Женская гениальность. История болезни Александр Владимирович Шувалов Эта книга о 89 выдающихся женщинах. Что объединяет эти личности, среди которых писательницы и поэтессы, актрисы и художницы, политические и государственные деятели, революционерки, воительницы, святые? Этим вопросом задается психиатр. И не случайно. Тема нормы и патологии творческой личности – главным образом в психической сфере – всегда будоражила умы. Опираясь на собственный, весьма специфический патографический материал (истории болезни и диагностические заключения), автор осмысливает эти вопросы в их взаимосвязи. Такой анализ позволяет увидеть, какую роль сыграли те или иные психические нарушения в процессе творчества, как отразились на произведениях, развеивая миф о безусловно негативном влиянии психического заболевания. Александр Шувалов Женская гениальность: история болезни © А. Шувалов, 2012 © ООО «Альпина нон-фикшн», 2012 © Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012 Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. Глава 1 «Иная слава солнца, иная слава луны…» К рассмотрению проблемы гения и таланта можно подходить с разных сторон. Мы попробуем приоткрыть только две дверцы, ведущие в этот «черный ящик». ЗАВИСИТ ЛИ ГЕНИАЛЬНОСТЬ ОТ ПОЛА? В КАКОЙ СТЕПЕНИ ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СЛАВА ЖЕНЩИНЫ СВЯЗАНЫ С ЕЕ ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ? История культуры недвусмысленно свидетельствует об абсолютном преобладании мужчин среди гениальных личностей, в связи с чем даже была выдвинута гипотеза о «маскулинном» характере нашей цивилизации. Действительно, уже в самых ранних письменных источниках Древнего Востока встречаются утверждения о преобладании у женщин биологических функций: «Наслаждение дала ему, дело женщины», или о ее сниженном социальном положении – в Библии читаем: «Не позволено им говорить, а быть в подчинении». Попадаются и прямые указания на ущербность их мышления. Царь Иерусалима Агриппа I выразил эту мысль следующим образом: «Женщины не совсем хорошо постигают вещи, которые могут быть объяснены лишь с помощью интеллекта». Не последнюю роль, по-видимому, сыграло изменение мировоззренческих установок. Постепенно на смену религиям, поклонявшимся женскому началу, пришло (во всяком случае, в Европе) христианство, в котором явно доминирует патриархат. Поэтому те же основные варианты биопсихологических и социальных подходов использовались при объяснении упомянутого феномена и на протяжении последующих веков вплоть до нашего времени. Обратимся к авторам последнего столетия и представим в хронологическом порядке основные существующие объяснения этого явления. Австрийский философ Отто Вейнингер считал, что гениальность «совершенно недосягаема для женщины», так как «тесно связана с мужественностью». Другими словами, гений «является идеальной, потенцированной мужественностью». Российский психоаналитик Сабина Шпильрейн задалась вопросом: «Почему женщины, ни в коей мере не уступающие мужчинам по уровню развития и силе фантазии, несмотря на это не создали никаких равнозначных произведений искусства?» Шпильрейн считала, что женщина обладает гораздо большей способностью «вчувствоваться» в другие личности и, таким образом, сопереживать их жизни. В связи с отмеченной психологической особенностью у женщины меньше выражена способность к «объективированию собственных переживаний», которые являются сутью произведений искусства. Русский философ С.А. Булгаков писал об обреченности каждой творческой женщины, «трагическом конфликте между жизнью пола и творчеством». Он приводил в качестве печального примера такой жертвы «женского творчества» судьбу «отказавшейся от радостей семьи» Софьи Ковалевской. Швейцарский психолог Карл Густав Юнг высказал отличную от других исследователей мысль о женской природе творческого процесса: «Психология творческого индивида – это, собственно, женская психология». Предложив психологические модели для мужчин и женщин, которые он обозначил как «анимус» и «анима», Юнг тем не менее считал, что внутреннее мужское начало в женщине (анимус) является основным источником ее бессознательного влечения к творчеству. Американский психолог Карен Хорни, соглашаясь с тем, что творческая продуктивность мужчин «несравненно выше», объясняла этот феномен любопытным образом: «Невероятное напряжение мужского порыва в любой области творчества исходит именно от чувства, что он играет сравнительно малую роль в сотворении живых существ, и именно это постоянно подталкивает его к сверхкомпенсации в иных достижениях». Таким образом, почему творческая продуктивность у женщин низкая, уже нетрудно догадаться самим. В этой связи интересны и лингвистические аналогии: мужчина не может родить ребенка, зато может «родить художественное произведение» и «вскармливать идею». Немецкий ученый О. Альбрехт считал всех талантливых художниц и поэтесс «интерсексуальными» и страдающими «сексуальной психопатией». Другой немецкий автор Й. Сомоджи предполагал, в свою очередь, что «биологические мужские факторы могут активизировать гормональную основу, а вместе с ней и талантливость женщины». Американский психолог Л. Този пришел к выводу, что женщина подавляет в себе стремление к творчеству, чтобы «не разрушать своего женского очарования» и остаться привлекательной в глазах мужчин, вследствие чего происходит сублимация ее творческих устремлений в супружескую любовь и материнство. При этом автор допускает, что «исключительная направленность женщин на домашние дела лишает науку и искусство громадного резерва талантов», и делает уже ставшее традиционным заключение: чтобы преуспеть в науке, женщина должна обладать «мужскими чертами интеллекта» в большей степени, чем сами мужчины, поскольку только таким образом может «преодолеть свой стереотип». Российский исследователь Н.В. Гончаренко дает этой проблеме чисто социологическое объяснение: «Их тысячелетиями не допускали на мужскую половину – в клубе, в обществе, даже в доме. Всю силу своей фантазии, умения и искусства они должны были использовать на слишком узком поле деятельности». В последние годы получены интересные нейрофизиологические материалы по этому вопросу, которые, казалось бы, опровергают все предыдущие аргументы. Но факт, даже сенсационный, без сопутствующей теории мало что значит. Современные немецкие исследователи (Франкфурт, 2004) установили, что в женском мозге больше извилин, чем в мужском, поэтому меньший объем мозга у женщин по сравнению с мужчинами компенсируется крайне сложной структурой. Почему возможности женского «серого вещества» по продуктивности выше, чем у мужчин? Структура женского мозга предполагает более высокие способности к мышлению, а также лучшую связь между нейронами за счет того, что они расположены близко друг к другу. Малый объем и сложная структура мозга женщины – прямой результат эволюции человека. Итак, практически ни у кого и никогда не возникало сомнений в том, что гениальная женщина – редкость, казуистический случай, для объяснения которого приводились всевозможные толкования. Феномен убедительно подтверждался и статистическими исследованиями. Так, в книге американского ученого В. Боуэрмана список из тысячи гениев насчитывает всего 29 женщин (2,9 %). В «Атласе истории культуры России» (1993 г.), охватывающем период с конца XVII по начало XX в., упомянуто 2560 видных деятелей практически всех отраслей науки и культуры; 7,7 % от общего числа персоналий – женщины. О психологических особенностях женщин, относящихся к творческим личностям, разговор впереди. Зато наличие женщин в правительствах и парламентах радует лишь феминисток, но мало помогает опровержению исходного тезиса, так как на ведущих постах все равно оказываются личности, у которых явно преобладают мужские черты характера: Маргарет Тэтчер, Голда Меир, Сиримаво Бандаранаике, Мадлен Олбрайт. Итак, ответ на первый сакраментальный вопрос можно считать утвердительным. В заключение краткого исторического обзора уместно привести следующее высказывание Генриха Гейне: «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин». Чтобы не ссылаться только на посторонние источники при аргументировании исходного тезиса, подтвердим его собственными несложными статистическими подсчетами историко-метрического характера, прибегнув к последнему изданию наиболее полной национальной энциклопедии (3-е издание Большой советской энциклопедии, опубликованное в 1970–1978 гг.). Объективность БСЭ сравнима, по свидетельству специалистов, с энциклопедией «Американа» или с французской «Большой энциклопедией Ларусса». Естественно, что не все персоналии, включенные в национальную энциклопедию, гениальны, не говоря уже о неизбежных идеологических и прочих конъюнктурных влияниях. Свести к минимуму последние удалось использованием только достаточно больших по объему биографических статей (более 1500 знаков) о тех лицах, которые скончались до Октябрьской революции. Всего биографий больше указанного объема оказалось 2107, из них – 66 женщин, что составило 3,1 %. Результат, как видим, вполне сопоставим с предыдущими. Дальнейший анализ данных, полученных из Большой советской энциклопедии, показал, что по профессиональной принадлежности (при всей условности такой «группировки», так как многие «совмещали» различные профессии) женщины распределились следующим образом: Первая группа – люди искусства (актрисы, художницы, певицы, балерины) – 40 %; Вторая группа – поэтессы и писательницы – 32 %; Третья группа – политические и государственные деятельницы, революционерки