Финляндия. Путеводитель Эльке Фрей • Страна тысячи озер от А до Я, • 8 карт и планов, • история и культура, • вечерний Хельсинки, • рестораны и покупки, • сельский туризм, • финская кухня и сауна, • от Аландских островов до Заполярья, • практические советы, • разговорник. Эльке Фрей Финляндия. Путеводитель Дорогие читатели! Актуальность и Достоверность Информации – это понятия, которые для нас для нас всегда пишутся с Большой Буквы. Наши корреспонденты постоянно ведут реестры изменений, происходящих в туристической среде, а картографы вносят поправки в карты, адаптируя их к новой ситуации и новым версиям текстов. Но мир путешествий живёт своей, очень бурной и насыщенной событиями, жизнью. Поэтому мы не можем взять на себя ответственность за стопроцентную достоверность данных о часах работы музеев, транспорта, ресторанов, развлекательных учреждений и т. д. Мы будем рады любой поправке или дополнительной информации, присланной Вами! Наш адрес: Nelles Verlag, Machtlfingerstr. 11, D-81379 M?nchen, Germany. Tel. +49 (89) 3571940, Fax +49 (89) 35719430, E-Mail: Info@Nelles-Verlag.de, Internet: www.Nelles-Verlag.de (http://www.nelles-verlag.de/). В России и СНГ направляйте, пожалуйста, Ваши замечания в ООО «Дискус Медиа», 192029, С.-Петербург, Общественный пер., 5. Тел./факс (812) 322 9860, Internet www.touristmaps.ru (http://www.touristmaps.ru/). Условные обозначения Лето на озере Пяйянне В Южной гавани Хельсинки Исторический обзор Вторая половина 8-го тысячелетия до н. э. С юга современной Финляндии отступают ледники; освобождаемые ими территории осваиваются охотниками и собирателями каменного века. 5000–3600 гг. до н. э. В период потепления обширные области страны покрываются лиственными лесами; сюда прибывают всё новые переселенцы. С1800 года до н. э. В эпоху неолита население юго-запада современной Финляндии начинает заниматься земледелием. 1300-500 гг. до н. э. Бронзовый век: металл ввозится сюда поначалу из земель, расположенных к западу, а позже – и с востока. Ок. 500 года до н. э. – 500 год н. э. В эпоху железного века, на который пришлось похолодание, сюда приходят переселенцы с южных берегов Финского залива и с востока (современная Карелия). Из племён переселенцев формируются три народности: собственно финны (сумь, суоми), поселившиеся вдоль юго-западного побережья, емь (хяме, или тавасты) – в области Хямеенлинна – Тампере, и карелы к западу от Ладожского озера. А лопари (лаппи, или саамы), осевшие на юге первыми, вплоть до наступления Нового времени оттесняются всё дальше на север. 98 год н. э. Римский историк Тацит в своих трудах впервые упоминает о «феннах». Так название народа и земли входят во всемирную историю, хотя появление устойчивого названия Fin (n)land относится уже к XVI веку. Именно так новообретённые земли позже станут именовать шведы; однако, обращясь скорее не к Тациту, а к древнегерманским языкам, где корень, близкий к fin, мог означать и «болото», и «охотника-собирателя». Ок. 1000 года. Викинги, давно освоившие земли к западу отсюда, принимают римско-католическую веру (крещение шведского короля Улофа Эрикссона относится к 1008 году). А на востоке стольный град Киев и вольный торговый Новгород попадают под влияние византийской православной церкви. Языческая Финляндия оказывается на перепутье между Востоком и Западом. 1155 год. Шведский король Эрик IX в ходе так называемого Первого крестового похода завоёвывает Varsinais Suomi («собственно Финляндию»), в связи с чем канонизируется в Швеции и получает прозвище «Святой». 1238 год. В ходе Второго крестового похода шведы завоёвывают Хяме. 1284 год. Швеция провозглашает Финляндию Великим герцогством. Город Або (Обу, или Турку) становится резиденцией епископа и центром новой шведской провинции. 1293 год. Новгородцы совершают набеги вплоть до Хяме и Турку, а также в Карелию. Шведы отвечают на это Третьим крестовым походом и основывают для обороны от восточных соседей крепость Выборг. 1323 год. Швеция и Новгород по Ореховскому мирному договору деляг между собой Карелию, окрестности Ладожского озера остаются во владении Новгорода. С тех пор Восточная Карелия находится под влиянием русско-византийской культуры, в то время как территория к западу от неё до самого Ботнического залива отходит к Швеции и остаётся связанной с западноевропейской культурой. В этом соборе в Порвоо царь Александр I в 1809 году провёл 1-й сейм Княжества Финляндского, утвердил религию и конституцию страны, а также права сословий (23.03.1809) 1550 год. Король Густав I Васа (1523–1560 гг.), провозгласивший в 1547 году Реформацию и тем сломивший в Швеции былое могущество католичества, основывает на южном побережье Финляндии новый город – будущий Хельсинки. Цель – создать конкуренцию ганзейскому Ревелю (Таллину), стоящему напротив, на южном берегу Финского залива. Но уже в 1561 году Ревель сам оказывается в составе Швеции, и Хельсинки остаётся второстепенным местечком. 1637–1640 и 1648–1654 гг. Шведский граф Пер Браге, генерал-губернатор Финляндии, поддерживает финскую провинцию и её культуру. Он привлекает внимание шведов и к финским восточным карелам, находящимся под властью России. 1640 год. Браге приказывает перенести Хельсинки в район вокруг нынешнего соборного холма. 1703 год. В восточной оконечности Финского залива царь Пётр I основывает новую российскую столицу, Санкт-Петербург. 1700–1721 гг. В Финляндии свирепствует Северная война. Швеция теряет свой статус великой державы, часть территории Карелии согласно Ништадтскому мирному договору достаётся России Петра I. 1741–1743 гг. В ходе новой войны с Россией Швеция теряет ещё часть своих территорий на востоке Финляндии и после этого строит на шхерах перед Хельсинки форт Свеаборг (Суоменлинна). Конец XVIII века. В Финляндии нарастает сопротивление шведскому господству. Памятник знаменитому бегуну Нурми (обладателю 9 золотых медалей и 24 мировых рекордов) в Хельсинки, перед Олимпийским стадионом 1952 года 1808–1809 гг. Крупный пожар уничтожает значительную часть Хельсинки. Россия завоёвывает Финляндию и Аландские острова и объявляет страну Великим княжеством в своём составе, предоставив ей широкие права автономии. 1812 год. Александр I (1809–1825 гг), император всероссийский и великий князь Финляндии в личной унии, переносит столицу страны из Турку в Хельсинки и велит разработать единый градостроительный план Хельсинки, придав ей максимально парадный и представительный вид. 1835 год. Выходит в свет финский народный эпос «Калевала» в записи Элиаса Лённрота. Подъём финского национального движения. 