Вам слово! Выступление без волнения Нина Зверева Многие думают, что аплодисменты и благодарные улыбки слушателей достаются лишь артистам, профессиональным ораторам и тем, кому красноречие дано от природы. Но это не так! Умению владеть вниманием любой аудитории можно научиться. Нужно лишь знать несколько простых правил и следовать им. Автор книги Нина Зверева – тележурналист, который имеет к тому же большой опыт тренерской работы с публичными персонами высокого уровня. Она формулирует свои правила так, что постигать тонкости ораторского искусства становится легко и интересно. Все ее рекомендации подкреплены занимательными историями и яркими примерами. Книга адресована широкому кругу читателей и станет бесценным помощником для всех, кто хочет овладеть искусством публичных выступлений. Нина Зверева Вам слово! Выступление без волнения Редактор Н. Нарциссова Руководитель проекта Я. Грецова Корректор С. Чупахина Компьютерная верстка М. Поташкин Дизайн обложки DesignDepot Иллюстратор В. Камаев © Зверева Н., 2012 © ООО «Альпина Паблишер», 2012 © Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012 Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. Введение Начну с истории, которая произошла совсем недавно. Ко мне в офис с криком «Помогите, пожалуйста!» влетел крупный, молодой, красивый мужчина, директор завода. Судя по виду, такой сам может помочь кому угодно куда лучше меня. Оказалось, что он провалил важное выступление за рубежом. Он рассказал, что сильно покраснел, у него затряслись руки, перехватило дыхание. Он ждал подписания этого контракта целых два года, и надо же было так переволноваться! Мы начали заниматься, и уже на втором занятии стало ясно, что все не так страшно, как он думал. Любой человек может научиться справляться с волнением во время публичных выступлений. Я в этом уверена. Есть простые правила, которым нужно следовать. Я изложила их так, как умею, как чувствую. Признаюсь честно: я не ожидала, что мой первый учебник практической риторики «Я говорю – меня слушают» будет переиздан в течение года и получит столько благодарных откликов из России и из-за рубежа. Спасибо всем за поддержку! Я хочу искренне поблагодарить тех, кто доверил мне обучать своих сотрудников, – Сергея Кириенко и Сергея Новикова («Росатом»), Любовь Гвоздилину и Ирину Гаврилову (Корпоративный университет ВТБ), Вячеслава Воробьева (ВТБ24), Ирину Кудрявцеву (Нижегородское отделение «Сбербанка России»), Андрея Волкова и Евгению Овасапян (Школа управления «Сколково»), а также хочу сказать слова благодарности всем моим ученикам, которые не позволяют мне расслабиться ни на секунду. Отдельное спасибо моему отцу, самому первому и самому внимательному читателю всех моих книг. Именно он когда-то читал нам с братом индийские сказки, которые были написаны особым образом – не успевала закончиться одна история, как уже начиналась другая… Этого принципа я старалась придерживаться в своей книге. Как получилось – судить вам. А мне остается надеяться, что книга будет вам полезна. Перед выступлением Время на подготовку есть всегда, даже если его нет! Всегда лучше сначала подумать, а уж потом сказать. Процесс обдумывания любого шага – выступления перед аудиторией, женитьбы, приглашения друзей, покупки новой мебели – неизменно идет на пользу. Разумеется, если не затягивается до бесконечности. Такое тоже бывает. На телевидении есть прекрасное выражение: «Сюжет готов. Осталось только снять!» Это означает, что автор нашел ответы на все вопросы: о чем сюжет? Для кого снимаем? Как сделать это увлекательно? И только после этого отправился на съемки. Как правило, такие сюжеты бывают наиболее интересными и точными. Есть люди, которые бравируют своим умением выступать спонтанно. Как правило, они обладают харизмой, смелостью, быстрой реакцией. И выступают действительно хорошо – с лету, без всякой подготовки! Но мне не раз доводилось убеждаться в том, что, если бы тот же человек имел возможность подготовиться, выступление от этого только выиграло бы! Тост был бы короче и ярче, доклад на конференции – увереннее и насыщенней. Так что сознательный отказ от подготовки я считаю ошибкой. Известно, что Черчилль, один из лучших ораторов всех времен и народов, говорил: «Чем короче выступление, тем дольше надо к нему готовиться». На наших тренингах всегда любопытно следить за слушателями: кто-то из них начинает говорить едва ли не до того, как получит задание, а кто-то старается потянуть время, уточняя задание несколько раз или пропуская вперед «активистов». Но если времени нет совсем – как быть в этом случае? Давайте подумаем вместе: а бывает ли так, чтобы времени не оставалось? Пока мы идем к трибуне – у нас есть время. Когда мы просим наполнить бокалы – у нас тоже есть время. И на совещании или семинаре, пока мы рисуем каракули в блокноте, – у нас тоже есть время на обдумывание своего выступления. Дело не в количестве времени, а в умении сосредоточиться именно за те несколько минут или даже секунд, которые у вас есть всегда. Очень жаль, что мы теряем это драгоценное время. Так как природа не терпит пустоты, то эти секунды и минуты обволакивают нас липким страхом и дрожью волнения. А вот это уже не дело. Надо научиться сосредоточиваться и задавать себе вопросы: какова моя главная мысль? Как я ее сформулирую? Сколько времени у меня есть для выступления? И главное – почему эти люди будут меня слушать? Выйдя из стрессового состояния и перейдя в рабочее – вы уже выиграете! Если вас неожиданно попросили сказать тост, не надо в панике подыскивать слова – скорее всего, вы скажете нечто формальное типа «желаю успеха, здоровья» и т. д. Надо «организовать» себе несколько секунд – спросить, у всех ли полны бокалы, позаботиться о закуске, в конце концов, просто выдержать маленькую паузу (ничего страшного, это только украсит ваше выступление!). Вы можете даже поделиться с публикой своим волнением и признаться, что не готовились к тосту, но с радостью воспользуетесь такой возможностью. Однако все эти слова должны вылетать автоматически, в то время как мозг будет делать свою работу – рыться в памяти, выбирая ту самую заветную интересную историю, которая порадует именинника и его гостей. То есть вы будете говорить, а сами в это время думать, прекрасно понимая, что… Главное – не начало, а финал и основная мысль На тренингах мы много раз проводили простую игру. Задача – рассказать историю из жизни коротко, за полторы-две минуты. Начало истории – слово «однажды», а финал должен включать слова «и тогда я понял (а), что…» Это замечательное упражнение. Cколько ни призывай слушателей четко формулировать финал, пока они сами не помучаются и не сравнят свои ответы с ответами коллег, успеха не будет. Вот встает милая девушка и начинает рассказывать: – Однажды я решила начать бегать. Дело в том, что в нашем университете каждый год проходит марафон и мне всегда хотелось принять в нем участие, но я не умела бегать. Я не люблю бегать, и тело мое сопротивляется, и дыхание сбивается, и очень хочется домой… Тут она замолкает. Потом вспоминает условие задания и заканчивает: – И тогда я поняла, что я не люблю бегать, но мне это надо… И снова растерянно смолкает, так как рассказ «пошел по кругу» и в нем нет главного – финала. Возникает пауза, участники семинара задумываются, а тренер уточняет: – Вы все же приняли участие в марафоне? – Да, – отвечает девушка. – И я пробежала не хуже других. Тогда тренер предлагает залу придумать яркий финал выслушанной истории. И тут один за другим начинают возникать хорошие варианты: «И тогда я поняла, что надо уметь преодолевать себя, потому что в результате я чувствую себя героем!» Или: «И тогда я поняла, что самые неприятные занятия тоже умеют приносить радость!» Каждый из нас может вспомнить немало примеров, когда человек встает, чтобы сказать тост, и начинает неплохо, а вот само пожелание, то есть «изюминку», выдать не может – не продумал, не сформулировал. И вот уже вся компания пытается завершить тост за него, и это бывает очень обидно, потому что все так хорошо начиналось! Я точно знаю, что если бы мы могли оценить «стоимость» каждой части выступления – начала, середины, финала, – то последний стоил бы дороже всего. Потому что запоминается последняя фраза. Я называю это «правилом Штирлица» – помните тот эпизод в «Семнадцати мгновениях весны», в котором разведчик специально готовит последнюю фразу, прежде чем выйти из кабинета осторожного и умного противника? Вы проводите совещание? Как хорошо будет звучать в конце фраза: «Мы многое обсудили, нам многое надо сделать, но я верю и знаю – у нас все получится!» Это финал, рассчитанный на подъем эмоций. А еще бывают финалы, которые заставляют задуматься. Например, в конце выступления на конференции смелый докладчик может высказать парадоксальную мысль: «Все, что я вам сейчас рассказал, можно легко опровергнуть. Но я не хочу подсказывать – думайте сами!» Замечательно воспринимаются финалы, которые заставляют публику смеяться