и «воительницы» – 25 %; Четвертая группа – ученые – 3 %. А теперь перейдем к рассмотрению второго вопроса: в какой степени гениальность и слава женщины связаны с ее психическим расстройством? Психиатрический анализ персоналий выявил интересный факт: наименьшие по количеству группы, представленные выдающимися женщинами (3-я и 4-я), включали наибольшее число лиц с выраженными душевными расстройствами, как бы подтверждая, что эти профессиональные направления для них чужеродны и лишь при наличии значительной психической патологии женщины смогли реализовать себя на выбранном поприще. Бросаются в глаза и определенные диагностические предпочтения в зависимости от профессиональной направленности. В них особенно часто встречаются сексуальные отклонения. Поэтому ссылки приводимых выше авторов на «мужской характер» женской гениальности в отношении 3-й и 4-й групп, а частично и в отношении 2-й группы не лишены оснований. Приведем результаты анализа собственной подборки патографических сведений о 89 известных или выдающихся женщинах. Наши персоналии представлены самыми разнообразными историческими лицами – от мифологических персонажей до ныне живущих знаменитостей. На первом месте в нашей выборке женщин (57 % случаев) встречаются специфические расстройства личности, а среди последних – сексуальные аномалии и истерические расстройства. Отметим, что сексуальные нарушения могли иметь самые различные проявления: от выраженного садизма до миролюбивого увлечения наукой с нарушением полоролевой установки[1 - Половая роль – специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола. – Здесь и далее прим. авт.], включающей в себя и инстинкт материнства. На втором месте (19 %) находились аффективные расстройства, и только на третьем (10 %) – алкоголизм и наркомания. Шизофрения и шизофреноподобные расстройства заняли четвертое место (5,6 %). В имеющихся в распоряжении автора патографических материалах о 1100 знаменитых мужчинах последовательность диагнозов была совершенно иной: на первом месте были аффективные расстройства, на втором – алкоголизм и наркомания, на третьем – шизофрения и на четвертом месте – специфические расстройства личности. При изложении материала использовались собственные работы автора: 1. Справочник практического врача по психиатрии, наркологии и сексопатологии. – М.: Советский спорт, 2001. 2. Безумные грани таланта. Энциклопедия патографий. – М.: АСТ; Астрель; ЛЮКС, 2004. Глава 2 Афина Паллада и женщины с сексуальными аномалиями Приведем краткие описания тех сексуальных расстройств, о которых будет идти речь в данной главе, чтобы стали понятнее последующие 27 патографических примеров. Часть половых извращений относится к расстройству половой идентификации. Под этим термином подразумевают постоянно испытываемую неудовлетворенность по поводу своей половой принадлежности. Распространенность заболевания предположительно оценивается как 1:30 000 населения у мужчин и 1:100 000 – у женщин. Другими словами, у представительниц слабого пола оно должно встречаться значительно реже. Главными факторами в формировании восприятия собственного пола являются личностные особенности родителей и характер их отношений с ребенком, которые должны обеспечивать его подражание поведенческой модели родителя того же пола. Выделяют следующие разновидности расстройств половой идентификации. Транссексуализм – стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на соответствие биологического строения генетическому полу: например, мужчина ощущает и считает себя в психологическом плане женщиной. Транссексуализм характеризуется стремлением любым способом изменить свой пол, избавиться от своих первичных и вторичных половых признаков, выглядеть перед окружающими лицом противоположного пола. Степень распространенности транссексуализма по понятным причинам неизвестна. Среди мужчин эта болезнь встречается в пять раз чаще. В ее происхождении играют роль как биологические (эндокринологические), так и психосоциальные (дефекты воспитания) факторы. Больные используют одежду и поведенческие характеристики другого пола, доводя их зачастую до карикатурности. Стремятся заниматься профессиональной деятельностью, предпочтительной для противоположного пола. Собственные гениталии производят на них отталкивающее впечатление, что побуждает их иногда прибегать к соответствующему хирургическому вмешательству. Пациенты принимают гормональные препараты, добиваясь физиологической перестройки организма (приобрести полноту или устранить оволосение и т. д.). Лица с гомосексуальной ориентацией иногда не считают себя гомосексуалами, исходя из убеждения в своей принадлежности к противоположному полу. Другими словами, женщина-транссексуал будет считать нормальным свое увлечение именно женщиной, а не флирт с мужчиной. Транссексуализм нередко сопровождается злоупотреблением психоактивными веществами (алкоголь, наркотики) и другими расстройствами личности. Трансвестизм двойной роли – особенность гендерной идентичности, характеризующаяся использованием одежды противоположного пола как части своего образа жизни с целью получения удовольствия и душевного комфорта. Разная степень выраженности трансвестизма определяется частотой ношения одежды другого пола, количеством используемых предметов, подчеркнутостью соответствующих признаков внешности и манеры поведения. Женщины носят мужскую одежду, курят и нарочито грубы в поведении; мужчины носят женское белье, злоупотребляют косметикой, носят накладные бедра и груди. Все соматические показатели, определяющие пол, при этом совершенно нормальны. Для трансвестита важен не только факт переодевания, но и наличие «свидетелей», для чего они предпочитают собираться в специально организованных местах или клубах. Трансвестизм чаще встречается у мужчин, обнаруживаясь уже в детском или подростковом возрасте. Копирование внешних признаков другого пола отражает внутреннюю неудовлетворенность своим биологическим полом, а не стремление добиться сексуального возбуждения, как это бывает при фетишистском трансвестизме. Другую часть половых извращений называют расстройством сексуального предпочтения. Критериями сексуальной нормы, в некоторых подходах, являются: парность, гетеросексуальность, половозрелость партнеров, добровольность связи, стремление к обоюдному согласию, отсутствие физического и морального ущерба здоровью партнеров и других лиц. Расстройство сексуального предпочтения означает всякое отклонение от нормы в сексуальном поведении независимо от его проявлений и характера, степени выраженности и этиологических факторов. Тяжесть состояния определяется прежде всего дезадаптирующим влиянием сексуального расстройства на жизнь пациента. Расстройство сексуального предпочтения, как правило, не сопровождается субъективным страданием, поэтому больные редко сами обращаются за врачебной помощью. Данные о распространенности этого сексуального нарушения определяются мерой интереса к ним правоохранительных органов, в поле зрения которых в первую очередь попадают случаи педофилии. По существующим данным, которые тем не менее нуждаются в уточнениях, жертвами педофилов становятся 10–20 % всех детей в возрасте до 18 лет, а эксгибиционистов и вуайеристов – 20 % взрослых женщин. Случаи садизма становятся известными только как последствия совершенных изнасилований и убийств на сексуальной почве. Фетишисты и трансвеститы в поле зрения закона попадают крайне редко. Садомазохизм – расстройство полового влечения, характеризующееся желанием причинять или переносить боль, подчиняясь насилию, что служит условием достижения сексуального удовлетворения. Большинство садистов – мужчины. Диапазон садистических актов очень широк: от упреков и словесных оскорблений (так называемый «оральный садизм») до жестокого избиения с нанесением тяжелых телесных повреждений, вплоть до убийства из сладострастных побуждений. В других случаях влечение ограничивается садистическими фантазиями. Однако не всегда садизм связан с сексуальной патологией: удовольствие доставляют драки, пытки, вид мучений и страданий других людей. Садисты часто становятся объектом судебно-психиатрических экспертиз. Садизм и мазохизм могут чередоваться или сочетаться у одного и того же лица, вследствие чего это расстройство и назвали садомазохизмом. Слабые проявления садомазохистической стимуляции могут применяться для повышения сексуальной активности. Легкая степень мазохизма довольно обычна у женщин во время нормальной половой жизни. Перверсией, или извращением, считают тяжелые проявления мазохизма, когда жестокие действия (бичевание, нанесение уколов, побои и т. д.) становятся необходимым условием полового возбуждения или сами по себе приводят к оргазму. Часто встречающийся психический мазохизм заключается в потребности страдать и не сопровождается сексуальными фантазиями. Лица, страдающие подобным расстройством, часто встречаются в практике врача любой специальности. Ясно, что больной с мазохистическими тенденциями будет бессознательно противиться выздоровлению (например, больной инфарктом миокарда или туберкулезом, который курит вопреки запрету врача). Помимо этого мазохизм может проявляться в суицидальном поведении, в самоповреждениях с целью доказать что-то, в болезнях саморазрушения (наркологические заболевания, булимия или анорексия), в травматическом саморазрушающем поведении (некоторые опасные виды спорта, стремление к оперативному вмешательству с целью спастись от чувства вины и т. д.) или в работе (трудоголизм). Диагностика мазохизма может быть