1860 год. Вводится национальная валюта – финская марка. С 1863 года. Начинает регулярные заседания Парламент Финляндии. С 1894 года. При императоре Николае II (1894–1917 гг.) Финляндия пытается защититься от навязываемой русификации. 1906 год. В то время как Россию сотрясает революционная смута, в Финляндии впервые появляется парламент, избранный при равноправном участии мужчин и женщин. 6 декабря 1917 года. После свержения российского императора и Октябрьской революции 1917 года Финляндия объявляет о своей независимости. 1920 год. Подписание мирного договора с Советской Россией. 1939–1940 гг. После заключения тайного советско-германского договора 1939 года Советский Союз выдвигает Финляндии территориальные притязания, которые та отклоняет. По итогам советско-финской (Зимней) войны (30.11.1939 – 13.03.1940) СССР получает юго-восточные финские территории. 1941–1944 гг. Продолжающаяся война с Советским Союзом стоит Финляндии больших жертв. В сентябре 1944 года Финляндия подписывает соглашение о перемирии с Великобританией и СССР, а в феврале 1947 – уже мирный договор с СССР, по которому она теряет ещё часть территорий и выплачивает крупную репарацию. 1948 год. Президент Финляндии Юхо Кусти Паасикиви заключает с Советским Союзом договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной поддержке. 1952 год. Летние Олимпийские игры в Хельсинки. 1952–1982 гг. Президентом государства становится Урхо Кекконен. 1972 год. Кекконен инициирует проведение в Хельсинки Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 1975 год. Итоги первого совещания СБСЕ закрепляются в заключительном акте, так называемых Хельсинских соглашениях. 1989 год. При президенте Мауно Койвисто Финляндия становится членом Европейского совета. 1991 год. С образованием СНГ и самостоятельных балтийских государств возрастает значение Хельсинки как посредника между Востоком и Западом в регионе Балтийского моря. 1995 год. При президенте Марии Ахтисаари Финляндия вступает в Европейский Союз. 2000 год. Тарья Халонен становится первой женщиной-президентом Финляндии. В 2006 году она переизбрана на второй срок. 2002 год. Финляндия – в числе первых восьми стран ЕС, которые вводят евро в качестве национальной валюты. 2011 год. Город Турку объявлен культурной столицей Европы. Основные достопримечательности Хельсинки **Сенатская площадь (Senaatintori): Самая парадная площадь Хельсинки с выразительным ансамблем в стиле ампир, в который входят здание Государственного совета, *Кафедральный собор и *Университет. **Рыночная площадь (Kauppatori): Место оживлённой торговли на выразительном фоне Южной гавани и православного *Успенского собора. **Парк Эспланады: Приятный зелёный уголок, где любят встречаться жители Хельсинки, расположенный в самом сердце этого большого города, вдоль элегантной торговой улицы *Похьёйсэспланади и Этеляэспланади. **Атенеум: Крупнейшее собрание произведений финского искусства в импозантном здании в стиле неоренессанс. **Киасма: Доходчиво составленная экспозиция современного искусства в здании, привлекающем внимание своими вычурными архитектурными формами. **Церковь Темппелиаукиокиркко: Вырубленная в скале круглая церковь посреди жилого района – тонко найденное сочетание природы и архитектуры. *Дворец «Финляндия»: Центр выставок и конгрессов, знаменитое позднее творение финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто. *Суоменлинна: Бывшая морская крепость и мрачный застенок в шхерах перед Хельсинки, а ныне место для купания и пикников, как и для всех тех, кто интересуется историей и искусством. **«Эврика» (Heureka): Научно-познавательный центр для детей и взрослых в игровой и очень понятной форме представляет сложные взаимосвязи в природе и в технике. Основные достопримечательности Финляндии **Порвоо: Средневековый *Кафедральный собор с богатой историей в восхитительном **Сгаром городе рядом с кварталом в стиле образцового классицизма, творением Карла Людвига Энгеля. **Турку: Столица Финляндии с XIII века по 1812 год; могущественный замок *ТУрунлинна, готический **собор, музей под открытым небом **Луостаринмяки (Luostarinmaki). В расположенном по соседству городке Наантали работает тематический развлекательный парк *«Страна муми-троллей». **Аландские острова (Aland): Крохотный автономный архипелаг в Балтийском море, на удивление самостоятельный и восхитительно уединённый. **Сайменские озёра (Saimaa): Крупнейшая озёрная система Финского озёрного края с экскурсионными и рейсовыми водными маршрутами. **Тампере: Прекрасное местоположение на берегу озера и большая культурная и досуговая программа: 20 музеев, *Театральный фестиваль, *Долина муми-троллей, *парк аттракционов Сяркянниеми (Sarkanniemi). *Савонлинна: Город в замечательном месте среди озёр, могучая крепость **Олавинлинна, где ежегодно проводится **Международный фестиваль оперной музыки. **Пункахарью: Лесистая гряда меж двух озёр, на которой расположен подземный центр искусств и культурных мероприятий **Ретретти. **Национальный парк Оуланка: Чудесный дикий край для путешественников и лыжников-стайеров, где проложен популярный маршрут *Кархункиеррос (Karhunkierros) протяжённостью 95 км. *Рованиеми: Современный город, спроектированный Алваром Аалто недалеко от Полярного круга и отстроенный заново после разрушений Второй мировой; выдающийся научный центр **Арктикум с обширными сведениями о приполярных областях. **Озеро Инари, Лапландия: Священное озеро саамов, добыча золота в селении *Танкавааран Култаюоля (Tankavaaran Kultakyla); в городе Инари – центр культуры саамов *Сиида; огромные и безлюдные национальные парки *Урхо Кекконен и *Лемменйоки (Lenunenjoki). Приглашение к путешествию Десятки тысяч озёр (их действительно не тысяча, а много больше!), и ещё больше островов. Голые скалы, непроходимые болотистые дебри и лес, лес, лес – до самой границы таёжной зоны по ту сторону Полярного круга. А дальше тундра на десятки и сотни километров, куда ни посмотри. Кишащие рыбой воды и родина медведей, лосей, рысей, росомах и северных оленей. В Финляндии, сразу же за обозримой границей города и техногенной цивилизации, природой диктуется вся жизнь. Полуночный костёр на берегу одного из тысяч озёр Финляндии Сегодняшние финны живут в высокотехнологичном мире, устроенном с большим вкусом. И они блестяще демонстрируют, что значит черпать силы из природы. Свободное время для них свято, и охотнее всего они проводят его вдали от города: у озера в m?kki, маленьком загородном домике, с сауной и лодкой у мостков. Мягкий ветер шумит в кронах и нагоняет волну на берег