и аплодировать одновременно. Это происходит оттого, что… Анекдот или шутка всегда усиливает эффект Люди любят посмеяться и всегда бывают благодарны тем докладчикам, которые дают им такую прекрасную возможность. В книге Аткинсона «Выступать легко»[1 - Аткинсон М. Выступать легко. Все, что вам нужно знать о речах и презентациях. – М.: Альпина Паблишер, 2011.], которую я всегда рекомендую своим студентам, приводятся слова известного американского адвоката. Смысл его высказывания таков: «Если присяжные рассмеялись во время моего выступления, значит, я почти наверняка выиграю этот процесс!» И я этому верю, так как по себе знаю, как меняется настроение аудитории, если вам удалось ее рассмешить. Я советую хранить в своей активной памяти несколько хороших фраз, шуток, анекдотов. Если вы не доверяете памяти (это бывает, если она уже несколько раз коварно вас подводила!), то полезно записать в рабочий блокнот или даже в сотовый телефон хотя бы название или ключевое слово шутки, которая вам понравилась. Интересно, что, как только вы это запишете, память постарается это запомнить. Проверено, и не только на себе. А какие шутки и анекдоты выбрать? Это важный вопрос. Лучше всего такие, которые подходят к разным случаям жизни или, наоборот, хорошо «монтируются» только с темой вашего выступления. Я советую почаще заглядывать в раздел «Анекдоты» и стараться выбирать то, что вам нравится. Вот сейчас проделаю это в режиме онлайн. Открываю «Анекдоты. ру» (http://anekdoti.ru). Читаю. Иногда улыбаюсь, иногда нет. Делаю выбор. «Сотрудники полиции, не прошедшие переаттестацию, остаются работать в милиции». Этот короткий анекдот вполне может пригодиться во время доклада или выступления на совещании, где будут обсуждаться кадровые проблемы. А вот еще: «Верблюд может две недели не пить. Уважаю!» Как вы понимаете, такой анекдот будет хорош в момент неформального общения. Но его надо уметь рассказать. Пауза перед последним словом и смена интонации на слове «уважаю» – иначе никто не засмеется, а это очень опасно. Шутка, над которой смеется только сам оратор, – настоящий ночной кошмар любого публичного политика или юмориста. Наконец, третий анекдот, который понравился мне больше других: «Как хорошо ничего не делать, а потом еще и отдохнуть…» Вы сами понимаете, насколько этот девиз близок нашему российскому менталитету и какое веселье вызовет эта фраза – почти в любой ситуации. Записываем в блокнот ключевые слова: милиция, верблюд, отдохнуть. Что-нибудь из этого вам обязательно сегодня пригодится! А вот что именно? Это зависит от той аудитории, перед которой вы выступаете. Поэтому… Вы должны знать о своих слушателях как можно больше Это аксиома: каждому человеку интереснее всего… он сам. Это не нарциссизм, это нормальное желание поглядеться в зеркало, перед тем как выйти на люди. Мы живем среди людей и хотим чувствовать себя уверенно и комфортно. Естественный вопрос любого слушателя: а ЗАЧЕМ мне надо это слушать? И действительно, очень часто оказывается, что замечательно продуманное выступление провалилось исключительно из-за того, что оратор «не попал» в аудиторию. Вы должны задать организаторам встречи как можно больше вопросов: кто ваши слушатели? Каков их средний возраст, каковы интересы? Кто выступал перед ними на подобную тему и как приняли этого оратора? Вы обязаны поинтересоваться, как прошел сегодня рабочий день у этой аудитории, ведь если ваше занятие начинается в четыре пополудни, а люди пришли на работу в шесть утра, то вряд ли им будет легко вас слушать. На одном крупном заводе у меня был именно такой случай. По просьбе директора мы организовали серию тренингов для начальников цехов. Я, как полагается, заранее собрала сведения об этих людях – их возрасте, образовании, количестве подчиненных, опыте работы и т. д. Обычного резюме бывает недостаточно, советую поговорить отдельно с теми, кто руководит персоналом. А еще я всегда прошу прислать мне фотографии моих будущих учеников и внимательно изучаю лица. Это помогает настроиться на нужную волну. К тому же я знаю, людям приятно, если тренер входит в аудиторию и сразу обращается к кому-то по имени (если фото хорошего качества, то запомнить несколько ключевых персон не сложно). И этот мой «фокус» тогда удался, и уже через пять минут в зале воцарилась любимая мною атмосфера сотрудничества, доверия. Но еще через десять минут я с ужасом обнаружила, что люди с трудом справляются с желанием ЗАСНУТЬ! Они зевали. Опускали головы. Клали их на сплетенные руки. И тогда я попросила откровенно объяснить, почему им не интересно. А в ответ услышала, что их рабочая смена традиционно начинается в шесть утра и за много-много лет эти рабочие люди привыкли возвращаться домой в пять часов дня, обедать и ложиться отдыхать. Наш тренинг по времени совпал со сном, и это оказалось большой проблемой. Пришлось мне идти на поклон к директору и просить проводить занятия в середине рабочего дня, иначе это была бы пустая трата времени, денег и нервов. С тех пор я добавила к вопросам, задаваемым перед началом тренинга, еще и этот: как складывается рабочий день моих слушателей? Но предварительно полученная информация только часть процесса. Потому что вы должны провести собственное расследование. Тем более что это совсем не сложно… Необязательно залезать в Интернет, чтобы узнать то, что близко слушателям Представьте, что вы должны выступить перед школьниками. Вас приглашают зайти на несколько минут к директору или завучу. Не торопитесь, спокойно осмотритесь в школе. Вы увидите на стенах разные объявления, стенгазеты: подойдите, пробегите глазами – быстро, сверху вниз. Вас должны интересовать яркие факты и вообще что-нибудь веселое или необычное. Например, вы увидели песню о школе, которую написали ее выпускники. Запомните (или запишите) несколько строк из этой песни – они вам обязательно пригодятся во время выступления. Представляете, как школьникам будет приятно, что взрослый важный дядя (или тетя) потрудился заучить наизусть пусть корявые, но зато искренние строки, посвященные их любимой школе! Как сейчас говорят наши дети, полный респект и уважуха вам обеспечены! А если нет возможности заглянуть внутрь школы? Предположим, ребята уже выстроились на линейку, а вас привезли к школе на машине и уже через несколько минут надо выступать. Но эти-то несколько минут у вас есть! Я советую пообщаться с теми, кто рядом, задать вопросы с просьбой ответить коротко: что отличает эту школу от других? Чем она гордится? Кто из учеников прославился в городе? Почему на детях нет формы и давно ли это? И прочее. Очень хорошо, если вам удастся спросить кого-то из ребят, куда они собираются поступать, какой предмет у них любимый, какой учитель в этой школе популярен больше других. Полученные вами ответы могут не просто украсить ваше выступление – скорее всего, именно эта информация сделает его успешным, станет главной фишкой. Ребячья аудитория сразу среагирует на тот факт, что вам они, оказывается, интересны – раз вы потрудились узнать о них что-то эксклюзивное. Это правило относится, естественно, не только к детской аудитории. Другое дело, что иногда бывает сложно ввести новые «данные» в подготовленное и заученное выступление. А вот не надо заучивать! Но если уж без заучивания дело совсем плохо… Если сильно волнуетесь, запишите три основных тезиса Конечно, если у вас в руках папка с написанным текстом или флешка с докладом «в слайдах», вы чувствуете себя совершенно спокойно. И зря! Как только выступающий, опустив глаза, погружается в текст или поворачивается спиной к залу и начинает читать со слайдов, он полностью теряет контакт с аудиторией. Чтобы понять, как это выглядит, представьте себе ведущего новостной программы, который читает информацию с листка бумаги, и вы не видите его глаз. Будете вы его слушать? Полюбите такого диктора? Общение между людьми всегда происходит при участии глаз, и для хорошего оратора важно видеть аудиторию, следить за ее реакцией, подогревать постоянный интерес к своему выступлению. Однако потерять мысль очень легко, особенно тем людям, которые не имеют большого опыта публичных выступлений и знают за собой грех излишне сильного волнения. Если в руках у оратора толстая папка с бумагами – публика сразу начинает нервничать и тосковать. Если у него маленькая записная книжка или карточки с цитатами – это вызывает интерес, уважение, любопытство. Тезисы нужно записывать очень коротко, желательно – на одной странице, чтобы не листать судорожно записную книжку и не искать часами (!) драгоценную цитату или мысль. Ваши подручные средства должны быть «изготовлены» так же тщательно и так же хорошо продуманы, как знаменитые «шпоры» хитроумных студентов. Только у вас есть чудесная возможность пользоваться ими в открытую. Тезисы должны содержать мысль, с которой вы начнете. Далее – основная мысль, ради которой вы стали выступать. И – финал, рассчитанный на то, чтобы вызвать эмоцию, закрепить основную мысль. Это «мясо» выступления, но