Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса Мэттью Мердок Трейон Мюллер На наших глазах происходит созидательный взрыв. Благодаря мобильному телефону и Интернету знание и информация стали доступны для всех и каждого. Теперь ученику не обязательно сидеть за школьной партой. Интернет вместо доски, виртуальное пространство вместо парты, самообразование вместо обучающих инструкций, неформальное общение вместо дидактики – именно так люди теперь хотят, предпочитают и решают учиться. То, что годится для реального учебного пространства, не всегда подходит для виртуального. Эффективный переход от традиционного к онлайн-обучению требует нового подхода к содержанию, оргсхеме обучения и способам передачи знаний. Сформулированные авторами правила и практические советы помогут вам создать или усовершенствовать собственную виртуальную школу. Мэттью Мердок, Трейон Мюллер Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса Научный редактор М. Ильин Руководитель проекта Е. Гулитова Корректоры О. Ильинская, Е. Аксенова Компьютерная верстка А. Фоминов © FranklinCovey Company, 2011 © Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2012 Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. Прочитав эту книгу, вы: • сможете создать систему дистанционного обучения сотрудников; • освоите эффективные инструменты, приемы и методы борьбы за внимание онлайн-аудитории; • усовершенствуете процесс виртуального обучения благодаря подробным планам действий, приведенным в конце каждой главы. Предисловие к русскому изданию Дорогие друзья! Взрывная волна обучения не могла обойти стороной и нашу высокоинтеллектуальную страну. Мы ясно видим, что сегодня, когда мы переходим из индустриальной эпохи в эпоху информационную, формы обучения людей должны изменяться. Современные средства коммуникации достигли такого уровня развития, что способны на любое расстояние передавать от наставника к обучаемому не только содержание, но и эмоциональный посыл, необходимый для эффективного усвоения новых знаний и навыков. Одновременно с этим беспрецедентно увеличилась свобода выбора, которой обладает новое поколение, составляющее все большую долю наших человеческих ресурсов. Сегодня у нас есть выбор. Мы можем использовать для обучения качественно новых сотрудников – интеллектуальных работников – привычные (очные) семинары и сессии, в течение многих лет доказывавшие свою эффективность. Или мы можем начать комбинировать эффективное «старое» с поражающим своей гибкостью и инновационностью «новым». Взрыв обучения, сопровождающий беспрецедентное увеличение свободы выбора, подталкивает нас начать этот процесс. Мы приглашаем вас прочитать эту удивительную книгу и приступить к практическому применению содержащихся в ней идей и правил.     Максим Ильин,     MTI, партнер Предисловие Стивена Кови Начнем с того, что я преподаватель. Учить – мое призвание. Я посвятил себя тому, чтобы ездить по свету и обучать людей вечным универсальным принципам, вдохновляя их на самореализацию. Я хочу, чтобы каждый нашел уникальный путь и цель в жизни. Государственные институты и общественные организации, правления корпораций и обычные школы – где только я ни работал. Я учил представителей всех социальных групп во всех уголках земного шара. И всякий раз испытывал трепет, видя, как способно изменить жизнь образование, основанное на системном подходе. Постижение нового – захватывающий процесс. Потребность в обучении, скорость, с которой оно сейчас происходит, лишь увеличиваются, ведь мы живем в мире бурных изменений. Каждый день судьба бросает нам вызов, заставляя решать все новые и новые задачи. Утолить жажду знаний, обеспечить информационный обмен между людьми помогают современные технологии, открывшие нам доступ к неисчерпаемым источникам информации. Процесс получения образования становится все более доступным для каждого жителя земли. И возможности сделать это продолжают расширяться. А мы, преподаватели, можем и должны проложить дорогу познания для каждого, кто хочет учиться и максимально раскрыть свой потенциал. Не перестаю удивляться многообразию технологических решений, помогающих мне преподавать широкой аудитории по всему миру. Посредством Интернета я пересылаю уроки и учебные материалы людям, которые иначе не могли бы их получить. Это просто здорово! Это обучение в режиме реального времени, обучение именно тому, что нужно в данный момент. Поэтому мои студенты быстрее добираются до сути и немедленно применяют усвоенное, чтобы решить свои проблемы и не упустить ни единого шанса. Необходимость личного взаимодействия учителя и ученика будет всегда. Но теперь ученику не обязательно сидеть за школьной партой. Прямо сейчас в вашей организации идет процесс обучения. Люди получают знания отовсюду – из Интернета, книг, совещаний, онлайн-курсов. И хотя мне всегда приятно лично приветствовать своих подопечных и видеть огонь новых открытий в их глазах, я понимаю – жизнь изменилась. Требования к преподаванию стали иными, и мы должны адекватно откликаться на запросы времени. Принципы, изложенные в этой книге, помогут вам перестроить мышление и понять, как меняются способы обучения и распространяется знание в современном мире. Вы узнаете, откуда к нам поступает информация, и научитесь преподносить ее своим ученикам в соответствии с новыми стандартами виртуального обучения. Освойте эти концепции и применяйте их на практике! Они помогут вам расширить охват и повысить качество работы. Я счастлив, что эта книга появилась на свет. И как же здорово участвовать в становлении новых технологий образования, чтобы сделать мир лучше.     