озера. Едва закинешь удочку, клюёт рыба… Когда-то их далёкие предки добывали себе хлеб в нелёгком поединке со скудной и суровой природой: дни их были заняты добычей дёгтя или тяжёлой работой в поле. Отсюда, наверно, и происходит эта особая сила и железная выносливость финнов, так называемая sisit. Они почти с несокрушимым упорством доводят до завершения то, что однажды вбили себе в голову, как бы иногда дико это ни выглядело со стороны: ну где ещё вы встретите первенство мира по ношению женщин на руках или метанию мобильных телефонов? Но такая удаль идёт рука об руку с тонким юмором, подобным тому, какой сквозит в фильмах братьев Каурисмяки, недаром удостоенных высоких международных призов. Финский стиль жизни как нельзя лучше помогает гостям страны насладиться хорошим отдыхом. И по всей стране вас ожидают встречи с финской культурой: архитектурой, дизайном, модой, музыкой, живописью и самыми современными технологиями. Так и кажется, что творческий дух финской нации питает вдохновением сама местная природа: её сила, красота и гармония. **Хельсинки Успенский собор. Этот русский православный храм высится на скале к востоку от Рыночной площади В столице Финляндии **Хельсинки (Helsinki) ориентироваться нетрудно. Торговый квартал в центре города лежит между Главным вокзалом и парком Эспланады: достаточно побродить по улице Маннерхейминтие (Mannerheimintie), по пешеходной зоне Кескускату (Keskuskatu) и вокруг неё. Рядом с вокзалом есть подходящие места и для тусовщиков: вокруг улиц Клуувикату и Миконтаку (Kluuvi-, Mikonkatu) и вокруг торгового центра Kamppi вы найдёте целое скопление баров, ночных клубов и пивных. А до клубов и сценических площадок с молодыми талантами, сосредоточенных в «артистическом» квартале вокруг улицы Исо-Рообертинкату (Iso Roobertinkatu), отсюда всего десять минут пешего ходу. Взгляд в прошлое Король Швеции Густав I Васа в 1550 году в своей провинции Финляндия основал город Гельсингфорс (изначально Hellssingeforss, «водопад на реке Хельсинге», как раньше называлась нынешняя Вантаанйоки; финское название HeIsin (kos)ki имеет аналогичные корни). Целью короля было создание торговой конкуренции находящемуся в 120 км от него к югу старинному ганзейскому городу Ревелю (Таллину). Увы, усилия его оказались напрасны, так как уже в 1661 году Швеция присоединила к себе сам гордый Ревель – и новорождённому финскому городку в первое время рисовалось не слишком радужное будущее. Столицей Шведской Финляндии был и оставался город Турку, как повелось ещё в Средние века. В XVII веке Хельсинки был перенесён из устья речушки Вантаа в холмистую местность на 7 км южнее. С 1748 года, когда Швеция, вооружаясь против России, затеяла в шхерах у Хельсинки строительство крепости Свеаборг (дословно «шведская крепость», на финский манер – Ваапори; позже – «финская крепость», Суоменлинна), этому небольшому поселению начали перепадать барыши от армии и строительных артелей. Во время очередной шведско-русской войны пожар уничтожил большую часть домов в городе. Однако исход самой этой войны очень скоро коренным образом изменил судьбу Хельсинки, причём вряд ли в худшую для него сторону. После подписания Фридрихсгамского мирного договора (в совр. городе Хамина, по-шведски – Фридрихсхамн или Фридрихсгам) в 1809 году Финляндия вместе с Аландскими островами отошла России. Царь Александр I (1801–1825 гг.) объявил финскую территорию автономным Великим княжеством, а самого себя – его главой. Уже в 1812 году он распорядился сделать провинциальный преяще Хельсинки столицей Великого княжества – вместо старого города Турку, сохранявшего, по мнению русских властей, слишком сильную привязанность к Швеции. **Сенатская площадь Александр I желал видеть под своим началом город с архитектурой, отвечающей духу его времени, чтобы тем самым доказать прогрессивность России. Этому духу был более всего угоден ампир, и, следуя его канонам, начиная с 1816 года немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель занялся застройкой новой столицы, распланированной по проекту градостроителя Юхана Альбрехта Эренстрёма. На **Сенатской площади (Senaatintori) (1) (#map_1) Хельсинки ещё и сегодня ощутимо веяние тогдашних новых начинаний. Широкая мостовая и удачный ансамбль зданий парадной классической архитектуры сделали из неё одну из самых привлекательных площадей Европы. Здесь достаточно места и для публичных торжественных мероприятий, и для праздников и концертов под открытым небом. У края площади останавливаются все экскурсионные автобусы, а если вы назначили встречу в её центре, у памятника Александру II, то уж точно не промахнётесь. *Государственный Совет Эта площадь получила своё название от Сената, здания парламента и администрации, стоящего на её восточной стороне, когда Финляндия была российским Великим княжеством. Из всего ансамбля этот корпус Энгель завершил в 1822 году первым; его импозантный фасад украшен коринфским архитравом. В дальнейшем здание обросло флигелями и замкнулось в четырёхугольник с внутренним двором. Сегодня это здание *Государственного совета (Valtioneuvosto) (2) (#map_1). Из кабинета, расположенного в его юго-западном углу, премьер-министр Финляндии может окинуть взором всю Сенатскую площадь, в которую в этом месте впадает главная торговая улица центра города – Алексантеринкату (Aleksanterinkatu). *Кафедральный собор Кафедральный собор, царящий над Сенатской площадью, считается символом Хельсинки Холм к северу от площади притягивает к себе взоры всех гостей: здесь возвышается символ Хельсинки, белый кафедральный собор (Tuomiokirkko) (3) (#map_1). Это необычайно выразительное сооружение с куполом Энгель задумал в 1818 году, а достроил его уже его земляк Энгеля Эрнст Бернард Лорман в 1852 году (Энгель скончался в 1840-м). Крутые ступени лестницы собора служат связующим звеном между прекрасной площадью и этим главным протестантским храмом города и всей страны. Ну кто же откажется в солнечный день приземлиться на верхние ступеньки и немножко поглазеть вокруг? Маленькие лодки и гигантские паромы в Южной гавани, шхеры и крепость Суоменлинна вдали – это просто живительное зрелище в центре большого города. А для тех, кто приближается к Хельсинки по морю с юга, всё выглядит по-другому: над городом возносится ослепительно белый собор с пятью зелёными медными куполами – высоким центральным и четырьмя маленькими, украшенными золотыми звёздами. Незабываемая картина! Основание собора имеет форму греческого креста. Четыре входа украшены коринфскими портиками с колоннами, а на их крышах стоят статуи 12 апостолов