Копенгаген. Путеводитель Эльке Фрей • Столица Дании от А до Я, • карты города и Эресуннского региона, • схемы транспорта, • история и культура, • дворцы, замки, храмы, • рестораны и покупки, • пригороды, • практические советы, • разговорник. Эльке Фрей Копенгаген. Путеводитель Дорогие читатели! Актуальность и Достоверность Информации – это понятия, которые для нас для нас всегда пишутся с Большой Буквы. Наши корреспонденты постоянно ведут реестры изменений, происходящих в туристической среде, а картографы вносят поправки в карты, адаптируя их к новой ситуации и новым версиям текстов. Но мир путешествий живёт своей, очень бурной и насыщенной событиями, жизнью. Поэтому мы не можем взять на себя ответственность за стопроцентную достоверность данных о часах работы музеев, транспорта, ресторанов, развлекательных учреждений и т. д. Мы будем рады любой поправке или дополнительной информации, присланной Вами! Наш адрес: Nelles Verlag, Machtlfingerstr. 11, D-81379 Munchen, Germany. Tel. +49 (89) 3571940, Fax +49 (89) 35719430, E-Mail: Info@Nelles-Verlag.de, Internet: www.Nelles-Verlag.de (http://www.nelles-verlag.de/). В России и СНГ направляйте, пожалуйста, Ваши замечания в ООО «Дискус Медиа», 192029, С.-Петербург, Общественный пер., 5. Тел./факс (812) 322 9860, Internet www.touristmaps.ru (http://www.touristmaps.ru/). Условные обозначения Площадь Амагерторв с Фонтаном аистов Воплощённый союз традиции и современности – «Чёрный алмаз», эффектный новый корпус Королевской библиотеки Исторический обзор 11 000-8000 гг. до н. э. В Северную Европу, мигрируя вслед за отступающими ледниками, проникают собиратели и охотники каменного века. 5000–3000 гг. до н. э. Середина каменного века: в грудах раковин и мусора обнаружены следы доисторической культуры Эртебёлле. 3000–1500 гг. до н. э. В эпоху неолита возникает земледелие и животноводство. Знатных персон хоронят в мегалитических гробницах. 1800-500 гг. до н. э. Из бронзового века до наших времён дошли луры – музыкальные инструменты в форме рога. 500 г. до н. э. – 400 г. н. э. Кельтский, или римский железный век. Жители в моменты опасности укрываются в укреплениях. Усопших кремируют. III–VI вв. Великое переселение народов. На юге Швеции, в Ютландии и на датских островах возникают королевства данов, германских племён из шведских земель. Жившие здесь ранее юты, англы и саксы переселяются в Англию. VIII–XI вв. Эпоха викингов. Нехватка земель, помноженная на тягу к свободе и опыт торговых и пиратских плаваний, побуждает северных германцев пускаться в дальние рейды на своих быстроходных судах. Они доходят до Британских островов и даже до Средиземного моря. А в Скандинавию, «в порядке культурного обмена», проникает цивилизованный образ жизни. 700–800 гг. Возникновение торговых городов Рибе и Хедебю. К югу от Ютландского полуострова по велению короля Гудфреда для защиты от королевства франков строят Даневерк, пограничный вал. 826–865 гг. Попытки бременского епископа Ансгара наладить здесь миссионерскую деятельность остаются безуспешными. Ок. 965 года. Крещение короля Харальда Синезубого. Начало христианизации всей Дании. XI век. Первое упоминание рыбацкой деревни Хавн, предшественницы нынешнего Копенгагена. 1080–1086 гг. Планы короля Кнута IV по завоеванию Англии не находят поддержки у его подданных. В итоге сам Кнут был убит в церкви города Оденсе, а позже провозглашён национальным святым. 1104 год. Учреждено архиепископство Лундское, с этого момента Дания отделяется от Бременского архиепископства. 1157–1182 гг. Вальдемар I Великий побеждает славян-вендов с помощью Абсалона, который становится епископом в Роскилле, а в 1177 году – архиепископом Лундским. 1167 год. Король дарит Абсалону Хавн. Здесь поселяются купцы, и Havn превращается в K?pmann? Hafn – «Купеческую гавань». 1202–1240 гг. Правление Вальдемара II. Во время завоевания Эстляндии, как гласит легенда, с неба падает Данеброг – бело-красный флаг Дании. 1340–1375 гг. Вальдемар IV Аттердаг укрепляет датские владения (остров Фюн, Зеландию, Южную Швецию), в 1346 году продаёт Эстляндию Тевтонскому ордену, а в 1361 году завоёвывает остров Готланд. 1363 год. Дочь Вальдемара IV Маргрете (на троне в 1387–1412 гг.) выходит замуж за норвежского престолонаследника Гакона. Так в 1380 году происходит объединение Дании и Норвегии. В регионе Балтийского моря возрастает могущество ганзейских городов. Трубачи с лурами на Ратушной площади напоминают о бронзовом веке. 1389–1397 гг. В результате войн и подписания Кальмарской унии Маргрете получает Швецию. 1417 год. Эрик VII Померанский отнимает Копенгаген у епископа и с 1429 года повышает в проливе Эресунн таможенные сборы со всех кораблей. Конец XV века. Власть Ганзы ослабевает, в Эресунн входят голландские корабли. 1460–1863 гг. Личная уния датской короны со Шлезвигом и Гольштейном. 1523 год. Густав Васа, став королём Швеции, побеждает Кристиана II и отменяет Кальмарскую унию. 1536 год. Кристиан III объявляет Реформацию и секуляризацию церковного имущества. Копенгаген становится официальной столицей. 1588–1648 гг. При Кристиане IV Дания уступает Швеции часть норвежских территорий, а также острова Готланд и Эзель. Но Кристиан, истинный монарх эпохи Возрождения, блестяще проявляет себя как строитель и основатель городов (городские укрепления Копенгагена, Биржа, дворец Росенборг и др.; основание Христиании – нынешнего Осло). Он многое делает для развития норвежской горной промышленности. Королева Маргрете II на представлении в парке Тиволи. 1648–1670 гг. Сын Кристиана Фредерик III вынужден отдать Швеции Сконе, Халланд и Блекинге (Роскилльский мир 1658 г.). Он вводит наследственную монархию, конституционно закрепляет абсолютную власть короля, а протестантизм становится государственной религией. XVIII–XIX вв. После Северной войны (17001720 гг.; в 1714 г. завоёван остров Гельголанд) для Дании наступает «полный штиль». Просвещённые министры проводят реформы, в том числе граф Андреас Петер фон Бернсторф отменяет крепостное право (1788 г.). Это – время культурного расцвета: в стране творят философ Сёрен Кьеркегор (1813–1855) и писатель Ганс Христиан Андерсен (1805–1875). 