значительно затруднена из-за недостаточной откровенности больного. Прогноз самого расстройства, как правило, неблагоприятен, так как мазохизм имеет тенденцию к усложнению и прогрессированию. Зоофилия (скотоложество, содомия) – половые сношения с животными, которых иногда специально готовят к этому. Мужчины используют коз и овец, крупный рогатый скот, лошадей, собак и даже домашнюю птицу. Женщины чаще удовлетворяются при помощи крупных кобелей. Отношение общества к зоофилии в разные эпохи менялось. При отсутствии возможностей для нормальной половой жизни (пастухи на далеких пастбищах, моряки в дальних плаваниях, традиционно строгий запрет добрачных сексуальных отношений в патриархальных обществах и т. п.) зоофилия может выступать как преходящее явление, которое особенно часто проявляется у подростков и лиц с невысоким интеллектом. Следует, однако, заметить, что во всех перечисленных случаях конкретное лицо, имея возможность заняться мастурбацией, все-таки тяготеет к зоофилии. Описывают также эротическую зоофилию, когда наслаждение испытывается при рассматривании животных, верховой езде, дрессировке и т. д. Стремление к совокуплению с ними при этом отсутствует. Инцест – половые отношения с близкими кровными родственниками, запрет на которые существует почти у всех народов. Половые акты между сыном и матерью обычно случаются, когда тот психически болен и принуждает мать к сожительству. В сношениях с дочерью инициатором чаще бывает пьяный отец, а пострадавшими – девочки 9–12 лет или вступившие в возраст полового созревания. Если при этом отец оказался первым сексуальным партнером, то влечение к нему может даже упрочиться и сохраняться весьма долго, особенно если жена-мать не справляется со своей ролью. Считается, что в случае инцеста между матерью и сыном требуется наличие более тяжелой формы психопатологического расстройства, так как самый сильный запрет традиционно существует именно против этого вида кровосмешения. По некоторым данным, наиболее часто встречаются случаи кровосмешения между братьями и сестрами. Вуайеризм – периодическое или постоянное влечение к разглядыванию чужих половых органов и к подсматриванию за половым сношением между другими лицами, что обычно приводит к половому возбуждению. В некоторой степени вуайеризм имеет место у всех нормальных людей; в наибольшей степени, как временное явление, встречается у детей и подростков. Большинство пациентов – мужчины, объектами, как правило, являются лица женского пола. Нормальная половая жизнь при этом может быть полностью сохранена. Разновидностью вуайеризма является прослушивание телефонных разговоров на эротические темы («секс по телефону»). Нимфомания – повышенное половое влечение у женщины. Чаще является симптомом какого-либо заболевания (например, специфического расстройства личности или эндокринной дисфункции) и не рассматривается обособленно в разделе сексуальных расстройств. Нимфомания характеризуется постоянной сексуальной неудовлетворенностью и непрекращающимися поисками новых партнеров. Эксгибиционизм – половое извращение, выраженное в стремлении к неожиданному обнажению своих гениталий в присутствии незнакомых лиц противоположного пола для достижения сексуального возбуждения. Чаще встречается у мужчин; может сочетаться с нормальной половой жизнью, но удовлетворение, получаемое от эксгибиционизма, приносит несравненно большее удовольствие. Большинство лиц, страдающих подобным сексуальным расстройством, застенчивы перед женщинами, имеют склонность к уединению, стыдливы. В широком смысле к эксгибиционизму можно отнести и склонность к циничным высказываниям, демонстрацию порнографических рисунков лицам противоположного пола и т. п. В сочетании с садизмом эксгибиционист получает удовольствие от стыда и страха, испытываемого при этом женщиной (садистический тип эксгибиционизма), а в сочетании с мазохизмом проявляется стремление самому испытать чувство стыда и страх быть наказанным (мазохистический тип эксгибиционизма). Оргазм достигается мастурбацией во время демонстрации своих половых органов или после. Формирование эксгибиционизма возможно при любой психической патологии и даже у психически здоровых людей; кроме того, может иметь судебно-психиатрическое значение. Для эксгибициониста не характерны попытки полового сношения с объектом, но ему необходимо быть замеченным ею. Соответствующая реакция женщины (как правило, шок) вполне достаточна для него, так как убеждает эксгибициониста в том, что он потенциально способен к совокуплению. Один из самых сложных вопросов сексологии – сексуальная ориентация, то есть сексуально-эротическое влечение к людям противоположного пола (гетеросексуальность), собственного пола (гомосексуальность) или к лицам обоих полов (бисексуальность). С точки зрения репродуктивной биологии единственно правильной, «нормальной» ориентацией является гетеросексуальность, характерная для подавляющего большинства людей. Однако во все времена существовали мужчины и женщины, предпочитавшие иметь дело с лицами своего пола. В связи с последним обстоятельством непрекращающиеся дискуссии сексологов вызывают два вопроса: 1) является ли однополая любовь или предрасположенность к ней врожденной, биологически обусловленной, или она возникает в процессе индивидуального развития? 2)является ли гомосексуальность половым извращением, следствием болезненных нарушений в развитии организма и личности или одним из вариантов нормальной человеческой сексуальности? Современная наука не имеет единой теории происхождения гомосексуальности, и ученые разных дисциплин подходят к этой проблеме по-разному. Различные формы сексуальных контактов между особями одного и того же пола существуют во всех без исключения человеческих обществах и зафиксированы у большинства видов млекопитающих. По последним данным, доля людей, которых сексуально привлекают преимущественно или исключительно представители собственного пола, составляет 5–6 % среди мужчин и 2–3 % – среди женщин. Количество людей, считающих себя бисексуалами, значительно меньше. В 1973 г. Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из официального списка психических заболеваний. Позже эту точку зрения приняла и Всемирная организация здравоохранения. Последняя Международная классификация болезней уже не включает гомосексуализм в число болезненных расстройств, считая патологией лишь психологические и поведенческие расстройства, сочетающиеся с гомосексуальностью. Гомосексуализм чаще встречается среди мужчин, особенно в закрытых воспитательных учреждениях для подростков одного пола, тюрьмах, казармах. Транзиторный подростковый гомосексуализм в этих условиях обусловлен еще малой дифференцированностью полового влечения. Считается, что до 10 % подростков проходят через этап гомосексуальной влюбленности. Для истинного гомосексуализма характерна следующая триада: наличие с детского возраста психологических особенностей, присущих лицам противоположного пола; ощущение своей принадлежности к противоположному полу; направленность полового влечения на лиц своего пола. По действующему Уголовному кодексу Российской Федерации уголовно наказуемо лишь «мужеложство… с применением насилия» (ст. 132) и «понуждение лица к половому сношению, мужеложству» (ст. 133); о самом гомосексуализме ничего не говорится. Другие половые извращения не предусматриваются специальными статьями Уголовного кодекса, но могут подпадать под действие статей, карающих за истязание, половое сношение с несовершеннолетними, развратные действия, хулиганство. Если мы отложим в сторону Уголовный кодекс и обратимся к мифологии, то найдем любопытную ассоциацию, имеющую непосредственное отношение к излагаемой в этой главе теме. На память приходит миф об андрогинах – двуполых перволюдях, соединявших в себе мужские и женские половые признаки. Древние греки чтили в числе других богов и Гермафродита – сына Гермеса и Афродиты. По легенде, Зевс наказал этих перволюдей за их гордость, разрубив каждого вдоль – на женскую и мужскую половины. Возможно, что при такой «рубке» Громовержец иногда ошибался и некоторым женщинам доставалась какая-то часть мужской половины. Именно они и могли стать представителями «мужественных женщин», о которых пойдет речь дальше. Начнем наш обзор с мифологии, обобщившей в себе тысячелетний психологический опыт. На территории современной северо-западной части Сирии располагался древний город-государство Угарит, название которого известно с начала II тыс. до н. э. Среди всего угаритского пантеона богов своей активностью и могущественностью выделяется богиня Анату. Будучи богиней плодородия, охоты и земной любви, она тем не менее считалась очень воинственной и кровожадной, готовой всегда броситься в сражение или пойти на военную хитрость. «Порой кажется, что насилие нравится ей само по себе вне связи с какими-либо угрозами ей или тем, кого она защищает или кому покровительствует. Даже вернувшись в свой дворец после очередного избиения людей, она, все еще не успокоившись, начинает крушить собственную мебель, как будто это ее живые враги». Историки, затрудняясь объяснить почему «богиня жизни» оказывается такой жестокой, вынуждены были предположить, что Анату воплощает не столько любовь, сколько неудержимую и безудержную страсть. В более поздние времена греки считали, что Анат – та же самая богиня, что и их Афина. Среди известных древнегреческих мифологических персонажей первой нас приветствует Афина Паллада, родившаяся сразу взрослой и в полном боевом облачении из головы своего отца Зевса. Какой