работы немецких мастеров Германа Шивельбайна и Августа Бредова. Эти украшения были добавлены по желанию тогдашнего царя Николая I. В российские времена церковь носила имя его небесного покровителя – кстати, святой Николай считался и покровителем моряков. Статус собора она получила только в 1959 году. Сейчас это храм приходской общины, а для особых богослужений его используют также университет и парламент. Светлое внутреннее помещение собора оформлено по-протестантски скромно. В центральном зале стоят статуи немецких реформаторов Лютера и Меланхтона и финского реформатора и переводчика на финский язык Библии Микаэля Агриколы. Обратите внимание на программу летних концертов органной музыки: инструмент, в котором 57 регистров и более 5500 органных труб, раз в жизни стоит услышать! *Университет В окружении собора почти везде виден почерк Карла Людвига Энгеля. Скрытый среди высоких деревьев и огороженный решёткой, к северу от собора стоит построенный им же первый православный храм Хельсинки – скромная церковь Святой Троицы (Pyhan kolminaisuuden kirkko) 1827 года, которая поначалу была задумана как временная церковь для православных христиан новой столицы. К самым удачным сооружениям архитектора относится здание *Университетской библиотеки (Yliopiston kirjasto, 1836–1840 гг.) на улице Унионинкату (Unioninkatu 36), напротив западного портала Кафедрального собора. Весь его передний фасад архитектор уснастил колоннами и пилястрами. Колоннами украшен и большой зал библиотеки под световым куполом. Главным зданием *Университета (4) (#map_1), рядом с библиотекой, Энгель в 1832 году замкнул Сенатскую площадь с западной стороны. В отличие от здания Сената на востоке, его фасад несёт на себе архитрав с более скромными ионическими колоннами. Центральное местоположение этого вуза подчёркивает значение, которое придавалось молодой столице: когда старый, основанный в 1640 году государственный университет в Турку в 1827 году стал жертвой пожара, он был перенесён в Хельсинки. Во времена российского Великого княжества он носил имя Александра I, а с 1919 года он называется «просто» Хельсинкским университетом – Helsingin Yliopisto. Сегодня в этом крупнейшем университете Финляндии обучается более 20 000 студентов. Впечатляет сохранившийся в оригинальном виде парадный вестибюль: его колоннада и галереи простираются на три этажа. Дом Киселёва Чтобы переварить такую порцию сведений из истории города и архитектуры, почерпнутую в районе Сенатской площади, требуется незамедлительно сделать перерыв. Например, в Cafe Engel (Aleksanterinkatu 26): оно хоть и носит имя знаменитого архитектора, но гораздо более озабочено утолением жаащы и голода своих гостей. Здесь можно посмаковать кофе, пироги и мелкие закуски, а вид на Сенатскую площадь и Кафедральный собор прилагается бесплатно. В нескольких шагах отсюда, в здании на углу улиц Aleksanterinkatu и Unioninkatu, охотников за сувенирами и ценителей финского рукоделия ожидает двухэтажный крытый базар в Доме Киселёва (Kiseleffin talo). Бывший дом купца Киселёва после основательного ремонта превратился в компактный и гостеприимный торговый центр, где на первом этаже и в расположенной по периметру галерее на верхнем этаже работают около 20 открытых секций, похожих на рыночные прилавки. Войти в него можно с обеих улиц. Здесь преобладает модный товар ручной работы, игрушки и изделия из дерева, и, как и полагается такому месту, здесь есть два кафе. Старый Хельсинки С южной стороны вдоль Сенатской площади пролегает Алексаццровская улица, Алексантеринкату (Aleksanterinkatu). Здесь картину города создают не внушительные каменные громады, а череда более мелких зданий, к постройке которых Энгель прилагал руку гораздо реже. К тому моменту, когда он стал главным архитектором Хельсинки, здесь ещё оставалось немало купеческих домов шведского периода. Зелёные трамваи – непременная деталь городской картины Хельсинки (здесь: на улице Алексантеринкату) От Алексантеринкату к Рыночной площади у Южного порта тянутся три короткие, узкие параллельные улицы: Софианкату (Sofiankatu), Катариинанкату (Katariinankatu) и Хеленанкату (Helenankatu) – бывшие, соответственно, Софийская, Екатерининская и Еленинская. Они дают представление о скромном облике Хельсинки в шведскую эпоху. Однако большая часть нынешней городской застройки относится уже к XIX и XX вв. Мысленно перенестись во времена от начала XVIII до XX века вам поможет Музей под открытым небом на Софийской улице (Sofiankadun katumuseo) с булыжной мостовой, фонарями и старинными почтовыми ящиками. Он открыт постоянно и для всех. *Музей города Хельсинки (Helsingin kaupunginmuseo) (5) (#map_1) на улице Софианкату (Sofiankatu 4) в здании, построенном в 1913 году финским архитектором Парсом Сонком, освещает всю историю города, от его мучительных первых шагов в XVI веке до нашего времени. Благодаря световым и шумовым эффектам исторические экспонаты проявляют себя чрезвычайно живо. Самое старое из сохранившихся каменных зданий Хельсинки – это Дом Седерхольма (Sederholmin talo), который в 1757 году построил для себя деятельный купец Седерхольм. Здесь Музей города организует тематические выставки (Aleksanterinkatu 18 / угол Katarinankatu). Ратуша Небольшой по размерам Старый город заканчивается на юге у Рыночной площади. Это ещё один его парадный фасад, тоже сияющий в блеске ампира: здание Ратуши (Kaupungintalo, Pohjoisesplanadi 11–13)  (6) (#map_1) – дело рук Карла Людвига Энгеля. Он завершил его в 1833 году, и когда-то этот дом служил элегантной гостиницей. Его внешняя отделка в стиле классицизма вводит в заблуждение: дело в том, что внутреннее убранство в 1970-е годы претерпело сокрушительную модернизацию в интересах расположенного здесь теперь городского управления. Так называемый Президентский дворец (Presidentinlinna) (7) (#map_1), стоящий немного в глубине в начале улицы Похьёйсэспланади (Pohjoisesplanadi 1) и отгороженный решёткой, также относится к эпохе классицизма. Этот огромный роскошный особняк в 1814–1818 гг. создал Пер Гранстедт по заказу купца Хайденштрауха. Энгель в 1837 году превратил его в царскую резиденцию, и только с 1919 года этот дворец действительно стал резиденцией президентов Финляндии. В наши дни это историческое здание используется исключительно для представительских целей, так как Тарья Халонен и её предшественники с 1993 года занимают современную резиденцию на полуострове Мянтюниеми, на северо-западе города. *Успенский собор Православный *Успенский собор (8) (#map_1), как и стоящий поблизости Кафедральный собор, прямо-таки