Д-р Стивен Кови Введение Face-to-face – обучение «лицом к лицу» в виртуальном классе. Возможно ли это? Мы проанализировали сотни онлайн-примеров и посоветовались с десятками экспертов. Затем из услышанного, увиденного и опробованного отсеяли все неэффективное и стали внедрять все лучшее, на наш взгляд. С тех пор, организуя виртуальные классы и проводя тренинги по всему миру, мы постоянно совершенствуем свои учебные курсы: пробуем новое, переделываем, вновь пробуем и доводим до ума. Цель этой книги – поделиться нашими знаниями и опытом с каждым, кто задумал перенести традиционное обучение в виртуальные классы. Виртуальный класс Виртуальный класс – это образовательная среда, созданная в виртуальном пространстве. Задача виртуальных классов – усовершенствовать доступ к передовым практикам получения образования посредством удаленного взаимодействия обучающихся и преподавателей с помощью персональных компьютеров. А также повысить качество и эффективность обучения, используя для этого взаимного участия в образовательном процессе компьютерные технологии. Взрыв, свершившийся в эпоху знания, изменил представления о том, что надо учить и как это делать. Концепция виртуальных классов – пример революции знания1. Есть ли у нас все необходимые ответы, примеры и рекомендации, которые вам нужны? Едва ли. Но мы надеемся, что сформулированные нами правила и практические советы создадут надежный фундамент, на котором вы сможете возвести или усовершенствовать свою собственную виртуальную школу. Первый и самый главный принцип обучения, который мы хотим до вас донести, заключен буквально в двух словах: «Будьте кратки». За последнее десятилетие все мы привыкли получать знания крохотными, но «питательными» порциями. Миллиарды высокоинформативных фрагментов доступны нам по одному прикосновению к тач-панели, по одному клику мыши. Такова новая реальность – именно так большинство людей хотят, предпочитают и решают учиться. Вы наверняка уже заметили, что мы последовали собственному совету. Эта книга короткая – и неслучайно. Сколько у вас уже валяется управленческих талмудов, в которых вы пробежали лишь пару первых глав? Мы привыкли читать быстро, по диагонали, выхватывая лишь необходимое. Второй открытый нами важный принцип: «Сразу же применяйте на деле то, о чем только что прочли». В конце каждой главы вас ждет раздел «Взрыв обучения. План действий». Понятно, что все мы находимся на разных этапах организации онлайн-обучения. У каждого из нас собственные потребности и условия. Но мы надеемся, что сумеем на что-то открыть вам глаза. На нечто важное, что поможет добиться успеха в этой увлекательной и постоянно меняющейся сфере. Это и есть наша цель. Интернет вместо доски, виртуальное пространство вместо парты, самообразование вместо обучающих инструкций, неформальное общение вместо дидактики – таковы реалии сегодняшнего получения знаний. Именно так люди теперь хотят, предпочитают и решают учиться. Чтобы разобраться в этих постоянных изменениях, нужна новая система установок и новая система правил. Новая система установок Глава 1 Взрыв обучения Запись в Twitter (максимум 140 символов) На наших глазах происходит созидательный взрыв. Впервые в истории знание и информация стали доступны для всех и каждого. В эту самую минуту подросток из японского города Кобэ осваивает нечто новое с помощью своего мобильника. Владелец небольшой компании из Сиднея советуется с коллегами из онлайн-сообщества, какую лучше купить систему управления обучением. В Йоханнесбурге мать заболевшего малыша перетряхивает медицинские сайты в поисках врачебных предписаний. Датчанка в Копенгагене в своем блоге, на персональном сайте или в Wiki рассказывает читателям всего мира о чем-то, что в данный момент изучает. То, что она выкладывает информацию об этом в Сеть, в сущности, является созданием фрагмента знаний. Он вызовет интерес пользователей. Завяжется дискуссия. А это, в свою очередь, породит новые идеи, инновации, новые знания. Каждый фрагмент знаний, попав в Интернет, распространяется как взрывная волна. Мы называем такое фантастическое явление взрывом обучения (The Learning Explosion™). Взрыв обучения Безостановочное распространение волны знаний в форме множества фрагментов знаний. Следствием этого процесса, построенного на современных технологиях, является распространение идей, инноваций и образования в мировом масштабе. Новые технологии берут традиционную модель обучения и расщепляют ее на миллионы и миллиарды крупиц информации – в нашей терминологии, «фрагменты знаний». Думаем, любой из нас буквально сегодня открыл для себя новые фрагменты знаний. Они создаются и усваиваются ежечасно и ежеминутно. Главное, что следует понять, – знание повсеместно и доступно почти для каждого. Такова новая система