1801–1807 гг. Англичане обстреливают Копенгаген. Дания теряет свой флот и вынуждена заключить союз с Наполеоном. 1814 год. Дания уступает Норвегию шведской короне, а Гельголанд – Великобритании. 1846 год. Кристиан VIII претендует на Шлезвиг. 1849 год. Объявление конституционной монархии. 1857 год. Упраздняются существовавшие с 1429 года таможенные пошлины для прохода кораблей через Эресунн. 1863–1864 гг. Война между Данией и Пруссией. В 1866 г. Пруссии отходит Шлезвиг-Гольштейн. 1915 год. Принятие демократической конституции, женщины получают избирательное право. С 1924 года. Построение «государства всеобщего благоденствия» при социал-демократическом правительстве. 1933 год. Гаагский суд подтверждает права Дании на Гренландию. 1940–1945 гг. Во время Второй мировой войны Данию оккупируют немецкие войска. 1944 год. Исландия, занятая союзниками, провозглашает полную независимость от Дании. 1947–1972 гг. Правление Фредерика IX. За исключением 1950–1953 и 1968–1971 гг., правительство формируется из социал-демократов. 1948 год. На Фарерских островах вводится самоуправление. С 1971 года. В заброшенном казарменном квартале-городке Христиания поселяются сквоттеры, которые образуют «свободное государство». К нему относятся терпимо, но оно становится причиной постоянных раздоров из-за наркоторговли. 1972 год. На трон восходит королева Маргрете II. 1973 год. Дания присоединяется к Европейскому союзу (Гренландия выходит из него в 1982 году). С 1973 года. В правительстве сменяют друг друга социал-демократы и консерваторы; частым явлением становятся кабинеты меньшинств. 2000 год. Данию и Швецию соединяет Эресуннский мост, двадцатикилометровое сооружение, включающее туннель и высоководный мост. 2004 год. Наследный принц Фредерик женится на австралийке Мэри Дональдсон. 2006 год. Серия карикатур на пророка Мухаммеда в газете «Jyllands-Posten» вызывает в исламском мире бурю протестов. 2008 год. Открытие нового Драматического театра. 2009 год. Торжественное открытие нового концертного зала. В городе проходит 15-я конференция ООН по изменению климата. Расширение автономии Гренландии. 2010 год. 70-й юбилей королевы Маргрете. Скульптура «Русалочки» увезена на выставку в Шанхай, а в Копенгагене пока остаётся её копия. Основные достопримечательности КОПЕНГАГЕН **Тиволи: Богатый традициями парк отдыха в самом центре города предлагает совершенно очаровательную смесь развлечений в духе ретро и в современном стиле. **Новая Глиптотека Карлсберга (Ny Carlsberg Glyptotek): Обширная коллекция скульптур основателя пивоваренного завода «Карлсберг». **Национальный музей: Это увлекательное путешествие во времени по истории Дании. Создавая его, устроители предусмотрели и специальный раздел для детей. **Чёрный алмаз (Den sorte Diamant): Новый корпус Королевской Библиотеки – не менее выразительный пример новаторской архитектуры, чем *Драматический и *Оперный театры. **Стрёгет (Str?get): Пешеходная улица протяжённостью 1,3 км – это главная артерия города. На ней плотным рядом выстроились торговые центры, магазины, рестораны и кафе. **Латинский квартал: Меланхоличные улочки Старого города с книжными магазинами, кафе и пивными барами – свидетели богатой истории Копенгагенского университета. **Круглая башня (Rundet?rn): Если подняться наверх по спиральному пандусу, с башни открывается изумительный вид. **Нюхавн (Nyhavn): Старые торговые дома, парусники из ушедшей эпохи и вдобавок шикарные рестораны с видом на воду – всё это делает Нюхавн популярным местом для прогулок. **Дворец Амалиенборг: Перед этим импозантным домом королевской фамилии ежедневно в 12 часов производится смена почётного караула *лейб-гвардии. **Церковь Спасителя (Vor Frelsers Kirke): В её облике привлекает своей необычностью лестница, обвивающая снаружи стройную башню. **Русалочка: Безусловный символ Копенгагена – очаровательная маленькая скульптура сказочного создания, выдуманного Гансом Христианом Андерсеном. Достойная достопримечательность для завершения приятной прогулки вдоль набережной гавани. ОКРЕСТНОСТИ КОПЕНГАГЕНА **Эресуннский мост (?resundsbron) и **Мальмё (Malm?): Между Копенгагеном и шведским городом Мальмё налажено сообщение по 4-километровому туннелю и 16-километровому высоководному мосту, с которого открывается чудесный вид на пролив. В Мальмё можно побродить по историческому центру с его обширной пешеходной зоной. Знакомство с Копенгагеном на водной экскурсии **Роскилле (Roskilde): В **Музее кораблей викингов и в **Кафедральном соборе (Domkirke) с головой погружаешься в датскую историю. **Музей современного искусства «Луизиана»: Знаменитая коллекция современного искусства среди загородных ландшафтов. **Замок Кронборг: Грандиозная крепость с богатейшей историей, стоящая на полуострове в проливе Эресунн. **Замок Фредериксборг: Дворцовый анамбль эпохи Возрождения на трёх островках озера Фредериксборг. **Лунд: В этом старом епископском городе самое впечатляющее сооружение – это, конечно, его романский **Кафедральный собор. Приглашение к путешествию Копенгаген – столица Датского королевства и портовый город у пролива Эресунн, у входа в Балтийское море. На протяжении многих веков в облике города оставляли свои следы, с одной стороны, королевская воля и дворянская гордость, а с другой – море, корабли и торговля. Море вносит свою лепту и в увлечения горожан. Парусный спорт, купание, гребля или просто приятная прогулка и чашечка кофе с видом на море – вот любимьге занятия жителей Копенгагена на досуге. В этом городе-миллионнике практически повсюду чувствуется датский стиль жизни. Здесь всё кажется hyggelig, уютным и очень естественным, и эту атмосферу создают сами датчане: спокойные, приветливые и в то же время независимые. Порой тут начинаешь думать, что попал прямо в Копенгаген Ганса Христиана Андерсена. Но если прогуляться по Стрёгет или Старому городу, то можно уловить свежий ветер глобализации, который веет по средневековым улочкам. По магазинам ходят тамильские семьи, приодетые по-воскресному, прохожих