Как выступать публично: 50 вопросов и ответов Никита Непряхин Новая книга известного бизнес-тренера Никиты Непряхина содержит 50 самых острых, важных и актуальных вопросов по публичным выступлениям и презентациям и 50 простых, понятных и максимально практичных ответов. Никакой воды, лишних рассуждений и длинных теоретических преамбул. Это не учебник по риторике, не очередная книга о великих ораторах. Это максимально практичная книга с абсолютно эксклюзивными авторскими приемами, секретами, технологиями и методиками, написанная в форме диалога с читателем и проиллюстрированная большим количеством примеров из российской практики. Советы и рекомендации автора помогут освоить навыки красноречия, узнать секреты подготовки к выступлению и избежать многих ошибок, которые делают начинающие ораторы. Никита Непряхин Как выступать публично: 50 вопросов и ответов Редактор Е. Чудинова Руководитель проекта Я. Грецова Корректоры О. Ильинская, Е. Чудинова Компьютерная верстка К. Свищёв Художник обложки С. Тимонов Дизайн обложки DesignDepot © Н. Непряхин, 2012 © ООО «Альпина Паблишер», 2012 © Электронное издание. «ЛитРес», 2012 Непряхин Н. Как выступать публично: 50 вопросов и ответов / Никита Непряхин. – М.: Альпина Паблишер, 2012. ISBN 978-5-9614-2259-7 Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. Вопрос 1. Вместо предисловия. Кто я и о чем эта книга? Есть категория книжных тем, на которые вешают гриф «обязательны для прочтения» или «читать всем». К сожалению, тема публичных выступлений и ораторского искусства чаще всего относится к категории специализированной литературы, интересной для узкого круга читателей. Никогда не понимал, почему это так, и вряд ли когда-нибудь пойму. Ведь ораторское искусство – это величайший дар, которым может обладать человек. Это ключ от многих дверей, за которыми могут скрываться самые смелые ожидания и перспективы. Сложно представить успешного человека, не умеющего выступать перед аудиторией, панически боящегося публики, с трудом выражающего свои мысли и невнятно выговаривающего слова. Сложно представить харизматичного и преуспевающего лидера без умения ярко и убедительно говорить, выступать, влиять, вдохновлять, мотивировать, наконец, вести за собой восторженную толпу. Не стоит думать, что мастерство публичных выступлений необходимо лишь большим начальникам, политикам, лекторам, деятелям шоу-бизнеса, актерам, дипломатам, агитаторам или адвокатам. Умение выступать публично необходимо каждому из нас, независимо от сферы деятельности и занимаемой должности. Кому помешает навык ясно, изящно и коротко выражать свои мысли? Для кого будет лишним умение уверенно держаться перед собеседником или любой аудиторией? Кто не хочет придать своим речам новую силу и стать более эффективным? Давайте сразу оговоримся. Оратор – это не только тот, кто вещает с трибуны для тысяч людей. Любой, кто выступает даже перед самой маленькой аудиторией, тоже является оратором. Не каждый задумывается, что выступаем мы публично с самого детства. Сначала, стоя на табуретке, читаем стихи перед родителями и их гостями. Потом отвечаем на уроках у доски перед учителем и всем классом, выступаем на школьных праздниках, утренниках и чаепитиях. Получая высшее образование, читаем доклады и рефераты, выступаем на конференциях, в конце концов, защищаем свою курсовую или диплом. А уже во взрослой жизни начинается круговорот бесконечных переговоров, деловых встреч, презентаций, совещаний и планерок. Даже если кто-то вообще далек от деловой жизни, участие в родительских школьных собраниях или встречах членов ТСЖ – тоже примеры публичных выступлений, с которыми нам приходится сталкиваться. Тот, кто обладает красноречием, всегда на голову выше других. У такого человека всегда есть фора перед конкурентами. Навык красноречия выражается не только в эффектном выступлении перед большой аудиторией, но и в эффективной и результативной межличностной коммуникации. Опытный оратор всегда может расположить к себе, привлечь внимание, убедить в своей правоте, просто быть ярким и интересным человеком, всегда желанным увлекательным рассказчиком и собеседником. Беседа, дискуссия, спор, презентация, переговоры, планерки, деловые совещания, собрания, собеседования – во всех этих коммуникативных ситуациях в выигрыше будет человек, владеющий ораторским искусством. А для некоторых это просто жизненно необходимый навык. Я прежде всего говорю про людей, занятых в сфере образования, продаж, юриспруденции, маркетинга, PR, политики, искусства, медиа– и шоу-бизнеса. И конечно же, руководители любого звена и уровня, независимо от рода деятельности компании или предприятия. По-моему, пора представляться. Меня зовут Никита Непряхин. Я бизнес-тренер, специалист в области аргументации, коммуникации и публичных выступлений. Автор трех книг[1 - Убеждай и побеждай: Секреты эффективной аргументации. – М.: Альпина Паблишерз, 2010; 101 совет по противодействию манипуляциям. – М.: Альпина Паблишерз, 2010; Гни свою линию: Приемы эффективной коммуникации. – 2-е изд., доп. – М.: Альпина Паблишерз, 2011.] и целого ряда статей. Так получилось, что вся моя работа – это постоянные публичные выступления. Я провел более тысячи тренингов, а подсчитать количество публичных выступлений, всевозможных мероприятий, на которых приходилось выступать перед аудиториями, будет намного труднее. Тренинги, мастер-классы, дебат-клубы, конференции, стратегические сессии, выступления на радио и телевидении – возможностей попрактиковаться было предостаточно. Я знаю бизнес не понаслышке. Работая в сфере обучения и развития персонала и являясь T&D-директором крупнейших FMCG-компаний, я прекрасно понимаю, насколько важны навыки ораторского искусства для любого сотрудника, для любого человека. Навыки красноречия, яркого публичного выступления, умение держаться перед аудиторией – важнейшие для любой категории персонала, хоть как-то связанные с коммуникациями. Как руководителю, мне ежедневно приходится сталкиваться с публичными выступлениями – совещания, планерки, презентации, собрания, митинги, отчеты и т. д. Опыт ораторского искусства, безусловно, помогает во всех этих ситуациях. Я знаю, книг по публичным выступлениям и ораторскому искусству предостаточно. Но эта книга особенная. Это ответы на самые важные, сложные, актуальные и острые вопросы о публичных выступлениях. На своем сайте www.nepryakhin.ru и в блоге я получаю большое количество писем с вопросами о том, как грамотно выступать перед аудиторией, как подготовиться к речи, как себя держать, как избавиться от страха перед публикой, как расположить к себе аудиторию, как отвечать на сложные вопросы и т. д. Я составил 50 самых актуальных вопросов и дал на них простые и ясные ответы. Ответы из своего опыта и опыта великих ораторов как прошлых времен, так и современности. Никакой воды, лишних рассуждений и длинных преамбул. Книга поможет вам найти ответы на вопросы, которые возникают у любого оратора. А приведенные мной советы помогут освоить навыки красноречия, узнать секреты подготовки к выступлению, избежать многих ошибок, которые делают начинающие ораторы, перенять полезный опыт практикующего бизнес-тренера. Это книга о том, как блестяще выступать публично. Вопрос 2. Кто может стать великим оратором? Многие считают, что умение блестяще выступать перед публикой – это дар свыше, что с ним рождаются. Поэтому кому-то он дан, а кому-то, к сожалению, нет. Вынужден разочаровать или, наоборот, обрадовать, но эффектное выступление – это прежде всего результат тщательной, целенаправленной и долгой работы над собой, своими навыками и умениями. Хотя, что греха таить, действительно кому-то от природы есть данные успешного оратора – хорошее произношение, громкий и приятный голос, внешность, обаяние, артистичность, гибкость мышления, остроумие, хорошая память, способность быстро устанавливать контакт с людьми, трудолюбие и сильная воля. А кому-то приходится достигать этого самому, постоянно набивая шишки. Поэтому в риторической науке даже есть понятия естественного (врожденного) и искусственного (приобретенного) ораторского мастерства. Ораторское мастерство и красноречие – это настоящее искусство. Давайте проведем параллель с другими видами искусств. Некоторые с рождения имеют предрасположенность к рисованию. Однако просто взять и сразу нарисовать шедевр не получится ни у кого. Учеба, подготовка, опыт, время, пробы – и только потом можно говорить о создании настоящего произведения искусства. То же самое и с ораторством. Даже если вы обладаете природными данными, интуитивным пониманием правил построения речи, настоящее блестящее выступление возможно только со временем, в результате кропотливой подготовки. Великим оратором может стать каждый. Рецепт прост. 