установок на образование. Это то, как нынче происходит получение знаний. Во время путешествий вы наверняка сталкивались с наглядными примерами взрыва обучения. Скажем, в 2009 г. в деревне под Нью-Дели мы наблюдали, как одни из беднейших людей в мире получали некую информацию по своим сотовым телефонам. Те же поразительные картины мы видели и в других уголках Азии, Центральной Америки и Южной Африки. Благодаря мобильному телефону и Интернету информация стала доступна для всех социальных слоев во всех странах мира. Взрыв обучения не ведает границ. Оно всеобъемлюще. Повсеместность распространения фрагментов знаний дает безграничные возможности для получения, развития и расширения знаний. Катализаторы, которые вызвали взрыв обучения Но как же произошел взрыв обучения? Это ведь не событие одного дня. На самом деле эволюция продолжалась больше половины тысячелетия. Краткий обзор катализаторов взрыва и того, как они изменили способы получения знаний, будет полезен вам. Он поможет понять, как устроить корпоративное обучение онлайн. Катализатор 1. Год: 1439 Можно предположить существование и более ранних катализаторов, но все же мы предлагаем считать отправной точкой взрыва обучения момент, когда в небольшом городке в Германии Иоганн Гутенберг запустил первый печатный станок. Первый этап эволюции образования имеет самое важное значение по сравнению с остальными, поскольку Гутенберг может по праву считаться отцом всех массмедиа. Марк Твен так сказал о Гутенберге: «Всем, что сейчас есть в мире хорошего и плохого, мы обязаны Гутенбергу. Этим можно объяснить все происходящее ныне, но в любом случае следует отдать ему должное – то плохое, что принесло его гениальное изобретение, тысячекратно оправдывается тем хорошим, что оно подарило человечеству». Катализатор 2. Год: 1907 Гульельмо Маркони научился успешно передавать радиоволны на большие расстояния и смог коммерциализовать свое изобретение. Катализатор 3. Год: 1927 Фило Фарнсворт разработал первую действующую телевизионную систему. Катализатор 4. Год: 1937 Джордж Стибиц создал первый компьютер в Bell Labs. Катализатор 5. Год: 1957 Советский Союз запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли. Катализатор 6. Год: 1973 Мартин Купер из Motorola изобрел сотовый портативный радиотелефонный аппарат. Катализатор 7. Год: 1989 Тим Бернерс-Ли «придумал» Интернет – Всемирную сеть. Катализатор 8. Год: 1997 Эндрю Вайнрайх создал первый сайт социальной сети sixdegrees.com. Список катализаторов со временем будет пополняться. Хотя нам не дано знать, что произойдет дальше, но в одном можно быть уверенным: инновации поведут нас все дальше – так далеко, как мы и представить себе не можем. Фрагмент знаний WIKIPEDIA.COM Поищите в Википедии – открытой онлайн-энциклопедии – статьи об истории каждого из вышеперечисленных катализаторов. Они пишутся на добровольной основе простыми пользователями. В большинстве статей приводятся источники, откуда была взята информация, будь то научная работа, книга и т. п. Взрывная волна разрастается Изобилие вариантов поиска информации стимулирует движение взрывной волны обучения в направлении виртуальных классов и других подобных платформ онлайн-обучения. Вы только представьте, сколько людей имеют доступ в Интернет. Согласно данным Международного союза телекоммуникаций (ITU), в 2010 г. число интернет-пользователей перешагнуло отметку в 2 млрд человек, из которых 1,2 млрд – жители развивающихся стран2. Плюс к этому всемирное покрытие WiFi возросло более чем на 155 % с 2006 г.3 Когда молодое поколение пойдет на работу, мы увидим, насколько изменился подход современных работников к получению знаний. Согласно отчету Департамента образования США за 2010 г., более миллиона учеников – от нулевого класса до выпускного – в 2007 г. пользовались виртуальными курсами. Исследование также выявило, что учебные показатели онлайн-студентов лучше, чем при обучении в традиционном реальном классе. У первых и оценки выше, и материал они усваивают продуктивнее4. Всего через несколько лет эти студенты станут вашими коллегами. Вы готовы к этому? Если нет, советуем заранее подготовиться. Корпоративная Америка также наблюдает большой скачок в применении виртуальных классов. Например, с 2008 по 2009 г. их использование возросло с 45 до 59%5. Нет никаких признаков того, что волна взрыва обучения пойдет на спад. Наоборот – ее распространение будет ускоряться и расширяться в геометрической прогрессии. Современная статистика и отчеты доказывают, что это утверждение не голословно. Но как взрыв обучения влияет лично на вас? Пройдите тест в конце главы и узнайте, насколько вы технологически подкованы. Фрагмент знаний Список исследовательских ресурсов Ниже приведены некоторые из множества источников фрагментов знаний, к которым мы обращались за данными исследований тенденций и за цифрами, касающимися нашей темы – взрыва обучения и виртуальных классов. • Институт Пью (Pew Institute)6 – публикации на тему Интернета и технологий. • Американское общество специалистов по обучению и развитию персонала (American Society for Training & Development – ASTD)7 – ежегодный отчет о состоянии отрасли. • Гильдия онлайн-обучения (eLearning Guild)8 – ежегодные отчеты и «белые книги» («white paper» – полное описание конкретной технологии от обзора до мельчайших деталей, подготовленное фирмой-разработчиком. – Прим. ред.). • Берсин и компания (Bersin & Associates) – ежегодный информационный бюллетень по корпоративному обучению. • Международный союз телекоммуникаций (International Telecommunication Union – ITU) – «белые книги», «Мир в 2010 г.: Факты и цифры Отдела информационных и коммуникационных технологий (Information and Communication Technology – ICT)». • Консорциум Слоана (Sloan Consortium)9 – ежегодные онлайн-исследования сферы образования. • Блэкборд (Blackboard) – ежегодный отчет «Обучение в XXI в.». • The National Broadband Plan10 – отчет по использованию в США широкополосного доступа. • Ассоциация по дистанционному образованию в США (United States Distance Learning Association – USDLA)11 – отчеты по исследованию образования. • Всемирная база данных (the World Data Bank)12 – данные и показатели практически всего. Взрыв обучения. План действий Оцените свою технологическую подкованность Поставьте галочку возле каждого верного для вас утверждения. Подсчитайте количество галочек и определите по ключу, насколько вы продвинуты в эпоху взрыва обучения. Глава 2 Фрагменты знаний Запись в Twitter (максимум 140 символов) Фрагменты знаний – это частички информации, поступающие к нам как посредством Интернета, так и из традиционных офлайн-медиа. Благодаря взрыву обучения мы стали учиться совершенно иначе – и это уже навсегда. Чтобы прочувствовать значимость этого изменения, ответьте на два простых вопроса. 1. С какой проблемой, решения которой я не знал, мне пришлось столкнуться на этой неделе? И: 2. Где я нашел это решение? Если вы принадлежите к основной массе человечества, то, скорее всего, обратились к одному из проверенных источников фрагментов знаний, будь то любимый веб-сайт или мобильное устройство. Сомневаемся, что хоть кто-нибудь помчался в ближайшую библиотеку и зарылся в тома Британской энциклопедии. Если же это как раз ваш случай, тут есть над чем поразмыслить. Фрагменты знаний Фрагменты знаний появились как следствие взрыва обучения. Это разрозненные частички информации и знаний. Фрагменты знаний можно получить из множества источников, в числе которых социальные интернет-медиа, обучающие семинары, образовательные видео, онлайн-сообщества, блоги или приложения для мобильных устройств. Мы задавали два вышеприведенных вопроса участникам конференции в Далласе. Одна из участниц поведала о своих затруднениях с заменой фильтра в пылесосе Dyson. Звонить в магазин бытовой техники она не стала. Не стала и штудировать руководство – то ли она его потеряла, то ли испортила, а может, его и не было. Первым делом она зашла на сайт производителя, но ответа именно на свой вопрос не нашла. Тогда она задала вопрос на форуме тем, кто столкнулся с той же проблемой. Там она быстро выяснила все, что нужно. Если бы ей потребовалась более серьезная помощь, она бы без проблем отыскала еще десятки тысяч фрагментов знаний – видео, документы и записи в блогах. Безусловно, она могла бы сходить в магазин, где купила пылесос, и найти продавца, способного ответить на ее вопрос. Но зачем? Фрагменты знаний найти проще, быстрее и дешевле. Никогда в прошлом знания не были настолько доступны. Причем не выходя из дома! Все, что надо, – это смартфон, компьютер или планшетник. Одна наша приятельница рассказала, как уронила iPhone и разбила экран. Но рук не опустила и за новым не побежала, а обратилась за помощью к одному из своих любимых источников фрагментов знаний – YouTube. Там нашлось видео с пошаговой инструкцией по замене разбитого экрана. Купила же она новый экран всего за $20. Задумайтесь, какие фундаментальные изменения произошли в сфере получения знаний. Теперь ученикам не обязательно ехать в определенное учебное заведение для того, чтобы получить информацию. Достаточно включить свой мобильник – и вы незамедлительно найдете нужные фрагменты знаний. Может, это упрощенные примеры. Но суть от этого не меняется. Мы можем узнать практически все и прямо сейчас. Обмен вашими фрагментами знаний Одно из главных достоинств фрагментов знаний – это возможность поделиться ими со своими друзьями и коллегами. Просто рассказывая о чем-то, что нам стало известно или заинтересовало нас, мы упрочиваем только что полученные знания и создаем потенциал для их дальнейшего закрепления или углубления. В ходе недавней деловой поездки мы оказались в историческом месте – городе Принстоне в Нью-Джерси. Мы вышли из самолета, сели в арендованный автомобиль, и тут начались чудеса. Первым делом Трейон открыл на своем iPhone приложение Tripit13, которое не только выдало нам подробнейшую информацию об отеле и окрестностях, но и связалось с приложением Map, проложившим пошаговый маршрут до отеля. Заселившись, мы решили прогуляться в центр Принстона и там пообедать. Мэтт обратился через iPhone к приложению Urbanspoon14 и обсудил с Трейоном рейтинги и отзывы по нескольким ресторанам (как вы понимаете, отзывы совершенно незнакомых людей). Мы выбрали итальянский ресторан с отличной репутацией – Teresa Caffe15. За едой Трейону захотелось