развлекают уличные музыканты из Южной Америки, в парке Тиволи есть суши-ресторан, а по проекту Даниэля Либескинда тут создан ультрасовременный Еврейский музей. Авангардные бары, шикарные пивные заведения, бутики с новинками модного скандинавского дизайна говорят о том, что Копенгаген – это ещё и молодой город, тянущийся ко всему новому. На некоторых магазинах Копенгагена красуется королевская корона: это привилегированные поставщики королевского двора. Гостей часто обескураживает популярность нынешнего королевского дома Дании и его непринуждённость в отношениях с подданными. Талантливая во многих искусствах, уверенная в себе королева Маргрете II или кронпринцесса Мэри, уроженка Австралии отнюдь не королевских кровей, демонстрируют нам, что стиль жизни монархов соответствует стилю жизни города: традиционный и вполне «королевский», но при этом терпимый, тактичный и открытый миру. **Копенгаген Населённый полутора миллионами жителей, если считать город и ближайшие окрестности, Копенгаген-мегаполис является дважды столицей. Это главный город для 5,4 миллионов датчан и одновременно центр европейского Эресуннского региона. В этом регионе, в самом северо-восточном краю Дании и на юго-западной оконечности Швеции, проживают около 3,5 млн человек. За прошедшее десятилетие сода прибыли 40 000 иммигрантов, и эта тенденция сохраняется по-прежнему. Гостей Копенгагена привлекает тут многое: исторические королевские дворцы и бюргерские дома ничуть не меньше определяют лицо города, чем шикарные магазины и современные жилые кварталы. Деловая купеческая хватка в этом портовом городе сочетается со страстью к изящным искусствам. Жители Копенгагена любят свои традиции, но вполне терпимо относятся к нестандартности и даже излишествам. Между парком Тиволи и Дворцовым островом Главный вокзал Главный вокзал (Hovedbaneg?rd) (1) (#map_1) Копенгагена смотрится как стильно оформленные ворота в город, и не только для пассажиров железнодорожного транспорта, но и для авиапассажиров: от аэропорта Каструп до центра города шесть раз в час ходит поезд, покрывающий это расстояние примерно за 15 минут. Постройка здания вокзала была завершена в 1864 году, и сейчас оно находится под охраной, как исторический памятник. Если бы в нём не царила такая суматоха, то, пожалуй, этот зал с высоким деревянным перекрытием на каменных опорах можно было бы принять за церковный неф. С просторной привокзальной площади виден центральный корпус вокзала, напоминающий крепостную башню, с маленькими кирпичными угловыми башенками. **Тиволи Стоит лишь от вокзала перейти широкую улицу Бернсторфсгаде (Bernstorffsgade), и вот уже перед вами всемирно известный парк отдыха **Тиволи (Tivoli) (2) (#map_1). Оттуда постоянно доносятся радостные вопли, причём иногда отнюдь не детские. За купами красивых старых деревьев высятся головокружительные конструкции: американские горки, карусель «Star Flyer» высотой 80 м и другие. Этот ухоженный общественный парк пользуется невероятной популярностью не только у гостей, но и у самих горожан. В нём не меньше двух десятков ярмарочных аттракционов, несколько эстрад и более 35 ресторанов, кафе и закусочных. Нередко он даже служит местом проведения конгрессов и деловых мероприятий. Входы в парк расположены на всех четырёх улицах, идущих по его периметру. Ближе всего к вокзалу находится центральный вход на оживлённой улице Вестерброгаде (Vesterbrogade). Это забавная высокая башенка, построенная в 1890 году. Тиволи – увеселительный парк, сохранивший очарование ушедшей эпохи (здесь: автоскутеры) Хотя этот Тиволи и получил название в честь парижского парка Jardin de Tivoli, но он старше его, по крайней мере, на одно поколение. Журналист Георг Карстенсен, человек творческий, много повидавший и увлечённый индустрией досуга, встречал тут рукопожатием своих первых гостей 15 августа 1843 года. Чтобы создать свой увеселительный парк, ему нужно было испросить разрешение у датского короля. Аргументы Карстенсена показались Кристиану VIII убедительными. Этот предприниматель доказал, что знает своё дело, ещё когда организовывал торжества в Королевском саду при дворце Росенборг. Да и опыт, приобретённый им в странствиях, говорил в пользу того, что эта затея будет иметь успех. Впрочем, уже спустя два года после открытия сам основатель парка Тиволи из-за возникших разногласий оставил это предприятие. Но его замысел, предопределивший полный и несокрушимый успех Тиволи, остаётся неизменным и поныне. Он заключается в том, чтобы поразить публику технически совершенными аттракционами и одновременно очаровать её экзотическим садом. На момент основания Тиволи находился за пределами Копенгагенского городского вала. Когда в 1870-х годах крепостные насыпи были убраны, территорию парка отдыха расширили. Одно время до него даже можно было добраться на лодке через крепостной ров. Часть этого водного пути сегодня ещё сохранилась в виде озера, щедро подсвеченного в ночное время. На его берегу стоит знаменитая Китайская башня (Det Kinesiske T?rn), напоминающая пагоду. Это ресторан, и в темноте он бывает освещён сотнями лампочек, которые отражаются в озере. Китайская башня, символ парка Тиволи Ещё одно архитектурное украшение парка – *Театр пантомимы в китайском стиле, построенный в 1874 году Вильгельмом Далерупом. Вход в сам парк Тиволи сейчас стоит 95 датских крон (DKK). За многие аттракционы нужно платить отдельно. Билет Multi-Ride Ticket за 205 DKK даёт право на неограниченное посещение всех аттракционов. А выбрать есть из чего: от автоскутеров до головоломных американских горок под названием «Демоны» («Dxmonen»), от лодки-драккара до «Золотой башни» (Gyldene T?rn), где можно испытать свободное падение, – короче, на любой возраст и любую степень смелости. Ностальгически настроенные посетители получат удовольствие на Rutsjebanen – деревянных горках с трамплинами, построенных в 1914 году. А самая большая карусель в мире, «Star Flyer» (по-датски Himmelskibet), уносит своих пассажиров почти до самых небес. Они взлетают на высоту почти 80 м со скоростью около 70 км/ч. Малыши будут