должен быть и «соус». Вы должны придумать фишку – такую фразу, которая позабавит аудиторию и одновременно заставит ее задуматься над вашей идеей. И еще – надо выбрать момент для интерактивного общения с аудиторией и подобрать несколько подходящих цитат. Этот скелет выступления может спокойно уместиться на одной странице записной книжки. Для удобства я обычно нумерую тезисы, но это совсем не обязательно. Подготовленных цитат не должно быть много. Однако надо учитывать то, что во время выступления вы можете прочитать не все, а именно ту цитату, которая покажется наиболее точной, поэтому желательно, чтобы у вас был выбор. Для цитат хорошо использовать отдельные карточки. А если вы решили обойтись только страничкой записной книжки, то цитаты или афоризмы надо подчеркнуть цветным фломастером – тогда вы легко их найдете и не забудете прочитать. Помню, когда я была студенткой университета, профессор русской литературы всегда приходил к нам с маленькой записной книжечкой в руках. Интересных цитат и мыслей мы на каждой лекции слышали от него так много, что не хватало больших блокнотов, чтобы все их записать. И мы все гадали – что же это за книжечка такая? И что он знает наизусть, а что готовит специально? Разгадать эту загадку мы тогда не смогли, но сейчас я почти уверена, что в книжечке были именно тезисы – минимальный «сценарий» лекции. Цитаты и мысли – это то, что составляло личный багаж нашего профессора. На то он и профессор! Бывают, правда, и провалы, связанные с использованием записной книжки. Так, один мой давний друг, оператор, выступая перед большой аудиторией, разволновался, уставился в свою книжечку с тезисами и… прочитал их все сразу вслух и подряд, не комментируя и не объясняя ни одного термина. Прошло всего три минуты, а выступление, запланированное на час, было закончено. Никто ничего не понял, а он уже предложил задавать вопросы. Ваши тезисы – это только фундамент. А само строение – в вашей голове. Раз вам доверили выступить перед аудиторией или вы сами вызвались сделать это, значит, вам есть что сказать людям. Ничего не приходит в голову? Покопайтесь в памяти У каждого из нас есть много интересных сведений, которыми мы могли бы поделиться с другими людьми. Что мешает? Привычка отмалчиваться плюс боязнь возможного провала. Люди делятся на тех, кто не боится публичности, и тех, кто предпочитает оставаться в тени. На своих презентациях я сразу отличаю одних от других, – они и ведут себя по-разному. «Слушатели» уютно устраиваются на стульях, благодарно кивают в ответ чуть ли не на каждое слово. После выступления они стараются подойти и задать свой вопрос так, чтобы никто его не слышал, и будут терпеливо пережидать всех, кто постарается их опередить. «Активисты» перебивают оратора во время выступления, любят закидывать вопросами, не дослушивая ответы до конца, а иногда начинают выступать сами, стараясь завоевать чужую аудиторию, что является безнадежным делом, если оратор умеет держать удар. Меня очень привлекают люди, которые умеют по-настоящему слушать. Это завидный дар. И тем более обидно, что эти скромные и достойные люди так боятся сами стать объектом внимания публики. Я говорю им: когда-то надо решаться, иначе вы рискуете всю жизнь оставаться в тени людей более активных и амбициозных, но зачастую уступающих вам по профессиональным и человеческим качествам, по уровню культуры. Конечно, лучше начинать выступать в той компании, где вы можете рискнуть. Как ни странно, это не общество ваших друзей, которые раз и навсегда отвели вам роль слушателя, а совершенно новая компания, лучше даже случайная. Расскажите попутчикам в поезде, чем вы занимаетесь на работе, и последите за реакцией: вас слушают? Это легко проверить, если вдруг замолчать. Вас попросят говорить дальше? И еще хорошая проверка – вам задают уточняющие вопросы? Но тема работы – сложная. Гораздо проще и приятнее рассказывать случаи из жизни – своей или друзей. Проверенные байки про охоту, рыбалку и смешные семейные истории всегда будут иметь успех. Если вы посмотрели увлекательный фильм или прочитали интересную книгу – попробуйте пересказать содержание. И в любом случае можно поговорить о погоде и о новостях, которые на слуху. Главное – привлечь к себе внимание и не бояться быть объектом этого внимания. Хорошее начало: «А вы слышали, что…» Или: «Сегодня со мной случилась неприятная история…» Вы решили выступить на собрании именно сегодня? У вас есть что сказать, но вы не успели продумать и записать тезисы? Срочно погружайтесь в собственную память, и вы обязательно найдете что-то интересное и подходящее, чтобы с первых секунд выступления заинтересовать аудиторию. Теперь главное – не говорить слишком долго. Впрочем, иногда очень коротко – это тоже плохо. Поэтому… Рассчитайте время и порепетируйте – вы укладываетесь? Наша жизнь состоит из часов, минут и секунд. Если мы претендуем на внимание аудитории, это означает, что люди в зале отдают нам самое дорогое, что у них есть, – свое время. Если оратор говорит один час, а в зале сидят 100 человек, то легко подсчитать, какова «цена» такого выступления. Все эти люди отдали одному человеку 100 часов своей жизни. Очевидно, они имеют право рассчитывать на то, что это время вернется к ним новыми знаниями, новыми эмоциями, чем-то очень для них важным. И их ожидания нельзя обманывать. Правильное использование времени выступления – одна из важнейших составляющих успеха. Иногда нельзя предугадать заранее, сколько можно будет говорить. Так бывает во время рабочих совещаний, спонтанных дискуссий, ответов на вопросы, которых вдруг оказалось гораздо больше, чем вы могли ожидать. Это сложный случай. Тут важно опираться на интуицию и еще – на поддержку зала. Не надо бояться спросить людей: вы еще от меня не устали? Я не подвожу следующего оратора? Или: вы дадите минутку на то, чтобы изложить мысль, которая кажется мне очень важной? Но тогда уж говорите ровно «минутку» и ни секундой больше. Однако гораздо чаще нам заранее известно, сколько будет продолжаться выступление. И надо подготовиться к нему так, чтобы уложиться в отведенное время. Если вам дали десять минут, лучше закончить выступление через семь – девять минут, чтобы оставить время на вопросы-ответы. Вообще всегда лучше рассчитывать хронометраж так, чтобы вас «чуть-чуть» не хватило. Плох тот учитель, который отнимает у школьников заветную перемену, диктуя задание на завтра. Ведь время перемены для учителя – уже «чужое», и он попросту «ворует» его, пользуясь служебным положением. Я уверена, что в вашей жизни встречались начальники, которые созывали народ на «пятиминутку» и растягивали ее на полтора часа. Вспомните, как реагировали на это ваши коллеги, и постарайтесь избегать подобных ошибок. Как рассчитать время? Запомните – текст на листке формата А4 хороший диктор читает ровно две минуты. А лист бумаги, согласитесь, может содержать очень много важной информации. Конечно, темп речи у всех разный, и вполне может оказаться, что вы говорите быстрее, чем ваши коллеги. Я никогда не советую торопиться, лучше, наоборот, говорить медленно, с паузами, вдумчиво – так легче воспринимать и запоминать ваши мысли. Запишите себя на диктофон – хотя бы часть вашего выступления, причем заранее для себя определите: начало должно занять у меня полторы минуты. Вот и запишите именно начало, а потом посмотрите на секундомер – сколько времени вы говорили? На наших тренингах бывают удивительные случаи, когда люди пребывают в уверенности, что говорили ровно полторы минуты, а на самом деле их выступление давно перевалило за три, а то и все четыре минуты! И наоборот – я прошу рассказать историю из жизни (байку) и уложиться в полторы минуты. Девушка рассказывает милую историю о встрече с любимым человеком и завершает ее… через 35 секунд! Аудитория никогда не выберет этот вариант в качестве лучшей истории, потому что люди интуитивно чувствуют, что автор им не очень доверяет, что девушка старалась просто выполнить задание и закончить его как можно скорее… В таких случаях я говорю: «Мне вас не хватило! У вас была замечательная возможность привести интересные и неожиданные детали, продумать паузы, поворот сюжета и яркий финал, а вы нам изложили только тезисы…» От того, сколько времени вы имеете, зависит и структура выступления. Например, если у вас есть пять минут, я всегда советую предусмотреть общение с залом. Когда слушатели могут стать участниками выступления Если люди на вас внимательно смотрят, это вовсе не означает, что они вас слушают. Они могут даже кивать головами и что-то записывать. Но при этом быть очень далеко от вас! У каждого из сидящих в зале достаточно проблем и забот, и ваши слушатели легко могут переключиться на свои внутренние «радиочастоты». Ребенок опять принес плохие оценки, а муж где-то пропадает вечерами… Не ладится с женой, никак ей не угодишь и сколько можно разговаривать по телефону с мамой! Или – босс говорил о новой статье, надо срочно посмотреть, неужели меня опять