проголосовать за ресторан с помощью приложения Foursquare16 – лишь потому, что другим может пригодиться его отзыв. Мэтта заинтересовала история Принстона. С помощью телефона он зашел на сайт wikipedia.com и поведал Трейону об истории города. В общем, вы уже поняли. Мы искали и находили новые фрагменты знаний, относящиеся к нашей поездке. Да, наверное, стоило все-таки отложить телефоны и просто пообщаться друг с другом. В принципе, это довольно утрированный и не типичный пример. Но надо признать, что смартфоны и компьютеры делают доступными огромное количество фрагментов знаний и все чаще становятся для нас главными помощниками. Делиться фрагментами знаний теперь так легко и просто, что все мы так или иначе участвуем в этом. В этом магия взрыва обучения. Эксперты и новички обмениваются фрагментами знаний в блогах, на веб-сайтах, с помощью Twitter, Wiki и других источников фрагментов знаний. Игра «Фрагменты знаний» Сыграйте в эту игру на ближайшей встрече с друзьями или коллегами. 1. Выберите тему (отвлеченную или имеющую для вас практический интерес). 2. Дайте каждому по три минуты, чтобы войти в Интернет через любое имеющееся у него устройство и получить знания по теме. 3. Пусть каждый расскажет, что узнал и какими фрагментами знаний воспользовался в поисках нужной информации. 4. Обменяйтесь добытыми фрагментами знаний и данными об их размещении в Сети. Вы будете поражены: куда только люди ни обращаются за информацией! Удивитесь вы и тому, сколько нового узнаете. Чтобы лучше проиллюстрировать концепцию обмена фрагментами знаний, мы включили в текст данной книги врезки с соответствующим названием. Мы также создали ряд динамичных ресурсных сайтов, где вы сможете найти новые фрагменты знаний (см. таблицу 1 ниже). Пожалуйста, пользуйтесь ими, ищите свои собственные и делитесь с другими. Как организовать ваши фрагменты знаний Чтобы эффективно освоить взрыв обучения, надо иметь простой и доступный способ собирать и агрегировать необходимые фрагменты знаний. Существует такое множество способов поиска и организации источников фрагментов знаний, что не стоит даже пытаться перечислить их все. Все же мы хотели бы познакомить вас с несколькими из них, которым отдаем предпочтение. Организаторы фрагментов знаний ЗАКЛАДКИ (BOOKMARKS) Возможно, один из основных и наиболее используемых способов агрегации источников фрагментов знаний – функция «закладки». Она имеется в каждом интернет-браузере, даже в мобильных девайсах. Закладки можно использовать, чтобы собирать и классифицировать веб-сайты так, как вам удобно. ПАПКИ В МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНАХ (MOBILE PHONE FOLDERS) В вышеприведенном примере с Принстоном iPhone помог нам организовать нужные источники фрагментов знаний. Многие мобильные телефоны позволяют разложить приложения по соответствующим папкам. GENIEO. COM17 Genieo автоматически найдет и распределит всю получаемую из Сети информацию в соответствии с заданными вами настройками. Она отобразится на персональной домашней странице, созданной специально под ваши запросы. FEEDLY. COM18 Домашняя страница в виде журнальной страницы – оформите таким образом свои любимые источники. FLIPBOARD (ДЛЯ IPAD)19 Это настраиваемый интерфейс для получения RSS-лент с отраслевых сайтов и связи с социальными сетями. Лучшее будущее сегодня! Мы все повторяем: взрыв обучения, фрагменты знаний… Так все же какое они имеют отношение к переносу корпоративного обучения в виртуальное пространство? Считаем, что самое непосредственное. Знания распространяются как взрывная волна, хотите вы этого или нет. Мы убеждены, что и до появления данной книги с описанием нашей концепции большинство людей знали об этом явлении. Заметьте, что и ученых мужей, и простых людей – всех волнует вопрос: что же будет дальше? Какой появится следующий образовательный гаджет, инструмент, приложение или изобретение? Совсем недавно мы присутствовали на одном выступлении, где докладчик спросил у аудитории, как она представляет себе обучение через пять лет. Мы переглянулись, и оба произнесли: «Да какая разница, что будет через пять лет?» Лучшее будущее сегодня! Благодаря взрыву обучения мы видим, как одна за другой ежедневно рождаются свежие инновации. Не поймите нас превратно. Мы вовсе не отрицаем, что технологии будут постоянно совершенствоваться, но мы наслаждаемся, находясь внутри самого процесса этого совершенствования, опробуя все новое тут же. Если вы будете ждать изменений, которые произойдут через 5–10 лет, то рискуете пропустить все важное сегодня. Те захватывающие изменения, которые мы сейчас наблюдаем, сопровождаются поиском все новых креативных способов организации фрагментов знаний. Одновременно происходит и проба этих новшеств в наших виртуальных классах и на других обучающих платформах. Лишь приняв за основу такую систему установок, мы сможем как следует подготовиться к использованию новой системы правил. Правило Принцип или предписание, управляющее поведением, действиями, процессом, организацией и т. д.20 Мы сформулировали девять правил организации качественного и эффективного виртуального обучения: 1) правило непрерывного изменения; 2) правило миграции знаний; 