магически притягивает к себе взгляды. Он тоже стоит на возвышении – на скалистом холме к востоку от Рыночной площади. В отличие от спокойной белизны и строгого классического облика Кафедрального собора, у этого храма совершенно другой характер: стены из красноватого кирпича и сложное, дробное членение формы. Издалека сияют позолоченные луковки, увенчанные крестами, которые завершают центральный купол и 12 башенок с медной обшивкой – символы Иисуса и двенадцати апостолов. Образцом для его создания российскому архитектору Александру Горностаеву послужили древнерусские церкви. Собор был завершён в 1868 году. Ещё сильнее контраст с прозаичным протестантским собором ощущается внутри этого храма, освящённого в честь Успения Пресвятой Богородицы. Центральный зал под украшенным звёздами куполом, с четырьмя мощными гранитными опорами, создаёт торжественный настрой. Как и принято в православных храмах, здесь нет скамей. В падающем сумеречном свете ещё выразительнее кажутся иконы со свечами перед ними, многие в золотых или серебряных окладах, на отдельно стоящих алтарях возле стен и на иконостасе, отделяющем зал для прихожан от алтарной части храма. Доносящиеся откуда-то медленные церковнославянские распевы придают атмосфере собора особую возвышенность. Катаянокка Успенский собор находится восточнее Старого города, на полуострове Катаянокка (Katajanokka). Границей меящу двумя столь непохожими городскими кварталами служит маленький соединительный канал между Южной гаванью и Северной (Pohjoissatama), где причалены яхты и где на якоре стоит финский ледокольный флот. В XIX веке на её берегах выросли военные и портовые сооружения, а рядом скромные деревянные дома рабочих и рыбаков. Эти хижины в 1900-е годы уступили место многоэтажным жилым и конторским домам в модном тогда стиле национального романтизма – финской разновидности северного модерна. Катаянокка вполне может послужить небольшим учебником по истории новейшей архитектуры. Есть даже специальные экскурсии по этой части города: они ведут по улице Луотсикату (Luotsikatu) (9) (#map_1) и соседним с изобретательно украшенными фасадами и крышами. Знаменитое архитектурное бюро Gesellius, Eindgren & Saarinen увековечило себя здесь, например, в жилых домах Ео1 (1902, Euotsikatu 5), Olofsborg (1903, Kauppiaankatu 7) и во многих других. Традиция присваивать каждому дому собственное название хоть и ослабла в эпоху индустриализации архитектуры, но жива в Финляндии и по сей день. На Катаянокке не обошлось и без Карла Людвига Энгеля: его Морские казармы (Merikasarmit) (10) (#map_1) построены в 1820-е годы. В эти здания, отреставрированные и расширенные после 1968 года, переехало Министерство иностранных дел Финляндии. В 1970-е годы в восточной части полуострова, на месте бывших портовых и флотских сооружений, стало появляться современное жильё, тогда как кирпичные здания старинных складов, стоящие параллельно причалу Катаянокка, были сохранены и обрели новую интересную жизнь. Ванха Сатама (Wanha Satama) (11) (#map_1), «Старый порт», когда-то представлял собой двойной ряд складов – «магазинов», а сейчас превратился в пассаж со стеклянной крышей, выставочный центр, отлично известный предпринимателям и завсегдатаям расположенных в его крыльях ресторанов. Соседнее складское здание, созданное в 1913 году Ларсом Сонком, претерпело почти сказочное превращение в отель-люкс. Но список имён известных финских архитекторов, трудившихся над обликом района, будет, конечно, неполным без Алвара Аалто. Он тоже внёс свою лепту в его ансамбль, создав в 1962 году беломраморное здание правления компании Enso-Gutzeit (12) (#map_1). Площадь Кауппатори – многоликий продовольственный и сувенирный рынок **Рыночная площадь Прибывая в Южную гавань (Etelasatama) издалека или не очень на теплоходе, гости ещё с борта рассматривают нарядный силуэт города с венчающим его Кафедральным собором, и роскошный Успенский собор. А спустившись на берег, они первым делом оказываются на площади, которая по сравнению с аристократической Сенатской выглядит гораздо скромнее и кажется возникшей чуть ли не случайно. Но насколько же ярче и разнообразнее живёт эта мощёная булыжным камнем **Рыночная площадь, Кауппатори (Kauppatori) (13) (#map_1) на северном конце портовой бухты! На уличных прилавках в изобилии разложена рыба, свежие овощи и фрукты. Здесь же вы найдёте множество финских сувениров, в том числе и из природных материалов: берёсты, можжевелового дерева или меха северного оленя. *Хавис Аманда В центре Рыночной площади о российской эпохе напоминает один довольно невзрачный памятник. Незатейливый обелиск (ещё один проект Карла Людвига Энгеля), увенчанный шаром и усевшимся на него сверху позолоченным двуглавым орлом, воскрешает в памяти 1833 год и визит императорской четы – Николая I и Александры Фёдоровны. В её честь этот установленный в 1835 году обелиск назван Столпом Императрицы (Keisarinnankivi). На западной стороне площади в глаза бросается фонтан Хавис Аманда (Havis Amanda). Вокруг его центральной бронзовой скульптуры, изображающей прелестную обнажённую девушку, вечером в канун 1 мая (в Вальпургиеву ночь, по-фински – «ваппу») собираются толпы зевак. Этот праздник бурно отмечает вся страна, а в особенности – студенты, и неписаный ритуал требует, чтобы Аманду хорошенько надраили под громкие вопли присутствующих. А в завершение ей на голову, разумеется, надевают настоящую студенческую фуражку. Каждый год в Вальпургиеву ночь Хавис Аманда становится соучастницей буйного студенческого праздника Этот памятник символизирует Хельсинки как дитя Балтийского моря. В 1908 году, во время установки скульптуры, многие находили её вызывающей. Эту обнажённую красоту создал в 1906 году Вилле Валлгрен, а окружающий её фонтан с фигурами рыб и тюленей, извергающими струи воды, добавил знаменитый в то время финский архитектор Элиель Сааринен. *Старый рынок Прогуливаясь вдоль акватории порта, легко соблазниться на водную прогулку, например, на экскурсию по шхерам. Здесь от берега отправляются многочисленные маленькие катера. На западном берегу гавани выделяется красиво отделанное кирпичное здание *Старого крытого рынка (Vanha Kauppahalli) (14) (#map_1). Этот памятник архитектуры 1888 года постройки и сегодня служит храмом желудка, где можно купить все мыслимые лакомства, от оленины до японских суши. **Парк Эспланады От фонтана Хавис Аманда у Рыночной площади и до главного проспекта Маннерхейминтие (Mannerheimintie) тянется **парк Эспланады (15) (#map_1). Для жителей Хельсинки сердце города находится именно