кто-то обогнал, как досадно… Бывают и приятные мысли, которые тоже отвлекают от того, что говорит оратор, пусть даже и очень хороший. Лучший способ «вернуть» этих слушателей – обратиться к ним напрямую и «застать врасплох». А еще лучше – включить их в общую работу. Например, вы должны выступить с важным докладом, но день выбран неудачно – 1 сентября. Я бы посоветовала начать выступление с вопроса: кто из сидящих в зале отвел ребенка в первый класс? А у кого в семье есть студент первого курса? Гарантирую общее оживление, аплодисменты и то единение, которое очень способствует восприятию хорошего доклада. Я бы советовала вернуться к теме 1 сентября еще и в финале, связав этот день с темой доклада и выразив надежду на то, что мамы, папы, дедушки и бабушки успеют сегодня поздравить своих учеников и студентов. Есть и более сложные варианты общения с залом (я называю это интерактивом), которые заставляют людей работать во время доклада или лекции, и это замечательно. Если человека ни о чем не спрашивают, он быстро расслабляется. Известно, что эффективность любой, даже самой интересной лекции не превышает 5 %. Слушатели просто «не включают» мозги, так как это и не требуется. Они могут механически записать тезисы лекции, а потом забыть о них до самых экзаменов. Мне повезло – я побывала на занятиях в престижной школе МВА в Америке, где два года училась моя дочь, и своими глазами видела, как проходит обучение на кейсах и какова роль преподавателя в современном университете. Профессор экономики из Гарварда, грек по национальности, вел свою лекцию точно так, как Владимир Соловьев ведет программу «Поединок». Короткое вступление – о чем сегодня речь и зачем это надо знать? Далее вопрос: кто ознакомился с домашним кейсом? (Материал поступил на компьютеры студентов за два дня до лекции.) Лес рук. – Отлично, – говорит профессор. – А теперь поднимите руки те, кто считает, что вариант номер один, указанный в кейсе, – наилучший для решения проблемы. Половина зала поднимает руки. Далее профессор просит очень коротко высказать свою позицию и тех, кто за, и тех, кто против. При этом он называет студентов только по именам. (Карточки с именами, написанными крупными буквами, стоят на каждой парте – очень удобно!) Затем два непримиримых спорщика вызываются к доске, и каждый пишет пять главных доводов в свою пользу. Им активно помогают члены «команды», то есть те студенты, которые с ними согласны. Профессор с интересом наблюдает за происходящим и следит за временем, так как на это задание было отведено всего пять минут. Затем он задает провокационные вопросы и той и другой стороне и отмечает, как меняется мнение аудитории. Когда активность достигает апогея, профессор опускает экран и показывает всего три слайда, на которых изложена современная теория поглощения компаний. И снова задает вопросы – что понятно, что нет? А в финале, к моему полному восторгу, на экране появляются реальные люди, владельцы тех самых американских компаний, о которых говорилось в кейсе. Они рассказывают, как все происходило на самом деле и как они с позиций сегодняшнего дня оценивают свои тогдашние решения. Это высший пилотаж, такое не забывается. В ходе трехчасового занятия профессор говорил не более 15 минут. Его задача заключалась в том, чтобы студенты работали самостоятельно и познавали теорию на практике. Предвижу реакцию – при чем здесь этот пример? Мы не в Гарварде, у нас другая задача – например, выступить на совещании и произвести впечатление, прежде всего, на собственного босса (довольно распространенная и очень важная для каждого работника ситуация). Нужно ли в этом случае накануне вечером, уже зная о выступлении, продумывать возможности интерактивного общения? Я считаю, что это всегда полезно, хотя и не всегда потом осуществимо. Дело в том, что сам факт вашего размышления над тем, как втянуть аудиторию в обсуждение темы доклада, значим сам по себе. Отличный вопрос: почему люди будут это слушать? И еще один: как расшевелить людей, отвлечь их от собственных мыслей, заставить поработать вместе с вами? Вы придумали вопрос для общего обсуждения? Прекрасно! А теперь надо суметь взять слово, даже если никто не собирается его вам давать. Для этого есть широко известный прием. Старайтесь «зацепиться» за слова предыдущего оратора Вам очень хочется выступить сегодня на совещании, или на «круглом столе», или во время дискуссии на конференции, но вашего выступления нет в регламенте? Тогда вам необходимо заранее придумать, каким образом можно будет «взять слово». Модератор обязательно обратит внимание на ваше активное поведение, но это вовсе не значит, что его это поведение обрадует. Вполне возможно, что совещание уже и без вас затянулось и следующий выступающий может стать для организаторов дискуссии проблемой… Как говорится, «вас здесь не стояло». Однако вы легко можете изменить ситуацию в свою пользу, если попросите слово в качестве «реплики» к только что закончившемуся выступлению. Кстати, этот прием всегда показывает, что вы умеете не только говорить, но и слушать! Против реплики никто никогда возражать не станет хотя бы потому, что подобная суровость покажется излишней и совершенно точно не понравится аудитории, а модератор не захочет ее разочаровывать. Подобный прием используют журналисты. Если важное лицо, у которого очень хочется взять интервью, недоступно, можно просто крикнуть с места: – Господин президент, всего один вопрос! Я пользовалась этим приемом неоднократно – во времена Горбачева и Ельцина, во время визитов в Нижний Новгород Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора. Всего один вопрос, господа! Only one question! А дальше – все зависит от вашей подготовленности и квалификации. Бывает так, что «один вопрос» превращается в большое эксклюзивное интервью, и, слава богу, в моей репортерской жизни такое случалось не раз. Но бывают и неудачи, если этот один вопрос не был хорошо продуман заранее. Сначала расскажу про неудачу, а потом чуть-чуть похвастаюсь. Кстати, советую вам всегда соблюдать именно такую последовательность, потому что люди очень любят слушать про наши неудачи, провалы и ошибки, а воспринимать хвастовство в какой бы то ни было форме им гораздо сложнее, даже если все изложенные факты – чистая правда. Итак, мой провал. Меня послали сделать подсъемку для программы «Вести», в которой я тогда работала собственным корреспондентом. Подсъемка – это означает, что не надо брать интервью, нужно перегнать в Москву только картинку, и ничего более. Событие было довольно важное – открытие первой автозаправочной станции «Лукойла» в Нижнем Новгороде. Приехал красавец Вагит Алекперов и торжественно перерезал ленточку. В этот момент его глаза встретились с моими, и он машинально кивнул, так как видел меня по телевизору. Я тоже почти «на автомате» сказала: – Можно один вопрос? Охрана раздвинулась, путь оказался свободен, босс ждал меня и моего вопроса. А я точно знала, что этот момент не может быть показан в «Вестях», так как реклама подобных событий должна быть специально оплачена. Мучения мои были огромными, и отразились они в дурацком вопросе: – Каковы ваши впечатления от Нижнего Новгорода? Подобные вопросы он слышал много раз, и, конечно, отвечать на них ему было совсем не интересно. Алекперов сказал что-то дежурное и отвернулся от меня с видом обиженного ребенка. И он был прав. Тоже мне – программа «Вести»! Такой вопрос легко может задать студент журфака без особых способностей… Возможность пообщаться была упущена, и только я была в этом виновата. А теперь другой случай, гораздо более удачный. На дворе 1992 год. В Нижний Новгород из Ульяновска прилетает Борис Ельцин, безумно популярный в те годы первый президент России. Нам заранее сообщают, что интервью протоколом не предусмотрены, к тому же Ельцин устал и нуждается в отдыхе. Время два часа ночи. У аэропорта толпа журналистов, которые надеются на чудо, и мы с оператором Сладковым в их числе. Из Москвы мне уже сообщили, что достаточно зафиксировать прилет самолета и отъезд Ельцина в гостиницу, но у меня были другие планы. Я мечтала об эксклюзиве! Мы со Сладковым решили занять самое выигрышное место – у машины, которая дожидалась президента. Огромный «ЗИЛ» с флажками на капоте стоял чуть в стороне. Договорившись с охраной о том, что, если президент не захочет общаться, мы сразу исчезнем, я и Сладков разместились рядом с автомобилем. И вдруг я вижу, что Ельцин выходит из самолета и в нарушение протокола направляется прямиком к журналистам – к их полному восторгу! А мы стоим где-то на обочине и упускаем момент… Не знаю, какая сила удержала меня тогда на месте, но это было правильное решение. Теперь оставалось задать тот самый единственно верный вопрос, который заставит президента еще раз «пообщаться с прессой» вместе того, чтобы ехать отдыхать. И я нашла этот вопрос. Я спросила: – Вы пробовали соленые арбузы в Ульяновске, Борис Николаевич? Никогда не забуду смесь удовольствия и удивления на его