5 % таланта и 95 % работы – вот слагаемые успеха в этом деле. Иногда мне говорят: нет, я, конечно, хочу стать блестящим оратором, но учиться мастерству публичных выступлений не буду, у меня к этому вообще нет данных. Тогда я вспоминаю самых известных ораторов. Давайте вспомним и мы. Огромный шаг от косноязычия к красноречию сделал великий древнегреческий оратор Демосфен, с детства страдающий тихим и слабым голосом, легко переходившим в фальцет, а также картавостью, шепелявостью, нечеткой дикцией, нервным тиком и имеющий не меньшее количество других комплексов. Болезненная одышка заставляла его замолкать на полуслове. Во время выступления он сильно волновался, при этом одно его плечо начинало подергиваться, что служило предметом постоянных насмешек окружающих. Чтобы избавиться от этого недостатка, во время репетиций Демосфен вешал над плечом остро заточенный меч и таким образом справился со своим недугом (я вас к этому отнюдь не призываю). Чтобы сделать свой голос громким, он тренировался на берегу бушующего моря и в результате смог научиться говорить громче любой самой шумной толпы. Демосфен постоянно перекатывал во рту камешки и проговаривал свои речи, чтобы избавиться от картавости. Когда он произносил свою первую речь, его с позором освистали. Но, несмотря на всю эту, мягко говоря, неперспективную картину, у Демосфена было главное – огромное желание овладеть искусством публичных выступлений. И он смог стать великим оратором – со всей Эллады люди съезжались, чтобы послушать и посмотреть, как выступает Демосфен. «Поэтами рождаются, ораторами становятся», – сказал Марк Туллий Цицерон и был прав. Все в ваших руках! Да вспомните хотя бы пример из недавней истории. Дедушка Ленин картавил, имел большие проблемы с артикуляцией, но это не помешало ему стать великим оратором, способным произносить пламенные речи, вести за собой толпы восторженных людей и войти во всемирную историю как великий вождь народа. Или взять Маргарет Тэтчер. От рождения она имела, скажем так, не очень приятный для уха, визгливый голос. Перед большой аудиторией «железная леди» терялась, пугалась сотен глаз, забывала слова, не знала, куда смотреть. На самом деле «железной» Маргарет Тэтчер стала потом. Она прекрасно понимала, что без ораторского искусства она не сможет добиться успеха в большой политике. И она начала работать над собой – занятия по постановке голоса, курсы ораторского мастерства, долгие месяцы подготовки, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства и профессионального имиджмейкера. Что получилось в результате, мы все хорошо знаем. Каждый из вас может стать великим оратором. Главное – желание. И если желание у вас есть, значит, первый шаг на пути постижения искусства красноречия вами уже сделан. И помните, что 95 % успеха зависят от вашей регулярной работы над навыками ораторского мастерства. Все в ваших руках. Вопрос 3. Как подготовиться к публичному выступлению? Голова Ефима Петровича гудела. «Господи, через неделю мне выступать на конференции перед своими коллегами, – панически думал он. – Почти сто человек, приезжают сотрудники нашей компании со всей страны. Начальник дал тему, неделю на подготовку и 30 минут на само выступление. И почему я? Чем я так провинился? За последние четыре дня я раз 30, наверное, пытался начать готовиться к выступлению. Пять раз садился за компьютер, открывал Word, пытался написать речь, но первое предложение все так и не приходило в голову. Садился, вставал, потом опять садился. Выпил банку кофе в надежде, что вдохновение все-таки посетит меня. Решил сменить компьютер на обычную бумагу и ручку – тоже все без толку. Муза меня игнорировала. Вдохновение все не приходило, а времени между тем становится все меньше и меньше». Знакомая ситуация? Что делать? С чего начать? Как подготовиться к публичному выступлению? Наверняка эти вопросы возникают у любого, кому оно предстоит. Спокойствие, только спокойствие! На самом деле все очень просто, если использовать при подготовке следующий алгоритм. • Выбрать тему для выступления. • Определить цель выступления. • Определить и проанализировать будущую аудиторию, перед которой предстоит выступать. • Подготовить источники и материалы для подготовки к выступлению. • Скелет. Выделить основные мысли, главные тезисы вашего выступления – таким образом, составить смысловой каркас, скелет вашего будущего выступления. • Мускулы. Нарастить на скелет мускулатуру – факты, аргументы, доводы, примеры, истории. • Одежда. Далее необходимо надеть все самое лучшее из гардероба (облачение в словесную форму, эффектные сравнения, яркие образы, иллюстрации, раздаточные материалы). • Подготовить вступление к вашей речи: приветствие аудитории, вступительное слово, актуализация и обоснование темы, развитие интереса у аудитории (например, с помощью интриги). • Подумать над эффектным завершением, в котором будет резюме вашей речи, констатация основных тезисов и мыслей. • Составить тезисный план для выступления. • Начать репетировать, при этом обращая внимания на регламент речи. • Во время репетиций обратить внимание на форму вашего выступления (одежда, невербальное поведение, жестикуляция). • Эмоционально подготовиться к выступлению, настроив себя на нужный лад (под этим я подразумеваю, естественно, успех у аудитории). Отходите от стереотипной подготовки к публичному выступлению. Не стоит искать первое предложение, с которого вы начнете свою речь. Так только можно ввести себя в ступор. Следуйте предложенному алгоритму, и речь родится сама собой. Говоря о подготовке публичного выступления, можно обратиться к многовековому опыту классической риторики, в которой процесс подготовки речи подчинен четким законам и проходит четыре основные стадии: • инвенция, или, по-русски, изобретение, – на этой стадии происходит сбор и анализ материалов, необходимых для выступления; • диспозиция, или расположение, – разработка структуры и плана выступления. Античные ораторы прибегали к различным способам подачи материала и использовали, например, индуктивный метод (от частного к общему), дедуктивный (наоборот, от общего к частному), метод аналогии (сопоставление различных фактов, событий, явлений), исторический метод (изложение материала в хронологической последовательности), концентрический метод (расположение материала вокруг самой главной и яркой проблемы); • элокуция[2 - На тренингах по ораторскому искусству раньше я всегда давал классику жанра: инвенция – диспозиция – элокуция – меморио, но после того, как один из участников после перерыва сказал директору по персоналу: «Тренинг нравится. Тут нам Никита про эякуляцию рассказывает», я стал приводить более понятную аналогию «скелет – мускулы – одежда».], или словесное оформление мысли, – выбор стиля изложения, подбор необходимых слов, примеров, метафор, окончательная редакция текста; • меморио, или запоминание, – размышление над невербальным оформлением написанного, запоминание речи и ее репетиция. Зачастую мы слишком мало уделяем внимания докоммуникативной стадии публичного выступления, другими словами, подготовке своей речи. Мол, главное – это само выступление, вот тут я выложусь. Учеными доказано, что между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая связь. Друзья, если наши мысли, эмоции и чувства, которые мы собираемся озвучивать в своей публичной речи, будут нечеткими, неопределенными, неясными, неточными и робкими, такой же будет ваша речь. Неискренняя интонация, монотонная и неуверенная речь, нечеткая артикуляция, скованная жестикуляция, прерывистое дыхание, излишнее волнение – вот что мы получим в результате. Если мы