3) правило оргсхемы обучения; 4) правило преодоления предубежденности; 5) правило виртуальной вовлеченности; 6) правило личной практики; 7) правило «большого пальца» (эффективной обратной связи); 8) правило глобального позиционирования; 9) правило устойчивой орбиты. Взрыв обучения. План действий Ваши фрагменты знаний Наскоро оцените, какими фрагментами знаний вы располагаете на данный момент. Внесите в таблицу источники, которыми часто пользуетесь. Новая система правил Глава 3 Правило непрерывного изменения Запись в Twitter (максимум 140 символов) Способы приобретения знаний будут меняться всегда. Чтобы принять взрыв обучения, мы тоже должны меняться. Мы поставили это правило на первое место, потому что только оно никогда не изменится и всегда будет актуально. Одну поразительную историю рассказал нам недавно наш коллега Кертис Морли, преподаватель уважаемого университета. Как-то на лекции о технологиях у студентов старшего курса он упомянул о полученном электронном письме, как вдруг кто-то в аудитории выкрикнул: «E-mail – для стариков!» Эта реплика выбила лектора из колеи. Он прервал выступление и спросил, кто автор этого смелого заявления. В большой аудитории с неярким светом он просто не смог заметить святотатца. Наконец над притихшей аудиторией поднялась одинокая рука, и нахал, изрядно умерив свой пыл, предстал перед судилищем. Наш коллега осведомился, как следует понимать заявление насчет «для стариков». Студент принялся объяснять, что электронной почтой больше никто не пользуется, разве только препод потребует выслать курсовую на проверку. Остальные студенты с этим согласились. Нашему другу так захотелось узнать больше, что он тут же отложил заготовленный текст и принялся расспрашивать слушателей. И вот какой у них состоялся диалог – мы взяли текст прямо из его блога21. – Итак, кто из вас постоянно пользуется электронной почтой? Менее четверти студентов подняли руки. – Как же вы остаетесь на связи? – Пишем в Twitter или Facebook. E-mail – это так долго! Нам нужен моментальный контакт. – Кто из вас предпочитает списываться, а не созваниваться? Почти все подняли руки. – Но как вам удается сказать что-либо существенное, используя 140 символов [Twitter]? – Чтобы сказать то, что действительно нужно сказать, больше и не требуется, – откликнулся кто-то. – Для подробностей и картинок есть Facebook. А если надо написать по-настоящему большой текст, просто выкладываешь его у себя в блоге. У меня есть RSS-канал с блогами почти всех моих друзей, – подхватил другой студент. Подобно Кертису мы с большим удивлением узнали, насколько изменилась коммуникация. Эти самые студенты скоро будут работать в наших компаниях, где электронная почта остается основой всей корпоративной жизни. Ладно, допустим, что эта группка студентов одного университета не является представительной выборкой из всех сегодняшних учащихся. Одно очевидно: все переменилось, и очень сильно. Образование переживало изменения в течение сотен лет. Это была медленная эволюция. Но сегодняшние взрывообразные процессы сделали обучение каким угодно, только не медленным. Теперь оно происходит стремительно, мгновенно. Оно постоянно преобразовывается, трансформируется, совершенствуется. Эволюция Процесс непрерывного изменения, перехода от низшего, простейшего или худшего к высшему, более сложному или лучшему состоянию22. Возможно, электронную почту не постигнет судьба других уже устаревших инструментов передачи информации – пишущей машинки, размноженных под копирку текстов и диапроекторов. Но изменится она обязательно. Эта линия изменений отражается и на обучении. Уже функционируют онлайн-курсы: вы можете виртуально послушать лекции или поучаствовать в семинарах, организуемых известными преподавателями и бизнес-лидерами. Академическая планета (Academic Earth)23 – один из ресурсов, предлагающих такие услуги. Он был создан с целью предоставить любому желающему образование мирового уровня. Уверены ли мы, что виртуальные студенты Академической планеты, прослушавшие онлайн-лекции одного из факультетов Гарварда, получили такие же знания, что и студенты, непосредственно посещавшие реальные аудитории Гарвардского университета? Нет. Пока… Но взрыв обучения приведет именно к этому. Обучение в виртуальных классах быстро набирает обороты. Так, General Motors решила приспособиться к переменам в образовании и уже инициировала широкомасштабный переход к этому способу получения знаний. Растущее предпочтение виртуальных классов – это нормально. Компании, такие как GM, должны уметь предвидеть изменения, изучать их и использовать в своих целях, чтобы выжить в ситуации, когда идеи, знания и инновации распространяются со скоростью взрывной волны. Пример из жизни General Motors – от спутников к виртуальным классам Компания General Motors (GM) решила отказаться от спутниковой системы дистанционного обучения, которая использовалась ею больше десятилетия. Решено было перейти к варианту обучения сотрудников по системе виртуальных классов в более чем 5000 дилерских офисов в Северной Америке. Для этого GM обратилась за содействием к отделению Raytheon Professional Services LLC (RPS) в Далласе. В отчете Джона Палмера, руководителя