представляли наши предки одну из главных богинь мифологического цикла? По мнению древних, Афина Паллада обладала воинственным характером, поэтому и изображалась в боевом снаряжении: шлем, копье, щит, эгида, которые были заимствованы ею у своей предшественницы – богини войны эпохи бронзового века. Эта суровая и воинственная дева (вечно девственная!) принимала активное участие в борьбе богов с гигантами, что заставляет усомниться в наличии у нее нежных чувств. Так, с побежденного Палланта она содрала кожу и натянула ее на свой щит. Явно не самый женственный поступок. Древнегреческий поэт Гесиод в своей «Теогонии» описывал ее следующими «мужскими» чертами: Неодолимую, страшную, в битвы ведущую рати, Чести достойную – милы ей войны и грохот сражений. Таким образом, и вторая наша героиня воплощает классический тип «мужчины в юбке». Ни мужа, ни детей она не имела. Никаких скидок на легендарность «биографических» сведений делать не следует, так как среди мифологических героев мужского пола также представлена самая широкая гамма психических заболеваний: эпилепсия у Геракла, депрессия и меланхолия у Ореста и Беллерофонта, «безумие» у Аякса, экзогенный психоз у Ликаона и т. д. Подчеркнем, что с именем Афины Паллады (в Древнем Риме она отождествлялась с Минервой) связаны некоторые изречения, имеющие самое непосредственное отношение к процессу творчества. Например, «Сова Минервы вылетает по ночам», то есть лучшие творческие мысли приходят ночью; «Минерва, вышедшая из головы Юпитера» – так говорили о внезапном появлении, «во всеоружии» какой-либо творческой идеи. Могла ли быть богиня победы другой, менее мужеподобной? Пожалуй, нет. Царица Пасифая демонстрирует другое яркое проявление сексуального расстройства – зоофилию. Пасифая – супруга критского царя Миноса, мать Ариадны и Федры. Афинский филолог Аполлодор пишет, как, влюбившись в красивого быка, «она взяла себе в помощники строителя Дедала… Дедал изготовил деревянную корову на колесах, выдолбил ее изнутри и обшил свое изделие свежесодранной коровьей шкурой. Выставив его на луг, где обычно пасся бык, он дал войти внутрь этой деревянной коровы Пасифае. Появившийся бык сошелся с ней, как с настоящей коровой, и Пасифая родила Астерия, прозванного Минотавром». Позже римский поэт Овидий уточняет моральную сторону происшедшего: Пасифая быку отдалась обманно – и вышел Плод из утробы ее – бремя семьи и позор. Описанная древними авторами зоофилия относится по психиатрической классификации к «расстройствам сексуального предпочтения». Таким образом, извращенное влечение царицы Пасифаи дало название целому разделу сексуальной патологии. Очередной пример сексуальной аномалии интересен как промежуточный этап между явно легендарными образами и реальной исторической фигурой. Речь пойдет о единственной в истории Египта женщине-фараоне. Хатшепсут правила страной пирамид в 1524–1503 гг. до н. э. Египтяне знали, что фараоном может стать любой человек, на которого укажут боги, но он во всех случаях должен быть мужчиной, что и засвидетельствуют его изображения. Так было всегда, пока в 1479 г. до н. э. после смерти Тутмоса II каким-то малопонятным образом на престоле не оказалась женщина. Но у Его Величества обязательно должны присутствовать «борода и мошонка»! Бог – мужского рода! И мы видим, как из года в год, от изображения к изображению постепенно трансформируется портрет египетской царицы: платье сменяется коротким плиссированным фартуком, груди исчезают, черты лица становятся грубее, а плечи шире. И, в конце концов, появляется борода! Требуемый метаморфоз завершен. В случае Хатшепсут можно говорить о вынужденном, обусловленном определенными обстоятельствами трансвестизме. Разумеется, и в реальной жизни, особенно при проведении публичных церемоний, женщина-фараон должна была прибегать к изменению своей внешности, в частности, подвязывать себе фальшивую бороду. Так что налицо, видимо, первый случай исторически зафиксированного трансвестизма. Последний хоть и носил показной, de jure, характер и не был обусловлен истинной сексуальной аномалией, но тем не менее самым тесным образом оказался связан с правлением Хатшепсут. Сапфо, Сафо (род. ок. 612 г. до н. э. – ок. 540 г. до н. э.) – древнегреческая поэтесса, автор страстной любовной лирики. Сапфо воспитывалась в школе гетер, которая занималась развитием у своих воспитанниц как склонности к изящным искусствам, так и эротических способностей. Поэтическое творчество Сапфо высоко чтили во времена античности. Платон называл ее даже «десятой музой». Один из введенных ею стихотворных размеров по сию пору носит название «сапфической» строфы. До нас, к сожалению, дошли лишь фрагменты сочинений древнегреческой поэтессы. Посвящены они главным образом дружбе и вражде между женщинами. Самый длинный стих – обращение к Афродите с рассказом о любви поэтессы к богине. Сапфо стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, стихосложению и танцам. Жизнь и смерть Сапфо во многом окутаны тайной, но и то, что достоверно известно, позволило ученым назвать женское гомосексуальное влечение «сафизмом», или «лесбийской любовью» (от названия острова Лесбос, где родилась и жила поэтесса). А ее самоубийство (согласно легенде, поэтесса бросилась со скалы) связывают с неразделенной любовью к перевозчику Фаону. Но на самом деле, судя по содержанию ее стихов, Сапфо дожила до преклонных лет и после смерти была удостоена почти божественных почестей. В своих стихах, иногда изящных и грациозных, иногда полных мучительной страсти, Сапфо выражала своим подругам переполнявшие ее чувства, и отсюда произошло современное выражение «лесбиянка». Приведем несколько строк из сохранившегося наследия поэтессы: Девы поступь милая, блеском взоров Озаренный лик мне дороже всяких Колесниц лидийских и конеборцев, В бронях блестящих. Было время, – тебя, о Аттида, любила я. Ты ж, Аттида, и вспомнить не думаешь Обо мне. К Андромеде стремишься ты. И какая тебя так увлекла в сполу одетая Деревенщина? Не умеет она платье обвить около щиколотки. Легендарный образ Сапфо приобрел весьма специфическую славу, которая смогла пережить тысячелетия. Для этого оказалось недостаточным обладать одним поэтическим талантом. Наверняка в то время были и другие женщины-поэтессы. В поэзии и в жизни Сапфо присутствовал выраженный элемент патологии, который, как и все необычное, оказал повышенное воздействие на современников. Ее расстройство носило сексуальный характер, что в еще большей степени привлекало к ней внимание читающей публики. Это внимание сохранилось вплоть до XIX в., когда, наконец, и заинтересовало сексопатологов. Сапфо правильнее было бы считать бисексуалкой, так как она была замужем и родила дочь. Клеопатра VII (69–30 гг. до н. э.) – царица Египта из династии Птолемеев; сестра, супруга и соправительница Птолемея XIII. Из семи египетских цариц, носивших имя Клеопатра, самой знаменитой стала последняя, прославленная Шекспиром в его трагедии «Антоний и Клеопатра». Брат Клеопатры Птолемей XIII по сложившейся традиции стал ее мужем и соправителем. Острый природный ум, помноженный на энциклопедические знания, создал совершенно неординарную личность. Развязавшаяся между ними борьба за единоличное владение престолом привела к тому, что умная и образованная Клеопатра обратилась за помощью к римлянам и стала любовницей Юлия Цезаря, который помог ей захватить трон. После убийства Цезаря она вышла замуж за другого римского государственного деятеля и полководца – Марка Антония. Последний оставил нам любопытное письменное свидетельство ее любвеобильности: когда у Клеопатры случался припадок нимфомании, она последовательно «совокуплялась» со 106 мужчинами. Историки подтверждают, что для удовлетворения своей страсти царица содержала гарем из молодых и красивых мужчин. Это о ней писал А.С. Пушкин: Кто к торгу страстному приступит? Свою любовь я продаю; Скажите: кто меж вами купит Ценою жизни ночь мою? Римский историк IV века Аврелий Виктор писал: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи». Антония и Клеопатру погубила излишняя самоуверенность. Привыкшие жить в свое удовольствие, ни в чем не знавшие отказа, они легкомысленно отнеслись к угрозе, исходящей от Рима. После поражения в битве, чтобы не оказаться в позорном плену, Клеопатра покончила жизнь самоубийством. По свидетельству историков, Клеопатра была мудрой и дальновидной правительницей, сумевшей вернуть утраченные ранее Египтом провинции в Палестине и Сирии. Гиперэротизм Клеопатры был следствием истерического расстройства личности и заметным образом повлиял на поведение царицы, особенности которого оказались самым тесным образом связаны с государственной деятельностью. Поэтому можно согласиться с утверждением, что любовь Клеопатры изменила ход римской истории. Как бы там ни было, на первом месте у египетской царицы всегда стояла власть, а постель служила лишь орудием. Впрочем, весьма убедительным. Валерия Мессалина (ок. 23–48 гг. до н. э.) – жена римского императора Клавдия. Имя Мессалины давно стало олицетворением не только крайнего распутства, но и символом упадка Рима. Мессалину постоянно окружал рой любовников, но этого ей было недостаточно. Императрице нравилось выставлять интимные отношения напоказ, это ее явно возбуждало. Известно, что она даже состязалась с известной и многоопытной куртизанкой и вышла победительницей, вступив за 24 часа в интимную связь с 25 мужчинами. Более того, исчезая незаметно из императорского дворца, она, никем не узнанная, пробиралась в самые низкопробные лупанарии, где