в полном восторге от карусели с самолётиками или от катания на миниатюрном поезде. Но аттракционы – это всё же лишь часть парка Тиволи. А здесь полным-полно и других развлечений: кукольный театр и театр пантомимы, концерты на эстраде, танцевальная музыка, рок по пятницам. А в среду, субботу и воскресенье бывает парад *гвардии Тиволи (Tivoligarde). Это – шествие военного оркестра из датских юношей, одетых в такую же форму, как и у караула дворца Амалиенборг. В концертном зале на улице Титгенсгаде (Tietgensgade) выступают мировые звёзды серьёзной и лёгкой музыки. В нижнем этаже этого недавно отремонтированного зала поселился Аквариум Тиволи, где можно встретиться нос к носу с акулами и скатами. С наступлением темноты Тиволи расцвечивается самыми невероятными красками, а каждую субботу незадолго до полуночи тут запускают фантастический фейерверк. Парк открыт с середины апреля до середины сентября, а также накануне Рождества и в Новый год. Театры и некоторые рестораны работают круглый год. Контрастом к грациозному облику зданий парка Тиволи смотрится здание, ограничивающее парк на его северном углу: Industriens Hus (3) (#map_1), прозаичный четырёхугольник с атриумом, местонахождение Датского союза промышленников. Помимо офисов, в здании есть небольшой торговый центр с ассортиментом изделий скандинавского дизайна. *Ратуша и Ратушная площадь На Ратушной площади На другой стороне бульвара Ганса Христиана Андерсена с 1905 года стоит копенгагенская *Ратуша (R?dhus) (4) (#map_1). По просторной Ратушной площади (R?dhuspladsen) в любое время суток снуют пешеходы и велосипедисты, а в новогоднюю ночь горожане собираются здесь, чтобы встретить Новый год. Высоко над деревянной дверью ратуши вниз на толпу взирает золотая статуя Абсалона (1128–1201), основателя города. В 1167 году Абсалон заложил крепость всего в километре отсюда: на песчаном острове в проливе Эресунн, у рыбацкой деревни Havn (что означает «гавань»). Эту деревню ему даровал король Вальдемар I Великий, правивший в 1157–1182 гг. Будучи верным соратником короля, Абсалон помог ему победить язычников-вендов (славян), за что и был в 1158 году награждён саном епископа Роскилльского. Под конец жизни он даже стал архиепископом, получив резиденцию в Лунде, по ту сторону Эресунна, в нынешней шведской провинции Сконе, принадлежавшей в то время Дании. Снаружи тёмное кирпичное здание ратуши отделано очень скромно, и этим оно выделяется на фоне пышно украшенных домов на площади, появившихся в 1900-е годы (а также некоторых архитектурных ляпов последнего времени). Особенно вылезает на первый план в сравнении с ратушей гостиница Palace Hotel: с затейливыми орнаментами в стиле модерн и со стройной башней, отдалённо напоминающей о средневековой Италии. Башня Ратуши высотой около 106 м, выходящая на Вестер Волльгаде (Vester Voldgade), является самой высокой башней Старого города. Чтобы добраться до её смотровой площадки, придётся одолеть целых 300 ступенек. Если же войти внутрь Ратуши, то это творение архитектора Мартина Нюропа окажется по-настоящему роскошным, красочным и даже несколько вычурным правительственным дворцом в стиле национального романтизма. В вестибюле с левой стороны от вахты начинаются экскурсии. Напротив кабинки вахтёра разместилось механическое чудо мастера Йенса Ольсена: часы всемирного времени (Verdens ur), которые создавались в течение 27 лет (!) и с 1955 года сравнивают время григорианского и юлианского календарей, отмечают восход и заход солнца и сообщают ещё много других астрономических и календарных сведений. На Ратушной площади, на высокой колонне у здания Palace Hotel, на свой лад напоминает о неумолимом ходе времени бронзовая скульптура двух музыкантов с лурами. Луры, культовые духовые инструменты бронзового века, имеющие характерную изогнутую форму и длину до 2 м, археологи особенно часто находили в Дании (оригиналы находятся в Национальном музее). Рядом с этим монументом начинается и заканчивается большинство регулярно предлагаемых всем желающим автобусных экскурсий по городу. В летний сезон на площади у прочной стальной стойки всегда стоит некоторое непредсказуемое, но гарантированное число разноцветных копенгагенских велосипедов (Bycyklen) – из тех двух тысяч, которые сдаются напрокат. Опустив монету достоинством в 20 крон, вы разблокируете замок и можете забирать велосипед. Затем, на одной из ста с лишним стоянок в центре города, можно снова примкнуть велосипед и получить свои деньги обратно. Название Вестер Волльгаде (Vester Voldgade, улица Западного вала) напоминает о городских укреплениях Копенгагена времён Кристиана IV (1588–1648 гг.). Снос городских валов освободил не только дополнительное пространство для парка Тиволи, но и большие площади под строительство, в частности, для ратушного комплекса. В этот комплекс даже входит красивый ухоженный сквер во внутреннем дворе. *Центр датского дизайна Изысканно-скромно смотрится дом № 27 на бульваре Ганса Христиана Андерсена: это остеклённое здание *Центра датского дизайна (Dansk Design Center, DDC) (5) (#map_1), которое с 2000 года неприметно пристроилось между старинными соседними домами. Но это не обычное офисное здание, как может показаться со стороны. Войдя в него, сразу попадаешь в высокий, светлый зал. Уже небольшой магазинчик у входа пробуждает здоровое любопытство: там подобран оригинальный ассортимент вещей, вроде бы обычных, но решённых в современном дизайне: от сверкающего складного велосипеда до забавных резиновых купальных шапочек. Само же здание, детище датского архитектурного бюро «Henning Larsen», служит в первую очередь не помещением для торговли, а форумом современных датских и зарубежных дизайнеров. Во всём мире Дания славится превосходным дизайном предметов быта и интерьера (здесь: выставка в Royal Copenhagen) Основное ядро объёмистого вороха сведений о современном дизайне составляют две постоянные выставки: одна представляет победителей датской дизайнерской премии с 1965 по 1999 гг., вторая – посвящена современным датским и мировым светилам в этой области. Лаконично оформленное