лице. Услышав неожиданный вопрос, охрана было напряглась, но потом отступила, так как Ельцин явно воспринял его с энтузиазмом и даже подошел к нашей камере так близко, что оператор вынужден был сделать два шага назад. И вот тут-то мы и поговорили! И об удивительных соленых арбузах, и о денежной реформе, и о том, удастся ли ему провести серьезные преобразования, пока не исчерпан кредит доверия… Интервью длилось 15 минут, и это был грандиозный успех! Счастье, что за год до этой встречи у нас были съемки в Ульяновске, и я хорошо знала, каким образом местные власти решили проблему дефицита овощей и фруктов… Ищите свои «соленые арбузы»! Заранее, еще до выступления, прикиньте, о чем будут говорить коллеги и какой момент может оказаться для вас выигрышным. Очень хорошо, если вы скажете приятные слова в адрес предыдущего оратора, даже если это не совсем то, что вы думаете на самом деле. Но человека всегда есть за что похвалить. В конце концов, можно переформулировать высказанную им мысль таким образом, что он сильно удивится и вместе с тем обрадуется, хотя на самом деле это будет уже не его, а ваша мысль! Но не настаивайте на своем авторстве – это вообще очень способствует успешному общению. Со своими бесценными идеями обычно носятся лишь те люди, которым бог не дал ни творческого мышления, ни здоровой самоиронии. И если первое – не страшно, то второе – даже опасно. В любом случае вы всегда можете «зацепиться» за выступление предыдущего оратора, похвалив его, и тем самым сразу заполучить союзника, потому что люди всегда радуются похвалам в свой адрес. Незабвенная Лиля Брик на вопрос молодой студентки: «Как вам удавалось удерживать рядом с собой таких разных и таких ярких мужчин?» – ответила: «Есть только три способа удержать мужчину. Первый – лесть. Мужчины, самые разные, очень падки на похвалу. Второй способ – не поверите! – тоже лесть. Потому что слишком сладкой она не бывает. И наконец, третий способ – это тоже лесть. Потому что нет других способов!» Я не ручаюсь за точность пересказа, в литературе этой цитаты мне найти не удалось, но слышала я эту мудрость из уст очень умной женщины. Вполне возможно, что она сама это придумала, приписав своему кумиру, – не знаю. Главное – есть прием, который может использовать каждый! Так используйте! Но бывает и так: вы уже подняли руку, вам есть что сказать, но горло отказывается выдавать звуки, его перехватывает… Как быть? Что делать, если волнение захлестывает Вспомните свое последнее удачное выступление и похвалите себя за него! И это только один из возможных способов справиться с волнением. Есть актерские техники: глубокий вдох, выдох, снова вдох – и вперед! Есть восточные техники: брать пример с детей, то есть вести себя естественно, свободно. Захотел сказать – встал и сказал, обычная история! Можно размять пальцы рук или сложить их специальным образом, как мы видели на индийских картинках… Но все-таки я больше верю в «ситуацию успеха». Это означает, что волнение уйдет, как только вас похвалят и это будет искренне. Вот и постарайтесь создать такую ситуацию. Не надо советоваться по поводу вашего выступления с теми, кто настроен критично и не умеет хвалить просто так, из человеколюбия. Это могут быть чудесные люди, но сейчас общаться с ними не стоит. Идите к тем, кто похвалит вас легко и искренне, – это может быть близкий друг или мама, или взрослый ребенок – не важно! Вам нужно одобрение, и вы должны его получить. К тому же надо уметь хвалить самого себя – это очень полезно. Вспомните – неужели все гости цитировали ваш тост на новогоднем празднике только потому, что вы наконец хоть что-то сказали? Нет, это было хорошо и весело, у вас получилось сказать много важного и при этом не затянуть время, и вас слушали с удовольствием и улыбались! Именно такие моменты полезно вспоминать, когда начинают предательски дрожать колени и потеть ладони. А еще полезно не пытаться скрывать свое волнение. Люди достаточно наблюдательны для того, чтобы заметить, что вы сильно переживаете, но они будут снисходительны, если вы будете искренни. Лучше просто сказать: «Я немного волнуюсь, так что простите, если начну повторяться или буду заглядывать в бумажку…» Приведу пример. На торжественном закрытии одного пафосного телевизионного мероприятия на сцену вышел молодой человек, который должен был спеть песню. В руке у него была бумажка с текстом, и рука заметно дрожала. Молодой человек подошел к микрофону и сообщил: – Поверьте, я учил слова всю ночь, но сейчас опять все забыл! Народ заулыбался, и, когда он действительно стал петь, глядя в бумажку, зал тепло его поддерживал. А у меня возникло подозрение, что текст он все-таки выучил – уж слишком легко он общался с публикой и на самом деле почти не волновался. Похоже, этот парень знал толк в приемах воздействия на аудиторию! Но, как говорится, победителей не судят. Принимали его на ура. Его незнание текста стало удачной фишкой, то есть именно тем, что отличало его от других исполнителей, что запомнилось, причем со знаком плюс, а не минус. Не пытайтесь скрывать волнение, его всегда видно. И вообще: кто сказал, что волнение – это плохо? Раз вы волнуетесь, значит, как минимум уважаете аудиторию, перед которой выступаете, вам важно ее мнение, а это уже подкупает. К тому же волнение – верный спутник вдохновения, а без него ваше выступление будет звучать уныло и технологично. Враг всего живого – скука! Я всегда говорю своим ученикам, что любой жанр хорош, кроме скучного. Фраза хорошо известна, но почему-то в момент подготовки к выступлению и в последние секунды перед тем, как включить микрофон, люди про нее забывают. А зря! Любое выступление – это спектакль. Спросите актеров: они волнуются перед выходом на сцену? Если скажут, что нет, значит, одно из двух: либо лукавят, либо это плохие актеры. Волнуются все: Владимир Познер, Дмитрий Медведев, Светлана Сорокина и Леонид Парфенов. Волнение придает экспрессии, передается публике, вызывает ответное волнение. Так что прежде чем осваивать всякие модные техники для того, чтобы справиться с волнением, подумайте: а так ли уж плохо то, что вы волнуетесь? Но вот похвалить, приободрить себя очень полезно. Потому что есть та грань, за которой волнение начинает работать против вас. Срывается голос, появляются продолжительные «громкие» паузы (подробнее о них чуть позже!), а главное – вам не удается донести свою мысль до аудитории, которая мучается вместе с вами, и даже ваше искреннее признание – я очень волнуюсь, простите! – не прибавляет вам очков, скорее наоборот. Люди могут подумать: если вы волнуетесь так сильно, что не можете выступать, то зачем крадете наше время? Советую в этом случае начинать «тренировки» с небольших реплик, с тостов, с чтения вслух хорошего стихотворения в хорошей компании. Главное – добиться ситуации успеха, чтобы сказать самому себе: но ведь могу же, могу! Могу – и буду! И очень важно, чтобы у вас не было других поводов для волнения, кроме одного – как выступить лучше? Например, надо избегать лишнего беспокойства по поводу того, как вы выглядите, правильно ли оделись… Это очень важный вопрос. И его надо грамотно решать, а это не так просто, как кажется. Как одеться: комфорт плюс уместность Как только вы берете в руки микрофон или без всякого микрофона начинаете говорить за накрытым столом – все принимаются вас РАЗГЛЯДЫВАТЬ. До того как вы открыли рот, этого не происходило, но именно теперь на вас обязательно посмотрят другими глазами, и вы это почувствуете. Не дай бог в этот момент подумать о том, что галстук завязан неправильно, или о том, что у вашей блузки слишком глубокий вырез! Все другие мысли, в том числе та главная, ради которой вы взяли слово, сразу улетучатся. Ведь нам очень важно, как нас оценивают окружающие, и мы все прекрасно понимаем, что необходимо предстать перед ними в том образе, который поможет воспринять нашу речь с должным уважением и почтением. Если выступление, даже короткое – это спектакль, то одежда – это удачный или неудачный костюм главного героя. Представьте себе Отелло на театральной сцене в образе банковского служащего или Евгения Онегина в одежде крестьянина. Если это не новаторская задумка режиссера, то такое невозможно! Художники по костюмам и костюмеры изучают историю моды и психологию героя, чтобы подобрать правильный образ. Тот образ, который единственно возможен для данной пьесы (модные авангардные постановки мы сейчас в расчет не берем!). Но у вас нет личного костюмера, и вы едва ли часто имеете возможность советоваться при покупке одежды со стилистами или модными ассистентами по шопингу, то есть опять же с профессионалами. Ошибаются все до единого, пусть это вас утешит. Я знаю множество забавных историй о том, как люди попадали впросак из-за своей одежды или прически, которая шла вразрез с правилами приличия или с существующим в данном учреждении дресс-кодом. Последняя из этих историй прозвучала на семинаре телевизионных ведущих в ответ на мою просьбу вспомнить