здесь, в Эспе (Espa) – так называют они этот парк протяжённостью всего 400 м и шириной чуть меньше 100 м, с тенистыми, высокими деревьями и ухоженными цветочными клумбами, ограниченный элегантными торговыми улицами Похьёйсэспланади (Pohjoisesplanadi, Северная эспланада) и Этеляэспланади (Etelaesplanadi, Южная эспланада). И никого, кажется, не трогает, что этот и без того небольшой парк ещё разрезан на три куска двумя поперечными улицами с интенсивным движением. Как-никак, этот открытый на все стороны кусочек зелени посреди городской суматохи может подарить усталым горожанам чуточку покоя, взрослым и детям – весёлые развлечения, а гудящим ногам туристов – минутную передышку. В восточной части парка, на Каппелиэспланади (Kappeliesplanadi), ближе к Рыночной площади стоит почтенный старый ресторан *Kappeli, принимающий у себя гостей аж с 1867 года. Конечно же, в тёплое время года у него есть столики и на открытом воздухе. Концертная эстрада рядом с ним существует ещё с 1891 года, и летом здесь для увеселения публики ежедневно звучит музыка. Концерт в парке Эспланады у ресторана Kappeli Средняя и самая протяжённая часть парка названа именем поэта Йохана Людвига Рунеберга (1804–1877): ему финны обязаны текстом своего национального гимна Маатте («Наша земля»), Памятник Рунебергу, стоящий точно посередине парка, создан его сыном Вальтером в 1885 году. Последний участок парка, Театтериэспланади (Teatteriesplanadi), заканчивается у Шведского театра (Ruots teatteri, Svenska teatern), здания 1866 года постройки. Его красный с золотом зрительный зал сохранился до наших дней, а фасады были перестроены. Этот театр, ставящий пьесы на шведском языке, к концу российской эпохи в Финляндии был местом собрания патриотически настроенных финнов. Здесь впервые прозвучала на публике симфоническая поэма Яна Сибелиуса «Финляндия». Театральное Cafe Kafka – прямо-таки ловушка для книголюбов: вы только загляните на книжную полку, пока пьёте свой кофе со сливками! *Похьёйсэспланади Улицу *Похьёйсэспланади (Pohjoisesplanaadi), северную из двух оживлённых транспортных артерий, сопровождающих парк Эспланады, вполне можно назвать парадной улицей Хельсинки. Хоть это и не широкий прогулочный бульвар, а скорее узковатый проспект, временами даже тесный и для столь интенсивного движения, да ещё и для пеших толп на тротуаре. Но его великолепные здания, дорогие магазины и респектабельные офисы (и не в последнюю очередь самая шикарная гостиница Хельсинки) придают ему особую архитектурную ценность и явный оттенок роскоши. Уже у Рыночной площади начинается эта представительная улица, где Президентский дворец (7) (#map_1) числится под № 1, а Ратуша (6) (#map_1) – под № 11–13. Всем остальным зданиям тоже даны нечётные номера, в то время как на Этеляэспланади, параллельной улице к югу от парка, следуют дома с чётной нумерацией. Многие гости города приходят по адресу Похьёйсэспланади 19, в дом на углу с улицей Унионинкату (Unioninkatu), идущей мимо Сенатской площади. Здесь находится информационная служба для туристов. Этот угловой дом спроектировал ещё Пер Гранстедт в 1816 году, а в 1906-м Ларе Сонк и Вальтер Юнг приспособили его для банка, переделав в стиле национального романтизма. В знаменитом большом зале под названием Jugendsali разместилось «культурное кафе». Этот зал и исторический фасад сохранили свой облик, в то время как остальную часть здания уже осовременили. Построенный в 1883 году и названный по имени владельца дом Грёнквиста (№ 25–27) между поперечными улицами Фабианкату (Fabiankatu) и Клуувикату (Kluuvikatu) казался в те времена гигантским. Этот жилой и торговый дом в стиле неоренессанс принадлежит перу архитектора Карла Теодора Хёйера. Сейчас в нём не живут: на первом этаже находятся элегантные маленькие магазины, на остальных – фешенебельные офисы. Ещё одно творение Хёйера вошло в легенду: это гостиница *Hotel K?mp (16) (#map_1) в доме № 29, 1887 года постройки, тоже богато отделанная в стиле неоренессанс. В ней на протяжении десятилетий встречались интеллигенты, художники и вообще все, кто имел вес в обществе. Так продолжалось до 1962 года, пока гостиницу не закрыли. Само здание снесли, но позже построили новое для одного банка, воссоздав исторический фасад. Однако в 1999 году легендарный K?mp возродился на старом месте в виде первой пятизвёздочной гостиницы финской столицы. В удачном соседстве с этой стильной гостиницей-люкс рядом на нескольких этажах расположился претенциозный торговый пассаж K?mp Galerie. В стиле финского модерна выстроен и дом № 39 на углу улиц Похьёйсэпланади и Кескускату (Keskuskatu). Здание для магазина *«Академическая книга» (Akateeminen kirjakauppa) (17) (#map_1) спроектировал Алвар Аалто, и уже взявшить за изогнутую ручку входной двери этого огромного книжного магазина, замечаешь, что талантливый архитектор и дизайнер продумал даже эту маленькую деталь, равно как и многие другие элементы декора. Если вы посетите световой двор на третьем этаже, то сможете насладиться минутой отдыха в Cafe Aalto, в окружении оригинального дизайна Аалто. Этеляэспланади Улица на южной стороне парка Эспланады ни в чём не уступает своей северной соседке: здесь тоже ещё со времён Карла Людвига Энгеля стоят блистательно-парадные общественные здания. Но магазинов здесь заметно меньше, и основной их профиль – мебель и дизайн, поэтому на Этеляэспланади (Etelaesplanadi) и не так многолюдно. Во всех смыслах лакомым кусочком является *ресторан Savoy (18) (#map_1) на девятом этаже торгового дома (№ 14): поклонники финского дизайна любуются интерьером, оформленным в 1936–1937 гг. Алваром и Айно Аалто, а гурманы наслаждаются изысканной кухней. А перед теми, кто устроился обедать на террасе, расположенной на крыше (бронирование обязательно!), открывается грандиозный вид на центр столицы. Форум дизайна К югу и западу от Эспланады тянутся фасады почтенных многоэтажных домов: торговых, административных, а далее – всё чаще и жилых, кое-где перемежаясь небольшими парками. Этот район, расположенный близко к центру, превратился в пёстрое скопление дизайнерских и антикварных магазинов, модных бутиков и динамично меняющуюся мозаику из кафе, ресторанов, баров и музыкальных клубов. Выставочный комплекс Форум дизайна (Designforum) (19) (#map_1) на улице Эроттаянкату (Erottajankatu 7) – это настоящая витрина финских дизайнеров. Здесь можно почерпнуть сведения о новейших творениях. Кое-что даже продаётся, и есть выставки, посвящённые особым направлениям дизайнерского искусства. Первейшая цель для всех, кто интересуется