кафе наглядно воплощает в себе принципы скандинавского дизайна. Здесь же проходят доклады, авторские выставки знаменитых дизайнеров и презентации различной продукции. Благодаря всей этой деятельности и своим креативным идеям, Центр датского дизайна приобрёл известность как прогрессивный очаг промышленного творчества, отличающийся неожиданным взглядом на вещи. **Новая Глиптотека Карлсберга По ту сторону улицы Титгенсгаде (Tietgensgade) и напротив парка Тиволи вплоть до акватории порта тянется полоса бывшего городского вала, который здесь уже невозможно различить из-за позднейшей застройки. Самое внушительное из местных зданий увенчано необычным куполом и в изобилии украшено элементами декора из эпохи Возрождения (угол Титгенсгаде и бульвара Ганса Христиана Андерсена). Это **Новая Глиптотека Карлсберга (Ny Carlsberg Glyptotek) (6) (#map_1), построенная Вильгельмом Далерупом в 1892 году. Глиптотека (музей скульптур) неоднократно расширялась. В 1906 году её достраивал Хак Кампманн, в 1996 г. – Хеннинг Ларсен, а последняя пристройка относится к середине 2006 года. Две лучшие архитектурные находки в составе этого комплекса – прекрасный Зимний сад 1906 года, защищённый купольным перекрытием из чугуна и стекла, и снискавший множество похвал флигель Хеннинга Ларсена (1996 г.) в одном из внутренних дворов, особенно его гениальное соединение с главным корпусом. В Зимнем саду Новой Глиптотеки Карлсберга Владелец пивоваренного завода Карл Якобсен (1842–1916) был коллекционером и знатоком искусств, а его коньком была античная эпоха. Свою коллекцию, самую обширную и ценную в Северной Европе, он в 1888 году передал в дар датскому государству. Специально для этого в 1897 году был учреждён музей. Он находится под общим и финансовым управлением фонда Ny Carlsbergfond, созданного в 1902 году Карлом Якобсеном и его супругой Оттилией. Основу собрания древностей составляют скульптуры из Египта (в частности, рельефы из гробниц Саккары), с Ближнего Востока (например, рельефы ассирийских дворцов и надгробные скульптуры из Пальмиры), из Греции (в том числе знаменитая архаическая «голова Райе», VI в.), с Кипра и из Этрурии (главным образом саркофаги). Совершенно уникальна коллекция эллинистических и римских портретов, насчитывающая несколько сотен изображений. Среди них такие знаменитости всемирной истории, как Гомер, Александр Македонский, Помпей, Август и Калигула. Кроме того, Якобсен особо ценил произведения датских и французских скульпторов XIX и начала ХХ вв. (например, Огюста Родена), а также датскую живопись XIX века и французских художников своего времени. Его сын Хельге Якобсен и фонд Ny Carlsbergfond дополнили коллекцию произведениями французских импрессионистов (в т. ч. Поля Гогена) и других классиков начала ХХ века. **Национальный музей Перейдя через площадь Дантес Плас (Dantes Plads) на другую сторону от Глиптотеки, вы попадёте в исторический центр Копенгагена, на улицу Ню Вестергаде (Ny Vestergade). Здесь стоит **Национальный музей (Nationalmuseet) (7) (#map_1), в котором можно совершить небольшое путешествие в прошлое, по истории Дании. Солнечная колесница из Труннхольма в Национальном музее Входная часть этого архитектурного комплекса выстроена в позднейшее время, но первоначальным его ядром был Дворец принца, построенный в XVIII веке для будущего короля Фредерика V. На четырёх его этажах можно найти не только драгоценности из истории Датского королевства, но также этнографические находки, сокровища классической античности и Древнего Египта, а также королевскую нумизматическую коллекцию. Особенно сильное впечатление производит отдел доисторической эпохи и ранней истории Дании, расположенный на первом этаже. Чтобы попасть к началу экспозиции, надо «галопом» миновать зал с искусно украшенными бронзовыми лурами и с роскошной столовой посудой из чистого золота (зал 12), пересечь внутренний двор и тогда уже справа начать ознакомление с камней с руническими надписями (зал 23), прямо с каменного века. До сих пор неизменное внимание привлекает solvognen,солнечная колесница из Труннхольма, найденная в 1902 году и относящаяся к бронзовому веку (XIV–XIII вв. до н. э.; зал 8). Она показывает, как тогдашние люди представляли себе движение солнца: лошадка тянет за собой игрушечную повозку, нагруженную позолоченным солнечным диском. Другие не менее ценные экспонаты – это серебряный котёл из Гундеструпа с до конца не разгаданными мифологическими сценами (IV–III вв. до н. э.) и реконструированная повозка из Дайбьерга (I в. до н. э.; оба находятся в зале 13). В соседних залах вы увидите два серебряных кубка с изображением сцен из «Илиады», попавшие сюда ещё в древности из Италии (I в. до н. э.; зал 16), и два золотых рога из Галлехуса, о непростой истории которых рассказывают несколько стендов (V в. до н. э.; зал 18). Даже если вы пришли в музей ненадолго, никак нельзя упустить эпоху викингов: предметы быта из этого отдела дают представление о жизни и уровне мастерства предков нынешних скандинавов. В магазине музея продаются копии ценнейших украшений (из залов 17–20), которые созданы в различных северных «звериных стилях», хронологически сменявших друг друга. В этнографических отделах особого внимания заслуживают богатые коллекции предметов культуры инуитов (эскимосов, прежде всего гренландских; залы 170–172, 271–273), Океании (залы 255–257), Амазонии и Мексики (залы 151–152), Восточной Азии (залы 264–269), а также бывшая частная коллекция Карла и Амалии Кьерсмейер с африканской скульптурой (залы 253–255). Эти россыпи исторических сокровищ надёжно отгорожены стеклом, нагоняющим тоску на детей, – они ведь не прочь потрогать всё руками и опробовать в деле. Но музейщики позаботились и об этом: в южном крыле первого этажа есть *Детский музей (B?rnenes Museum), где можно на практике поизучать историю человечества длиной в 3500 лет. Здесь всё разрешается брать в руки и досконально исследовать! *Дворец Кристиансборг Дворец Кристиансборг и Биржа – часть городского пейзажа Копенгагена Улица Ню Вестергаде ведёт прямо к роскошному *Мраморному мосту (Marmorbroen, 1745 г.), перекинутому через канал Фредериксхольм. Создателем этого моста был архитектор эпохи рококо Николай Эйгтвед. Канал отделяет от остального города *Дворцовый остров, Слотсхольмен (Slotsholmen). Сюда из Внутренней гавани, расположенной метров на 300 подальше, заходят прогулочные кораблики; роскошные рельефы на арках и колоннах лучше всего рассматривать с их борта. Если с моста смотреть в южном направлении, в сторону бывшей гавани, видны службы и пристройки Дворцового острова: начиная от здания Арсенала (T?yhus) и до красной черепичной крыши пивоварни (Bryghus) Кристиана IV. Этот мост ведёт на Песчаный остров, который в XII веке выбрал для своей крепости Абсалон. На её руинах теперь стоит *дворец Кристиансборг (Christiansborg) (8) (#map_1), построенный в стиле необарокко. Там датская королевская семья жила до пожара 1794 года. Высокая башня, крытая медью, и симметричный корпус дворца придают этому обширному комплексу строгий и импозантный вид, особенно если подходить к нему с Мраморного моста. Сначала перед вами откроется огромная прямоугольная площадь с элегантным бассейном в центре. Взрыхлённый песок красноречиво даёт понять, для чего используется эта территория: это Королевский манеж (Ridebane), и у вас есть шанс увидеть королевских коней во время выездки (лучше всего в утренние часы). По периметру площади выстроился ряд из одноэтажных, а кое-где и двухэтажных зданий. На южной стороне в них располагаются очень уместные здесь Королевские конюшни и экипажи (Kongelige Stalde og Kareter) – сейчас это музей. В примыкающем крыле здания когда-то находился придворный театр, а теперь он превратился в занятный Театральный музей, где многое разрешается потрогать и испытать в действии. На другом конце манежа стоит конная статуя Кристиана IX. Здесь, у внутреннего дворцового двора, как нельзя лучше видно нынешнее утилитарное предназначение дворца: он используется как музей, как Верховный суд и административный корпус. В южной его части заседает датский парламент (Folketing). Королевские парадные и тронные залы в северном крыле дворца можно посетить в рамках экскурсии. При этом вам расскажут и о переменчивой судьбе этого сооружения. Свой нынешний облик дворец обрёл лишь в 1918 году. Все его предшественники погибли от огня: необычайно роскошный барочный дворец 1745 года постройки – в 1794-м (сохранились только здания вокруг манежа), а сменивший его дворец 1828 года в стиле классицизма, работы заслуженного датского архитектора Кристиана Фредерика Хансена, сгорел в 1884-м. Пожар пощадил лишь придворную церковь на северном краю дворцовой площади (см. ниже). Внизу, в переходе между дворцовым двором и площадью, вы соприкоснётесь с совсем далёкими страницами истории дворца, и их-то как раз прекрасно можно изучить самостоятельно: это *руины крепости епископа Абсалона. Под зданием нынешнего дворца умело законсервированы остатки стен более ранних сооружений, времён Абсалона (XII в.), и к ним есть комментарии на датском, английском и немецком языках. Это даёт замечательно яркое представление об истории дворца от средневековья до XVIII века. *Музей Торвальдсена «Три грации» – скульптура Бертеля Торвальдсена в традициях классицизма в Музее Торвальдсена В северной части Дворцового острова стоит здание приметного коричневато-красного цвета – *Музей Торвальдсена (Thorvaldsens Museum) (9) (#map_1). Скульптор Бертель Торвальдсен (1770–1844) ещё при жизни заслужил право быть увековеченным здесь. Большую часть своей жизни Торвальдсен провёл в Риме, где он стал всемирно известным мастером классического направления. Когда в 1838 году он вернулся в Данию, его встречали с большими почестями. Свои произведения и личную коллекцию датского искусства он завещал Копенгагену, с условием, что для них будет построен специальный музей. Для этой цели сам король пожертвовал землю своего автопарка, а архитектор Михаэль Готлиб Биндесбёлль в 18391848 гг. создал проект строгого и, в то же время, насыщенного цветом здания. Сам великий скульптор похоронен в скромной могиле во внутреннем дворе. Дворцовая церковь Кристиансборга Дворцовая церковь Кристиансборга (Christiansborg Slotskirke) (10) (#map_1) – это единственная уцелевшая в пожаре 1794 года часть того нового дворца, который по заказу короля построил архитектор Кристиан Фредерик Хансен (1756–1845). Следующий пожар 1884 года тоже пощадил эту церковь. В 1992 году от огня всё-таки обрушился её купол, но сейчас она вновь засияла своей чистой красотой классицизма. Дворцовая церковь служит членам королевского дома местом для пышных парадных церемоний. Одновременно это концертный зал и учебная студия Высшей музыкальной школы. Ежегодно в октябре здесь проходит торжественное открытие парламентских заседаний. Гаммель Странд На другом берегу канала, называемом Гаммель Странд (Gammel Strand, Старый берег) (11) (#map_1), в Средние века проходила прибрежная граница города. Наверняка уже в те времена это было весьма оживлённое место: тут купцы разгружали свои товары с прибывающих торговых судов. Теперь в разгар сезона тут же причаливают различные уже *экскурсионные плавучие средства. По пятницам на Гаммель Странде работает блошиный рынок На небольшой улочке с красивым видом на канал и на Дворцовый остров расположились и кафе с ресторанами. По пятницам народ приезжает сюда на блошиный рынок, торгующий антиквариатом. От Дворцового острова на Гаммель Странд проще всего попасть по мосту Хойбро (H?jbro, Высокий мост). На площади Хойброплас (H?jbroplads) в 1901 году жители Копенгагена установили конную статую Абсалона в память о 700-летии со дня кончины основателя города. Дома этого старого квартала сгорели во время пожара 1795 года, и лишь позже появилась эта площадь со зданиями в стиле классицизма. Площадь Хойброплас с конной статуей Абсалона Островная церковь К северо-востоку от Слотсхольмена, на соседнем Бремерхольме (когда-то тоже острове), на берегу стоит бывшая церковь Королевского военно-морского флота, получившая название Островная церковь, Хольменс Кирке (Holmens Kirke) (12) (#map_1). Её построили