хотим получить блестящее выступление, значит, и готовиться мы должны блестяще. Вопрос 4. Почему важно определить цель выступления? Корабль, у которого нет четкого курса, обязательно заблудится и будет плутать в бесконечных морских просторах. Если нет четкой цели, ни один ветер для этого корабля не будет попутным. Чтобы мы всегда были эффективными и, главное, результативными, для любого выступления должна быть четко определенная цель. Помочь определить цель помогут следующие вопросы: для чего я выступаю? Что должны сделать слушатели после моего выступления? Чего я добиваюсь? По каким критериям я смогу понять, что выступление прошло успешно? Целями выступления, как вариант, могут служить следующие: – проинформировать аудиторию о неких фактах, новостях или нововведениях; – купить товар или услугу, которые я презентую; – принять и утвердить мой проект, бюджет, бизнес-план или предложение; – изменить мнение аудитории о предмете обсуждения; – принять меня на работу или повысить в должности; – развеселить людей; – начать жить по-другому; – сагитировать слушателей стать донорами; – убедить слушателей вступить в партию или проголосовать за определенного кандидата на выборах; – заставить аудиторию симпатизировать оратору. И так далее – таких целей может быть миллион. А может быть, и больше. Понимание цели своего выступления позволит не только грамотно к нему подготовиться, но и придаст драйва, силы и вдохновения. А также, зарядит энергией, поможет подобрать нужные слова и продумать подачу материалов аудитории. Это сделает выступление целенаправленным. Выступление ради выступления бессмысленно. Нет, конечно, это всегда хорошо, ведь лишняя практика и опыт никому еще не помешали. Но чтобы попасть «в яблочко», необходимо обязательно задумываться о том, чего вы желаете достичь. Цель выступления очень тесно связана с критериями эффективности вашей речи. Как понять, что я выступил блестяще? Потому что на меня внимательно смотрели, кивали головой, а в конце даже поаплодировали? К сожалению, не всегда это главное мерило эффективности публичного выступления. Три крупных заказа после вашей речи, если цель была продать, – это эффективно. Почти 100 визиток от потенциальных партнеров, если целью было налаживание взаимовыгодных деловых отношений, – вот это результативно. Просьба выступить еще раз, если целью было произвести на других впечатление о себе как о блестящем ораторе, – выполнено на все 100! Проверьте себя, закончите фразу: «Когда я выступлю, аудитория…» Не могу не сказать еще об одном моменте, тесно связанном с целью любого выступления. В каждой публичной речи должно быть так называемое «послание» или message, как любят говорить специалисты по коммуникациям, PR-менеджеры и спичрайтеры. Это главная мысль вашего выступления, которая должна остаться в головах у аудитории после вашей блистательной речи. «Купи продукт», «прими к сведению», «голосуй или проиграешь», «пей гербалайф», «стань вегетарианцем», «бросай курить», «выходи на митинг» – вот примеры «посланий», которые фактически и являются целью вашего выступления. Эти «послания» должны проходить красной нитью через всю речь, быть понятны каждому и, безусловно, запоминаться как главный смысловой итог выступления. При этом заметьте, что «послание» обязательно содержит глагол в своей формулировке[3 - Стоит отметить, что цель и message могут отличаться друг от друга. Например, ваша компания выступает на конференции с докладом на актуальную тему. Формально цель вашего выступления – донести некую мысль аудитории. А message тем не менее будет другой: мы – самая крутая компания, мы – эксперты на рынке, мы – самые лучшие.]. Одна моя коллега побывала на конференции по вопросам маркетинга и мерчандайзинга, на которую я не смог попасть по причине бесконечных разъездов. Когда я вернулся, первым делом поинтересовался, что было, кто выступал, о чем говорили специалисты. «Да я только два выступления застала. Первым выступал один специалист по трейд-маркетингу, мне очень понравилось. Он говорил о том, что в магазинах самообслуживания мы совершаем большую часть незапланированных, импульсных покупок. Теперь я точно буду составлять список нужных мне продуктов, когда иду за покупками. А второй выступающий – директор по маркетингу какой-то крупной компании, я, честно говоря, не запомнила. Он говорил о значении мерчандайзинга в современном бизнесе. Но навряд ли я смогу тебе что-то пересказать, потому что практически ничего не запомнила». Всем понятно, какое из выступлений было более удачным. Речь первого спикера можно назвать результативной, потому что главный message дошел до моей коллеги – теперь она всегда будет составлять список покупок. Я просто убежден, что этот результат был достигнут, в том числе благодаря тому, что спикер четко определил цель своего выступления и ответственно следовал этой цели. Второй выступающий, скорее всего, не определил цель своей речи, поэтому и выступление оказалось слишком размытым, не «целенаправленным» и в результате имеем следующее: «практически ничего не запомнила». Садись, директор по маркетингу, двойка! Вопрос 5. Почему нужно знать будущую аудиторию? Ефим Петрович считал себя большим знатоком в ораторском искусстве. Он долго готовился к своему выступлению, много раз репетировал и был на 100 % уверен в своем успехе. Он горел желанием быстрее донести свою речь до слушателей. Это была его первая презентация на новой должности. Он вышел на сцену, расплылся в улыбке, поприветствовал аудиторию и начал свое выступление. Через 10 минут пылкой речи Ефим Петрович эмоционально произнес: «У нас у всех есть дети, мы все с вами родители и прекрасно понимаем, насколько ценно здоровье самого важного в нашей жизни – наших детей…» На этой фразе одна женщина залилась горькими слезами, другие грустно вздохнули и опустили глаза, третьи с ненавистью посмотрели на него. Ефим Петрович не знал, что в аудитории собрались женщины бальзаковского возраста из клуба знакомств «Надежда»… Если меня спросить, какой навык успешного оратора я считаю одним из самых важных, я незамедлительно отвечу – прогнозирование будущей аудитории. Говорить красиво и убедительно – да, эффективно взаимодействовать с публикой – да, уверенно держаться – да. Все это крайне важно. Но есть один нюанс, на который мы не всегда обращаем должное внимание. Перед подготовкой любого выступления первое, о чем необходимо подумать (кроме главной цели речи), – об аудитории. Готовясь к выступлению, мы набрасываем речь под «усредненного» слушателя. И в связи с этим мы не полностью удовлетворяем потребности и интересы конкретно тех, кто будет нас слушать. Нельзя произносить одну и ту же речь и для школьников, и для профессоров Академии наук. Неправильно использовать одну и ту же презентацию для пенсионеров и для молодежной ассоциации стритрейсеров. Не зная будущую аудиторию, сложно добиться главной цели выступления, о которой мы говорили ранее. Вот какую информацию нужно постараться собрать о тех людях, перед которыми вы будете выступать: – возраст; – социальный статус; – профессия; – образование; – интересы и увлечения; – мотивация и лояльность; – отношения между участниками (знакомство, субординация); – принятый стиль общения; – знания по теме вашего выступления. Необходимы и специальные знания об аудитории. Например, если речь в вашем выступлении будет идти о религии, неплохо как минимум узнать, не атеисты ли соберутся в зале. Если речь пойдет о политике, стоит задаться вопросом, а какие политические взгляды у будущих слушателей. Выступления для консервативных коммунистов или радикальных либералов будут отличаться не только аргументами и доводами, но и примерами, образами, иллюстрациями, ссылками на авторитеты. Ссылка на Маркса будет понятна и ценна для возрастной аудитории, среди молодежи это может вызвать другую реакцию, например смех. Оратору важно понимать, однородна или нет будет аудитория. Зачем слушатели пришли? Какова их мотивация? Вплоть до того, пришли они по своему желанию или из-под палки по чьей-то указке. Например, для корпоративного тренинга, на который всех сотрудников загоняет начальник или отдел обучения, и для открытого тренинга необходимы разные