в грязных комнатушках принимала клиентов наряду с другими жрицами любви. Мессалина могла проводить целые ночи в публичных домах, прикидываясь шлюхой и даже получая деньги за свои услуги. Ее сладострастие, как это часто имеет место, граничило с жестокостью. Так, она приказала убить своего отчима, отказавшегося вступить с ней в половую связь. Наконец, Мессалина совершила более чем экстравагантный поступок, устроив свадебный обряд с очередным любовником во время отлучки мужа, императора Клавдия. Узнав о происшедшем, последний испугался возможного государственного переворота и казнил Мессалину. Ей было только 25 лет. В наше время сексопатологи, сталкивающиеся со случаями нимфомании, относятся к своим пациенткам с сочувствием: ведь болезнь заставляет страдать не только в физическом смысле, но и нередко приводит к потере самоуважения, вынуждая совершать поступки, которые осуждаются самими больными. Обычно нимфомания является не самостоятельным расстройством, а лишь одним из симптомов какого-то другого, более общего заболевания. Поэтому и отношение к гиперсексуальности должно быть настороженное – за ней порой прячутся болезни, вовсе не такие безобидные с точки зрения обывателя, как может показаться на первый взгляд. Если говорить о психиатрическом диагнозе Мессалины, то у нее, помимо нимфомании, можно обнаружить признаки эксгибиционизма. Сексуальное расстройство Мессалины трагическим образом сказалось на ее судьбе. Екатерина Сиенская (1347–1380) – церковный деятель и святая католической церкви. Екатерина – пожалуй, единственный пример мазохизма в этой группе. Но зато какой! Она была младшей из 25 детей и с раннего детства обнаруживала экзальтированность и склонность к галлюцинациям. В видениях ей являлись святые и воодушевляли на религиозные подвиги. В возрасте 15 лет, после смерти любимой сестры и вопреки воле родителей, Екатерина решила затвориться от мира. Она отказалась от замужества, решила остаться девственной и принадлежать только Богу. С этой целью постриглась в монахини, предалась медитациям и ночным бодрствованиям. Питалась хлебом и сырой пищей, пила только воду, бичевала тело и ни с кем не разговаривала, кроме своего исповедника. Биографы подчеркивают, что Екатерина ухаживала преимущественно за теми больными, от которых все близкие отказывались, – за прокаженными и заразными. Когда при перевязывании раны зловоние возбуждало в ней тошноту, Екатерина «наказывала» себя тем, что прикасалась к ране губами. Однажды, когда чувство физического отвращения стало особенно невыносимым, она собрала в сосуд воду, которой омыла гноившуюся рану, и выпила ее. С начала 1380 г., года своей смерти, Екатерина перестала утолять жажду. В результате дегидратации через несколько недель она впала в состояние полного изнеможения. У нее отмечались иногда типичные для состояния голодающего эйфория, экстаз и стремление к героической смерти. Несколько месяцев она прожила, словно тень, впадая время от времени в бессознательное состояние. Таким образом, мы видим, что добровольное самоистязание являлось для Екатерины источником высокого духовного удовлетворения и даже блаженства. Прослеживается любопытная параллель между этой католической святой и типичными представителями православных юродивых средневековой России. Если сравнить основные черты «Христа ради юродивого» с биографическими сведениями о Екатерине Сиенской, то обнаружим много сходного: здесь и отмечаемая с детства «непохожесть» на других, и экзальтированность, и мазохистическая извращенность влечений. Мы можем говорить о ярко выраженном истерическом расстройстве, которое, сочетаясь с альтруистическими тенденциями, и сделало Екатерину «популярной святой». Истерия легче других психических расстройств находит точки соприкосновения с религиозными проявлениями. Путь мазохистического самоуничижения был нужен самой Екатерине Сиенской и был выбран ею, так как удовлетворял доминирующие подсознательные влечения. Благодаря именно этим психопатологическим особенностям она прославилась и была канонизирована. Жанна д’Арк (ок. 1412–1431) является безусловно центральной фигурой в этой группе знаменитых женщин. Народная героиня Франции возглавила освободительную борьбу французского народа против англичан во время Столетней войны. В 1429 г. она освободила Орлеан от осады, что позволило французскому дофину короноваться на престол под именем Карла VII. В 1430 г. Жанна попала в плен к бургундцам, которые продали ее англичанам, а те, в свою очередь, предали Орлеанскую деву церковному суду. Обвиненная в ереси, Жанна была сожжена на костре; в 1920 г. причислена к лику католических святых. Эндокринные нарушения Жанны д’Арк оказывали прямое влияние на ее психику, поведение и сексуальность. Несмотря на то что груди ее были хорошо развиты, у нее не было менструаций. По всей вероятности, Жанна страдала гормональным нарушением. Аменорея и отсутствие половой зрелости подавляли ее сексуальное влечение. Некоторые авторы предполагают, что ее обет вечной девственности, ее религиозный фанатизм, даже ее «голоса» были следствием этого подавленного влечения. Для Жанны было вполне естественно жить и путешествовать с мужчинами, без стеснения раздеваться и одеваться перед ними или делить с ними ложе. Мужчины не оказывали на нее притягательной силы, равно как и от нее не исходило никакого сексуального возбуждения. Обусловленное физиологическим нарушением отсутствие полового влечения было, по всей вероятности, причиной интимной непривлекательности тела. На фоне этих психических и гормональных аберраций, которыми страдала Жанна, возможно, легче понять ее эксцентричность, безумную храбрость, неугомонность, бесстрашие, крайнюю самонадеянность, потребность носить мужскую одежду, религиозный фанатизм и обет девственности. Заболевание Жанны протекало на генетическом уровне и в настоящее время называется синдромом тестикулярной феминизации Морриса. Женщина с таким диагнозом обладает большой физической силой. Причем внешне она может оставаться достаточно привлекательной – стройной, высокой и статной. Ко всему прочему следует добавить, что в экстремальных ситуациях пациенты с синдромом Морриса проявляют просто фантастический героизм, не укладывающийся ни в какие стандартные понятия. Детородный орган – женская матка – при синдроме Морриса отсутствует. Влагалище представляет собой как бы глухой карманчик длиной всего лишь несколько сантиметров, а на месте женских яичников расположены мужские яички. Французский король, который по существу был обязан ей сохранением собственной короны, ничего не сделал для спасения Орлеанской девы. Не исключено, что его подробно проинформировали о физиологических особенностях Жанны д’Арк, и монарх поверил в то, что спасительница «знается с Сатаной». Французскому королю, таким образом, крупно повезло. Окажись Жанна д’Арк абсолютно здоровой, монарх остался бы без короны, а Франция – без независимости. В судьбе Жанны д’Арк по настоящее время остается много загадочного. Мы оставим в стороне спорные факты, относящиеся к ее происхождению и дальнейшей судьбе, согласно которым она была «королевской принцессой», сестрой Карла VII и избежала мученической смерти. Отметим только, что в этом случае доказательство ее королевского происхождения явится лишь дополнительным доказательством ее наследственной ущербности, которая сводит на нет божественное происхождение галлюцинаций. В историческом плане Жанна д’Арк – одна из немногих женщин, чья загадка спустя 550 лет объяснена естественно-научным методом. Синдром Морриса, безусловно, многое объясняет в необычном поведении легендарной Орлеанской девственницы, которое и послужило причиной последующей славы. Следует добавить, что повышенный уровень тестостерона (гормона мужских половых желез) достоверно коррелирует не только с повышенным интеллектом, но и со склонностью к рискованным поступкам, и с необыкновенным мужеством. Гормональная патология Жанны сопровождалась также истерическими нарушениями психики, так как ее экзальтированная религиозность временами достигала степени истерического психоза. Если бы она прожила дольше, то, возможно, что ее психическое заболевание проявилось бы более отчетливо. Екатерина Медичи (1519–1589) – королева Франции, жена Генриха II; в значительной мере определяла государственную политику в период правления сыновей: Франциска II, Карла IX и Генриха III. С самого рождения Екатерина, внучатая племянница папы Льва Х, осталась круглой сиротой, располагая лишь недоброй памятью о семье, которую во Флоренции никогда не любили, а однажды даже изгнали. В девять лет она, представительница рода флорентийских герцогов, попала в монастырь, и осажденные в это время в городе республиканцы предложили поставить девочку на крепостной стене под непрерывный огонь пушек ее родственников. Не выдержав осады, потерпевшие поражение горожане напоследок отдали маленькую Екатерину солдатам, чтобы те позабавились с наследницей великого рода. Многие, знавшие Екатерину еще в папском дворце, отмечали во взгляде девочки острый, болезненный ум и «металлический холод». Будучи женой Генриха II, Екатерина не имела большого влияния при дворе: ее затмевала фаворитка мужа Диана де Пуатье. Но в 1559 г. Генрих погиб, а в 1560 г. умер его преемник Франциск II, старший сын Генриха и Екатерины. Теперь Екатерина стала регентом своего малолетнего сына Карла IX, что сразу сделало ее первой фигурой в государстве и позволило удовлетворить жажду власти, постоянно таившуюся в душе истинной представительницы Медичи. Екатерина стала самой