в 1619 году, тоже по приказу Кристиана IV. Невысокая башенка смотрится скорее как элемент конька крыши и отнюдь не придаёт величия этой крестообразной барочной церкви, точно так же как и боковые пристройки. Однако в 1872 году на её восточном фасаде появился роскошный королевский портал, который с 1635 года украшал кафедральный собор в Роскилле. Эта церковь устояла во всех пожарах и военных лихолетьях, и потому многое из её барочного убранства до сих пор сохранилось. *Биржа На противоположной стороне канала стоит один из символов города, здание бывшей *Биржи (B?rsen) (13) (#map_1). Одержимый грандиозными строительными планами Кристиан IV распорядился возвести здесь торговый дом. Строили это здание в стиле ренессанс голландские архитекторы Лоренц и Ханс ван Стинвинкель. Когда в 1620 году дом был готов – на нижнем этаже торговый зал, на верхнем лавки и конторы, – королю он показался чересчур скромным. Тогда на обращённом к воде фасаде появились роскошные поперечные фронтоны, а в центре – необычная башня высотой 54 м, шпиль которой свит из четырёх переплетённых драконьих хвостов. Внутрь здания свободного доступа нет: в нём располагаются торговая палата и офисы. Королевская библиотека Если пройтись по южной стороне Слотсхольмена в сторону Внутренней гавани, которая представляет собой ответвление Эресунна, то можно выйти к громадному кирпичному зданию Королевской библиотеки (14) (#map_1), построенному в 1906 году в стиле национального романтизма. От дворцового комплекса и Государственного архива её отделяет очаровательный тихий парк. А новый библиотечный корпус у воды, открытый в 1999 году, – это просто шедевр. Он соединён со старым корпусом двумя стеклянными переходами через улицу Кристианс Брюгге (Christians Brygge). Многоэтажный компактный «кристалл» из чёрного гранита и стекла слегка скошен к воде и благодаря этому кажется лёгким и изящным. Он получил меткое название **«Чёрный алмаз» (Den sorte Diamant). Кафе и шикарный ресторан «S?ren К» внутри него могут подарить гостям красивый вид на канал и на водную гладь гавани. *Датский Еврейский музей Ещё один архитектурный изыск появился в 2004 году в старом здании библиотеки. В его северо-восточном углу есть совершенно обычная, почти незаметная дверь в библиотечный сад. Там именитый архитектор Даниэль Либескинд создал *Датский Еврейский музей (Dansk J?diske Museum). Светлая, косо набитая деревянная обшивка маскирует тяжеловесность интерьеров этого кирпичного здания. Тщательно подобранные экспонаты освещают историю и культуру еврейской диаспоры в Дании. Благодаря мужественной поддержке датчан во время немецкой оккупации, в годы Второй мировой войны тысячи еврейских граждан были тайно вывезены в безопасную Швецию. Старый город Копенгагена **Стрёгет Уже хотя бы Островная церковь служит свидетельством тому, как выросла в XVII веке приморская территория, освоенная Кристианом IV в ходе стремительного расширения Копенгагена. Вдоль новых границ король выстроил обширные укрепления. Прежний средневековый город не занимал и половины этой площади. Его территория находилась к северу и к западу от Слотсхольмена и старой береговой линии Эресунна у Гаммель Странда. Эти места и до наших дней представляют собой деловой квартал центра Копенгагена. В нём сохранилась запутанная сеть улиц с характерными названиями: например, Farvergade (улица Красильщиков) или M?ntergade (Монетная улица). Опустошительные городские пожары, особенно в 1728, 1795 и 1807 годах, превратили этот квартал в настоящее лоскутное одеяло из зданий в самых разных стилях. Во всём центре города от Средних веков сохранилась лишь одна-единственная готическая постройка. Прогулка по магазинам на улице Стрёгет Две средневековые главные улицы – дорога, идущая из Роскилле с юго-запада на северо-восток, и другая, проходящая примерно с севера на юг, – пересекались на площади Амагерторв (Amagertorv). Они и сегодня на особом положении, хотя уже и не в качестве межрегиональных транзитных дорог: большая их часть превращена в пешеходные зоны. Самая знаменитая из них, пешеходная улица **Стрёгет (Str?get) (в примерном переводе – «линия»), проходит почти точно по линии старой дороги из Роскилле в Копенгаген. Она начинается у площади перед Ратушей (4) (#map_1) и вливается во вторую крупную площадь в центре города, Конгенс Нюторв (Kongens Nytorv) (29) (#map_1). Протяжённость её 1,3 км, и по пути она пересекает улицы Фредериксберггаде (Frederiksberggade), Нюгаде (Nygade), Виммельскафтет (Vimmelskaftet), площадь Амагерторв (Amagertorv), а затем Эстергаде (?stergade). Жители Копенгагена гордятся тем, что эта пешеходная зона, возникшая в 1962 году, – самая большая в Европе. «Линией» горожане зовут её вот уже несколько веков, официально же Str?get появилась на картах и уличных указателях совсем недавно. Южный отрезок улицы рядом с Ратушной площадью в основном занят магазинами и ресторанами для граждан среднего достатка. Ближе к северу, к Конгенс Нюторв, преобладают дорогие бутики, фирменные магазины и изысканные рестораны. На многих участках улиц и площадей по обе стороны от Стрёгет движение транспорта тоже запрещено: средневековый город сегодня превратился в гостеприимный квартал для прогулок и покупок. Стредет Южнее и практически параллельно Стрёгет проходит улица, которая у копенгагенцев носит неофициальное название Стредет (Strredet, «улочка») – небольшая, элегантная пешеходная зона на улицах Компагнистреде (Kompagnistrrede) и Ледерстреде (Lrederstrrede). Они тянутся между восточным концом Фарвергаде и площадью Амагерторв около Стрёгет. Здесь вы окажетесь в антикварном квартале Копенгагена. Неудивительно, что поблизости на набережной Гаммель Странд так хорошо прижился антикварный рынок. На улице Компагнистреде множество баров и кафе, а у молодёжи она популярна как место проведения досуга. Нюторв и *Гаммельторв Самое заметное здание на широкой площади Нюторв (Nytorv, Новая площадь) (15) (#map_1) – это здание суда в стиле классицизма (1815 г., архитектор К. Ф. Хансен), служившее раньше ратушей и тюрьмой. Когда ещё существовал обычай публичной казни, на этой площади стоял эшафот. 