Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации Андрей Алексеевич Алпатов Андрей Владимирович Пушкин Роман Мерабиевич Джапаридзе Создание данной книги во многом обусловлено малоизученностью такого интересного и перспективного явления, как ГЧП, недостаточностью комплексных исследований в этой отрасли, отсутствием учебно-методических пособий, а также слабо развитой качественной нормативно-правовой базой. Ни для кого не секрет, что будущее нашей страны, отдельно взятого региона, города, села во многом зависит от грамотных, слаженных действий органов государственной власти и представителей бизнес-сообщества. В сложившихся экономических и политических условиях развития России именно проекты государственно-частного партнерства смогут стать реальным инструментом помощи для выхода из сложившейся ситуации. Эта книга поможет понять, что же такое государственно-частное партнерство, каковы его механизмы, познакомит читателя со всевозможными способами применения этого непростого, но перспективнейшего правового явления. Книга также будет интересна представителям органов государственной и/или муниципальной власти, руководителям организаций, предпринимателям различных сфер деятельности да и просто людям, живо интересующимся экономикой и всеми процессами, происходящими у нас в стране. А.А. Алпатов, Р.М. Джапаридзе, А.В. Пушкин Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации Руководитель проекта А. Деркач Технический редактор Н. Лисицына Корректор Е. Аксёнова Компьютерная верстка М. Поташкин, Ю. Юсупова © Пушкин А. В., 2010 © ООО «Альпина Паблишерз», 2010 © Электронное издание. ООО «Альпина», 2011 Государственно-частное партнерство – уникальный инструмент, позволяющий органам государственной власти и представителям бизнес-сообщества выйти на новый этап развития взаимоотношений. Принципы этого партнерства сложны и многообразны. Книга «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации» является для читателя помощником в понимании глубины всех нюансов этого правового явления, выявления истинных потребностей экономического и политического развития своей страны, своего региона, своего народа. Хочется верить, что выпуск данной книги будет способствовать появлению принципиально нового витка взаимодействия государства и бизнеса, укрепит процесс налаживания диалога с властью по вопросам дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Авторы книги простым и доступным языком изложили наиболее часто встречающиеся механизмы государственно-частного партнерства, приводя конкретные примеры уже имеющихся проектов, доступно и легко рассказали о преимуществах и недостатках того или иного способа работы с частным инвестором, выработали практические рекомендации по применению всевозможных способов развития добрых и перспективных отношений государственной власти и субъектов предпринимательской деятельности. Данная книга подойдет людям, непосредственно занимающимся вопросами государственно-частного партнерства, и также тем, кто живо интересуется всем, что происходит в экономике и в обществе в целом. С уважением и пожеланиями новых творческих успехов,     Ю.В. Шамков, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Понятие «государственно-частное партнерство» впервые появилось в России менее 10 лет назад и за короткое время стало популярным. К сожалению, использование данного понятия зачастую заканчивается его произнесением, а понимание ограничивается каким-то взаимодействием частного бизнеса и государства. Книга юридической компании Tenzor Consulting Group представляет собой достаточно удачную попытку восполнить этот сложившийся информационно-правовой пробел. Материал, изложенный в данной книге, поможет глубже понять смысл государственно-частного партнерства, разобраться в его механизмах, осознать суть самой идеи привлечения частного бизнеса для осуществления совместных с государством проектов и, конечно же, послужит своего рода побуждением к действию и планом работы для участников таких отношений. Эта книга, прежде всего, интересна тем, что теоретическая составляющая переплетается с примерами реализации механизмов ГЧП на практике и рекомендациями авторов, доступным и простым языком описываются многие варианты применения механизмов государственно-частного партнерства. Прочитав книгу «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации», вы сможете понять смысл государственно-частного партнерства, особенности реализации данной экономической концепции в России, оценить практическую пользу и перспективы этого явления и, безусловно, попытаться реализовать его механизмы в своем регионе или муниципальном образовании. С уважением,     А.В. Баженов, директор Центра государственно-частного партнерства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Введение Наша страна с каждым годом все сильнее укрепляет свои позиции на мировом рынке, все активнее развивает свои возможности, занимается совершенствованием законодательства, определяет основные приоритеты развития государственности, не забывая и о частном бизнесе, без участия которого невозможно представить ни одно государство мира. Эта книга посвящена изучению и презентации одной из главных основ становления современной рыночной экономики – взаимодействия власти и бизнеса. По-другому мы это называем государственно-частное партнерство (далее ГЧП), в зарубежной же доктрине и практике используется термин «public-private partnership» (PPP). В современных рыночных условиях успеха достигнуть можно лишь в реализации социально значимых проектов, при этом необходимо объединить усилия государства и бизнеса. Это должно быть в обязательном порядке взаимовыгодное партнерство, сотрудничество, направленное на развитие всего государства, общества и экономики в целом. В таких партнерствах органы государственной власти и субъекты предпринимательской деятельности всецело дополняют друг друга, взаимовыгодно сотрудничают и вместе идут к одной заранее намеченной цели. Вопросы такого взаимодействия приобретают особую значимость. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, развитие институтов государственно-частного партнерства определяется в качестве стратегического направления. Наша страна не является исключением, и поэтому в последнее время как в России, так и во всем мире наблюдается тенденция сотрудничества государства и бизнеса, особенно в инфраструктурных отраслях, которые ранее всегда находились в государственной собственности и в государственном управлении. Одной из основных задач государства на данном этапе становления государственно-частного партнерства является повышение привлекательности всех механизмов государственно-частного партнерства, попытка сделать их максимально доступными для бизнеса, сформировать основные составляющие и усовершенствовать нормативную правовую базу для развития столь перспективного и нужного направления. Бизнес должен получить более деятельную поддержку со стороны всех институтов развития форм государственно-частного партнерства. Принято считать, что вследствие постоянной нехватки средств бюджетов всех уровней и инвестиционного фонда создание новых инструментов финансирования на разных уровнях власти приобретает острую необходимость. Учитывая всем хорошо знакомые последствия недавних кризисных явлений, на сегодняшний день самой главной задачей ГЧП в России является делегирование местным и региональным властям полномочий по внедрению механизмов ГЧП. Представителям государственной власти необходимо сделать акцент на развитии инфраструктуры в каждом городе, в каждом населенном пункте. Регион должен научиться самостоятельно искать инвесторов, разрабатывать программы развития и совершенствования существующих систем привлечения капитала, так как лучше его истинные потребности и возможности никто не знает. В России начинает возрастать интерес органов государственной и муниципальной власти, а также частных инвесторов к возможным способам привлечения финансирования под конкретный проект. Очень важно в этом случае грамотно, взвешенно и точно рассчитать собственные силы, возможности инвестора и совместными усилия прийти к единственно правильному и верному решению. При этом не стоит забывать, что спрос на многолетние финансово значимые и прибыльные проекты территориального, городского или промышленного развития во многом инициируются за счет деятельности именно органов государственного и муниципального управления. Естественно, подобного рода взаимодействие потребует к себе очень внимательного и тщательного подхода, оно не может протекать без каких-либо противоречий, сложностей и неясностей. Тем более, когда все это только начинает развиваться и является по практической сути новым для российской рыночной экономики. В сложившихся экономических и политических условиях развития России именно проекты ГЧП смогут стать реальным инструментом помощи по выходу из сложившейся непростой ситуации. Государство в лице органов региональной и местной власти с помощью ГЧП сможет перейти от прямого бюджетного финансирования проектов, которое, несомненно, будет в той или иной степени ограниченно, к перспективной модели привлечения частных денежных средств на условиях разделения рисков, тем самым повышая эффективность своей деятельности. ГЧП сможет помочь профинансировать инфраструктурные объекты и сократить государственные проектные риски. На сегодняшний момент можно утверждать, что ГЧП как явление общественной жизни в России существует и успешно развивается. Термин «государственно-частное партнерство» широко используется, он все чаще встречается в публичных заявлениях представителей государственной власти, СМИ, сети Интернет и т. д. В органах государственной и муниципальной власти создаются или вот-вот будут созданы собственные структурные подразделения, занимающиеся вопросами ГЧП. В настоящее время в качестве приоритетных сфер развития государственно-частного партнерства в России