театр, Йодес Схоувбург (Joodes Schouwburg), а позднее устроили здесь сборный пункт для депортации. С 1962 г. здание является памятником жертвам нацизма. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/bertold-shvarc/silviya-cele/urgen-bergmann/ingola-lammers/amsterdam-putevoditel/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.