кровожадной интриганкой и убийцей XVI в., вдохновительницей Варфоломеевской ночи. В зрелом возрасте, уже будучи королевой-матерью, она любила устраивать во дворце настоящие вакханалии, заставляя «прекраснейших и честнейших женщин двора» раздеваться донага и вступать в непристойную связь с прислугой. Эти оргии напоминали сцены из жизни Рима начала тысячелетия, когда свальный грех сделался любимейшим развлечением римских императоров. Видимо, наблюдение за самим актом совокупления возбуждало королеву и приносило ей чувственное удовлетворение. Кроме того, Екатерина Медичи любила собственноручно сечь розгами своих самых красивых придворных дам. О сложной и неоднозначной личности Екатерины свидетельствует и посвященная ей современниками эпитафия: Здесь покоится королева – и дьявол, и ангел, Достойная порицания и похвал: Она поддерживала государство – и оно пало; Она заключила множество соглашений и устроила немало споров; Она дала миру трех королей и пять гражданских войн, Строила замки и разрушала города, Приняла много хороших законов и плохих эдиктов. Пожелай ей, Прохожий, Ада и Рая. Признавая роль Медичи в истории, нельзя не учитывать факторы психопатологические. С этой точки зрения становится понятной «кровожадность» Екатерины Медичи: организацией бойни гугенотов она сполна отомстила всему роду человеческому за пережитое в детстве насилие. А собственноручное наказание розгами «самых красивых придворных дам» (так же как и вуайеризм) – типичный садистический акт психопатической личности, завидующей чужой привлекательности. Маргарита Валуа (1553–1615) – первая жена короля Франции Генриха IV. Широко известна благодаря одноименному роману Александра Дюма «Королева Марго». Она была дочерью Екатерины Медичи, о патологическом характере которой мы уже говорили. Первые любовники у Маргариты появились в 11-летнем возрасте: «…с 12 лет никому не отказывала»[2 - Эйленбург А. Половая нейропатия. – 1896. – С. 98.], а в пятнадцать стала любовницей своих братьев – будущих французских королей Карла, Генриха и Франциска. Последний факт несколько принижает ее романтический облик в глазах целомудренных историков. Однако любвеобильность Маргариты стала сюжетом многих книг, пьес, а в XX в. – киносценариев. Были у Маргариты и положительные качества: оставаясь католичкой, она довольно терпимо относилась к другому вероисповеданию и покровительствовала протестантам; двор ее был центром духовной жизни тогдашней Франции. У нее нашел убежище Эразм Роттердамский; близкими друзьями «королевы Марго» были многие поэты, например, Ронсар. Маргарита знала древние языки, любила научные занятия и оказывала большое влияние на многих выдающихся людей того времени; в этом отношении она стала предшественницей блестящих хозяек литературных салонов XVIII в. Можно предположить, что в данном случае имела место конституциональная форма преждевременного полового развития, и ее гиперсексуальность, скорее всего, не являлась синдромом какого-либо психического расстройства. Однако странности в поведении у «королевы Марго» все-таки были: по моде того времени она носила широкую юбку на каркасе из китового уса (т. н. фижмы) со множеством карманчиков, в каждом из которых находилась коробочка с сердцем умершего любовника (когда кто-то из них умирал, она тотчас же заботилась о приобретении его набальзамированного сердца). Фижмы эти она каждый вечер вешала на крюк за спинкой кровати и запирала на замок. В отношении «королевы Марго», даже учитывая совершенно иную историческую эпоху и культуру, можно уверенно говорить о таких сексуальных расстройствах, как инцест, нимфомания и некоторые признаки некрофилии. Творческой личностью ее назвать, разумеется, нельзя, но ставшая фактически нарицательной популярность Маргариты Валуа позволяет включить ее в наш перечень. Некоторые исторические персонажи ни при каких обстоятельствах нельзя отнести к гениальным или хотя бы творческим личностям, так как прославились они только своей нечеловеческой жестокостью. К ним относится Елизавета Батори (1560–1614), ставшая последним потомком дворянского рода. Венгерская графиня (помните графа-вампира Дракулу, который жил рядом в Трансильвании?) даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как женщина, которая совершила самое большое количество убийств – 650. Начать следует с отягощенной наследственности Батори. Один из ее дядек слыл колдуном и сатанистом, тетка – лесбиянкой, знаменитой своими садистскими наклонностями. Родной брат графини был распутником и пропойцей. В ее роду отмечено немало и душевнобольных. Кровавые зрелища стали интересовать Елизавету с самого нежного возраста. Началось, как это часто бывает, с мучения животных, а закончилось людьми. Уже в 12 лет она любила раздевать догола дворовых девок и изо всех сил полосовала кнутом по самым нежным местам. Рано пробудившаяся сексуальность, сочетавшаяся с наследственной склонностью к садизму, бурно искала выхода. Истязая горничных, Елизавета доводила себя до сладострастного изнеможения, после чего отправлялась на конюшню, чтобы отдаться первому попавшемуся батраку. В 14 лет сиятельная графинюшка забеременела от какого-то мужика, которого потом запороли до смерти. Вытравить зародыша не удалось. Пришлось дождаться родов и утопить младенца. Порочную девицу спешно выдали замуж за графа Надошти. Батори вела дневник, в котором скрупулезно описывала свои преступления. Этот дневник и стал одним из доказательств ее вины на суде. Она не только купалась в крови, но еще и ублажала себя созерцанием мучительных конвульсий, ибо требовала только «горячей субстанции молодости» из еще живых тел. Графиню взяли, что называется, с поличным. В ее спальне было обнаружено три свежих трупа. Во время долгих отлучек мужа Елизавета, чтобы развеять скуку, увлеклась черной магией. С помощью своего слуги графиня начала с того, что приказала похитить и замучить несколько молодых крестьянок. А после смерти мужа в 1600 г. она полностью предалась своему пагубному увлечению. Свидетельства отмечают, что Елизавета с большим удовольствием пила кровь своих жертв. Пытки, которым подвергала графиня своих жертв, были не очень мудреными, но от этого не становились менее мучительными. Она вгоняла под ногти девушкам иголки, намотав на палку волосы, рывком срывала с головы жертвы скальп и т. п. Батори нравилось мучить долго, убивать неторопливо, до последней капли сцеживая драгоценную кровь девственниц. Живущая в замке ведьма посоветовала графине собирать ее в большой чан. Так что совершаемые убийства находили у графини «рациональное оправдание»: чтобы сохранить свою красоту и юность, Батори была «вынуждена» пить человеческую кровь и принимать из нее ванны. В течение десяти лет графиня вела борьбу со старостью. Ее живой ум подсказал «рационализаторский метод» сбора крови: была создана так называемая «железная дева» – полая колода, несколько имитирующая женские формы. С помощью «девы» жертва обездвиживалась, и тогда вскрывались крупные кровеносные сосуды, кровь из которых по вставленным в них трубкам текла в специальный бассейн. А в бассейне уже нежилась стареющая графиня. Предполагают, что Батори была бисексуалкой, склонной больше к мужской роли. До замужества часто носила мужское платье и очень любила охоту. Вероятно, уже тогда ее одолевали сексуальные фантазии и тяга к насилию. Но она до поры держала свои порочные пристрастия под контролем и реализовала их позже исключительно с юными девушками. Можно уверенно говорить о наличии у «кровавой графини» садистских наклонностей. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и возможность развития сверхценной идеи у суеверной личности. Сверхценная идея обычно занимает в сознании человека неадекватно доминирующее положение и носит психологически понятный для своего времени характер. Наверняка и она сыграла свою роль в патологическом поведении Батори. Кристина Августа (1626–1689) – королева Швеции в 1632–1654 гг., дочь Густава II Адольфа; самостоятельно правила с 1644 г. Показала себя умной, но нетерпеливой и своевольной правительницей. В случаях женской гомосексуальности важную роль играют факторы воспитания в раннем детстве. Мать не любила Кристину и совсем не занималась ею. Отец, постоянно находившийся в походах, только изредка видел дочь, рождение которой ничуть не обрадовало его, так как он мечтал о сыне-преемнике. Поскольку надежды не оправдались, он решил воспитать дочь как мальчика. Кристина Августа – одна из наиболее известных особ королевских кровей, являвшихся гомосексуалистами. С самого раннего детства в маленькой принцессе обнаружилась страсть ко всему, требовавшему силы, ловкости и смелости. Кристина терпеть не могла играть в куклы, а позднее ненавидела рукоделие и женские работы. По примеру своего идеала, Елизаветы Английской, она решила «для блага народа остаться девственницей». Однако женственности в ней не было никакой: среднего роста, коренастая и сильная, с высоким лбом и орлиным носом, с резкими чертами лица, смуглой кожей и энергичным большим ртом, она имела мужественный вид. Мужские черты сказывались и в ее свободном обращении с окружающими, развязных манерах и громком смехе. О своей внешности Кристина нисколько не заботилась. Как только она покидала пределы своего государства и освобождалась от стеснений, налагаемых на нее саном, королева начинала вести весьма свободный и легкий образ жизни: она держала себя без всякого достоинства, одевалась в мужское платье и вообще проявляла чувства и поведение, не соответствующие прежнему своему положению. При случае Кристина