принято рассматривать: – развитие производственной и транспортной инфраструктуры; – жилищно-коммунальное хозяйство; – здравоохранение и социальные услуги; – финансирование научных исследований; – развитие инновационной инфраструктуры. Законодательству о государственно-частном партнерстве требуется четкая юридическая позиция, касающаяся вопросов собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов. Оно должно также определять приемлемую структуру для принятия на себя органами государственной власти связанных риском обязанностей. Внедрение разработанной правовой структуры важнейшее условие для мотивации бизнеса на вступление в государственно-частное партнерство. Успех такого проекта в России на 70 % зависит от качества подготовки проекта на начальных стадиях. Правильное и грамотное партнерство может быть реализовано лишь при полной ясности и прозрачности стратегии дальнейшего развития государства. В случае отсутствия четких «правил игры», без уверенности в стабильности и правильности сделанного выбора от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом может быть утрачен[1 - Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html]. Появление стимулов для осуществления максимально возможных вложений со стороны инвесторов должно быть вызвано созданием возможностей достижения максимальной рентабельности. Инвесторам требуются не временные льготы, а долгосрочные гарантии возврата вложенного капитала. Если этого нет, то рост предпринимательского риска ведет к сокращению инвестиционного предложения и утечке капитала из страны. Создание данной книги во многом обусловлено малоизученностью такого интересного и перспективного явления, как ГЧП, недостаточностью комплексных исследований в этой отрасли, отсутствием учебно-методических пособий, посвященных диагностике и определению направлений наиболее рационального использования механизмов ГЧП, а также слабо развитой качественной нормативно-правовой базой. Эти проблемы должны быть решены, а сами механизмы ГЧП должны стать достаточно определенными для повседневного применения. Именно такая задача и поставлена перед авторами. При решении этого вопроса авторами были рассмотрены основные механизмы ГЧП, предусмотренные мировой практикой и российским законодательством, без внимания не остался и опыт их применения. Также проведена работа по систематизации этой информации и разработки рекомендаций по способам применения этих механизмов как на региональном, так и на местном уровнях. Нам важно, чтобы каждый взявший эту книгу в руки, дочитав ее до конца, смог понять как, когда и где ему применить на практике все полученные знания. Как поднять свои предприятия, отремонтировать дороги, мосты, школы, больницы… Как найти выход из тупиковой финансово-экономической ситуации, как привлечь инвестиции и грамотно распорядиться ими. Данная книга прежде всего будет интересна и представителям органов государственной власти, заинтересованным в разработке и применении механизмов взаимодействия с бизнесом, а также инвесторам, находящимся в поисках способов и вариантов заключения долгосрочных соглашений, а также просто людям, живо интересующимся развитием российской экономики и небезразличным к процессам, происходящим в нашей стране. Глава 1 Основы государственно-частного партнерства 1.1. Понятие государственно-частного партнерства Сегодня наша страна вступает в новую эпоху своей великой истории, которая ознаменовывается переходом России к последовательному развитию во всех сферах социальных и экономических отношений. Время же неустойчивости и непрерывных социальных потрясений осталось в прошлом. Политика стабилизации ушла, ей на смену приходит политика, устремленная в будущее. Сотрудничество государства и частного сектора для решения важнейших общественно значимых задач имеет давнюю историю не только в мире, но и в России. Государственно-частное партнерство в силу известных обстоятельств не могло использоваться в условиях бывшего СССР, хотя и в царской России, и в 1920-е гг. в период НЭПа такая форма ГЧП, как концессия, имела весьма широкое и эффективное применение. В 1920-е гг. концессии создавались почти во всех отраслях народного хозяйства СССР. Проектирование и строительство практически всех советских заводов, создание новых отраслей промышленности были во многом обеспечены за счет заключенных концессионных соглашений с иностранными фирмами. Свыше 80 % этих концессий были сосредоточены в сфере добычи золота, серебра, свинца, марганца, нефти, в производстве цветных металлов, в эксплуатации лесных, рыбных ресурсов, в машиностроении, электроэнергетике и т. п.[2 - Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 12. – С. 17.] Между тем набирать наибольшие обороты государственно-частное партнерство начало лишь в последние 10–15 лет. Государственно-частное партнерство – не что иное, как перевод с английского распространенного в мире понятия public-private partnership (public – государство, private – частный, partnership – партнерство). Одно из первых профильных исследований, посвященных ГЧП, было осуществлено Институтом государственно-политических исследований (IPRP) в 2001 г. В отчете Building Better Partnerships государственно-частное партнерство было определено как «отношения по разделению рисков, основанные на взаимной заинтересованности публичного сектора, с одной стороны, и одного или нескольких представителей частного (благотворительного) сектора – с другой, и нацеленные на достижение согласованного материального результата и (или) на оказание общественно-значимых услуг. Схожая дефиниция была закреплена рабочей группой, учрежденной правительством Северной Ирландии для изучения ГЧП в 2003 г.: «ГЧП это главным образом средне– или долгосрочные отношения между публичным и частным сектором (включая благотворительный и общественный сектор), подразумевающие под собой разделение рисков и прибыли, а также применение межотраслевых умений, опыта и финансов для получения запланированных результатов, находящихся в сфере публичных интересов». Здесь же необходимо отметить, что в иностранной практике для обозначения ГЧП наиболее используется аббревиатура «PPP». Однако распространены и альтернативные названия: – Private Participation in Infrastructure (PPI) – термин, созданный Мировым банком и мало используемый вне финансового сектора, кроме южнокорейской PPI программы; – Private-Sector Participation (PSP) – также используется в банковском секторе; – P3 – используется в Северной Америке; – Privately-Financed Projects (PFP) – используется в Австралии; – P-P Partnership – используется во избежание путаницы с «PPP – паритет покупательной способности»; – Private Finance Initiative (PFI) – британский термин, используемый также в Японии и Малайзии. Зарубежные законодатели, подчеркивая приоритетность направления частного бизнеса, внесли понятие частно-государственного партнерства, дабы подчеркнуть приоритет именно бизнеса над государством в этом союзе. В России же, напротив, учитывая менталитет, особенности национального рынка, главенствующую роль органов государственной власти, более прижилось понятие государственно-частного партнерства, которое определяет ведущую роль государства. В России каждый чиновник и каждый политик вкладывает свой собственный смысл в это неведомое для него понятие, стараясь соответствовать конъюнктуре. Единого и системного понимания этого явления на государственном, законодательном уровне пока нет, хотя оно широко применяется в различных нормативных актах, в частности в Бюджетном кодексе Российской Федерации и ряде федеральных целевых программ. При этом в этих документах речь идет лишь об осуществлении деятельности «на основе принципов государственно-частного партнерства», «организации и участии в реализации проектов государственно-частного партнерства», о «консолидации и концентрации ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства», а само понятие отсутствует. В региональном законодательстве в определении основных понятий продвинулись чуть дальше – отдельные нормативно-правовые акты закрепляют понятие ГЧП и его формы, но единообразия в определениях нет. В целом ГЧП рассматривается как взаимовыгодное сотрудничество (отношения) государства и частного бизнеса в реализации социально значимых проектов, но реализуется такое сотрудничество в самых различных формах. По формулировке, предложенной Е.А. Дыниным, ГЧП – это объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.)[3 - Дынин Е.А. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве // Общество и экономика. – 2007. – № 5–6. – С. 111.]. Заслуживает внимания определение, представленное В.Г. Варнавским: «ГЧП – это стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг»[4 - Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. – 2004. – № 6. – С. 33.]. На наш взгляд, одной из наиболее точно отвечающей требованиям современной действительности формулировкой понятия ГЧП стала дефиниция, разработанная Центром ГЧП, функционирующим при Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: ГЧП – это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. Данное определение имеет информативный и инструктивный характер (понятна основа для взаимодействий партнеров, ясно, кто является инициатором проекта, какие задачи стоят перед участниками проекта и на каких условиях они работают). Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух основных значениях употребления термина ГЧП: – ГЧП как сотрудничество государства и частного бизнеса; – ГЧП как политико-правовая форма такого сотрудничества. В большинстве своем дефиниции ГЧП очерчивают следующий круг характеристик данного института: – средне– или долгосрочные отношения; – отношения, основанные на общих ожиданиях (стремлениях, целях); – в эти отношения может вовлекаться множество партнеров; – подразумевается разделение рисков, доходов и ресурсов между сторонами; – целью является достижение материальных результатов и оказание услуг в публичных интересах и на постоянно совершенствующейся основе. Преимущества от использования инструментов ГЧП следующие: – повышение качества оказываемых населению услуг, отнесенных к компетенции государства; – воплощение в жизнь крупных инфраструктурных проектов, которые не смогли бы быть реализованы в ближайшем обозримом будущем по тем или иным основаниям; – помощь в наиболее выгодной реализации и развитии объектов государственного имущества; – уменьшение налогового бремени, предоставление льгот и преференций для бизнеса; – сохранение государственного контроля над активами, способствование появлению возможности успешно использовать опыт, навыки и профессионализм частного бизнеса; – создание благоприятной среды для появления различного рода форм новаторства и инноваций; – активизация бизнес-процессов в обществе, стимулирование предпринимательского мышления в области поиска новых и перспективных методов взаимодействия; – способствование внедрению передовых принципов управления в органах государственной и муниципальной власти; – способствование развитию диалога между властью и бизнесом во всевозможных сферах. В целом, забегая вперед, необходимо признать, что процесс взаимодействия власти, бизнеса и общества в России несколько отстает от уровня других развитых стран, а быть может, даже проходит начальную стадию в этой сфере государственной деятельности. В связи с этим, прежде чем перейти к рассмотрению отдельных механизмов и инструментов ГЧП в России, целесообразно обратиться к опыту западных государств, чему будет посвящен следующий раздел настоящей книги. 1.2. Государственно-частное партнерство за рубежом Прежде всего необходимо отметить, что государственно-частное партнерство не является каким-то новым экономическим механизмом. В XVIII и в начале XIX в. группа британских местных вельмож сформировала дорожно-строительные трасты, которые занимали деньги у частных инвесторов для ремонта дорог, а возвращали займ через взимание платы за проезд. Строительство большинства лондонских мостов также финансировалось за счет таких мостовых трастов вплоть до середины XIX в., а в конце XIX в. Бруклинский мост в Нью-Йорке был построен по такой же схеме с участием частного капитала. Если обратиться к Франции, то там строительство каналов с участием частного капитала началось еще в XVII в. Этот тип ГЧП известен как «концессия», так называемая модель «платит пользователь», в которой частный участник (концессионер) имеет возможность получать оплату за пользование объектами – например, мостами, тоннелями или дорогами. Взимаемая плата компенсирует концессионеру затраты на строительство и обслуживание объекта, и эта оплата, как правило, возвращается под контроль публичного сектора в конце периода концессии. Помимо дорог и смежных отраслей, концессии применялись во многих странах в XIX и начале XX в. для строительства таких объектов, как железные дороги, объектов водоснабжения и канализации очистных сооружений. Дальнейшее развитие концессий выразилось в появлении франшизы (французский аналог – affermage). Франшиза – это право эксплуатировать уже построенный объект, т. е. это то же самое, что и концессия, но без первоначальной стадии строительства. Пользователь франшизы может сделать единовременную оплату публичному органу власти для получения этого права. Франшиза не рассматривается как ГЧП, потому что она не подразумевает финансирование строительства или развитие инфраструктуры, а только использование объекта. Тем не менее договорной и финансовый базис частично тот же. Хотя использование концессий для строительства новых инфраструктурных объектов снизилось во многих странах после XIX в. (с увеличением роли государства), франшизы остались важным явлением, например, во французской водной отрасли. Концессии снова активизировались только в конце XX в., когда возрос интерес к ним и другим механизмам ГЧП как альтернативам фондовой модели (модели финансирования из собственных средств государства). Государственно-частное партнерство в его современном понимании зародилось в начале 1990-х гг. в Великобритании. В то время на смену традиционному сотрудничеству государства и подрядчика пришла модель, называемая частная финансовая инициатива (англ. Private Finance Initiative), при которой государство лишь заказывало, но не оплачивало бизнесу те или иные капиталоемкие объекты. После окончания работ объект брался государством в долгосрочную аренду при условии, что подрядчик продолжал обеспечивать его эксплуатацию. Таким образом, инвестиции возвращались подрядчику за счет арендных платежей. Как правило, после окончания оговоренного срока аренды объект передавался заказчику по символической стоимости или бесплатно. В дальнейшем практика была существенно расширена – государственно-частное партнерство стало своеобразной альтернативой приватизации важных отраслей или объектов (электроэнергетики, транспорта, коммунального хозяйства и т. д.). Не имея финансовой возможности обеспечить расширенное воспроизводство в этих отраслях, государство передавало их в долгосрочную аренду (концессию) бизнесу, оставляя за собой право контроля за их деятельностью. Постепенно такие правоотношения стали распространяться и на отдельные масштабные проекты – от оказания общественных услуг до проведения НИОКР и внедрения инноваций[5 - Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981605628&mark=r981605004]. Звание первопроходцев в деле развития ГЧП с Великобританией могут оспорить США. Там формы ГЧП возникали и развивались в двух направлениях: 1) кооперационные исследования отдельных отраслевых и межотраслевых производств; 2) привлечение научного потенциала штатов для решения национальных проблем и передача технологий, созданных на федеральные средства для развития производств в отдельных штатах. Приведем пример некоторых подобных форм. 1. Кооперационные программы НИОКР в рамках инновационного цикла — участниками партнерств выступают фирмы, представляющие весь спектр разработки и освоение новых технологий. Государство в лице федеральных ведомств оказывает содействие в создании таких партнерств и непосредственно участвует в их деятельности. 2. Стратегические межотраслевые партнерства — учреждаются для разработки и коммерциализации базовых технологий массового применения. 3. Региональные центры передачи технологий НАСА. Эти центры координируют технологические инициативы штатов и научно-технических организаций с НАСА. Региональные центры создаются при университетах, их деятельность финансируется в равных долях правительством, штатами и фирмами. ГЧП в США изначально было разработано для концентрации средств, направляемых на создание и внедрение новых технологий для совместного использования полученных результатов. Это позволило США развить технологическую мысль, учесть реальные потребности новых рынков и добиться значительного успеха в данной отрасли. В настоящее время проекты ГЧП разрабатываются более чем в 60 странах мира. Как правило, за границей государственно-частным партнерством обычно называют очень большой ассортимент бизнес-образцов и отношений. Данное понятие применяется при любых вариантах использования ресурсов частного капитала для удовлетворения общественно значимых потребностей. Первые места в области применения всевозможных механизмов государственно-частного партнерства мы с уверенностью можем отдать таким державам, как США, Великобритания, Франция и Германия. Исследуя проекты ГЧП некоторых зарубежных стран, заключенных в государствах с разным экономическим развитием, мы пришли к выводу, что государственно-частные партнерства успешно применяются в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, развлечение, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.), в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы). Лидирующей является транспортная инфраструктура, второе место занимает социальная инфраструктура. Пик увеличения ГЧП в мире пришелся на конец XX в. По данным Всемирного банка, с 1990 г. в развивающихся странах и странах с переходной экономикой появилось около 2700 проектов ГЧП. При всей привлекательности этой формы взаимодействия власти и бизнеса реализация проекта ГЧП требует решения огромного количества организационных, юридических, методических и других вопросов. Благодаря стандартизации подходов к выбору проектов, определению приоритетов социальных потребностей в конце 1990-х гг. эта форма получила новый толчок к своему развитию. Тем не менее в мировой практике до сих пор типового соглашения ГЧП не существует. Определено, что в нем должны быть закреплены позиции сторон – уровень обязательств государственного и частного сектора, право собственности на активы, распределение рисков, продолжительность во времени, источники финансирования и др. В последние годы в странах Западной Европы наблюдается устойчивое развитие проектов ГЧП. Более того, численность стран, желающих и уже активно применяющих данный механизм взаимодействия, неуклонно растет. ГЧП наиболее востребовано общественным сектором, так как всегда есть потребность в модернизации уже изношенной инфраструктуры, обеспечении доступности услуг, экономии бюджета и т. п. Стоимость инфраструктуры, созданной в рамках ГЧП, заметно растет в перспективе. Вложения в инфраструктуру, более того, в условиях мирового финансового кризиса, считаются наиболее надежными, так как, даже пытаясь сэкономить на формах потребления, мы гарантированно оплачиваем пользование такими объектами, как ЖКХ, водоотведение и т. д. Так, например, в Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Франции, Японии проекты транспортной инфраструктуры стоят далеко не на 1-м месте. А на 1-м месте – здравоохранение, на 2-м – образование, на 3-м – автодороги. Анализ зарубежного опыта использования проектов ГЧП показал, что в каждой из стран есть своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Так, в США такой отраслью являются автодороги, в Великобритании – здравоохранение и образование, в Германии – образование, в Италии, Канаде и Франции – здравоохранение[6 - Рожкова С. