Инновационный менеджмент. Учебное пособие Владимир Иванович Аверченков В пособии рассматриваются основные подходы к управлению инновационными процессами, включающими создание, освоение и распространение нововведений как возможных факторов развития рыночной экономики. Описана сущность инновационного менеджмента и дана характеристика всех его этапов, начиная от процедур маркетинга, составления бизнес-плана до управления жизненным циклом инновационных проектов на примере их реализации в машиностроении. Даны характеристики современных приемов инновационного менеджмента и приведены сведения о наиболее эффективных организационных структурах инновационной деятельности. Для студентов вузов машиностроительных специальностей, а также может быть полезно начинающим предпринимателям в области промышленного производства. Владимир Иванович Аверченков, Егор Егорович Ваинмаер Инновационный менеджмент © В.И. Аверченков, Е.Е. Ваинмаер, 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016 * * * Введение Одной из характерных особенностей современного развития экономики наиболее развитых стран стала их инновационная направленность, связанная с созданием, освоением и распространением нововведений в различных экономических, технических и социальных сферах. Этому способствует новый этап развития научно-технического прогресса, связанный с использованием высоких технологий, среди которых особое место занимают информационные технологии. Однако эти новые технологии применительно к формирующейся рыночной экономике России очень часто вступают в противоречие с существующими методами и подходами в управлении и организации производства. Применение традиционных приемов управления, используемых в общей теории менеджмента, не дает нужных результатов. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется новому направлению в области менеджмента – инновационному менеджменту. В основе этого направления лежит применение инноваций – нововведений в различных управленческих процессах с целью рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Инновационный менеджмент тесно связан с понятием жизненного цикла изделия, который охватывает этапы маркетинга, проектирования, производства, продаж, поставки, эксплуатации и утилизации. Поэтому для рассмотрения основных положений и подходов инновационного менеджмента недостаточно рассмотрения традиционных положений экономических теорий управления, а необходим комплексный подход, учитывающий современные достижения в области промышленных и информационных технологий, управления персоналом, оценки рисков, теории организации, систем государственного регулирования социально-экономических структур. Предлагаемое учебное пособие подготовлено на основе курса лекций «Инновационный менеджмент», читаемого авторами с 2000 г. для студентов машиностроительных специальностей в Брянском государственном техническом университете. Его особенность состоит в том, что в отличие от ранее выходивших изданий по этой дисциплине, ориентированных в основном на специалистов в области экономики и управления, в нем сделана попытка взглянуть на проблему со стороны инженеров-конструкторов, технологов, программистов и руководителей различных подразделений промышленных предприятий, решающих проблемы внедрения инноваций в современных условиях зарождающейся рыночной экономики. Кроме того, книга может быть полезна начинающим предпринимателям в области промышленного производства. Глава 1 Цель и задачи инновационного менеджмента 1.1. Роль научно-технического прогресса в развитии производства 1.2. Цель инновационного менеджмента 1.3. Предмет и задачи изучения инновационного менеджмента 1.4. Связь инновационного менеджмента с другими дисциплинами 1.1. Роль научно-технического прогресса (НТП) в развитии производства Главной отличительной особенностью развития современного производства во всех отраслях является его всесторонняя ориентация на результаты НТП. Основной причиной, заставляющей промышленные предприятия в условиях рыночной экономики вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, разрабатывающему новую технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, учитывая линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент рыночное равновесие. Это обусловлено следующими факторами: 1) определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии; 2) необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии; 3) повышением технического уровня производства; 4) возможностью получения отрицательных результатов; 5) увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции; 6) быстрым моральным старением техники и технологии; 7) объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д. Приоритет в области решения названных проблем принадлежит инновационному менеджменту, под которым в широком смысле понимается управленческая деятельность, ориентированная на достижение в производстве нового положительного качества рассматриваемого свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений. Слово «менеджмент» происходит от английского слова manage – управлять. Менеджмент – это искусство ведения дел, управление тем или иным объектом или процессом [9]. Инновационный менеджмент (ИМ) – управление применением новых научных знаний, технологических и организационных идей. Упрощенное толкование термина «инновация» – это нововведение. Анализ понятия «инновации» приводит к выводу, что содержание любой инновации связано с изменениями, как правило, связанными с использованием новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа), внедрением продукции с новыми свойствами, использованием нового сырья или преобразованием организационных структур. На современном этапе инновационный менеджмент в основном ориентирован на решение следующих проблем: 1. Поиск идеи инновации (захват проекта): анализ рынка (внутреннего и внешнего); создание информационного банка идей, инвестиционных предложений; поиск региональных и межотраслевых задач. 2. Организация исследования: поиск средств финансирования, в том числе инвестиционных проектов с возвратом денежных средств; разработка новых механизмов экономических взаимоотношений; создание страховых (рисковых) фондов. 3. Организация конструкторско-технологических проектов: преодоление оторванности разработчиков проектов от реальных условий производства; расширение использования CAD-CAM систем. 4. Поиск партнеров в производственной сфере: подготовка промышленных предприятий к восприятию инновационных путей; переоснащение технической базы производства; создание надежных систем обеспечения качества; ориентация на наукоемкие изделия и процессы; создание новых производственных предприятий, в том числе в составе научных и образовательных учреждений (льготное налогообложение). 5. Поиск инвестора: получение гарантий; подготовка научных кадров к работе с инвестором; обучение составлению бизнес-плана. 6. Маркетинговые исследования: участие в выставках; организация рекламы; создание специальных групп для проведения маркетинговых исследований; 7. Подготовка кадров: индивидуальная подготовка студентов к участию конкретных проектах; переподготовка инженерных кадров для предприятий; становление новых дисциплин, специализаций и специальностей (маркетинг, инновационный менеджмент, менеджмент в проектной деятельности, инвестиционное планирование). 8. Компьютерная поддержка всех этапов инновационного менеджмента. 1.2. Цель инновационного менеджмента Основная цель инновационного менеджмента – управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения с помощью адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т. е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. Кроме этого, одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. Основные элементы инновационной среды: – собственно инновации, т. е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда; – товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств; – инвесторы, финансирующие весь комплекс работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами; – соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие проблемы. 1.3. Предмет и задачи изучения инновационного менеджмента Предмет изучения инновационного менеджмента – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную с точки зрения статики систему состояния неопределенности и нестабильности, которое принято характеризовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия предупреждения кризисных ситуаций. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т. е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий. Предмет изучения инновационного менеджмента – кризисные явления в организации и сопровождающие их процессы изменений. Цель деятельности менеджмента по инновациям – обеспечение безопасности жизнедеятельности организации в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/vladimir-averchenkov/innovacionnyy-menedzhment-uchebnoe-posobie/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.