ситуацию, когда телеведущий не справился со своей задачей. Девушка из Башкирии рассказала о своем полном провале. К ней в прямой эфир пришла заслуженная учительница республики, но, когда она вошла в студию, все ахнули: в горячке подготовки к эфиру она забыла надеть на себя юбку, и под шубой оказались только блузка и… колготки поверх нижнего белья. Поэтому в студию она вошла в шубе и раздеваться отказалась. Все засуетились, стали искать, с кого можно снять юбку, но на телевидении, как правило, работают девушки юные, стройные, и к тому же чаще всего они ходят в брюках. Помочь было некому, ехать домой – некогда. И тогда режиссер программы принял единственно верное решение – он усадил героиню за стол так, чтобы не видно было нижней части туловища, и внешне все было нормально. Кстати, многие телевизионные дикторы – и у нас и за рубежом – выходят в прямой эфир именно так: на виду – пиджак и галстук, а под столом – удобные джинсы и домашние тапочки. Зритель ни о чем не догадывается, зато вести в таком наряде напряженный прямой эфир гораздо комфортнее. Но в нашем случае в студии за столом сидела не диктор, а заслуженная учительница, и телеведущая должна была провести с ней беседу о реформе среднего образования, то есть разговор предстоял очень серьезный. В общем, закончилось все очень плохо. Ведущая так и не смогла справиться с одолевавшими ее приступами хохота, причины которого были абсолютно не ясны зрителю. Учительница оказалась большой умницей, но в конце концов она тоже расхохоталась и эфир пришлось остановить. Когда я работаю с топ-менеджерами или крупными политиками, всегда прошу привести хотя бы на час-полтора в мой кабинет… жену. Дело в том, что обычно именно жена выступает в роли главного стилиста и костюмера. Хорошо, если у нее хороший вкус, а если – плохой? Приходится долго и терпеливо объяснять, что черный цвет костюма, может, и удобен, но не всегда и не везде, что галстук лучше подбирать теплых тонов и т. д. При этом, я, естественно, ссылаюсь на «особые» телевизионные правила и не подвергаю сомнению ее исключительный талант стилиста и дизайнера. Вы знаете – действует! На следующее занятие является другой человек – в хорошем сером костюме, рубашке приятного желтого или розоватого оттенка, с галстуком правильной формы и правильного цвета. Иногда я прошу позаниматься с группой мужчин своего партнера – оператора. Он рассказывает простые правила: цвета брючного ремня и ботинок должны совпадать, носки надо надевать высокие, чтобы между брюками и ботинками не виднелись голые ноги, а еще надо соблюдать правило сочетания теплых и холодных тонов… Не поверите – наутро группа наших учеников выглядит иначе! Люди разглядывают друг друга с удовольствием и ведут себя намного увереннее. Видимо, подспудно мысль о том, что с одеждой что-то не так, была у каждого, но никто не знал, как надо действовать. Иногда бывает смешно и вместе с тем грустно наблюдать за тем, как в регионах России на сцену поднимается местная знать и каждый одет в серый костюм и белую рубашку. А руки они держат, скрестив на том месте, которое так трепетно охраняют футболисты во время штрафного удара. Когда работаешь с женщинами, мужей приглашать не приходится, так как почти все дамы в вопросах моды и стиля считают себя профессионалами. И зря! То, что хорошо выглядит в магазине, не всегда удачно смотрится в рабочей обстановке, особенно если вы претендуете на то, чтобы вас внимательно и с удовольствием слушали. Меня очень удивляли иностранные тренеры нашей телевизионной школы, которые приезжали на семинары в очень простой одежде – джинсы, удобный однотонный свитер, мягкая обувь. Никакого эпатажа, никаких особых изысков. Правда, в последний день работы, на выдачу сертификатов, эти же люди приходили в строгих костюмах и свежих рубашках, и праздник сразу становился особенным. Всего на один день прилетал к нам недавно Владимир Познер, который запросто мог бы давать уроки стиля мужчинам-журналистам, и не только. Впрочем, и не только мужчинам. Легкой походкой он вышел из самолета. На нем была спортивная куртка-ветровка, джинсы, яркий тонкий свитер. В руках – портплед. Мне стало очень интересно, какую одежду он привез. На мой вопрос Владимир Владимирович сразу ответил: «Костюмы согласно программе». А программа была насыщенной: выступление перед молодыми журналистами, встреча с мэром, приватная встреча с бизнесменами, затем большое выступление перед студентами университета. Утром на встречу с молодыми журналистами Мастер вышел в костюме, но под пиджак был надет тонкий сиреневый джемпер, и на первой же минуте общения, попросив разрешения у публики, пиджак он снял. Я неоднократно наблюдала этот прием – снять пиджак, предварительно договорившись с аудиторией. Публике приятно, и к тому же это некий особый акт доверия, так как пиджак – символ официоза. Перед встречей с мэром Познер заехал в гостиницу и превратился в стопроцентного представителя истеблишмента: белоснежная рубашка, яркий однотонный галстук, темно-серый костюм. Таким же он предстал перед бизнесменами, и они уважительно смотрели на человека, который умудряется в столь зрелом возрасте выглядеть столь элегантно. Я заметила, что они разглядывают форму воротничка и покрой пиджака, пытаясь определить бренды. Как вы понимаете, с брендами был полный порядок. Как и с часами, и с начищенными до блеска ботинками. Но перед студентами предстал новый Познер – свободные брюки, изящная легкая курточка на молнии, под ней снова тонкий яркий свитер. Он отвечал на вопросы живо и искренне и вызвал всеобщее восхищение. Но я уверена, что отчасти своим успехом Познер был обязан тому образу подвижного, современного и успешного «человека вне возраста», который выбрал для общения с молодежью. Как правило, модная одежда неудобна и сковывает. Но это касается только костюмов из серии деловых или вечерних. Есть много модных и приятных для тела, вполне комфортных вещей, которые будут «помогать» вам выступать так, чтобы вас слушали и воспринимали с интересом и вниманием. Нельзя надевать совсем новые вещи – они могут повести себя непредсказуемо. Особенно это касается обуви. Бывает, что новое платье или юбка «прилипают» к ногам, и женщина оказывается в очень неприятной ситуации. У мужчин свои проблемы: например, брюки, после того как вы посидели на стуле, могут оказаться сильно мятыми или воротничок новой сорочки вдруг начнет натирать шею… В общем, лучше не рисковать. Формула «комфортность плюс уместность» подразумевает, что вы должны заранее ознакомиться с дресс-кодом, принятым там, где вам предстоит выступать. Если вы выступаете перед банкирами, это вовсе не означает, что и одеты вы должны быть, как банкир. И все же я бы воздержалась от джинсов и свитера или блузки ярких расцветок – это будет неприятным раздражителем для публики, которая может среагировать весьма критично. То есть это будет неуместно! Хотя и вполне комфортно. Если вы выступаете перед школьниками, то джинсы и демократичная куртка могут оказаться весьма кстати, но кроссовки, наверное, будут перебором – все же всему свое время и место. Вообще будьте осторожны со спортивной одеждой – она сама по себе очень «говорящая». Женщины должны обращать особое внимание на детали. Так, например, надо избегать голых рук, глубоких вырезов, чересчур высоких каблуков. Косметика не должна быть слишком заметна – это не конкурс красоты и не новогодний вечер в ресторане. К сожалению, наши женщины часто в этом смысле «перебирают». Поверьте, люди ценят блеск в глазах и точность мысли гораздо больше, чем красивую яркую помаду на губах и смелый «прикид». Откройте свой гардероб, подберите разные сочетания в деловом стиле и стиле casual, обязательно примерьте на себя несколько вариантов и постарайтесь посмотреть в зеркало глазами вашей аудитории – приятно ли ей будет общаться с таким человеком? Начнем с того, что уберем все, что может раздражать, а далее – вперед за Познером, к тому, что будет вызывать интерес и радовать глаз! Но удобным должен быть не только ваш костюм, но и стул, и стол, и та доска, у которой вы будете стоять. Поэтому заранее обсудите с организаторами технические моменты. Райдер – это не блажь, а инструмент подготовки хорошего выступления Помню, прочитала как-то в журнале, что Джулия Робертс потребовала, чтобы на съемочную площадку специальным самолетом доставили… минеральную воду, которую она любила. Что вы думаете – привезли! Вот блажь, подумала я тогда. А сейчас так не думаю. Если в ее райдере был указан определенный сорт минеральной воды, то продюсеры должны были предусмотреть выполнение этого пункта. Или договориться со звездой о какой-то другой воде, но заранее, до съемок. Райдер – это часть договора между заинтересованными сторонами, и если вас пригласили куда-то выступать, то совершенно нормально оговорить заранее (и зафиксировать на бумаге!) условия, необходимые для того, чтобы выступление прошло успешно. В том числе, кстати, и марку минеральной воды, которая будет стоять на столе. Я