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rcb.ru/rcb/2008–01/8902/]. Таким образом, сопоставив вышеуказанные данные, можно сделать вывод о том, что в странах с развитой рыночной экономикой, с высоким уровнем жизни населения, высокой производительностью труда, надежной социальной политикой проекты ГЧП в основном направлены в область образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т. п. Данное направление, как правило, продиктовано мудрой политикой государства, позаботившегося уже об остальных сферах возможного применения ГЧП самостоятельно. Формы ГЧП зависят от того, насколько государство открыто для прямых инвестиций, и от желания передавать такие активы, как земля и инфраструктура, инвесторам или национальным компаниям. В таких странах, как Австрия, Дания, Австралия, Израиль, Финляндия, Испания, Португалия, Бельгия, Греция, Южная Корея, Ирландия, Сингапур, на 1-м месте по числу использования ГЧП находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог, а за ней уже следуют с весьма значительным отрывом здравоохранение, образование и средства размещения. Давно доказано, что в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой указанные отрасли (за исключением автодорог) не будут считаться главными и приоритетными. Учитывая более низкий уровень экономического развития в этих странах, на 1-е место по приоритетности привлечения инвестиций с помощью ГЧП должна выйти транспортная инфраструктура, а именно строительство и реконструкция автодорог, портов, железных дорог и др. Так, в странах с переходной экономикой – страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); страны Балтии (Латвия); страны СНГ (Украина) – отрасли здравоохранение и образование находятся уже далеко не на 1-м месте по применению ГЧП – лидируют автодороги, строительство мостов и тоннелей, легкого наземного метро, аэропортов. В странах с переходной экономикой им уделяется внимание в первую очередь, в них вкладываются средства. В развивающихся странах (Индия, Бразилия, Чили, Мексика), как и в предыдущей группе стран, на 1-м месте по количеству ГЧП находятся автодороги, на 2-м – аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения. Такое распределение отражает в первую очередь заинтересованность стран в развитии этих отраслей (индивидуальных для каждого типа стран), так как ГЧП позволяет привлечь инвестиции частного сектора, снизить затраты государственного сектора, распределить риски между партнерами[7 - Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981605628&mark=r981605004]. Нередкими являются примеры неэффективных проектов ГЧП из-за просчетов со стороны государства[8 - Там же.]. Так, в Чехии был реализован проблемный инфраструктурный проект. Привлечение частных инвестиций в этой стране осуществляется по британской модели частной финансовой инициативы. Чешский опыт свидетельствует о потенциальной опасности рисков и проблем, с которыми сталкивается недостаточно опытный и плохо подготовившийся государственный партнер. Для сооружения отрезка стратегически важного автобана D47 протяженностью 80 км зарубежный частный разработчик предложил на первый взгляд привлекательный проект и получил подряд практически без конкурса. Команда государственного партнера, не имея достаточного опыта ГЧП, не смогла адекватно оценить намерения частного подрядчика, который, как показала практика, не очень-то и стремился реализовать проект. Предложенная им структура финансирования в конечном счете сводилась к перекладыванию всех рисков на государство. В итоге чешское правительство вынуждено было расторгнуть проект и выплатить значительную неустойку. Таким образом, на Западе частный бизнес участвует в самых разных проектах: строит объекты инфраструктурного, социального назначения, а также предоставляет услуги, обычно оказываемые государством. Это может быть управление детскими садами, больницами, тюрьмами. Затраты компенсируются за счет взимания тарифов с пользователей либо в виде предоставления льготных услуг, доплат. В России же государственно-частное партнерство применяется в большей степени при строительстве дорог, аэропортов, транспортных узлов. В чем же отличие подходов к видам государственно-частных партнерств за рубежом и у нас? Принципиальных отличий со странами, находящимися с Россией примерно на одной стадии развития рынка ГЧП, нет. Есть небольшие особенности. С одной стороны, это относительно стабильная экономическая ситуация в России, наличие средств у государства и желание инвестировать их в развитие инфраструктуры. С другой – Россию всегда воспринимали как рискованную страну, хотя это не всегда соответствовало реальному положению дел. По крайней мере по сравнению с некоторыми популярными среди ГЧП-инвесторов странами Юго-Восточной Азии или Латинской Америки, Россия могла бы выглядеть более привлекательно, развивая политику информационной открытости и формируя позитивный образ, как это делают другие государства с переходными экономиками. Крупные, социально-значимые проекты всегда содержали и будут содержать в себе различные группы рисков: технические, финансовые, операционные, рыночные и, наконец, коммерческие. Последние во всем мире, как правило, несут частные инвесторы. Государство и бизнес во всем мире, а в особенности на Западе, уже давно стали надежными и добрыми партнерами, которые не покушаются на сферы деятельности друг друга и сохраняют известную степень независимости. Все это, однако, не отменяет тот факт, что государство и в развитых странах выступает в роли первого и ведущего партнера во взаимодействии с бизнесом. Не стоит забывать о том, что политическая традиция и своеобразное мышление русского народа оказывают существенное влияние на возможность использования ГЧП. Российское государство нередко осуществляет вмешательство в автономные сферы жизни общества, в том числе и компетенцию бизнеса, не всегда обосновывая свои действия законодательно. К сожалению, частный бизнес в России пока еще остается во многих отношениях с властью неуверенным в себе участником. Социальная ориентированность бизнеса, его заинтересованность в решении не только своих частных, но и общенациональных проблем, еще недостаточно развита. Таким образом, богатый опыт зарубежных стран, подкрепленный многообразием форм ГЧП, должен стать значительной поддержкой и неплохой платформой для внедрения механизмов взаимодействия государственной власти и бизнеса у нас в России. Ориентация на Запад в совокупности с богатейшим потенциалом нашего государства сможет идеальным образом развить это по-настоящему перспективное направление и принести огромную пользу всему многонациональному населению России. 1.3. Цели государственно-частного партнерства и краткая характеристика его механизмов Основной задачей органов государственной власти при выполнении проектов ГЧП является создание большей добавленной стоимости для предоставления общественных услуг. Для достижения этой цели осуществляется предоставлением более дешевых общественных услуг, оказываемых частным бизнесом, нацеленным на результат с помощью современных методов планирования и возможностью более быстро осуществлять инновации и повышать эффективность. Еще одной целью государства в рамках ГЧП становится передача частному инвестору рисков, связанных со строительством, проектирование, финансированием и планированием самого объекта, а также его последующей эксплуатацией. Основной же целью частного сектора является достижение максимальной прибыли от проектов в рамках сотрудничества с органами государственной и муниципальной власти. Цели государства и бизнеса при использовании механизма ГЧП представлены в таблице 1. Таблица 1 В концепции ГЧП заложено противоречие: с одной стороны, у государства существуют обязательства перед обществом и соответствующие расходы, а с другой, у частного сектора – интересы извлечения прибыли. Однако недостаточное развитие социальной и производственной инфраструктур является препятствием как для реализации перспективных планов бизнеса, так и для исполнения государством своих обязанностей. Механизмы ГЧП предполагают возможности участия власти любого уровня – федерального, регионального, муниципального. Основной аспект развития ГЧП состоит в том, что государственная власть определяет, в каких услугах, работах и инфраструктуре страна нуждается, а частный бизнес выдвигает свои предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства. ГЧП – это альтернатива приватизации государственной и муниципальной собственности, когда приватизация невозможна по социальным или стратегическим причинам. Концепция ГЧП, как правило, осуществляется в следующем порядке: – разработка проекта, в рамках которого частный сектор планирует, сооружает и частично управляет объектом инвестиций в соответствии с заданиями государства; – финансирование инвестиций государством, в том числе в форме платы за использование инфраструктуры; – заключение долгосрочного договора, содержание и структура которого характеризуются большим разнообразием, способы и сроки платежа, его зависимость от качества услуг и определенных экономических событий, распределение текущих издержек могут определяться в договорах по-разному, отражая различные цели и результаты переговоров между партнерами; – переход объекта инвестиций по истечении срока договора в частную или государственную собственность. В рамках ГЧП государство играет первостепенную роль, с одной стороны, как главный пользователь услуг (в лице населения), оказываемых в рамках проекта, а с другой – как субъект, устанавливающий специальные условия его реализации. Таким образом, ГЧП рассматривается как концепция, позволяющая использовать ресурсы частного сектора для развития инфраструктуры, повысить качество и увеличить объем общественных услуг и избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением проектов[9 - Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора // Экономика России: XXI век. – 2005. – № 18. – С. 13.]