могла позволить себе грубые и «нечестивые» выражения. Но свое сексуальное кредо она выражала достаточно витиевато: «Я не люблю мужчин не потому, что они мужчины, а потому, что они не женщины». Наконец, тяготясь рамками королевского этикета, Кристина решила оставить трон и сменить вероисповедание. Это желание повергло в шок всю Швецию. Летом 1654 г. в торжественной обстановке она сняла корону и порфиру, сложила скипетр и державу и окончательно покинула страну. Для нее началась новая и свободная жизнь. Данный пример лишний раз свидетельствует в пользу предположения о «мужском характере» гениальности. В отличие от большинства других знаменитых женщин, у Кристины Августы мужеподобность достигала, видимо, степени гомосексуальной ориентации. Подобная девиация могла быть обусловлена как психологическими (дефект воспитания), так и анатомо-физиологическими факторами. Для нас важна констатация самого факта связи талантливой личности с психопатологическими расстройствами, в данном случае – в поведенческой и сексуальной сферах. Салтыкова Дарья Николаевна (1730–1801) – русская помещица, представляющая собой русский аналог венгерской «кровавой графини», более известна под выразительным прозвищем Салтычиха. У двух злодеек действительно имеются общие черты. Только у русской помещицы нет даже намека на какую-нибудь оправдывающую ее преступления «идею». Жестокость Салтычихи по отношению к слугам также усилилась после смерти мужа. По свидетельствам очевидцев, ею в течение семи лет было убито, по меньшей мере, 139 «душ», в том числе девочки 11–12 лет. Специализировалась Дарья Николаевна в основном на женщинах – то ли сил на мужчин не хватало, то ли до такой степени ненавидела свой пол. Причем все эти несчастные жертвы были не просто убиты в порыве дикой злобы, а намеренно замучены до смерти: забиты поленом или батогами, облиты кипятком или заморожены. Поводом к истязанию могло стать плохое мытье пола или посуды. Обыкновенно «наказание» барыня начинала собственноручно, а затем конюхи под ее крики «Бейте до смерти!» исполняли приказ в точности. Часто садистка прибегала к изощренным зверствам: привязывала девушек голыми на морозе, морила их сутками голодом, обваривала лицо кипятком. Так, убивая крестьянку Ларионову, Салтычиха в порыве гнева схватила свечу и поднесла пламя к волосам девушки. А крестьянку Петрову загоняли палкой в пруд и заставляли стоять по горло в воде по несколько часов, хотя на дворе был ноябрь. С годами Салтычиха стала еще более «изобретательной» и употребляла, как отметило следствие, «мучительства, христианам неизвестные». Например, «разженными щипцами» тянула жертву за уши, при этом обливая голову «горячею из чайника водою». Следствие по делу Салтычихи длилось шесть лет и закончилось в 1768 г. Возникшая перед властями проблема оказалась довольно сложной для разрешения. С одной стороны, помещица Салтыкова принадлежала к весьма уважаемой русской фамилии и прецедент наказания отпрыска аристократических кровей мог вызвать недовольство в некоторых кругах. С другой стороны, Екатерина II хотела превратить судилище над преступницей в беспрецедентный процесс, который должен был продемонстрировать всему миру намерение императрицы создать новое правовое государство. Она приказала лишить званий, имущества и отправить в ссылку всех мздоимцев и взяточников, покрывавших убийцу. Подельники Салтычихи были приговорены к публичной порке и последующей каторге. А для главной виновницы 17 ноября 1768 г. назначена была на Красной площади гражданская казнь. Салтычиху привезли на площадь и приковали цепями к позорному столбу, повесив ей на грудь табличку со словами: «Мучительница и душегубица». Салтычиха была пожизненно заточена в яму под Соборной церковью Ивановского монастыря. Тридцать три года просидела садистка в темнице и умерла дряхлой старухой. По иронии судьбы этот храм был выстроен в честь рождения другого изверга – Ивана Грозного. Заметим, что указом императрицы Екатерины II Салтычиху не только лишили дворянского титула, материнских прав и всего имущества, но и постановили впредь именовать «сие чудовище мущиною»! Характерная черта. Помимо аристократических связей и соответствующих материальных возможностей совершать безнаказанно свои злодеяния, Салтычиху и Батори объединяет еще одна психологическая деталь: зверствовать обе начали после смерти своих мужей. Вряд ли в данном случае речь могла идти о проявлении половой неудовлетворенности, так как у обеих, наверное, было немало возможностей в этом плане. Однако нарушение стереотипа жизни, исчезновение определенного сдерживающего фактора позволили их патологическим влечениям развернуться в полную силу. Таким образом, у русской помещицы явно прослеживаются садистские наклонности. Но если биографы Елизаветы Батори утверждают, что она страдала эпилепсией, то в биографиях Салтыковой присутствует только эмоциональное упоминание об «ужаснейшей форме нервного расстройства». Может быть, речь тоже шла об эпилепсии? Человеку, страдающему этим расстройством, свойственна постоянная душевная напряженность, требующая периодических разрядок. А уж форма этих «разрядок» зависит от личности. Дашкова Екатерина Романовна (1743 или 1744–1810) – княгиня, активная участница государственного переворота 1762 г., совершенного Екатериной II. Первая в России женщина, занявшая государственный пост, став директором Петербургской академии наук и президентом Российской академии, литературный деятель. Другими словами, личность не чета некоторым предыдущим по размаху своей деятельности и государственному значению. Жизнь Дашковой никак не назовешь безоблачной, и ей потребовалось немало сил, чтобы преодолеть все выпавшие на ее долю трудности. В три года она теряет мать, детство проводит в доме родственников. В 15 лет испытывает отчаянное одиночество, врачи поговаривают о «нервном расстройстве». В 20-летнем возрасте переживает кончину мужа, немилость императрицы. В 27 лет Дашкова выглядит на все сорок. А в сорок становится предметом насмешек и шуток придворных. В сорок пять терпит педагогическое фиаско, крах материнских надежд, полный разлад с детьми. К 50 годам находится на грани самоубийства. После 60 лет переживает смерть сына, разрыв с дочерью, обретает репутацию алчной тиранки, ее жизнь становится постоянной темой светских сплетен. Не суждено было увидеть Дашковой опубликованными и свои знаменитые мемуары. В данном случае бросаются в глаза весьма своеобразные сексуальные проблемы. По отзыву одного современника, Дашкова только «по случайной ошибке природы родилась женщиной». Она действительно некоторыми привычками походила на мужчину: одевалась во что-то похожее на мужской костюм, что гармонировало с грубыми чертами ее лица. Английский посланник Макартни пишет о ней: «Эта женщина обладает редкой силой ума, смелостью, превосходящей храбрость любого мужчины, энергией, способной предпринимать задачи самые невозможные». Современница Дашковой замечает: «Она родилась быть министром или полководцем». Да и сама Екатерина Романовна не раз высказывалась о себе в том же духе и обычно подписывалась: «кавалер-княгиня Дашкова». Может быть, на эту подпись не следовало бы обращать особого внимания, если бы многие современники не отмечали определенные странности в поведении подруги Екатерины Великой. Почему, например, Дашкова, будучи вдовой с двумя детьми на руках, обремененная долгами покойного супруга, «отвергала многие лестные предложения для вступления в новый союз»? Почему она не употребляла ни румян, ни белил, в то время как нищенки не выходили просить милостыню, не подкрасив щек? Отчего не хотела нравиться мужчинам и даже «чуждалась сего искусства»? Более всего современников поражало тяготение Дашковой к мужской одежде. Сохранился портрет княгини в военном мундире, относящийся к началу 1760 г. Долгое время считалось, что на этом портрете изображен сын А. Меншикова. В 1770 г. Дашкова посетила Англию. Англичан особенно удивило то, что Дашкова танцевала в мужском костюме и появлялась в нем «столь же часто, сколь и в обычном платье». Ее мужской халат, застегивающийся, между прочим, на правую сторону, был знаменит в России. На известной гравюре художника А. Осипова, изображающей Дашкову в ссылке, княгиня представлена именно в таком одеянии. Но самое примечательное заключается в том, что это была не только домашняя одежда. Современник свидетельствовал: «Подобно королеве Кристине, носила мужское платье, в коем являлась в публичных собраниях, говоря в шутку, что природа по ошибке вложила в нее сердце мужчины…» Наличие «смелости, превосходящей храбрость любого мужчины», которой обладала Е.Р. Дашкова, служило причиной ее неудовлетворенности из-за принадлежности к женскому полу, что редко делает человека счастливым. Впрочем, именно эта патологическая особенность и связанные с нею «мужские черты личности» могли способствовать более полному выявлению ее одаренности и, как следствие, достижению ею исторической известности и славы. Дурова Надежда Андреевна (1783–1866) – русская писательница; первая в России женщина-офицер (штабс-ротмистр), единственная женщина, награжденная Георгиевским крестом. Служила ординарцем у генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова. Объяснить причину такого количества мужеподобных женщин с фамилией, начинающейся на букву «Д» (если еще к ним прибавить д’Арк Жанну и Дюдеван Аврору – Жорж Санд), невозможно, но категоричный выбор мужского стиля жизни Н.