несколько раз наблюдала, как докладчик просил заменить воду с газированной на простую или наоборот. Люди в зале недоумевали, а зря. Это не каприз, это необходимые условия работы, в выполнении которых заинтересованы, прежде всего, сами слушатели и организаторы встречи, так как в публичном общении нет и не может быть мелочей. Известно, что в комнатах, где есть кофе-машина, семинары и тренинги проходят гораздо эффективнее. А знаете почему? Приятно пахнет кофе, и еще, когда есть возможность в перерыве налить себе чашечку, а потом одновременно потихоньку пить кофе и учиться, – это всегда хорошо. Возникает домашняя атмосфера, в ней легко работать – и преподавателю, и студентам. Но больше всего внимания я советую уделить микрофону. Ох уж эти микрофоны! То батарейки заканчиваются, то фонят невозможно, то держать в руке неудобно. Есть несколько видов микрофонов, в том числе петличные, которые прикрепляются прямо к вашему пиджаку, а аккумулятор прячется на ремне брюк или поясе юбки. Это очень чувствительные приборы, и если такой микрофон будет «тереться» о галстук, то публику измучает постоянное «кваканье», причем сам оратор может этого и не слышать. Поэтому хорошо, если в зале будет сидеть звукооператор, задача которого – следить за уровнем и качеством звука. Договоритесь об этом заранее. Но не расслабляйтесь! С автором этих строк только что случился конфуз при проведении важного благотворительного вечера с участием губернатора – микрофоны буквально «сошли с ума», звук был то очень громким, то совсем тихим, и люди в зале то затыкали уши, то вытягивали шеи, чтобы что-то расслышать… А ведь утром была репетиция, и все шло нормально. Оказалось, что звукорежиссер, на которого все понадеялись, забыл заменить батарейки и, когда начался наш вечер, старался пультом самостоятельно «вытянуть» звук, что у него, естественно, не получилось. В результате я просто положила два микрофона на стол и начала говорить очень громко, стараясь быть услышанной в задних рядах, а когда предоставляла слово другим ораторам, то просила их говорить так же громко. В общем, все намучились и впечатление было испорчено, несмотря на то что к концу вечера кто-то все же сбегал за новыми батарейками. Не менее важная деталь, о которой надо договориться заранее, – это место, где вы будете стоять. Очень трудно стоять на пустой сцене, с этим могут справиться только опытные актеры или ораторы. Гораздо удобнее, если у вас будет стол и стул. На стол можно положить листы с текстами, на стул – поставить портфель или сумку, а можно и присесть, если возникнет соответствующая обстановка. Например, вы предложили задание и слушатели сосредоточенно работают – в этот момент можно спокойно сесть за стол, посмотреть свои записи, проконтролировать время, внести нужные коррективы в план выступления. А еще вам могут понадобиться экран для показа слайдов и (или) доска либо флип-чарт. Каждую деталь надо подробно обсудить. Где будет висеть экран? Какого он размера? Кто будет показывать слайды – ассистент или вы должны делать это сами со своего компьютера? Доски тоже бывают разными. У меня несколько раз возникали неприятности, когда оказывалось, что фломастеры попросту не стираются с доски! Трешь ее, а каракули остаются, и это очень нервирует, потому что надо делать новые записи, но их будет плохо видно. Флип-чарт надежнее, однако я предпочитаю доску, так как ее площадь больше, рисунки крупнее и заметнее и слушателей привлекает сам факт появления и исчезновения на их глазах новых формул, правил и схем… Но это мое личное пристрастие, каждый волен выбирать то, что для него удобнее. Главное – чтобы организаторы точно знали, что вы предпочитаете работать с ручным микрофоном, а не с петличным (или наоборот!), что вам нужен журнальный столик и стул, а не кафедра (или наоборот!), что вы сами будете показывать слайды и что на столе должна стоять минеральная вода такой-то марки. Я считаю принципиально важным обсудить с организаторами следующие моменты: • материалы, которые будут розданы слушателям (они так и называются – раздаточный материал). В их числе обязательно должно быть ваше резюме плюс то, что вы сочтете необходимым для своего выступления: иногда это анкета, иногда – короткие тезисы, иногда – ссылки на литературу, то есть вариантов может быть много; • ручки и бумага для слушателей (если вам потребуется дать задание, а у слушателей в раздаточном материале ничего для этого не предусмотрено, могут возникнуть проблемы); • техническое обеспечение вашего выступления (микрофон, компьютер, телевизор или экран и т. п.); • кондиционирование аудитории (желательно еще и запах кофе!); • доска или флип-чарт (даже если вы не предполагаете пользоваться ими, такое желание может возникнуть в ответ, например, на хороший вопрос из зала); • минеральная вода (а кому-то нужна кока-кола, кому-то – молоко, тут тоже возможны варианты); • обеспечение кофе-брейка, если выступление будет длиться больше трех часов; призы, если вы планируете конкурсы (я это всегда практикую и прошу организаторов купить шоколадки или чупа-чупсы – главное не стоимость награды, а сам факт ее получения); • ваши книги или учебники, если они есть (вы можете их дарить, можете продавать, но только с согласия организаторов). Конечно, вам придется прийти заранее и проверить все лично. А потом – я советую – найдите укромный уголок где-нибудь за сценой и… За три – пять минут до выступления попросите оставить вас в одиночестве. Время настроиться Помню, как удивился однажды директор крупного предприятия, когда вошел в свой кабинет, а там сижу я, обложившись своими записками и книгами. Дело в том, что организаторы в ответ на мою просьбу «спрятать» меня от всех сразу выбрали именно это место, так как были уверены, что директор в этот день не появится. А он взял да появился! Пришлось беседовать с ним, объяснять задачи нашего тренинга и стараться сгладить неловкость пылкими комплиментами в адрес организаторов и слушателей. В результате я нервно поглядывала на часы и драгоценные несколько минут спокойной «настройки» были потеряны. С тех пор я прошусь в самые укромные уголки, например в грим-уборную за сценой, если выступление проходит в Доме культуры, или… в бухгалтерию, где славные женщины ни о чем не спрашивают, а просто нальют чаю и опять займутся своей рутинной работой. – А зачем вообще прятаться? – спросите вы. Мне кажется ошибкой, когда ваши будущие слушатели входят в аудиторию и сразу видят своего «гуру». А тот в это время мечется с микрофонами, либо звонит по телефону, либо пытается сосредоточиться в условиях, когда его уже начинают разглядывать или даже о чем-то спрашивать. Я предпочитаю входить в зал именно в тот момент, когда должно начаться выступление, или даже спустя минуту-две, так как люди должны устроиться в креслах, успокоиться, выключить телефоны. А вдруг еще и опоздает кто-то на несколько секунд? Пусть войдет, сядет – к чему нам лишнее беспокойство? Тем более что это время – последние минуты перед выступлением – очень нужно вам самому. Вы уже видели зал, попробовали запустить слайды – с этим все нормально, уже спокойнее. Надо зайти в туалетную комнату, осмотреть свой костюм – все ли в порядке? Не сбился ли набок галстук? Не надо ли чуть подновить макияж? А затем я советую где-то в укромном месте сосредоточиться и подумать – с чего начать выступление. Можно посмотреть заметки в блокноте, а можно и внести в свой план коррективы – если вам удалось, как мы договаривались, подсмотреть что-то интересное по дороге. Попробуйте записать: что вы запомнили об этой публике? Что увидели в коридоре, пока искали аудиторию? Если ничего нового и интересного нет, займитесь аутотренингом. Скажите себе еще раз, что вас здесь ждут, что вы тоже ждете этой встречи и нет никаких причин волноваться, тем более что в последний раз вы выступили исключительно удачно. Спокойно откройте свой блокнот с тезисами и еще раз проверьте, записана ли на листочке формула вашего выступления: начало, интерактив, фишка, финал и наличие основной идеи. У вас есть драгоценная возможность еще раз пробежать свой план глазами. А в голове эти несколько строк уже складываются в хорошее полноценное выступление. За каждой строкой есть мысли, тезисы, предусмотрены деловые игры или интерактив. Улыбнитесь своей фишке, которую вчера с таким трудом откопали в Интернете. И – вперед! Но не старайтесь заучивать свой план наизусть! Вы должны помнить, что он всегда у вас в руках, но вполне может случиться так, что выступление пойдет по-другому, и ничего страшного в этом нет. Однажды к нам в телевизионную школу приехал тренер из Голландии. Мне вообще нравится слово «тренер» в применении к современному преподаванию. Действительно, работа очень схожа с работой настоящего спортивного тренера – выбрать человека (группу людей), поставить перед ними и перед собой цель, определить задачи и этапы и, главное, дать навыки, чтобы они добились победы! Молодой человек из Голландии сильно удивился и разволновался, когда