департамента образования GM, указывается, что новый вид образования завоевывает симпатии сотрудников и менеджеров благодаря своим качествам: он более функциональный, удобный и экономичный. В Северной Америке около 200 000 сотрудников собираются перейти на данную образовательную схему, не говоря уже о тысячах других желающих по всему миру. «Я действительно уверен, что этот метод передачи знаний лучше, чем тот, что предполагает присутствие преподавателя в классе», – говорит Палмер. Он считает, что виртуальные классы – это самый действенный способ охватить большую и сильно разбросанную аудиторию сотрудников GM. С помощью Raytheon Professional Services GM удается все шире использовать свои возможности дистанционного обучения в разных странах. RPS (подразделение огромной компании Raytheon, специализирующейся на аэрокосмической обороне) организует тренинги для дилеров GM по всей Северной Америке, в Европе и других международных офисах уже более десяти лет. «Спутниковая система, которую мы использовали раньше, была в свое время верхом технологичности, но нынешние виртуальные классы превзошли ее», – слова Палмера. Он сказал, что GM выбрала Adobe Connect в качестве программного обеспечения. Эта программа позволяет пользователям организовывать деятельность собственных виртуальных классов, органически вписываясь в рамки общей мощной образовательной системы, функционирующей в Raytheon. Говоря о ценности виртуальных классов и других инструментов развития сотрудников, необходимо отметить ключевую роль такого фактора, как эффективный менеджмент, благодаря поддержке которого эти ценность и выгода только и могут появиться. GM признает, что люди, технологические процессы и грамотное управление ими – это те факторы, которые необходимы, чтобы тренинговая программа в целом была качественной и успешной24. Взрыв обучения. План действий Правило непрерывного изменения Ответьте на следующие вопросы. Глава 4 Правило миграции знаний Запись в Twitter (максимум 140 символов) Эффективный переход от традиционного обучения с помощью инструктора к виртуальному требует нового подхода к содержанию, продолжительности, оргсхеме обучения и способам передачи знаний. Года два назад у нас был клиент, которого угнетала необходимость поменять такую уютную классическую учебную аудиторию на виртуальную, которая в сравнении с первой была, по его мнению, как уродливая сводная сестра Золушки. Его аргументы против нового канала обучения были очень весомыми. Начать с того, что в новом сокращенном расписании ему не отвели достаточно времени для всего того, чему он должен был научить. А как ему увлечь слушателей, даже не видя их и не имея возможности убедиться, что они вообще его слушают? К тому же придется перекраивать идеально проработанные задания, чтобы приспособиться к онлайн-формату. И вообще, ни он и никто другой в принципе не может эффективно учить людей, взывая к экрану монитора! Он был абсолютно убежден, что новый способ преподавания ему категорически не подходит. Прошло каких-то несколько месяцев, и этот человек стал одним из самых успешных онлайн-преподавателей. Постепенно он полностью перешел на этот формат, отдав ему предпочтение перед традиционной формой обучения face-to-face. Что же изменилось за столь короткое время? Ответ подскажет правило миграции знаний. Миграция знаний Миграция знаний – это акт или процесс миграции информации, в данном случае из традиционного учебного класса в новый виртуальный. Нашему клиенту удалось столь успешно переключиться с одного канала миграции знания на другой, потому что он согласился изменить свое поведение и подходы в отношении четырех составляющих преподавания: содержания, продолжительности, дизайна обучающих программ и способа ведения обучения. В этой главе мы прежде всего познакомим вас с новыми подходами к этим четырем компонентам, но будем возвращаться к их более подробному рассмотрению и в последующих главах. 1. Содержание Первое, что вы должны изменить, – это количество сообщаемой ученикам информации. Не пытайтесь втиснуть в виртуальный учебный курс все, что вы раньше рассказывали в классе. Онлайн-программа в этом смысле значительно отличается от программы традиционного обучения под непосредственным руководством преподавателя (instructor-led training – ILT). Если у вас имеется содержание на восемь часов очных лекций, это еще не значит, что у вас есть содержание для виртуального обучения на те же восемь часов. Студенты, лично присутствующие в классе, могут усвоить гораздо больше, чем студенты виртуальные. Если столкнетесь с такими ограничениями, не отчаивайтесь. Вы можете адаптировать содержание своего ILT-курса к виртуальным классам, используя два проверенных метода: резюме и разбивку. Пример из жизни Семь навыков высокоэффективных людей®. Семинар для сотрудников Этот ILT-семинар компании FranklinCovey может быть продолжительностью один день, два раза по полдня или в виде четырех двухчасовых сессий. Он представляет основные принципы бестселлера Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». При организации семинара были использованы лучшие примеры обучающих программ – постоянный интерактив и различные упражнения на вовлечение учащихся и на закрепление знаний. Мы часто будем ссылаться на этот семинар в данной главе. Чтобы понять, как мы изменили свой подход к передаче содержания, используем такое краткое изложение курса: • Вступление • Навык 1. Будьте проактивны® • Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель® • Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала® • Навык 4. Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»® • Навык 5. Сначала стремитесь понять, потом – быть понятым® • Навык 6. Достигайте синергии® • Навык 7. Затачивайте пилу® Обучение под руководством преподавателя (Instructor-led training – ILT) Как правило, этим термином обозначается традиционное обучение, при котором преподаватель обучает учащихся непосредственно в аудитории. Синоним – очное обучение, классные занятия25. Резюме Как следует из названия метода, вы просто предлагаете виртуальному классу сокращенную версию своего полного ILT-курса. Этот прием не раз доказывал свою эффективность в практике преподавания как в виртуальных аудиториях, так и в реальных. Главное в этом подходе – сфокусировать внимание учащихся на основных принципах, навыках и/или техниках, которые они должны усвоить. Содержание же виртуального курса должно касаться соответственно только этих аспектов. Конечно, трудно будет признать излишними и сократить различные примеры, упражнения и текст курса, который вы разрабатывали годами, но придется принести эту жертву, если хотите следовать правилу миграции знания. Пример из жизни Резюме Мы использовали прием резюме, взяв содержание семичасового ILT-семинара и разделив его на две девяностоминутные сессии виртуальных классов под названием «Семь навыков. Быстрый старт». Простейшие вычисления покажут вам, что семь часов курса сократились до трех. Мы убрали лишнее, адаптировали практические задания, и в итоге получились два резюме-вебинара. Содержательно новый курс выглядел таким образом: • Семь навыков. Быстрый старт: Навыки 1–3 (включая вступление) • Семь навыков. Быстрый старт: Навыки 4–7 Разбивка Если вам жаль расставаться с чем бы то ни было из вашего курса, поступите по-другому: разбейте его на отдельные сессии. Так вы сохраните значительную часть оригинального контента за счет увеличения числа виртуальных занятий. Используя данный прием, вы можете рассчитать ваш курс и на пару дней, и на пару недель. Не стоит пытаться рассказать все за один раз. Разбивка на несколько занятий позволит также усовершенствовать практическую составляющую вашего виртуального курса – «встроить» в него целый ряд дополнительных заданий, упражнений и других обучающих модулей. Пример из жизни Разбивка В данном случае смысл использования приема разбивки заключался в том, чтобы сохранить как можно больше содержания изначального семичасового курса. Тогда мы разработали «Семь навыков. Вебинар полного дня для сотрудников». Этот тренинг продолжительностью четыре с половиной часа мы разделили на части таким образом, чтобы его можно было проводить и за один, и за несколько дней. • Вступление и навык 1 (90 минут) • Перерыв (1 час) • Навыки 2–4 (90 минут) • Перерыв (1 час) • Навыки 5–7 (90 минут) 2. Продолжительность Следующая особенность виртуальных классов, которую следует учесть, разрабатывая свои подходы к онлайн-преподаванию, – это продолжительность курса. Одни преподаватели укладываются в двадцатиминутные тренинги. Другие успешно организуют три-четыре сессии по три-четыре часа каждая с перерывами. Причем перерывы могут длиться и час, и несколько дней или даже недель. Некоторые предпочитают успеть все за один день, разбив курс на девяностоминутные сессии. По нашему опыту, больше двух часов – это чересчур, даже если занятие сопровождается частым и разнообразным интерактивом. Сессии от 90 до 120 минут – вот идеальная продолжительность виртуального класса. За это время вы сможете изложить три-четыре основные идеи, а ваши слушатели не успеют соскучиться. Конечно, мы понимаем, что ситуации бывают разные. Вам придется поэкспериментировать и на собственном опыте выработать идеальное соотношение содержания и продолжительности в вашем конкретном случае. Важно отметить, что способность учащегося усваивать информацию в течение одной сессии убывает по принципу снижающегося эффекта. Ведя занятие, вы должны почувствовать, когда наступит этот момент, и соответствующим образом скорректировать свое выступление. Вероятно, вы умеете это делать в традиционном учебном классе. Но в онлайн-аудитории определить, что настало время переключиться и что-то изменить, гораздо сложнее. Главная трудность заключается в том, что данный способ передачи знаний – это новая модель обучения, и в виртуальном классе вы просто не видите своих учеников. Для того чтобы научиться чувствовать время и выработать правильный ритм занятия, потребуется не один час практики. Не форсируйте события. Чем больше времени вы потратите на общение с вашими виртуальными учениками в виртуальном классе, тем более уверенно будете себя чувствовать как преподаватель. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/mettu-merdok/treyon-muller/vzryv-obucheniya-devyat-pravil-effektivnogo-virtualnogo-klassa/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.