. Важная часть сделок в рамках ГЧП – распределение между участниками проекта задач, возможностей и рисков. При этом, как правило, соблюдается следующее условие: решение конкретной задачи возлагается на того партнера, который может сделать это с наибольшей эффективностью. Распределение задач и ответственности между государством и частным сектором зависит от сферы реализации проекта. Чем большее значение имеет общественная услуга (общественное благо), тем ниже рыночные риски, связанные с ее оказанием, и тем выше потребности в государственном регулировании[10 - Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора // Экономика России: XXI век. – 2005. – № 18. – С. 13.]. В зависимости от характера решаемых в рамках ГЧП конкретных задач все множество существующих и вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные механизмы (модели): 1) концессия; 2) особые экономические зоны; 3) инвестиционный фонд РФ; 4) аренда (лизинг); 5) соглашение о разделе продукции; 6) государственные контракты; 7) совместные предприятия; 8) инфраструктурные облигации; 9) другие формы Характеризуя кратко каждую форму взаимодействия, можно выделить следующие основные моменты. Концессия Это наиболее распространенная форма ГЧП. Ее особенность заключается в том, что в рамках заключенного концессионного соглашения государство как полноправный собственник имущества уполномочивает своего частного партнера выполнить в течение определенного срока оговариваемые соглашением функции и предоставляет ему для этого соответствующие полномочия, без которых нормальное функционирование объекта концессии невозможно. Частный сектор, в свою очередь, за предоставление в пользование государственного имущества вносит оговариваемую сторонами плату. Так, например, в сфере ЖКХ и транспортной инфраструктуры в основном используются следующие виды концессии: 1) концессия капитального строительства (на строительство нового объекта); 2) концессия коммунального обслуживания (на уже существующие объекты). Частный бизнес вкладывает инвестиции, управляет переданным ему имуществом и получает оплату главным образом из платежей, осуществляемых пользователями. Сами же объекты возвращаются государственным или муниципальным властям по окончании действия концессионного соглашения. Концессии – это долгосрочное партнерство, которое позволяет сторонам осуществить стратегическое планирование своей деятельности. При заключении концессионного соглашения бизнес приобретает больше свободы при принятии административно-хозяйственных решений, решений управленческого и административного толка и может самостоятельно регулировать множество вопросов, ранее являвшихся прерогативой государства. Государство же в свою очередь оставляет за собой ряд сильных рычагов воздействия на своего компаньона и в случае нарушений действующего концессионного соглашения всегда сможет защитить общественные интересы и права конечных пользователей, т. е. населения. Особые экономические зоны (ОЭЗ) Особая экономическая зона согласно действующему законодательству, представляет собой определяемую Правительством РФ часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, включающий в себя предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантий от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах. Уникальность формируемых в ОЭЗ условий заключается в том, что за счет средств бюджетов всех уровней проводятся работы по созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и административной инфраструктуры. В настоящее время на территории РФ образованы следующие ОЭЗ: две – промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и Липецкая область), четыре – технико-внедренческого типа (на территории Москвы – Зеленоградский АО, Дубна, Томской области, Санкт-Петербург), семь – туристско-рекреационных ОЭЗ (в Иркутской и Калининградской областях, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, в Республике Алтай и Республике Бурятия); две аэропортовых ОЭЗ: в Красноярске – (аэропорт «Емельяново») и Ульяновске (аэропорт «Ульяновск-Восточный») и одна морская ОЭЗ – в Хабаровском крае (порт Советская Гавань). Наибольший интерес для читателей представляет возможность создания ОЭЗ регионального уровня, которая уже давно и довольно успешно функционирует, например, в Липецкой области. Закон Липецкой области № 316-ОЗ от 18 августа 2006 года «Об ОЭЗ регионального уровня» определяет правовые основы создания и функционирования особых экономических зон регионального уровня (далее – ОЭЗ РУ) на территории Липецкой области. Инвестиционный фонд РФ Государственный инвестиционный фонд Российской Федерации предназначен для софинансирования инвестиционных проектов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации инвестиционный фонд Российской Федерации – часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Основная цель деятельности Инвестиционного фонда РФ – поддержка приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы. Отбор инвестиционных проектов осуществляется исходя из показателей финансовой, бюджетной, экономической и социальной эффективности проектов. Проекты фонда отбираются в рамках публичной процедуры, предусматривающей их рассмотрение на Инвестиционной комиссии по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, с последующим отбором на Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, и утверждением паспортов проектов распоряжениями Правительства Российской Федерации[11 - Инвестиционный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx?PageID=373]. Аренда (лизинг) Не менее распространенный механизм ГЧП как в прошлом, так и в настоящем – аренда. Содержанием арендных взаимоотношений органов государственной или муниципальной власти и частного партнера является передача государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В такого рода отношениях в обязательном порядке предусматривается возвратность самого предмета отношений, предусмотренного договором аренды, но права по распоряжению имуществом сохраняется за собственником (государством) и не передается второй стороне соглашения (частному партнеру). Соглашение о разделе продукции В соответствии с Федеральным законом № 225-ФЗ от 30.12.1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым государство предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Эта форма, безусловно, имеет сходство с концессией, однако все же отличается от нее. Различия прежде всего проявляются в институте отношений собственности между частным бизнесом и государством. Так, например, в концессионных соглашениях субъекту предпринимательской деятельности принадлежит вся выпущенная продукция, товары или услуги, а в соглашениях о разделе продукции частному инвестору принадлежит лишь его часть. Как правило, подобного рода соглашения заключаются сторонами в отношении добычи нефтепродуктов. Государственный контракт Государственный контракт – контракт, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд. Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Важной особенностью государственных контрактов является строгий порядок их заключения – только в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Совместные предприятия Совместное предприятие – хозяйственная организация, учрежденная большим числом юридических лиц, создаваемая национальными предприятиями или совместно с зарубежными партнерами на основе совместной собственности на территории одной из стран, где находится учредитель. Может иметь форму полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества. Совместным предприятием может быть организация любой формы собственности, созданная на основе объединения имущества учредителей (юридических и физических лиц). В числе учредителей совместного предприятия могут быть и иностранные юридические и физические лица. Особенностью совместного предприятия является наличие совместной собственности, которая функционирует на территории одной из стран (областей, регионов) учредителей такого предприятия. Целью совместного предприятия является наиболее полное использование потенциала каждой из сторон, а также максимум полезного эффекта от их деятельности. Сама возможность участия в принятии управленческих и хозяйственных решений определяется непосредственно долей в капитале предприятия. Одна из важнейших особенностей совместного предприятия – участие государства во всех сферах деятельности такой организации, чем соответственно и ограничивается самостоятельность в принятии решений частным бизнесом, в отличие от концессии. Инфраструктурные облигации Под инфраструктурными облигациями можно понимать различные облигации, которые были выпущены для финансирования строительства (приобретения, реконструкции) инфраструктурного проекта. В условиях современной действительности нельзя обойтись без транспортных магистралей, жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникаций, аэропортов и т. д. Развитие вышеназванных сфер в основном лежит на государственных (муниципальных) властях, которые, зачастую не справляясь в возложенными обязанностями, вынуждены привлекать крупные объемы денежных средств в основном путем выпуска облигационных займов. На сегодняшний день в России ведется активная работа по внедрению инфраструктурных облигаций в качестве еще одного способа развития ГЧП. Предполагается, что эмитентом такой облигации будет являться юридическое лицо, которое осуществляет реализацию инфраструктурного проекта, в том числе и на основе концессионного соглашения. Планируется продолжать работу по формированию правовых условий для развития рынка инфраструктурных облигаций. В перспективе достаточно мощным катализатором роста могут стать деньги институциональных