форматы донесения содержательной части, упражнений и практики. Стоит задаться вопросом, каковы отношения внутри аудитории. Собираются ли линейные менеджеры одного уровня? Или руководители с подчиненными? На этих двух мероприятиях может быть абсолютно разная атмосфера. И вообще, насколько аудитория знакома с темой вашего выступления? Один из участников тренинга рассказывал такую историю: как-то его попросили продумать и презентовать предложения по оптимизации работы с новой документацией, которую собирались вводить в его компании. Он долго изучал новые документы, подготовил алгоритмы работы по ним, усиленно репетировал. Наконец настал час икс. Наш герой (назовем его так, к своему стыду, имя его я забыл) вышел к аудитории и начал свою речь. После 30 минут яркой и конструктивной речи из зала последовал вопрос: «Простите, а о чем идет речь? О какой документации?» Оказалось, что рядовые сотрудники просто не знали о грядущих нововведениях и заранее не ознакомились с отчетностью. Естественно, все предложения и идеи оратора им были не понятны. Вся подготовка, старания, мучения и сама речь – коту под хвост. Что мешало оратору заранее узнать у руководителя о степени знания темы выступления аудиторией? Хорошо, такой возможности не было. Но что мешало в начале выступления прощупать почву и спросить: все познакомились с образцами новых документов? Определив заранее интересы, знания, особенности, потребности, мотивацию слушателей, можно спрогнозировать реакцию аудитории на ваше выступление и, самое главное, подготовить грамотную речь как с точки зрения содержания, так и с точки зрения самой формы. Понимание того, перед какой аудиторией будет выступление, дает ответы на многие вопросы и поможет подготовить речь, которая попадет в точку. Например, для преимущественно мужской аудитории лучше приготовить аргументы логического характера. На женскую аудиторию будут эффективнее действовать эмоциональные доводы. Возрастная аудитория остро отреагирует на откровенно слабые аргументы, неявные расхождения и противоречия в рассуждениях. Поэтому при подготовке должна быть безукоризненно выстроена линия аргументации[4 - Об этом подробно написано в моей книге «Убеждай и побеждай: Секреты эффективной аргументации» (М.: Альпина Паблишерз, 2010).]. Молодежная аудитория сначала делает акцент на оценке личности оратора, а уже потом на содержании выступления. И только ей будет понятна ссылка на новомодный фильм, социальное явление или течение в культуре, в отличие от возрастной аудитории. В зависимости от профессии и образования слушателей опытный оратор формирует лексикон своего выступления. Насколько аудитории будут понятны такие слова, как «бриф», «трейд-маркетинг», «мейнстрим», «дауншифтинг», «аджента» или, наоборот, «уповать», «забрало», «дабы», «ликбез»? Если возможности заранее продиагностировать аудиторию не было, необходимо развивать следующий важнейший навык оратора – чувство аудитории. Кто мешает в рамках вступления, начала речи задать несколько вопросов аудитории? Сегодня тема такая-то. Вы что-нибудь слышали об этом? Поднимите руку, кто знаком с этим? У кого-нибудь есть четкая позиция по этому поводу? Публичное выступление – это прежде всего взаимодействие с аудиторией, диалог со слушателями. Прощупайте почву перед тем, как начнете основную часть речи. Хорошо бы познакомиться перед выступлением с одним из слушателей и поговорить, выяснив основные моменты, которые вас интересуют. Вопрос 6. Как выбрать тему для публичного выступления? Не всегда тема выступления дается нам кем-то заранее. Часто приходится ораторствовать на свободную тему, и тут возникает вопрос: а какую же тему для публичного выступления выбрать? О чем поведать аудитории? При выборе темы очень важно балансировать между интересом предмета обсуждения для вас и для аудитории. Во-первых, безусловно, тема должна быть интересна и значима для вас. Знаете, почему обычно первое выступление бывает самым удачным и эмоциональным? Потому что оратор заряжает аудиторию своим восторгом, азартом и интересом к теме, в которой он только недавно разобрался. Потому что оратор передает свой восторг от новизны материала, который он только что изучил. Искренний интерес к теме нельзя имитировать, изобразить или подделать. Любая аудитория без труда почувствует, насколько вам близко и интересно то, о чем вы сами повествуете. Поэтому интерес к теме выступления – ключевой фактор успеха. Я провожу тренинги только по тем темам, которые мне действительно интересны. При этом я понимаю, что тренинги по менеджменту или построению дистрибуции могут быть более востребованными, но не возьмусь за них. Не потому, что мне лень или не нужны деньги. Я должен гореть темой тренинга, это должно быть мое на 100 %, это должно быть мне близко. В противном случае эффекта не будет, выступление ярким и запоминающимся не получится и, как следствие, результата от обучения не будет. Как-то от одного из специалистов и тренеров по публичным выступлениям я услышал, что слушатели – это сосуд, который надо заполнить. Если уж и пользоваться метафоричными описаниями, то, на мой взгляд, публика – это не сосуд, а скорее факел, который нужно зажечь. И вовлеченность в тему, искренний интерес к ней, обширные знания по теме и являются тем самым огнем, которым можно разжечь чувства аудитории. Не заполняйте, лучше разжигайте. «Что делать, если тема заранее установлена, но она явного интереса не вызывает?» – резонно спросите вы. Друзья, ответ напрашивается сам собой. Единственный способ – заинтересовать себя, найти что-то новое и необычное в теме выступления. Вам дали тему «Контроль производства дюкерт-гвоздей и распорочных дюбелей в условиях плохой видимости на предприятии»? Хм, сочувствую. Постарайтесь подойти к этому вопросу чуть шире, чем обычно. Посмотрите историю этого вопроса, изучите инновационные технологии в данной сфере, найдите забавные истории, приключившиеся на производстве. В любой теме можно найти интересные и увлекающие аспекты. Если же приходится выступать с одной и той же темой, как «Ласковый май» с «Белыми розами», то постоянно вносите что-то новое в выступление. Новые факты и примеры, свежую статистику, актуальные образы. Даже известные музыканты, выступая с одним и тем же хитом много лет подряд, из концерта в концерт меняют аранжировку своего шлягера. Иначе можно сойти с ума. Во-вторых, конечно же, тема должна быть интересной и для аудитории. Мы выступаем для аудитории, поэтому ее интересы первичны. Именно прогнозирование слушателей поможет определить, какую тему выбрать для конкретной публики. При этом помните, что любую тему можно повернуть таким образом, чтобы удовлетворить интересы самой разной аудитории. Вопросы отмены моратория на смертную казнь будут интересны юристам, судьям и правозащитникам в первую очередь. Однако если повернуть тему в русло того, что каждый из нас может стать жертвой судебной ошибки, интерес и внимание к теме проснутся у любого человека. В-третьих, необходимо подумать над формулировкой темы. Название выступления должно быть кратким, емким, ярким, образным, привлекающим внимание и, конечно же, интригующим. Сравните, ориентируясь только на названия речей, на какое выступление вы пошли бы с большим интересом: • «Важность ораторского искусства в современном мире» или «10 тайн великих ораторов современности»; • «Эффективная работа с цейтнотом» или «Как успеть все в этой жизни?»; • «Приемы активного слушания» или «Как заставить людей слушать вас в любой ситуации?»; • «Выборы в городскую думу» или «Кто победит в политической гонке в городскую думу?»; • «Секреты управления персоналом» или «10 секретов управления персоналом». Отсюда можно сделать несколько выводов. • Из названия выступления аудитория должна понимать выгоду, которую получит от посещения вашего выступления. • Название должно точно отражать основной смысл вашего выступления, главный смысловой стержень. • В названии должна быть интрига, оно должно вызывать любопытство и интерес у аудитории. • Используйте вопросы в качестве названия выступления. • Название должно затрагивать интересы потенциальной аудитории. • Хорошо, если в названии есть конкретика, например цифры. • Используйте