дизайном! *Коркеавуоренкату и *Музей дизайна В здании бывшей школы (архитектор Густав Нюстрём, 1894 г.) на улице Коркеавуоренкату, 23, с 1978 года обосновался Музей дизайна (Designmuseo) (20) (#map_1). Это старомодное здание на первый взгляд выглядит немного допотопным, но такое впечатление быстро рассеивается, когда погружаешься в увлекательную историю разработки финских промышленных изделий и узнаёшь всемирно известные марки финского дизайна. А музейный магазин обилием своего ассортимента вполне может потягаться с элитным Форумом дизайна. Улица *Коркеавуоренкату (Korkeavuorenkatu), в центральной части которой находится Музей дизайна, начинается уже у Южной эспланады и ведёт прямиком на юг, в престижные озеленённые жилые кварталы. Самое приметное сооружение на этой на первый взгляд ничем не блещущей улице – это протестантская церковь Св. Иоанна (Johanneksen kirkko) (21) (#map_1) с двумя стройными башнями. Огромная кирпичная кирха в стиле неоготики (архитектор Адольф Эмиль Меландер, 1893 г.) вмещает 2600 человек. Благодаря её выдающейся акустике, в ней часто устраивают концерты, в особенности хоровой музыки. Икона Ээро Ярнефельта («Небесное видение», 1932 г.) является последним произведением этого именитого финского художника. В отделе Тапио Вирккала Музея дизайна в Хельсинки Остальные привлекательные моменты улицы Коркеавуоренкату – скорее светского рода: это средоточие богемной и артистической жизни, а также антикварных лавок и необычайно оригинальных салонов моды, кое-где рассеянных и по боковым улицам. К ним добавляются бесчисленные кафе, рестораны и бары. Эта улица, одна из немногих в мире, имеет свой сайт в Интернете, где гордо представляет себя во всём многообразии: www.korkeavuorenkatu.fi (http://www.korkeavuorenkatu.fi/). Синебрюхофф: пиво и искусство Провозглашённое в 1809 году Великое княжество Финляндское для русской семьи Синебрюховых оказалось шансом переселиться и развернуть здесь своё дело. В 1819 году, как раз когда благодаря Александру I Хельсинки обрёл свой современный светский облик, семья основала пивоварню. Она существует и поныне, и это – старейшая пивоварня Скандинавии. Название её марки, происходящее из окончания фамилии основателя, звучит коротко и весомо: «КоИ». Под стать её долгой традиции по городу по-прежнему громыхают запряжённые «фирменными» лошадками повозки с пивными бочками «Koff» – очень действенная реклама, ставшая одним из неофициальных символов Хельсинки. А есть ещё и «пивной» трамвай, SparaKOFF, который ежедневно летом колесит по центру города, приглашая всех желающих прокатиться и охладиться кружкой пенного напитка прямо на борту. Хотя в наши дни само пиво производится совсем в другом месте, часть исторических построек старой пивоварни сохранилась в окрестностях ухоженного парка «Синебрюхофф» (Sinebrychoffin puisto) (22) (#map_1). Здесь варили пиво вплоть до 1970-х годов. Кстати, говорят, изначально Синебрюховы были… Краснопузовыми: предки пивоваров терпели-терпели, да и пожаловались государю. На что тот, ничтоже сумняшеся, наложил резолюцию: «Не нравится Краснопузов – пусть будет Синебрюхов». Так и повелось. Правда это, или нет, – архивы умалчивают. Большой поклонник искусства Поль (Павел) Синебрюхов (1859–1917) предоставил в общественное пользование свою обширную коллекцию шведской и нидерландской живописи и прикладного искусства. Она выставлена в ампирном особняке 1840 года постройки, в котором некогда жила семья её владельца: в Музее изобразительных искусств Синебрюхова, расположенном по адресу Булеварди, 40. Площадь Хиеталахти Близлежащая площадь Хиеталахти (Hietalahti) (23) (#map_1) с видом на Западный порт (Lansisatama) – это самое притягательное место в Хельсинки для любителей свежих продуктов или старых вещей. Здесь ежедневно, кроме воскресений, работают базар и блошиный рынок, а в декоративном кирпичном павильоне (Селим Линдквист, 1904 г.) продаются деликатесы и целая россыпь антиквариата. Окрестные виды особенно заинтересуют тех, кто вырос вдали от моря: у причалов Западного порта нередко можно увидеть большие паромы балтийских линий, а на стапелях верфи Aker то и дело вырисовывается силуэт очередного строящегося суперсовременного круизного теплохода. Александринский театр От дома Синебрюховых на Булеварди, 40 было недалеко до Русского Императорского Александринского театра (24) (#map_1) (Bulevardi 23–27), открытого в 1879 году. Его богато украшенное бело-розовое здание с 1918 по 1993 год служило Национальным оперным театром. Сегодня здесь ещё бывают гастроли и детские фестивали. *Булеварди Улица *Булеварди (Bulevardi), попросту – «Бульвар», представляет собой красивую аллею с многоэтажными небедными домами. Она протянулась меящу площадью Хиеталахти и парком Эспланады. Вместе с боковыми улицами Аннанкату (Annankatu), Юрьёнкату (Yrjonkatu) и Ууденмаанкату (Uudenmaankatu), её центральная часть образует квартал, где есть много салонов молодых и престижных модельеров, необычных дизайнерских магазинов и галерей. Отлично вписывается в этот район гостиница «Klaus К» (Bulevardi 2), входящая в сеть Design-Hotel. Старая церковь Скромный четырёхугольный сквер на Булеварди, меящу улицами Аннанкату и Юрьёнкату, кажется довольно необычным: это бывшая территория кладбища, где то и дело встречаются старинные надгробные плиты и памятники немецким и финским солдатам, погибшим во время гражданской войны 1918 года. Это кладбище существовало ещё при шведах. Самая старая могила тут относится к 1710 году, а Старую церковь (Vanha Kirkko) (25) (#map_1) Карл Людвиг Энгель создал в 1826 году, как первую кирху для новой столицы Великого княжества Финляндского. Это элегантное деревянное сооружение было задумано как временное – но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное: и сегодня в этом храме в стиле ампир всё ещё проводятся праздничные церковные службы. Маннерхейминтие Проспект длиной более 5 км с очень оживлённым движением, начинающийся у парка Эспланады и ведущий на северо-запад, называется Маннерхейминтие (Mannerheimintie), «проспект Маннергейма». Он носит имя очень почитаемого в Финляндии генерала и главы государства Карла Густава Маннергейма (1867–1951). Статуя сбоку от проспекта недалеко от железнодорожного вокзала изображает его сидящим верхом на коне. Начальный отрезок Маннерхейминтие, примерно до Главного вокзала, представляет собой самую оживлённую торговую улицу городского центра. Её облик создают магазины и торговые центры: например, Forum на западной стороне (дом № 20), или универмаги Stockmann (№ 1) и Sokos (№ 9), занимающие по целому кварталу