инвесторов, которые могут быть вложены в инфраструктурные облигации Суть инфраструктурных облигаций заключается в том, что кредиторы получают свои выплаты по облигациям путем поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры. В скором времени инфраструктурные облигации станут основой развития региональной и муниципальной инфраструктуры. Механизм инфраструктурных облигаций носит долгосрочный характер и направлен на решение задач по укреплению национальной экономики. Согласимся со словами директора Центра государственно-частного партнерства ГК «Внешэкономбанк» Александра Баженова, который особо отметил необходимость разделения рисков в проектах ГЧП между государственным и частным сектором, а также предложил различные варианты более активного участия Внешэкономбанка, выступающего крупнейшим институциональным инвестором, в развитии инфраоблигаций, в частности, возможность создания SPV с участием ВЭБ для секьюритизации проектных рисков. Он также поддержал точку зрения, озвученную другими спикерами, о том, что инфраструктурные облигации выпускаются не обязательно под гарантию государства и могут являться эффективным институтом финансирования инфраструктурных проектов на всех уровнях российской экономики, вплоть до муниципальных проектов. По словам Александра Баженова, «главное сегодня – сформировать действенные правовые конструкции, которые позволили бы использовать инфраструктурные облигации не только в концессионных проектах»[12 - Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rb.ru/preleases/press/2009/08/10/173806.html]. На сайте Федеральной службы по финансовым рынкам появился проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций». Целью этого федерального закона является привлечение и эффективное использование инвестиций в инфраструктуру путем создания благоприятных условий реализации инфраструктурных проектов, эмиссии и обращения инфраструктурных облигаций, обеспечения осуществления прав их владельцев, а также оказания государственной поддержки эмитентам инфраструктурных облигаций. Законопроект вводит понятие инфраструктурной облигации, которая имеет низкую доходность, целевой характер и обязательное обеспечение, в том числе в виде государственных гарантий., выпускается на срок от 5 до 20 лет Для ее эмиссии создается специальная проектная организация (СПО), которой запрещено участвовать в коммерческих организациях, выплачивать дивиденды, она должна иметь специальный банковский счет и не имеет права отчуждать объекты инфраструктуры. Также вводится понятие компании – технического аудитора, которая контролирует соблюдение СПО порядка реализации инфраструктурного проекта. Госгарантия предоставляется не менее чем на 60 % выпуска облигаций под проект, представляет собой или просто госгарантию, или залог будущих денежных поступлений, или гарантию ВЭБа. Таким образом, институт инфраструктурных облигаций может стать действенной и надежной опорой всей инфраструктурной составляющей не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях. Другие формы В последнее время механизмы ГЧП становятся все более разнообразными, перечень их постоянно расширяется, скоростными темпами модернизируются и совершенствуются сами модели ГЧП. Так, например, если концессионное соглашение изначально предусматривало только такую область применения, как транспортная инфраструктура, то теперь мы можем наблюдать ее развития и в ЖКХ, кабельное телевидение, телефония, образование, здравоохранение и в других объектах социальной сферы. В целом, анализируя сущность ГЧП, можно утверждать, что его главной частью является контракт между государством и инвестором, обязательным условием которого становится разделение рисков проекта. Механизмы ГЧП представляют собой не стандартные юридические формы, а отличаются в зависимости от типа партнерства и специфики отрасли. Они позволяют уменьшать степень отказа в будущем от проекта, увеличивают качество обслуживания, оптимизируют пользование ресурсами и осуществляют необходимую модернизацию объекта соглашения. В последнее время привлечение механизмов ГЧП приобретает все большую популярность. Так, например, за счет средств администрации города Ростов, Инвестиционного фонда РФ и частных инвесторов планируется построить мостовой переход через Дон, северный и южный обходы, соединяющие Ростовский универсальный порт с магистралями М-4 и М-23, северный тоннель, связывающий центр города с его северной и северо-восточной частью, транспортную магистраль «Юг – Север», а также многочисленные дорожные развязки и железнодорожные узлы. Северный тоннель будет построен с помощью механизма государственно-частного партнерства. Задачей настоящей книги является популяризация методов ГЧП и рассмотрение его механизмов пригодных для использования в отдельных регионах и муниципальных образованиях. Поэтому, основываясь на вышесказанном, можно предложить к рассмотрению несколько механизмов ГЧП, уже в достаточной мере разработанных на федеральном уровне и пригодных к применению в том или ином виде на региональном и местном уровнях. Все механизмы ГЧП уже в достаточной мере изучены и урегулированы российским законодательством. Упомянутых форм взаимодействия вполне достаточно, чтобы попытаться воплотить их в жизнь. В случае применения на местах этих разработок они способны дать толчок экономическому развитию региона. Однако, если обратиться к зарубежному опыту, можно ли определить, какой из механизмов ГЧП предпочтительнее? Если посмотреть на такую сферу, как водоснабжение и очистные (канализационные) сооружения, то можно увидеть следующие подходы в различных странах: – публичное владение и эксплуатация – во многих странах; – публичное владение и частное управление – во Франции, обычно на 10–12 лет; – PFI-модель (частная финансовая инициатива) – в Турции и Китае, например, BOT/BTO-контракты, когда плату частному сектору осуществляет не конечный потребитель, а органы власти; данные средства в дальнейшем идут на развитие новых проектов по водоснабжению; – концессии – распространены в развивающихся странах: здесь частные инвесторы строят новую систему, собирают плату по тарифу от пользователей (цены могут устанавливаться публичными властями или по концессионному соглашению), принимают на себя риски требований, обеспечивают соответствие воды требованиям по качеству и доступности; в конце концессии объект возвращается публичному сектору; – приватизация (BOO) – в Англии государственные водные сооружения были переведены региональным водным компаниям, которые владеют сетями водоснабжения и сетями очистных сооружений; тем не менее публичный сектор привлечен к мониторингу оказания услуг, фиксирует максимальные цены на воду, обеспечивает наличие конкуренции в отрасли водоснабжения. Подобная система также существует в Чили. Так можно ли сказать, что один тип ГЧП предпочтительнее, чем другой? Отвечая на данный вопрос, следует исходить из того, о каком инфраструктурном объекте идет речь. Поскольку далеко не все объекты могут быть приватизированы и, наоборот, далеко не все объекты, находясь в публичной собственности, могут быть столь же эффективны, что и при привлечении частного сектора. 1.4. Центр ГЧП Внешэкономбанка Раскрывая теоретическую и практическую суть ГЧП, нельзя не упомянуть о Центре ГЧП, созданным при Внешэкономбанке. Деятельность этого центра заметно улучшила ситуацию на развивающемся рынке ГЧП, помогла глубже понять и осознать степень важности и перспективности этого явления. Кроме того, Центр ГЧП является самым главным помощником для «сомневающихся» в необходимости внедрения этого механизма у себя в регионе, муниципальном образовании. Вся информация о Центре ГЧП, как вошедшая в эту книгу, так и оставшаяся вне ее, есть на сайте Центра ГЧП: http://www.veb.ru/ru/PPP/ Миссией Центра ГЧП является поддержка и ускорение развития инфраструктурных проектов общенационального, регионального и муниципального значения и повышение качества услуг государственного и муниципального управления по развитию инфраструктуры через использование разнообразных инструментов государственно-частного партнерства. Центр ГЧП был создан для подготовки, организации и сопровождения проектов ГЧП в реализации отраслевых, региональных и городских стратегий развития, оказание поддержки органам муниципального и государственного управления по совершенствованию инструментов ГЧП. Схематично основные задачи деятельности Центра ГЧП при Внешэкономбанке можно выразить следующей таблицей (табл. 2). Таблица 2 На сегодняшний день одной из основных задач Центра ГЧП является создание и развитие сети региональных центров ГЧП. Ответственность за организацию проектов ГЧП лежит на органах государственного и муниципального управления (ОГМУ). В этой связи важнейшими партнерами Внешэкономбанка являются региональные или муниципальные органы власти, ответственные за организацию проектов ГЧП. Центр ГЧП помогает создавать такие уполномоченные органы. В задачи этого органа входит участие в стратегическом планировании регионального развития. В рамках разработки стратегии развития региона формируется портфель стратегических инвестиционных проектов. Уполномоченный орган должен выполнять анализ такого портфеля с целью определения проектов, находящихся в ответственности ОГМУ. По каждому такому проекту должен быть выполнен анализ целесообразности его исполнения на условиях бюджетного финансирования или с использованием ГЧП (бюджетная эффективность), сформирована последовательность реализации проектов. Для проектов, реализуемых на условиях ГЧП, определяются цели, объемы необходимых ресурсов, выбирается приемлемая юридическая модель ГЧП, определяются процедура дальнейшей организации проекта и методы обеспечения обязательств ОГМУ по отношению к проекту (регулирование, имущественное и бюджетное обеспечение, иные обязательства). В рамках последующей деятельности уполномоченного органа решаются задачи