15 мая 1813 года в доме № 2 на Нюторв родился самый известный датский философ Сёрен Кьеркегор. Пешеходная улица Стрёгет отделяет Нюторв от самой старой площади Копенгагена – *Гаммельторв (Gammeltorv, Старая площадь) (16) (#map_1). Она была центром средневекового города, и когда-то здесь стояло более раннее здание ратуши. Непринуждённую, спокойную атмосферу придают этой площади деревья, скамейки и замысловатый *фонтан «Каритас» («Милосердие»). В своём первоначальном варианте этот фонтан был установлен ещё Кристианом IV в 1608 году и служил не только для красоты, но и для снабжения горожан водой. *Собор Девы Марии Буквально через 100 метров, на улице Нёррегаде (N?rregade), вы окажетесь перед строгим классическим порталом с колоннами. Это Кафедральный собор *Девы Марии (Vor FVue Kirke) (17) (#map_1), в котором в 2004 году венчались кронпринц Фредерик и Мэри. Внутри этот собор кажется более воздушным благодаря светлым тонам интерьера и потокам дневного света. Алтарь с фигурой Христа и двенадцать апостолов по сторонам продольного нефа – это работы Бертеля Торвальдсена. В 1811–1829 годы К. Ф. Хансен перестроил этот храм, почитаемый ещё со Средних веков. До того собор был полностью уничтожен дважды: при пожаре 1728 года и во время обстрела англичанами в 1807 году. Церковь Святого Петра Ещё один храм, выстроенный совсем неподалёку ещё в Средние века, виднеется между высокими деревьями на западной стороне улицы Нёррегаде, на углу Педерсстреде (Pedersstede). В этом уголке чувствуется дух ганзейской эпохи: церковь Святого Петра (Sankt Petri Kirke) (18) (#map_1) – это здание из красного кирпича с крутой черепичной крышей и тихим, зелёным церковным двориком. Правда, от её изначального готического облика мало что сохранилось. Некоторое время её даже использовали под королевский литейный цех по изготовлению пушек. Наконец, в 1585 году Фредерик II передал этот храм немецкой общине, которая пользуется им и поныне. Само здание с 1994 года является собственностью датской государственной церкви, которая в 1995–2000 гг. вложила большие средства в его реставрацию. Здесь можно посетить и часовни с захоронениями. В пристройке, называемой залом Кристиана V, проходят концерты. **Латинский квартал Название улицы Студиестреде (Studiestrrede), выходящей на площадь Фруэ Плас (Frue Plads, пл. Девы Марии) у Кафедрального собора, указывает на давние традиции этого района Старого города Копенгагена. Здесь начинается **Латинский квартал (Latinerkvarteret), приют учёных и студентов, с множеством книжных магазинов, кафе и разных интересных лавочек. Кристиан I основал Копенгагенский университет ещё в 1479 году. Поначалу занятия проходили в заброшенном здании первой городской ратуши, что на углу улиц Нёррегаде и Студиестреде. О причастности к университету напоминают многие постройки в этой части города. Впрочем, сейчас большой и современный университетский городок в основном располагается на острове Амагер. На северной стороне площади Девы Марии стоит главное здание Университета (19) (#map_1), творение Петера Маллинга, ученика Хансена, созданное в 1831–1839 гг. Помещения бывшего Зоологического музея, выходящие на другую сторону этого здания, сегодня заняты администрацией университета (Krystalgade 25–27). Это трёхэтажная пристройка с атриумом и стеклянной крышей, украшенная орнаментами с изображениями животных. Она построена в 1869 году и находится под охраной как памятник архитектуры. С этим громоздким зданием контрастирует скромный, но современный дизайн фасада отеля-люкс Sankt-Petri, расположившегося напротив. Если идти от площади Девы Марии по тихой жилой улице Сторе Канникестреде (Store Kannikestede), то вы выйдете к большому комплексу зданий на углу улицы Кёбмагергаде (K?bmagergade). Это так называемый Регенсен (Regensen) (20) (#map_1). Официально он раньше назывался Collegium Regium, т. е. Королевский колледж. Это общежитие Кристиан IV устроил в 1623 году для бедных студентов. **Круглая башня По спиральному подъёму Круглой башни могут двигаться даже кареты На пешеходной улице Кёбмагергаде (K?bmagergade) стоит одно из самых необычных зданий Копенгагена – **Круглая башня (Rundet?rn) (21) (#map_1). Она воплощает в себе ещё одну идею неутомимого Кристиана IV. Король задумал возвести сооружение для научных целей: в этой круглой башне диаметром 15 м и высотой 35 м была оборудована астрономическая обсерватория. Наверх башни ведёт спиральный пандус, по которому могут передвигаться даже всадники или экипажи. При доставке тяжёлых оптических приборов к площадке на крыше этот широкий подъём пришёлся очень кстати. В 1716 году по этому спиральному пандусу длиной 200 м поднимался верхом царь Пётр I. Наверху уже побывали даже автомобили, а уж соревнования по скоростному подъёму на одноколёсных велосипедах входят в ежегодную программу мероприятий Круглой башни. И, кроме того, это по-прежнему Обсерватория – старейшее в Европе и абсолютно работоспособное научное учреждение. У неё есть целая программа по популярной астрономии, и она постоянно привлекает к себе любителей звёздного неба. Со смотровой площадки открывается красивая **панорама Старого города Копенгагена и окружающих дальних земель, вплоть до самой Швеции (летом ежедневно с 10 до 20 часов, в остальное время до 17). Церковь Святой Троицы Примыкающая к башне с восточной стороны церковь Святой Троицы (Trinitatiskirke), построенная из такого же красного и жёлтого кирпича, когда-то была университетской церковью. На её чердачном этаже было достаточно места для университетской библиотеки и королевской антикварной коллекции. Кристиан IV дожил только до открытия башни в 1642 году, а торжественное открытие церкви состоялось уже в 1656 году при его наследнике Фредерике III. После городского пожара 1728 года это здание обрело барочный облик. В помещениях бывшей университетской библиотеки под самой крышей организуются временные выставки. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/elke-frey/kopengagen-putevoditel/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.