на восточной стороне. Дух торговли царит и на примыкающих улицах, где приютилось и множество мелких магазинов, и несколько пассажей. Не упустите из виду и рафинированную Алексантеринкату (Aleksanterinkatu) (26) (#map_1) с магазинами одеящы, галереями, ювелирными салонами и торговыми центрами, вроде Aleksi 13 (дом № 13) или уже упомянутой галереи K?mp (№ 42). Стоит осмотреться и в квартале между улицами Кескускату и Унионинкату (см. также главу «Покупки»). **Атенеум Чуть в стороне от торговых кварталов центра, как покоящаяся точка опоры, возвышается Национальная галерея Финляндии, так называемый **Атенеум (Ateneumin taidemuseo) (27) (#map_1). Его необычная архитектура невольно привлекает взгляд. В эпоху пробуждения финского национального самосознания, примерно в середине XIX века, в Хельсинки был основан Финский союз деятелей искусства, по инициативе которого начали собираться коллекции этого фонда. Внушительное здание музея и Академии в стиле неоренессанс было построено по проекту Карла Теодора Хёйера (1887 г.), а скульптуры для декора богато украшенного фасада создали Карл Энеас Шёстранд и Вилле Валлгрен. Внешний вид галереи в модернистском Хельсинки может показаться несколько старомодным, но сама экспозиция, как и магазин с кафе при музее, оформлена в современном стиле. Среди экспонатов есть произведения живописи, рисунки, гравюры и скульптуры примерно с 1700 года до середины XX века, а также прикладное искусство. Здесь можно увидеть и искусство других стран, но всё-таки основу коллекции составляют произведения финских художников. Нигде вам не удастся лучше познакомиться с творчеством таких мастеров финского Золотого века (1880–1910 гг.), как Альберт Эдельфельдт или Аксели Галлен-Каллела. Наряду со скульптурами Вяйнё Аалтонена или выразительными портретами Хелены Шьерфбек, представлена и обширная коллекция финской пейзажной живописи – хорошее напутствие перед поездкой по стране. *Главный вокзал Главный вокзал, эпохальная работа архитектора Элиеля Сааринена (1916 г.), обозначил поворот от стиля национального романтизма к новому конструктивизму Буквально в двух шагах от Атенеума стоит громада *Главного вокзала (Rautatieasema) (28) (#map_1) с лаконичной часовой башней высотой 48 м. Это облицованное гранитом железобетонное здание было сооружено в 1916 году, через три десятилетия после Национальной галереи. Главный вокзал считается венцом творчества Элиеля Сааринена, стиль которого эволюционировал от финского национального романтизма до нового конструктивизма. В 1923 году архитектор покинул Финляндию, предпочтя ей Соединённые Штаты. Финский Национальный театр (Suomen Kansallisteatteri) (29) (#map_1) к северу от привокзальной площади блистает фольклорным убранством в стиле национального романтизма: здесь и башенки, и нарочито грубо обработанный камень стен, и сказочные детали декора, созданного в 1902 году. Перед ним стоит отлитый из бронзы Вяйнё Аалтоненом в 1939 году памятник национальному поэту и писателю Алексису Стеивалю, творившему под псевдонимом Киви (1834–1872), который написал первый роман на финском языке – «Семь братьев». **Киасма Киасма – Музей современного искусства и универсальный культурный центр Незатейливый массивный куб из жёлтого кирпича рядом с вокзалом, здание почты (1937 г.; там же – Музей почты) сильно контрастирует с соседним **Музеем современного искусства Киасма (Nykyaiteen museo Kiasma) (30) (#map_1). выходящим на площадь Маннергейма (Mannerheiminaukio). Сложные формы, то изогнутые, то прямоугольные, и масса сверкающего стекла придают этому творению американского архитектора Стивена Холла облик гигантской скульптуры. В его необычных пространствах с 1998 года выставляются произведения современного финского и зарубежного искусства. Но Киасма – не только музей, это ещё и многофункциональный центр: здесь читаются лекции, в театре Киасма проходят кинопоказы, музыкальные и театральные представления, да и кафе с музейной лавкой – вовсе не экспонаты из разряда «руками не трогать». Вокруг торгового центра Kamppi Вокруг Главного вокзала располагаются конечные остановки почти всех маршрутов городских автобусов, тогда как автобусы дальнего следования стартуют западнее Маннерхейминтие, притом… из-под земли. По дороге туда не упустите из виду дворец Ласипалатси (Lasipalatsi) (31) (#map_1) («Стеклянный дворец», Mannerheimintie 22–24). Это строгое здание в стиле функционализма, созданное архитектором Вильо Ревеллом в 1935 году, оказалось в наши дни как нельзя лучше приспособленным под медиа-центр: это такая галерея из офисов, студий и магазинов, где заодно можно найти несколько приятных ресторанов. Центральный вход в торговый центр Kamppi (Kamppi kauppakeskus) (32) (#map_1), построенный над подземными терминалами дая автобусов дальнего следования, находится на площади Наринкка (Narinkka). На шести этажах этого здания вы обнаружите целый город торговых и сервисных предприятий, где можно найти всё, что душе угодно: продукты питания и экологичное бельё из хлопка, боулинг-центр и школу танцев, молочный бар и ночной клуб. Дворец тенниса (Tennispalatsi) (33) (#map_1), элегантный зал в стиле функционализма на улице Саломонкату (Salomonkatu) 15, уберегли от сноса чудом. Он был построен в 1930-е годы, как и «Стеклянный дворец», и предназначался для Олимпийских игр, намеченных на 1940 год. Сегодня в этом здании располагаются многозальный кинотеатр, временные выставки Хельсинкского Городского музея изобразительных искусств (Helsingin kaupungin taidemuseo) и Музей культур (Kultuurien museo), который современным и доступным языком знакомит публику с этнографической тематикой. **Церковь Темппелиаукиокиркко Темппелиаукиокиркко – церковь в скале Среди однообразных жилых многоэтажек с муниципальными квартирами находится (вернее даже сказать – теряется) самое необычное храмовое здание Хельсинки, спрятанное в поросшем зеленью скалистом холме. «Церковь в скале» или, как её называют финны, «кирха на Храмовой площади» **Темппелиаукиокиркко (Temppeliaukiokirkko) (34) (#map_1), вряд ли оставит кого-либо равнодушным, независимо от того, христианин вы или нет. Любому гостю Хельсинки просто необходимо зайти сюда. Для создания этой церкви, которую в 1960 году задумали братья Тимо и Туомо Суомалайнены, поначалу пришлось вырубить пространство в скале. В те времена вокруг этого уникального сооружения велись ожесточённые дискуссии – сейчас они уже давно затихли. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/elke-frey/finlyandiya-putevoditel/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.