по организации проекта ГЧП. Для эффективной деятельности принятие решений уполномоченного органа должно быть основано на коллегиальном принципе, что даст возможность координировать деятельность министерств и ведомств в рамках подготовки проекта ГЧП и исполнения обязательств ОГМУ, принятых в рамках контракта ГЧП. Это также позволяет институтам развития (Внешэкономбанк и др.) принимать участие в процессе подготовки и принятия решений, организовывать деятельность органа с учетом требований и методологии институтов развития. Уполномоченный орган должен участвовать в формировании бюджета ОГМУ для организации предпроектной подготовки проектов ГЧП и для исполнения обязательств ОГМУ по контрактам ГЧП[13 - По информации с сайта Центра ГЧП: http://www.veb.ru/ru/PPP/pppreg]. Уже сейчас разработаны «Методические рекомендации по созданию и организации деятельности региональных центров ГЧП», созданы центры ГЧП в администрациях и структурах 7 субъектов РФ: Курганской, Владимирской, Белгородской, Ульяновской областях, Пермском крае, Республиках Удмуртия и Чувашия; подписаны протоколы о взаимодействии с 22 субъектами РФ (Тульской, Ярославской, Пензенской, Мурманской, Рязанской, Кемеровской, Вологодской, Тверской, Ивановской, Нижегородской, Смоленской, Кировской, Оренбургской областями, Ненецким АО, Республика Бурятия, Республика Чувашия, Краснодарским краем и др.); созданы рабочие группы по ГЧП в Челябинской, Калининградской областях; в рамках деятельности региональных центров регионами представлено около 50 проектов, реализуемых на принципах ГЧП, на подготовку которых запланировано около 1 млрд рублей; ведется деятельность по подготовке участия в программах Внешэкономбанка. Не менее важная роль будет заключаться в оказании методологической поддержки государственным органам власти на региональном и муниципальном уровнях для развития ГЧП на местах. Подобная структура могла бы также оказать существенную поддержку при разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы ГЧП, осуществляя экспертизу существующих и разрабатываемых нормативно-правовых актов. Особое внимание уделяется развитию региональной нормативно-правовой базы ГЧП: – подготовлен модельный закон об участии региона, муниципалитетов региона в проектах ГЧП; – в настоящее время принято 10 законов субъектов РФ ГЧП: Санкт-Петербург, Томская, Кемеровская, Челябинская, Курганская области, республики Дагестан, Алтай, Калмыкия, Удмуртия, Ставропольский край; – осуществляется взаимодействие с субъектами РФ по формированию регионального законодательства по ГЧП: Рязанская, Смоленская, Ивановская, Липецкая, Калужская, Орловская, Вологодская, Мурманская, Курганская, Ярославская, Тверская, Нижегородская области, Оренбургская области, Краснодарский край, республики Чувашия, Бурятия и др. Основными направлениями деятельности подобного рода региональных центров ГЧП будет являться: разработка региональных (муниципальных) программ развития ГЧП; подготовка методики отбора проектов для реализации на принципах государственно-частного партнерства; переподготовка кадров государственного и муниципального управления; развитие нормативно-правовой базы, направленной на регулирование государственно-частных партнерств; организация и проведение конкурсов на выбор частных партнеров для реализации проектов ГЧП; организация работы участников проектной деятельности. Региональный (муниципальный) центр ГЧП будет состоять в структуре органов исполнительной власти региона (муниципалитета), наделен полномочиями по организации проектов ГЧП и сможет участвовать в формировании бюджета региона (муниципалитета). К функциям регионального (муниципального) центра ГЧП можем также отнести: – проведение конкурса на выбор частного оператора (инвестора); – заключение контракта между победителем и ОГМУ; – закрытие финансовой сделки; – мониторинг реализации проекта; – обеспечение обратной связи; – изменение условий сделки с целью управления рисками частного инвестора; – организация выпуска долгосрочных обязательств по поддержке инвестиций; – создание залогов для рефинансирования; – работа с институтами развития и частными банками для привлечения замещающего кредитования и разделения рисков; – поддержка кредитоспособности проектов и т. п.[14 - Воротников А.М. Организация органами государственного управления и местного самоуправления проектов государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veb.ru/common/img/uploaded/files/ppp/c0912_vorotnikov1.pdf] Единый консультант нужен не только государству, но и бизнесу. Ведь большинство компаний также крайне мало информированы о возможностях и форматах работы в рамках ГЧП. Таким образом, деятельность Центра ГЧП Внешэкономбанка по развитию региональных (муниципальных) центров ГЧП существенно увеличивает возможности того или иного региона (муниципалитета) грамотно, своевременно, а главное, правильно начать развивать механизмы ГЧП у себя на местах. В конечном итоге развитие подобной системы должно привести к созданию рынка проектов ГЧП в различных регионах и на федеральном уровне. Глава 2 Особые экономические зоны Подготовлена руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами А.А. Алпатовым 2.1. Понятие особых экономических зон Создание специальных (особых) экономических зон как отдельно выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях широко используется в мировой практике. С учетом положительного международного опыта (в мире активно развивается более 3000 таких зон) особые экономические зоны (ОЭЗ) в России рассматриваются как один из новых, перспективных инструментов по привлечению инвестиций, диверсификации экономики и ее перевода на инновационный путь развития. Процесс создания и функционирования ОЭЗ в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Согласно указанному закону под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности. Основными целями создания ОЭЗ являются: – развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей; – производство новых видов продукции; – развитие транспортной инфраструктуры; – развитие туризма и санаторно-курортной сферы. Главными конкурентными преимуществами ОЭЗ являются создание за счет бюджетных средств инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры, льготный таможенный и налоговый режимы, а также дружественная среда администрирования бизнеса. В соответствии с законодательством в Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. За прошедший с момента выхода Федерального закона период проведена значительная работа по созданию ОЭЗ в нашей стране: – сформирована законодательная и нормативная правовая база, регулирующая процессы создания и развития ОЭЗ; – оформлены земельно-имущественные отношения на территориях, включенных в границы ОЭЗ; – сформирована система управления ОЭЗ, учитывающая интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частных инвесторов; – организовано строительство инженерной, транспортной, энергетической, инновационной и социальной инфраструктуры в границах ОЭЗ и на прилегающих к ним территориях; – идет привлечение в ОЭЗ российских и иностранных компаний (резидентов), вложение частных инвестиций, создание новых рабочих мест, выпуск высокотехнологичной, инновационной и научно-технической продукции. В настоящее время более 100 правовых актов регулируют отношения в сфере деятельности по созданию и развитию ОЭЗ. Наряду с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» действует 13 региональных законов, более 20 постановлений Правительства Российской Федерации, более 40 приказов и иных правовых актов разных министерств и ведомств. Сейчас уже можно сказать, что в целом нормативная правовая база в данной сфере практически сформирована. Однако она, конечно же, будет совершенствоваться в зависимости от результатов развития ОЭЗ в ближайшие годы. Проведен важнейший блок работы в области оформления земельно-имущественных отношений. Выбраны территории, установлены границы ОЭЗ, проведена инвентаризация земельных участков и объектов недвижимости, выполнены землеустроительные работы и кадастровый учет, оформлены права на землю и объекты недвижимости. Создана и эффективно функционирует система управления ОЭЗ. Активное участие в управлении ОЭЗ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления гарантирует заинтересованность регионов в развитии данного проекта. После реформирования в конце 2009 г. система управления ОЭЗ включает в себя: 1) министерство экономического развития Российской Федерации – как главный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ и формирующий законодательную базу этого процесса; 2) наблюдательные советы ОЭЗ – как совещательные органы, определяющие стратегию развития каждой ОЭЗ, в них входят представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, резидентов ОЭЗ, а также общественных организаций и объединений; 3) открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» (100 % собственности уставного капитала принадлежит Российской Федерации) – как главную управляющую компанию в сфере проектирования и строительства за счет государственных средств объектов инфраструктуры ОЭЗ. На территории каждого региона, где созданы ОЭЗ, сформированы филиалы или дочерние общества ОАО «Особые экономические зоны», а также назначены уполномоченные подразделения и уполномоченные лица в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления, отвечающие за создание и развитие ОЭЗ на данной территории. 