эмоционально сильные слова с богатой энергетикой, например: «поразительный», «тайна», «впечатляющий», «секрет», «власть», «харизма», «сила», «новый», «реальность» и т. д. Вопрос 7. Как придумать и подобрать материал для выступления? Прежде всего хочется отметить, что сбор материала для подготовки к публичному выступлению – это не просто чтение книг. Скорее это постоянное вынашивание идей, мыслей и тезисов на тему речи. Нельзя сказать: вот сейчас я начну сбор материала, выделяю на это два часа. Подготовка содержательной стороны выступления – это постоянный поиск с момента определения темы и целей выступления до выхода на сцену перед аудиторией. Перед особенно важной речью не стоит оставлять сбор информации на последний день. Когда я знаю, что мне предстоит выступление, я держу его тему постоянно у себя в голове. Нет, это не означает, что я круглосуточно думаю только об этом, не занимаясь больше ничем. Это означает, что любую возможность (книга по теме, встреча со специалистом, вдохновение, свободное время) нужно использовать для обдумывания содержания речи: дома, в обед, в машине в пути, на прогулке, при встрече с друзьями. Предлагаю вам самый эффективный способ сбора и анализа информации для содержательной стороны выступления – использование заметок. Держите всегда при себе маленькие блокнотики или листочки для записи. Любую пришедшую на ум мысль (даже на первый взгляд самую бредовую и неподходящую) фиксируйте на бумаге. Пришло в голову меткое сравнение? Записываем. Наткнулись на интересный исторический факт? Записываем. Придумали новый аргумент? Записываем. Появились идеи по структуре выступления? Тоже записываем. Не беспокойтесь о порядке идей, их связи друг с другом и целесообразности. В ходе мозгового штурма пригодится абсолютно все. В результате у нас получится целая база идей, фактов, примеров, образов, сравнений, ходов и предложений. Все это еще раз перечитываем и изучаем. И поверьте, полная картинка выступления сразу возникнет перед вами. Ну и последнее. Кроме книг в качестве основного источника информации стоит обратить внимание на следующие способы поиска и сбора материалов: – используйте Интернет и специализированные электронные ресурсы; – изучите профессиональные сообщества в Интернете; – пользуйтесь электронными библиотеками; – обратитесь к специалистам в данной области; – прошерстите форумы по данной теме, иногда там содержатся ценные альтернативные идеи и актуальная информация; – предложите высказаться на тему выступления вашим знакомым, иногда даже далекие от этой темы люди подкидывают абсолютно гениальные идеи. Соберите для подготовки информации и материалов больше, чем вы собираетесь использовать в речи. Во-первых, это позволит полнее изучить тему с самых разных точек зрения, а во-вторых, создаст своеобразный информационный балласт. Вы сможете ответить на любой, даже самый неожиданный и каверзный вопрос по данной теме. Более глубокое рассмотрение материала поможет вам позиционировать себя как эксперт, а значит, быстрее завоевать доверие и авторитет у аудитории. Что, как вы понимаете, очень важно для любого оратора. Не воспринимайте сбор материала для подготовки выступления как скучную работу, от которой тянет ко сну. Для профессиональных ораторов поиск информации для содержательной части выступления – настоящая азартная охота за самыми интересными фактами, яркими примерами и убедительными аргументами. Удачи вам в этой охоте! Вопрос 8. Где и когда лучше выступать? Место выступления – это следующий важный момент, о котором стоит позаботиться оратору. Обычно этому аспекту подготовки уделяют мало внимания, и зачастую выступление происходит не так, как планировал оратор. От того, насколько грамотно вы выберете помещение, во многом будет зависеть успех выступления. И конечно же, важно, насколько будет обеспечен комфорт слушателей. Какие основные советы можно предложить оратору для подготовки успешного публичного выступления? Придерживайтесь следующих правил. – Подбирайте помещение в зависимости от аудитории. Размер зала должен напрямую зависеть от числа слушателей. – Избегайте слишком просторных комнат. Если в зале, рассчитанном на 50 человек, будет присутствовать 10, то такая обстановка будет не совсем комфортной и для вас, и для слушателей. Кроме явного отсутствия ажиотажа на ваше выступление у аудитории возникнет ощущение пустоты, оторванности друг от друга и от самого выступающего. Мой совет: зал должен быть заполнен минимум на 60–70 %. Ничто так не снижает энергетику и эмоциональный запал оратора, как пустующие кресла в зале. Если же все-таки у вас большое помещение, а слушателей не так много, то скорее всего, как показывает практика, все рассядутся по разным рядам и углам, аудитория рассеется по всему залу. Эффективно работать с такой аудиторией практически невозможно. Очень важно попросить слушателей сесть поближе и сосредоточиться на первых рядах. Кстати, вот еще одно интересное наблюдение: чаще всего на боковые и задние места садятся наименее заинтересованные слушатели – там всегда есть возможность незаметно прикорнуть или же вовсе уйти с мероприятия. Большинство конфликтогенов, дискредитирующих вопросов, негативных оценок чаще всего идет от слушателей с этих мест. Поэтому подключайте их в работу, обязательно держите с ними визуальный контакт, наконец, попросите пересесть поближе. – При этом помещение не должно быть слишком маленьким. Во-первых, если выступление длительное, может возникнуть проблема со свежим воздухом. Во-вторых, это создаст дискомфорт для аудитории – теснота будет отвлекать аудиторию от вашего выступления. В-третьих, если слушателей вдруг окажется больше запланированного числа, вам попросту некуда будет их посадить или срочно нужно будет искать дополнительные стулья. – Желательно, чтобы в помещении не было много рядов. Вниманием зрителей на задних рядах сложнее управлять, поддержание контакта со стороны оратора во много раз усложняется. – Проследите, чтобы помещение было хорошо освещенным и проветриваемым. Внимательно отнеситесь к последнему требованию, особенно если у вас небольшое по площади помещение. – Важно, чтобы помещение не было проходным и мимо вас никто не проходил (например, опаздывающие слушатели), а позади вас не было дверей. И дело даже не в том, что это будет отвлекать вас. В первую очередь это будет отвлекать слушателей. Ведь ничто так не привлекает внимание аудитории, как движущиеся предметы. Помните об этом. – Говоря о форме помещения, лучше отдать предпочтение квадрату, нежели прямоугольнику. В последнем случае у вас будет большое количество рядов, и работать с такой аудиторией будет сложнее. – Если аудитория большая, то необходимо предусмотреть использование микрофона. О том, как работать с микрофоном, – в ответе на вопрос 18. – Будете ли вы использовать трибуну в своем выступлении? Соотнесите свой рост и высоту трибуны – нет ничего ужаснее, чем выглядывающая из-за трибуны говорящая голова доктора Доуэля. Оратор должен быть виден зрителям любых рядов по грудь. – Если есть возможность отказаться от трибуны, сделайте это. Она психологически отделяет оратора от аудитории, не дает возможности использовать активную жестикуляцию, перемещаться по сцене, эффективно взаимодействовать с аудиторией. Практика показывает, что выступления за кафедрой менее эмоциональны, аудитория быстрее теряет внимание и начинает скучать. Из моей студенческой памяти: все самые скучные лекторы выступали за трибуной, а преподаватели, которых все слушали с замиранием сердца и искренним интересом, боясь упустить любое слово, всегда выходили из-за кафедры и активно взаимодействовали с аудиторией. Разве не так? – Если аудитория небольшая, лучше избегать высоких сцен для выступления. Смотрящий свысока на небольшую аудиторию оратор психологически давит на слушателей. Это делает выступление слишком формальным, официозным и сильнее дистанцирует выступающего от слушателей. Теперь по поводу времени выступления. При планировании выступления имейте в виду следующие моменты. – Практика показывает, что завладеть вниманием аудитории ранним утром сложнее, чем в другое время. Это касается не только «сов», но и «жаворонков». – Если ваше