увидел нашу группу – сплошь взрослые уважаемые люди, добившиеся успеха в совершенно разных профессиях, при этом почти все – новички в деле преподавания. Бухгалтер, оператор, журналист, режиссер, продюсер, коммерческий директор. Средний возраст группы – 50 лет. Мы тоже смотрели на него с подозрением – чему он может научить нас, такой молодой и совсем не имеющий представления о наших российских реалиях? Однако Петерс – так его звали – применил замечательный метод обучения, который я у него – с его разрешения – позаимствовала и успешно внедряю уже много лет. Он предложил каждому из нас написать план небольшой лекции на хорошо знакомую и любимую тему и прочитать ее «как бы» для группы слушателей по своему направлению. Мы легко согласились. Нам дали время на подготовку. В результате оператор подготовил урок «Как ставить свет на интервью», журналист, то есть я, – «Как задать первый вопрос», бухгалтер – «Как составить смету», и т. д. Мы готовились к выступлениям, но Петерс сказал, что каждый из нас должен предварительно написать на листочке ответы на его вопросы. Вопросы оказались простыми, их было всего три: сколько времени вы собираетесь говорить? Какова главная мысль вашего выступления? Какой момент обязательно запомнят все слушатели? Мы заполнили эту анкету и затем с удовольствием выслушали друг друга, причем каждый действительно узнал много нового, в том числе и о работе своих коллег, что бывает очень полезно. Молодой человек тоже внимательно нас слушал (ему помогал переводчик), а потом начал спрашивать, держа в руках наши анкеты. Первый вопрос: сколько времени вы говорили? (Часы было велено снять!) Оказалось, что лишь один человек говорил ровно столько, сколько собирался, а остальные сильно нарушили установленные сроки, чему были немало удивлены! Второй вопрос: какова была главная мысль оратора? На это должны были ответить слушатели. Ответить – и сравнить свои впечатления с предположениями ораторов. И опять мы были обескуражены, так как ответы слушателей ни разу не совпали с ответами в анкетах. То есть оратор хотел донести определенную мысль, а публика поняла его по-своему. И наконец, третий вопрос: какой момент запомнился? Вот он порадовал тренеров-новичков, так как их ответы и ответы слушателей полностью совпали. Я неоднократно проводила этот тренинг в разных аудиториях и почти каждый раз получала такой же результат. Фишка, придуманная заранее, если она хороша, всегда работает! Особенно если она вызывает смех, радость. А вот донести главную мысль так, чтобы ее запомнили, приняли внутрь себя, – дело сложное. Не менее сложное, чем уложиться в хронометраж. Надо помнить о том, что вы не робот и не магнитофон, вы живой человек и перед вами сидят живые люди. В ходе выступления ваши тезисы могут не просто поменяться местами, но и вовсе остаться невысказанными, и это не будет ошибкой, если публика усвоит самое главное – вашу основную мысль. Важно, что они с вами – ваши тезисы, и вся ваша предыдущая жизнь и предыдущий опыт тоже с вами. А в зале сидят точно такие же люди, вполне симпатичные, готовые выказать вам полное доверие, если вы не окажетесь рабом своего волнения и излишней подготовки! Как бы ни был хорош сценарий фильма, надо еще найти актеров, которые воплотят образы в жизнь и сделают их «живыми». Вам надо стать таким актером, чтобы донести свои замечательные идеи до публики, и поверьте, это увлекательно и приятно! Кстати, право на ошибку у вас тоже есть, тем более что… Ни один человек на свете не стал прекрасным оратором сразу и навсегда! У каждого политика бывают как удачные, так и неудачные выступления, и это нормально. Хотя любой публичный человек наверняка сильно переживает неудачи, так как те впрямую влияют на его рейтинг, то есть на карьеру. Умение выступать – это, прежде всего, тренировка, и ее нельзя проводить одному в пустой комнате. Для начала, конечно, такое тоже возможно, но тогда надо обязательно записывать себя на диктофон, так как без обратной связи вы никогда не поймете, хорошо ли у вас получилось. Как мышцы требуют регулярных тренировок, так и умение говорить требует постоянных репетиций и оттачивания «на живых объектах». Будете молчать – не научитесь говорить! Если внутренний голос шепчет, что вот сейчас я сказал бы гораздо лучше, чем этот оратор, встаньте и попробуйте! Бывает очень обидно, когда в группе умных и талантливых молодых менеджеров самыми активными оказываются отнюдь не самые интересные. После одного тренинга я получила по электронной почте письмо от девушки, которая сделала прекрасную рецензию на мое выступление, причем ее замечания оказались на редкость полезны. На следующем занятии я искала ее глазами, пытаясь понять – кто она? Какая? Оказалось, что она ни разу не участвовала ни в одной нашей игре и все время сидела тихо, примостившись за задней партой. Я спросила: – Почему? Ведь вы явно умнее многих. Она ответила: – Они хотят выступать, а я нет. У меня было несколько неудач. Пока я не буду в себе уверена, я не выйду. Я смогла ее переубедить, горячо похвалив ее письмо и умение формулировать мысли. Она вышла, выполнила задание, но сделала это как бы нехотя, без особого энтузиазма, хотя и неплохо. Вы смотрели фильм «Король говорит»? Как бьется молодой король за возможность произнести достойную речь перед подданными, как глубоко страдает он от своего заикания! И как силен его партнер – тренер, который буквально дирижирует руками перед королем, как перед оркестром! И тот послушно исполняет партию и добивается успеха. Фантастическая история, которая дает пищу для размышлений. Она заставляет задуматься и о том, что выступления перед публикой – это не дополнение к высокой должности, это и есть главная работа любого высокого чина. И о том, что детские раны оказываются самыми глубокими – их не вылечишь. И о том, что даже из самой сложной, тупиковой ситуации можно найти выход. Но для этого нужен партнер, который в тебя верит. У короля Англии была жена, которая в него верила. И друг, который помог ему избежать насмешек. Но сколько до этого было у него неудач! Как замирала в ужасе вся страна, слушая невнятную речь короля-заики!.. Великий Ираклий Андроников не побоялся в рассказе «Первый раз на эстраде» рассказать о своем полном провале на поприще публичных выступлений. Я советую найти этот рассказ, он очень смешной и остроумный, и вы не пожалеете о потраченном на него времени. Но коротко могу пересказать содержание. Молодой Андроников мечтал о сцене. Он понимал, что актером ему не быть, поэтому сосредоточился на карьере музыковеда – того самого, который выходит на сцену перед музыкальным концертом и рассказывает о композиторе и той пьесе или симфонии, которую публике предстоит услышать. Музыку он знал очень хорошо, к тому же сам не пропускал ни одного концерта, особенно если ведущим был знаменитый Иван Иванович Соллертинский. И вот однажды судьба улыбнулась ему, и сам Соллертинский, который сильно заболел, предложил молодому человеку подготовить выступление, предваряющее исполнение новой симфонии композитора Танеева. Далее история становится трагикомичной. Андроников рассказывает, как он вышел на сцену, перевернув все инструменты, как выхватил взглядом какую-то старушку в третьем ряду и обращался именно к ней и главное – какую галиматью он нес! Я уверена, что у каждого сильного оратора есть в памяти подобная «страшная» история. Но кто не падает, тот не поднимается. Любой опыт, в том числе отрицательный, вклад в копилку ваших будущих побед. Так что вперед – к успеху! Выступление Сделайте комплимент аудитории, но не дежурный, а искренний С чего начать? Вариантов множество. У меня был друг, который заходил в аудиторию, читая наизусть Пушкина. Публика замирала в изумлении. А потом он задавал вопрос: – Что я сейчас вам читал? Молчание, робкие предположения: – Лермонтов? Баратынский? Пушкин? Услышав «Пушкин», он кивал и задавал следующий вопрос: – А какое произведение Пушкина я только что читал? Как правило, он читал «Графа Нулина», изящную веселую пушкинскую вещицу, которую не проходят на уроках литературы в школе. Еще ни разу не было, чтобы он получил из зала правильный ответ. И вот тут-то начинался разгром аудитории, которая пристыженно выслушивала упреки в свой адрес. Если учесть, что выступал этот харизматичный шоумен в основном перед журналистами или студентами филологического факультета, то можно понять его гнев, не правда ли? Есть у меня еще один друг, также умница и оратор от бога. Он всегда начинал свои выступления с вопросов, обращенных к публике. Например, перед тем как провести для своих студентов занятия по кинодраматургии, он спрашивал их: – Какая самая замечательная сцена в фильме «Крестный отец»? Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/nina-zvereva/vam-slovo-vystuplenie-bez-volneniya-2/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом. notes Примечания 1 Аткинсон М. Выступать легко. Все, что вам нужно знать о речах и презентациях. – М.: Альпина Паблишер, 2011.