2.2. Процедуры создания ОЭЗ Процедура создания ОЭЗ в нашей стране непростая и включает в себя несколько этапов. На первом этапе заинтересованный в создании у себя особой экономической зоны субъект Российской Федерации совместно с органом местного самоуправления, на территории которого планируется ее создать, подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание ОЭЗ с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. При этом указанная заявка должна быть надлежащим образом оформлена и содержать установленный перечень обязательных документов. В связи с тем, что законом установлен исключительно конкурсный порядок отбора заявок на создание ОЭЗ, на следующем этапе уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти (в настоящее время это Министерство экономического развития Российской Федерации) организует и проводит соответствующий конкурс заявок. При этом конкурсы проводятся отдельно по разным типам ОЭЗ. Здесь следует отметить, что на практике установленная законом схема «заявка от субъекта РФ на создание ОЭЗ» – «организация и проведение Минэкономразвития России конкурса по отбору заявок на создание ОЭЗ» не всегда работает. Скорее происходит наоборот: министерство объявляет конкурс, а субъекты Российской Федерации готовят и направляют свои заявки на участие в нем. Это связано с тем, что: – во-первых, министерству сложно организовывать конкурсы при поступлении каждой заявки от регионов, поэтому оно, можно так сказать, «накапливает» заявки на создание ОЭЗ одного типа; – во-вторых, сами регионы без гарантии организации и проведения соответствующего конкурса не стремятся готовить полноценную заявку на создание ОЭЗ, так как это очень серьезный и дорогостоящий документ, более того, при непроведении конкурса затраченные на подготовку заявки бюджетные средства могут быть признаны проверяющими органами как неэффективно использованные (заявка подготовлена – конкурс не состоялся); – в-третьих, принятие решения о создании ОЭЗ автоматически требует дополнительных бюджетных средств на строительство инфраструктуры, которых в последнее время не хватает, министерство старается организовывать конкурс на создание новых ОЭЗ только в случае гарантированного выделения этих средств из федерального бюджета. Именно поэтому в последнее время субъекты Российской Федерации все чаще направляют в Минэкономразвития России не полноценные заявки, а письма о намерениях создать у себя ту или иную особую экономическую зону и готовности участвовать в конкурсе на ее создание. На третьем этапе созданная приказом Минэкономразвития России конкурсная комиссия осуществляет оценку и отбор заявок на создание ОЭЗ, определяет победителей и объявляет результаты конкурса на создание ОЭЗ данного типа. В период проведения конкурса членами конкурсной комиссии проводится большая работа по оценке достоверности заявки и эффективности создания ОЭЗ в конкретном регионе. К работе комиссии привлекаются многочисленные эксперты, которые дают соответствующие заключения и рекомендации. Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установлено, что решение о создании ОЭЗ на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением. Поэтому на следующем этапе по результатам конкурса Минэкономразвития России готовит проект такого постановления, согласует его с заинтересованными министерствами и ведомствами и направляет на подпись председателю Правительства Российской Федерации. В постановлении Правительства Российской Федерации о создании на территории субъекта Российской Федерации ОЭЗ соответствующего типа фиксируется решение о создании ОЭЗ, определяются ее границы, разрешенные виды деятельности и максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резидентам ОЭЗ. В постановлении Правительства Российской Федерации дается также поручение Министерству экономического развития Российской Федерации о заключении с субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления соглашения о создании ОЭЗ соответствующего типа (далее – Соглашение о создании ОЭЗ). Таким образом, выход постановления Правительства Российской Федерации о создании в субъекте Российской Федерации ОЭЗ соответствующего типа является главным этапом всей процедуры ее создания, а дату выхода этого постановления можно считать днем создания ОЭЗ. После принятия принципиального решения Правительства Российской Федерации о создании ОЭЗ начинают формироваться необходимые механизмы, инструменты, органы управления и готовиться документы, важнейшим из которых является Соглашение о создании ОЭЗ. Это очень сложный и важный документ, в котором устанавливаются: 1) объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета; 2) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории; 3) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования; 4) размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры ОЭЗ; 5) порядок эксплуатации, содержания и капитального ремонта объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности; 6) порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры ОЭЗ, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования ОЭЗ; 7) обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ; 8) порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ; 9) обязательства субъекта Российской Федерации и муниципального образования по делегированию соответствующему федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории ОЭЗ на срок ее существования; 10) иные условия, предусмотренные Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». На практике из всего вышеперечисленного и установленного законом перечня главными документами при развертывании работ по строительству ОЭЗ являются план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории, а также перечень объектов инфраструктуры, предполагаемых к строительству на территории ОЭЗ. Это основополагающие документы, в которых утверждаются конкретные мероприятия, конкретные объекты, планы графики и сроки их строительства по годам. В этих же документах утверждается распределение объемов и сроков финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. В связи с тем, что на их разработку и согласование требуется значительное время, указанные документы утверждаются сторонами (федеральным центром, регионом и муниципалитетом) несколько позже, в виде дополнительного соглашения к главному Соглашению о создании ОЭЗ. При подготовке Соглашения о создании ОЭЗ бывает не совсем понятна установленная законом необходимость разработки «комплекса мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны». Как правило, план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории по сути и являются планом развития ОЭЗ, поэтому во избежание двусмысленности трактовок и дублирования разрабатываемых документов целесообразно подкорректировать федеральный закон в этой части. Важнейшим этапом создания ОЭЗ является формирование ее органов управления. Как уже было сказано, разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ возлагается на Министерство экономического развития Российской Федерации. Однако большую работу в области управления конкретной зоной выполняет ее наблюдательный совет. Такие советы создаются в каждой ОЭЗ. В соответствии с законом в функции наблюдательных советов входят координация деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, контроль за выполнением соглашений о создании ОЭЗ, контроль за расходованием средств, выделяемых на обустройство территории, а также рассмотрение и утверждение планов развития зон и контроль за их реализацией. В состав наблюдательных советов ОЭЗ входят представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти; резидентов, научно-исследовательских, образовательных, общественных и иных организаций. В состав советов также включаются представители крупнейших общественных организаций бизнеса, таких как Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей и др. В реальной жизни наблюдательные советы ОЭЗ играют чрезвычайно важную роль. На заседаниях советов рассматриваются практически все значимые вопросы по развитию ОЭЗ: от проектов, планов и финансирования до одобрения потенциальных резидентов ОЭЗ. Очень важно, что в данных советах присутствуют представители регионов, которые могут не только реально оценивать состояние развития ОЭЗ на своей территории, но и оказывать ей поддержку, помогать решать возникающие проблемы на своем уровне. При Минэкономразвития России создаются также экспертные (для технико-внедренческих ОЭЗ) и консультативные (для остальных ОЭЗ) советы. В их состав включают помимо чиновников представителей той или иной отрасли (науки, промышленности, туризма). Главной задачей этих советов является экспертиза и оценка бизнес-планов, подготовленных потенциальными резидентами, а также выдача рекомендаций по приему в резиденты ОЭЗ заявляемых компаний. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/a-a-alpatov/a-v-pushkin/r-m-dzhaparidze/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-mehanizmy-realizacii/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом. notes Примечания 1 Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html 2 Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 12. – С. 17. 3 Дынин Е.А. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве // Общество и экономика. – 2007. – № 5–6. – С. 111. 4 Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. – 2004. – № 6. – С. 33. 5 Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981605628&mark=r981605004 6 Рожкова С. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rcb.ru/rcb/2008–01/8902/ 7 Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981605628&mark=r981605004 8 Там же. 9 Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора // Экономика России: XXI век. – 2005. – № 18. – С. 13. 10 Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора // Экономика России: XXI век. – 2005. – № 18. – С. 13. 11 Инвестиционный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx?PageID=373 12 Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rb.ru/preleases/press/2009/08/10/173806.html 13 По информации с сайта Центра ГЧП: http://www.veb.ru/ru/PPP/pppreg 14 Воротников А.М. Организация органами государственного управления и местного самоуправления проектов государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veb.ru/common/img/uploaded/files/ppp/c0912_vorotnikov1.pdf