выступление приходится на окончание обеда, будьте готовы к тому, что сначала аудиторию нужно хорошенько расшевелить. Об этом более подробно в ответе на вопрос 37. В противном случае засыпающая после сытной трапезы аудитория вам обеспечена. Вот почему на любом тренинге после обеда всегда проводятся активные и стимулирующие игры. – Если на мероприятии выступают несколько ораторов, то полезным будет узнать, кто, как долго и с какой темой выступает до вас и после вас. Есть шанс спрогнозировать, каково будет состояние аудитории на начало вашего выступления. Вопрос 9. Почему важно знать место выступления заранее? Друзья, вот вам факт: незнакомое помещение значительно увеличивает тревожность, волнение и дискомфорт не только аудитории, но и самого оратора. Многие неудачи начинающих ораторов были именно из-за того, что они заранее не познакомились с местом проведения выступления и не освоились там. Хотите историю в тему? Одна крупная российская торговая марка решила выходить на новый рынок. И моему знакомому, назовем его Олег, поручили подготовить и провести презентацию бренда для крупнейших дистрибьюторов и закупщиков торговых сетей данного региона. Времени на подготовку было достаточно. Речь была составлена, несколько раз отрепетирована, создана красочная и яркая презентация в PowerPoint, подготовлены все необходимые раздаточные материалы и брендированная сувенирная продукция. Все супер. Организацией и подготовкой помещения занималась компания, сдававшая зал в аренду. Олег предоставил список требований к помещению: наличие проектора, экран, флипчарт, необходимое количество стульев, наличие микрофона и колонок. Итак, настал час икс. Олег решил выезжать на место не заранее, а в день проведения презентации (кстати, это был не только другой город, но и другая страна). Приехав в зал за полчаса, оратор начал подготовку. Оказалось, что разъем для подключения проектора не подходит к ноутбуку. Что делать? Где искать провод? Олег судорожно отправляет представителя принимающей стороны в магазин за кабелем, на что уходит полтора часа. Потом оказалось, что микрофонный провод слишком короткий, и из-за близости к колонкам он постоянно фонил. Пришлось отказаться от него. Как вы понимаете, проводить презентацию на аудиторию больше 100 человек безумно сложно. Стол для кофе-брейка оказался слишком маленьким, и в результате кейтеринговая компания не смогла разместить на нем даже половину заказанных напитков и яств. За две минуты до начала выяснилось, что компания-организатор забыла купить ручки. Блокноты есть, а ручек нет. Здорово?! Что получилось в результате? Участники смогли увидеть презентуемый продукт только спустя час, когда наконец-то был доставлен кабель. Презентация без визуализации – как мохито без рома, борщ без свеклы или отдых в Турции без услуги «все включено». Паузы и заминки с установлением проектора посередине мероприятия создали скомканное и в целом несолидное впечатление. Ввиду отсутствия микрофона половина слушателей вообще не слышала, о чем говорил оратор. А через полчаса громкого говорения голос Олега сел. Этим Олегом, кстати, был я. И это была моя первая большая и одновременно провальная презентация… Вот несколько советов, которые помогут не попасть впросак и сделать ваше выступление блестящим. – Постарайтесь прибыть на место выступления заранее, чтобы организовать пространство необходимым образом: расставить стулья, столы, разложить раздаточный материал, настроить аудио– или видеоаппаратуру. – Определите, с какой стороны будут располагаться слушатели, а с какой будете выступать вы. Выберите место, чтобы всем было видно вас, даже с самой «Камчатки». – Подготовьте место выступления и пространство рядом. Расположите все, что вам понадобится во время пылких речей, – тезисный план, подготовленные визуальные средства, лазерную указку, маркеры, стакан воды, бумажные салфетки и т. д. – Попросите кого-нибудь проверить, насколько вас хорошо слышно во всех концах аудитории. Возможно, будет необходимо переставить стулья поближе и сделать расположение слушателей плотнее (не в ущерб комфорту) или использовать микрофон. – Проверьте и отрегулируйте микрофон, если вы используете его в своем выступлении. – Подготовьте флипчарт, убедитесь, что он плотно установлен (и любое нежное прикосновение не собьет его с толку), все фломастеры или маркеры пишут, бумаги хватит на все время вашего выступления. – Если во время публичного выступления вам придется сидеть (а бывает и такое), проверьте удобство вашего места. Расположитесь на кресле или стуле, определите, насколько и в какой позе вам комфортно сидеть. – Проверьте, каково расстояние от трибуны или микрофона до первого ряда слушателей. Если оно велико, например, 5 или 6 метров, то стоит передвинуть кафедру или микрофонную стойку поближе. И еще один важный совет. Аудитория, где будет проходить ваше выступление, – это лучшее место для проведения генеральной репетиции. Пройдите к тому месту, где вы будете находиться во время выступления, походите по сцене, освойтесь на своем «рабочем» пространстве, ощутите, насколько вам комфортно на этом месте. Можно пройти в зал и посидеть на местах, где будут располагаться слушатели. Как вас будет видно с первого ряда? А с последнего? Если выступление особо важное и ответственное, я всегда следую этому правилу и посещаю место проведения мероприятия за день до выступления, чтобы почувствовать атмосферу помещения. Я могу встать за трибуну или взять в руку микрофон, обхватить взглядом весь зал, перемещаться по сцене, прорепетировать некоторые моменты выступления, отработать жестикуляцию, подумать о возможной коммуникации и взаимодействии с аудиторией, представить, как все будет проходить. Это помогает быть более уверенным во время публичного выступления и значительно уменьшает волнение. Вопрос 10. Как правильно рассадить слушателей? В зависимости от того, какое мероприятие, для кого и с какой целью вы проводите, целесообразно выбрать определенный тип рассадки аудитории под конкретную ситуацию. Казалось бы, мелочь, но важность таких моментов я бы все-таки не недооценивал. Грамотная организация пространства позволит вам эффективно взаимодействовать со слушателями и добиться своих поставленных целей. Основные варианты расположения оратора и слушателей в помещении во время публичного выступления Участники сидят за столами и смотрят на оратора, который обычно выступает либо за кафедрой, либо за столом, либо у доски. Абсолютно всем знакомый по школе и институту тип рассадки слушателей. Такая форма организации пространства хороша для семинаров, лекций, мастер-классов – любого обучающего или информационного мероприятия, где участникам необходимо делать записи. А записи удобнее всего делать за столом. Из минусов – невозможность проведения активных форм занятий, формальная атмосфера, сложность поддержания контакта, внимания и взаимодействия слушателями, сидящими в последних рядах. Такой тип рассадки похож на «Класс», только без столов. Подходит для больших аудиторий, презентаций, брифингов, конференций, обучающих мероприятий. Рекомендую закруглять концы «театра», чтобы с любого ряда была максимальная видимость оратора. Идеальный вариант для небольшой аудитории и мероприятия, подразумевающего постоянное взаимодействие и активное вовлечение слушателей. Все участники мероприятия находятся на одинаковом расстоянии от выступающего, и все находятся в равных условиях. Если вы проводите тренинг, обучающий семинар, то выбирайте рассадку «полукругом». Хорошее расположение участников мероприятия, когда подразумевается активное обсуждение какого-либо вопроса среди равноправных участников процесса. Все участники находятся в равных условиях, сидят за одним столом, видят друг друга и имеют отличную возможность интенсивно коммуницировать друг с другом. Идеально для проведения корпоративных совещаний, планерок, собраний, обсуждений, дискуссий. Кстати, стол может быть не только круглым, но и квадратным, демократичность процесса от этого не сильно теряется. Близкая к «Круглому столу» рассадка слушателей, в которой используется вытянутый прямоугольный стол. И в этом как раз и есть специфика организации пространства таким образом. Такая рассадка подходит для двух четко выраженных групп, например при решении каких-либо вопросов, проведении двусторонних переговоров. С каждой стороны могут сидеть лидеры или спикеры данных групп, которые и будут вести мероприятие. В случае если необходимо подчеркнуть иерархию или субординацию участников мероприятия, можно использовать «Т-образную» рассадку. В этом случае во главе стола будет находиться руководство или, например, принимающая сторона переговоров. Интересный вид рассадки слушателей, если в проведении мероприятия важна постоянная связь и взаимодействие оратора и аудитории. «П-образная» организация пространства позволяет оратору близко подходить к каждому участнику и: а) поговорить лично, б) помочь в решении вопроса, в) провести интерактив в рамках речи, г) разделить аудиторию на три равные группы для проведения, например, практического задания. Рекомендую взять на вооружение такую рассадку при организации тренингов, семинаров, конференций, корпоративных собраний, совещаний. Вопрос 11. Сколько должно длиться выступление? Ефим Петрович выступал перед коллегами, представляя свой проект бюджета на следующий год. Шел третий час… Ефим Петрович зачитывал цифру за цифрой, статью за статьей. В переговорной комнате стало уже невыносимо душно. Бухгалтер Ирина Петровна елозила на стуле, используя вместо веера распечатанный Ефимом Петровичем бюджет. Директор по персоналу Ольга Валерьевна сползла по креслу и закатила глаза, пробубнив про себя: «Боже, когда же на обед?» Финансовый директор Олег Анатольевич потерял всю нить рассуждений и, откровенно говоря, уже думал о том, как в пятницу поедет на рыбалку. Секретарь Верочка, которой было положено вести протокол собрания, уже почти час в прострации смотрела на стену в одну точку, и вся ее жизнь проносилась перед глазами. Ефим Петрович чувствовал, что что-то не то, но решил продолжить до конца. Ведь он столько готовил бюджет. Больше Ефима Петровича не приглашали на собрания… Не успел оратор разойтись, как разошлась аудитория… Давайте сразу с главного правила. Любое публичное выступление должно стремиться к краткости. Если краткость – сестра таланта, то это в первую очередь и в полной мере относится к ораторскому искусству. Оптимальное время публичной речи напрямую зависит от формата мероприятия, целей и задач, но тем не менее должно стремиться к 20 минутам. Продолжительность большинства известных и легендарных речей была именно до 20 минут. Речи Фиделя Кастро и Уго Чавеса, больших любителей пылких речей по 5 и даже 8 часов, не в счет. Кстати, мировой рекорд публичной речи принадлежит Фиделю Кастро, он проговорил аж 27 часов. Не старайтесь побить этот рекорд, человечество вам этого не простит. Давайте разбираться, почему не стоит гнаться за продолжительностью своей публичной речи. Восприятие информации и внимание человека ограничено во времени. Исследования ученых показывают, что именно 20 минут – это тот диапазон времени, когда концентрация внимания слушателей максимальна. По истечении этого времени внимание падает, процесс восприятия, обработки и запоминания информации заметно сокращается. Лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного регламентом времени, – помните об этом! Во многих африканских племенах ораторы выступают, стоя на одной ноге. Как вы думаете, для чего такая традиция? Конечно же, для краткости выступления. Как только оратор устает стоять на одной ноге и касается земли другой, он вынужден заканчивать свою речь. А в Древней Спарте на площадях для народных собраний не было деревьев, статуй и навесов для защиты от палящего солнца. Не было и сидений для слушателей. И делалось это все для того, чтобы поощрять краткость выступающего. В случае если планируется продолжительное выступление, оратору нужно обратить внимание на следующие моменты. • Регулярно поддерживать внимание аудитории. Об этом подробно в ответе на вопрос 21. • Выделять основные тезисы (мысли, ключевые моменты) в своей речи и повторять их слушателям, чтобы последние не теряли нить выступления. • Получать обратную связь от слушателей: «Какие у вас есть вопросы?», «Что вы думаете по этому поводу?», «Не устали?», «Как себя чувствуете?», «У кого-нибудь случалось что-нибудь подобное?», «Ну что, как настроение?» и т. д. • Чередовать лекционную часть выступления с интерактивом, например ответы на вопросы, мнение слушателей, голосование по вопросам, работа с раздаточным материалом. • Делать небольшие перерывы для отдыха, перекуров и кофе-брейков. Если ваше мероприятие подразумевает некую практику или активность слушателей (например, вы проводите обучение и используете практические задания), то целесообразно делать перерывы раз в 1,5 часа. Не напоминает ли вам это студенческую пару? Если ваше выступление представлено лекционным форматом, то не реже одного раза в час. Не вспоминается ли академический час в 45 минут? Вопрос 12. Как побороть страх перед публичным выступлением? Когда-то было проведено интересное исследование на тему «Чего больше всего боится человек?». Среди множества человеческих фобий страх перед публичными выступлениями занимал (внимание, барабанная дробь!) первые места рейтинга. Не боязнь высоты, не страх перед старостью, даже не арахнофобия (хотя, по-моему, что может быть страшнее?)! Каждому из нас, независимо от рода своих занятий, приходится сталкиваться с публичными выступлениями. Это может быть ответственная презентация, отчет на собрании, участие в конференции, ответ у доски и даже произнесение речи на торжественном мероприятии. В каждой из этих ситуаций мы испытывали страх и нервничали, хватались за сердце, с волнением ожидая злосчастного события. Как побороть страх перед публичным выступлением и свободно выходить на трибуну, получая при этом удовольствие? Что делать? Какие успокоительные принимать? Достаточно придерживаться нескольких рекомендаций и советов для того, чтобы чувствовать себя увереннее. Вот несколько простых правил, которым следую я сам и рекомендую вам. • Даже самые опытные и талантливые ораторы испытывают страх перед публичным выступлением. Знайте, что вы не одиноки в своем страхе, это абсолютно нормальная реакция. Кроме того, в разумных пределах страх перед выступлением даже полезен: так организм готовится к неожиданному. Чтобы побороть страх, его надо испытать. Действительно страшно и волнительно лишь в первые мгновения выступления, а потом все налаживается и идет как по маслу. • Помните: первое выступление – страшно, второе – тревожно, третье – волнительно и т. д. Уверенность в себе – это не врожденное чувство, его вырабатывают и воспитывают в себе, накапливая опыт. • Тренируйтесь перед выступлением. Перед зеркалом, друзьями, перед самим собой. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом. • Воспринимайте любой, даже негативный, опыт как хороший урок, тренировку. Мы учимся на своих ошибках. Делайте позитивную установку, что отныне вы не совершите такой оплошности, и это еще один шаг к совершенству. • Представляйте картину своего успеха: как вы будете блистать, какое впечатление произведете на публику, как аплодисменты и восторженные улыбки аудитории будут служить благодарностью за ваш труд. Не стоит относиться со скепсисом к этому совету – это и вправду помогает. • Один из способов перебороть свои страхи – довести их до абсурда. Что будет, если вы выступите не совсем удачно? Катастрофа? Конец света? Ваша жизнь изменится кардинальным образом? Потеряется смысл жизни? • Готовьтесь. Чем лучше вы будете знать тему, тем увереннее вы будете себя чувствовать и тем больше шансов произвести на аудиторию положительное впечатление. • Задайте себе вопрос: знаете ли вы свое выступление (его содержание) настолько, чтобы не пользоваться всевозможными листочками, блокнотами, шпаргалками, записками? • Меньше думайте о возможности совершить ошибку, забыть речь, остановиться на полуслове, застыть в онемении, поймать на себе разгневанные взгляды аудитории и т. д. Не давайте подобным мыслям забивать вам голову. Целиком погрузитесь в исследуемую тематику. Постоянно ободряйте себя. Очень важно, чтобы энтузиазм не пропадал во время подготовки к выступлению. • Постарайтесь анализировать аудиторию: чем больше будете знать о ней, тем лучше. Если есть возможность, познакомьтесь с местом вашего выступления. • Запишите ваше выступление на какой-либо носитель. Прослушайте себя, отметьте, какие ошибки и недочеты есть в вашей речи. Оцените темп своей речи. Средняя скорость речи – 120 слов в минуту, это оптимальная скорость для понимания аудиторией. • Во время репетиций перед выступлениями обращайте внимание на жестикуляцию. Помните, что невербальная составляющая речи несет как минимум половину информации и формирует впечатление аудитории. • До выступления установите визуальный контакт с несколькими слушателями, которые вам действительно симпатизируют. Это будет хорошей психологической поддержкой. • Подберите одежду, в которой вам комфортно, которая поможет произвести приятное впечатление на аудиторию. • Хорошо выспитесь и отдохните перед выступлением. Сделайте несколько физических упражнений: таким образом можно понизить уровень адреналина в крови, а именно он вызывает страх. Только делать это стоит не перед самым выступлением, чтобы дыхание успело прийти в норму. Вопрос 13. Какую одежду выбрать для выступления? По одежке встречают, по уму провожают. Человека красит одежда. Наряди пень, и пень будет хорош. Не одежда красит человека, а добрые дела. Ой, нет, последнее не в тему. Тем не менее это не отменяет значения одежды во время публичного выступления. От того, насколько грамотно мы подобрали одежду, будет во многом зависеть успех всего выступления. Ни в коем случае не подумайте, что сейчас я буду учить вас, что носить, какую расцветку выбирать, что с чем сочетать, как стать стильным и что сейчас в моде. Оставлю это на ваш вкус. Просто акцентирую внимание на основных моментах, которые не всегда соблюдаются, что в результате делает блестящее выступление оратора не до конца блестящим. Вот нюансы, которые необходимо всегда помнить. 1. Надевайте только те вещи, в которых вы себя действительно чувствуете комфортно. Выбрать пусть и красивый, модный наряд, но отвлекающий вас от выступления своим неудобством и дискомфортом, – верный путь провалить все выступление. Мой совет: лучше не надевайте совсем новые вещи, выберите для ответственного выступления что-нибудь проверенное (только желательно не проверенное десятилетиями). То, в чем вам удобно, то, что сидит на вас идеально. 2. Оратор не всегда стоит на сцене перед публикой или за высокой кафедрой. Иногда выступающему необходимо сесть на стул или даже присесть на корточки (у меня и такое бывает). Поэтому брюки и юбки должны быть достаточно длинными, а носки – высокими. Для меня нет ничего ужаснее вида сидящего нога на ногу оратора с оголившимися ногами (еще хуже – с синяком). 3. Обращайте внимание на обувь. Она должна быть идеально чистой. Простителен чуть мятый сзади пиджак, но не простительна грязная, только что с улицы обувь. Всегда имейте при себе губку или блеск для обуви на всякий случай. 4. Ваша одежда должна гармонировать с темой вашего выступления. 5. Многие ораторы ошибочно пытаются выбрать все самое яркое для выступления. Это уместно на собраниях стилистов-авангардистов или парикмахеров-неформалов, в остальных случаях одежда должна быть нейтральной, чтобы не отвлекать аудиторию от сути выступления. Если вы, конечно, знаете на 100 % вкусы и предпочтения аудитории, то можете потакать их любви к яркой или необычной одежде. Если не уверены в своем безупречном вкусе и умении составлять неожиданные сочетания цветов, лучше остановится на классических. 6. Если вы носите галстук, проследите, чтобы его длина была такой, что его конец чуть-чуть прикрывал пряжку ремня. Вечную путаницу вызывают пуговицы. Если ваш пиджак застегивается на две пуговицы, можно застегнуть лишь верхнюю, если на три – только среднюю. 7. Избегайте массивных украшений, слишком ярких и эклектичных деталей одежды и аксессуаров. Ничего кричащего и раздражающего глаз. Это лишь некоторые важные рекомендации о внешнем виде оратора, на которые обязательно необходимо обращать свое внимание. Модный приговор на этом, думаю, можно завершить. Производите впечатление на слушателей. Но все-таки в результате пусть главным будет форма и содержание выступления, а не одежда! Вопрос 14. Как не забыть написанный текст? Вообще заучивать написанный текст я не рекомендую. Практика показывает, что, заучив свою речь наизусть, оратор не работает с аудиторией, забывает о визуальном контакте, не акцентирует внимание на своей жестикуляции, речь его становится интонационно бедной и бледной, на слух воспринимается как неестественная, вымученная, излишне формальная. Примерно как заученный первоклассником стих, прочтенный им без эмоций. Оратор сосредоточен на другом – на том, чтобы вспомнить свою заготовку слово в слово. В результате речь не производит никакого эффекта на слушателей, и выступающий не достигает своей цели. Но даже это – не худший вариант. Самое ужасное, что, забыв следующее заученное предложение, оратор сбивается, теряет суть, путается и останавливается. На моей практике было несколько случаев, когда оратор, забыв речь, прекращал выступление с позором. Потом он объяснял, что попал в ступор, не мог вспомнить, что в его речи идет дальше по тексту, продолжить выступление своими словами он уже не мог. К тому же представьте: а если будет вопрос из зала? А если слушатели попросят быстрее перейти к следующему тезису вашего выступления? А если придется поменять тезисы местами или какие-то убрать? Запоминать речь наизусть стоит лишь в двух случаях, если это: – точные цитаты; – вступительная часть. Цитаты действительно стоит выучить наизусть или записать на бумаге, ведь ссылка на авторитеты или цитирование требует особой точности и корректности. Нет ничего хуже коверканной цитаты из всеми любимого фильма, песни или литературного произведения. Допускаю, когда ораторы запоминают часть вступительной речи или начальные мысли, чтобы самое начало выступления было как по маслу, без сучка без задоринки. Особенно такой способ хорош для начинающих ораторов, когда волнение первых минут выступления не дает свободно говорить, а запоминание вступительных предложений психологически делает выступление более уверенным и позволяет заполучить бесценное внимание аудитории. Заключительную же часть заучивать нельзя, она должна оставаться спонтанной и ориентированной на реакцию аудитории. «Что же делать, если не заучивать наизусть?» – спросите вы. Не заучивать, а запоминать. И я с удовольствием могу предложить вам проверенный на практике способ запоминания речи, которым пользуются многие ораторы, в том числе и я. Итак, у нас есть цель – знать свою речь так, чтобы при произнесении не заглядывать в текст, не шуршать шпаргалками, испуганно не смотреть на слушателей (не менее испуганных), не забывать важные тезисы или во время выступления случайно не уйти в сторону от запланированного. Помните, что даже импровизация должна быть заранее подготовленной. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/nikita-nepryahin/kak-vystupat-publichno-50-voprosov-i-otvetov-2/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом. notes Примечания 1 Убеждай и побеждай: Секреты эффективной аргументации. – М.: Альпина Паблишерз, 2010; 101 совет по противодействию манипуляциям. – М.: Альпина Паблишерз, 2010; Гни свою линию: Приемы эффективной коммуникации. – 2-е изд., доп. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. 2 На тренингах по ораторскому искусству раньше я всегда давал классику жанра: инвенция – диспозиция – элокуция – меморио, но после того, как один из участников после перерыва сказал директору по персоналу: «Тренинг нравится. Тут нам Никита про эякуляцию рассказывает», я стал приводить более понятную аналогию «скелет – мускулы – одежда». 3 Стоит отметить, что цель и message могут отличаться друг от друга. Например, ваша компания выступает на конференции с докладом на актуальную тему. Формально цель вашего выступления – донести некую мысль аудитории. А message тем не менее будет другой: мы – самая крутая компания, мы – эксперты на рынке, мы – самые лучшие. 4 Об этом подробно написано в моей книге «Убеждай и побеждай: Секреты эффективной аргументации» (М.: Альпина Паблишерз, 2010).