А. Дуровой поддается некоторой интерпретации. Вот только некоторые факты ее биографии. «Я деятельно зачала изыскивать способы произвесть в действие прежнее намерение свое – сделаться воином, быть сыном для отца своего и навсегда отделиться от пола, которого участь и вечная зависимость начала страшить меня», – пишет Дурова и решительно принимается претворять в жизнь свое решение. В 1806 г. она, отрезав косы и одевшись в мужское платье, инсценирует самоубийство и убегает из родительского дома. Затем присоединяется к казачьему полку и выдает себя за дворянского сына Александра Васильевича Дурова. Мужские склонности и интересы остались у Н.А. Дуровой и после ухода из армии (указ об отставке вышел в 1817 г.). В годы гражданской жизни, когда Дурова бывала в обществе, то танцевала всегда за кавалера. Постоянно носила черный сюртук с «Георгием в петлице», а на голове летом – фуражку, зимой – папаху. Дурова чрезвычайно раздражалась, когда к ней обращались как к женщине. Насколько ей это бывало неприятно, показывает следующий случай. Сын Дуровой, сосватав невесту, послал ей письмо, прося благословления. Дурова, вскрыв конверт и увидев, что сын называет ее «маменькой», немедленно порвала письмо и не ответила на него. Неудовольствие бывшей «кавалерист-девицы» вызвал так же и тот факт, что А.С. Пушкин в журнале назвал ее Н.А. Дуровой, а не Александром. Биографические данные свидетельствуют о патологии психологического развития Дуровой в детстве, «мальчишеском» воспитание, что могло послужить причиной нарушения ролевой установки пола. Это обстоятельство помогло Надежде Дуровой отличиться в среде современниц, а литературный талант дал ей возможность остаться в памяти потомков. Дурова – представительница редкого типа женщин: «мужчина в юбке», воительница, которой удалось с большим успехом сыграть во время войны определенно мужскую роль если не полководца, как Жанна д’Арк, то уж во всяком случае храброго и блестящего кавалерийского офицера. В диагностическом плане у Надежды Дуровой можно говорить о транссексуализме – убежденности в «неправильности» своего биологического пола и желании принадлежать к противоположному полу. Дурова, по ее собственным словам, не только хотела «сделаться воином», но даже перед смертью выразила желание, чтобы ее отпевали не как женщину, а как «раба божия Александра». Окончательный отказ от принадлежности к женскому полу и оформление «я» у Дуровой началось с момента ухода ее из дома в 23 года. С этого времени и до конца жизни она называла себя мужским именем, говорила и писала о себе только в мужском роде и требовала обращения к себе как к мужчине. Она поддерживала версию о своем девичестве, скрывая как факт своего замужества, так и факт рождения сына. Дурова, несомненно, одна из самых выдающихся представительниц транссексуализма не только в России, но, возможно, и в мировой истории. Ее историческая и литературная известность не в последнюю очередь обусловлена половым извращением, так как знаменитая книга «Записки кавалерист-девицы» просто не могла быть написана другой женщиной. Миловидная внешность и занятие поэзией отнюдь не гарантируют женственного характера и естественно ожидаемого «женского» содержания творчества. Родители Аннеты фон Дросте-Хюльсхофф (1797–1848), немецкой поэтессы и писательницы, ждали сына. Но родилась дочка. Возможно, что это обстоятельство в числе других сыграло свою роль в формировании мужских черт характера Аннеты. С раннего возраста Аннете стало ясно, что по своим психическим качествам она больше подходит к мальчикам, что ей свойственны интересы и склонности, характерные для последних. Аннете нравилось представлять себя индейцем или храбрым охотником, и она сожалела, что в реальной жизни ей никогда не разрешат носить ружье и охотиться. Аннета не любила танцевать, не имела интереса к нарядам, и ей были чужды разговоры девочек о влюбленности. Позже она восклицала: «Ах, если бы я была мужчиной!» Транссексуальными были не только ее стремление к мужской работе, к охоте, к ношению охотничьего снаряжения, мечты о далеких и рискованных путешествиях, неспособность к женским, свойственным ее полу занятиям, но и ее мужество, храбрость, отсутствие чувства страха. Вот цитата из ее стихотворения: Хочу поохотиться в диких лесах, Минуя глухие овраги. Была б я бойцом, позабывшим страх, Мужчиной, что полон отваги… Но я на высоком балконе грущу И злюсь на нелепую долю. И волосы втайне от всех распущу. Пусть ветер растреплет их вволю! В творчестве, где обычно ярко расцветает женская эмоциональность автора, у Дросте явный пробел. Ее стихи кажутся песней грубого охотника: они наполнены охотой и шумом сражения, необузданным бродяжничеством в суровой степи, насилием и кровавым убийством, закованными в броню рыцарями, мрачными курганами, над которыми в облаках тумана колышутся свирепые боги германцев. Дросте-Хюльсхофф не только чувствует себя мужчиной, но и хочет быть мужчиной. Чтобы почувствовать себя в хорошем настроении, в котором ей легче найти самый сильный и самый верный поэтический образ, ей необходимо представить себя одетой в мужскую одежду. Пристрастие к переодеванию является известным признаком, позволяющим выявить психопатических женщин, обладающих характером противоположного пола, интерсексуальных по своему духовному самоощущению. Так что нас уже не удивляет, что мужские черты характера нашли отражение в содержании литературных произведений Дросте-Хюльсхофф, которая при внешней женственности в психологическом плане отличалась мужеподобностью. Жорж Санд (1804–1876) – французская писательница, участница Французской революции 1848 г.; проповедовала теорию эмансипации женщин. В 18-летнем возрасте Аврора (таково ее настоящее женское имя) вышла замуж за Казимира Дюдевана, провинциального дворянина, который был совсем не пара импульсивной девушке. В 1831 г. она разошлась с мужем, взяла мужское имя и начала литературную карьеру в Париже. У Жорж Санд, которая, таким образом, была на самом деле не «Жоржем», а Авророй Дюдеван, есть схожие черты с Дашковой и Дуровой. Она нередко ходила в мужской одежде и обладала низким голосом. К тому же увлекалась чисто мужскими видами спорта, такими, как стрельба, езда верхом и фехтование. В жизни Жорж Санд имело место серьезное увлечение одной актрисой, которую она боготворила. Они часто встречались, и дело дошло даже до того, что Санд готовилась отправиться в роли камеристки на очередные гастроли подруги. Их «дружбе» ревниво сопротивлялся муж актрисы, не без основания пытаясь изолировать жену от «этой Сафо». О бисексуальности Жорж Санд свидетельствует следующая строчка из ее письма к актрисе Мари Дорваль: «В театре или в твоей постели… я просто умираю от желания скорее увидеть и горячо поцеловать тебя, моя леди, либо я выкину что-нибудь совершенно безумное!» Из многих любовных связей Жорж Санд самая известная – с Альфредом Мюссе, женственнейшим лириком, какого только знает история, и с Фредериком Шопеном, которого можно назвать «женским» композитором, настолько певучи и красивы его мелодии. При первой их встрече Жорж Санд обнаруживает явные признаки самца, а Шопен – самки: он краснеет под ее фиксирующим взглядом, она же грубым и низким голосом говорит ему комплименты. В это время Шопен писал о своей будущей возлюбленной следующее: «Неужели она действительно женщина? Я начинаю сомневаться в этом». Но не одной красотой побеждает женщина. Если принять во внимание, что Жорж Санд не только часто меняла любовников, но и нисколько не церемонилась с ними, в ее характере, в ее умении держаться с мужчинами было, вероятно, нечто настолько притягательное, против чего не могли устоять даже те, кто явно не симпатизировал ей и не любил ее. Лучшего доказательства, чем любовь Шопена, нельзя и придумать. Современники считали Санд непостоянной и бессердечной, называли ее лесбиянкой или бисексуалкой, указывали, что глубоко скрытый материнский инстинкт проявился в том, что Санд всегда выбирала мужчин моложе себя. Одержимая мыслью о рабском положении женщин, Жорж Санд задумала избавиться от него, изменив имя и весь свой облик. С этой целью она ставила в мужском роде все прилагательные, которые относились к ней, а в отношениях с возлюбленными всегда играла роль активного партнера. Существует, наверное, немало представительниц слабого пола, которые по тем или иным причинам становятся «одержимыми мыслью о рабском положении женщины». И эти причины далеко не всегда надуманны. Но только редкие феминистки приходят к необходимости в связи со своими убеждениями «изменить имя и весь свой облик». Для того чтобы писать о себе в мужском роде и демонстрировать ряд других, в основном свойственных мужчинам особенностей поведения, требуется такое расстройство половой идентификации, как трансвестизм двойной роли (с сохранением, как у французской писательницы, обеих половых ролей). При этом копирование внешних признаков противоположного пола отражает внутреннюю неудовлетворенность своим биологическим полом, а не стремление добиться сексуального возбуждения. Флоренс Найтингейл (1820–1910) – английская сестра милосердия, теоретик сестринского дела и общественный деятель; руководитель отряда санитарок во время Крымской войны 1853–1856 гг. Введя жесткие гигиенические правила, она обеспечила надлежащий уход за ранеными. В честь Найтингейл 12 мая отмечается Всемирный день медицинских сестер. Флоренс Найтингейл прозвали «леди с лампой» – за неустанную заботу о больных, которую она не прекращала и с наступлением темноты. В 1907 г. Найтингейл стала первой женщиной, награжденной британским орденом Почета. Известно, что Флоренс не выходила замуж, так как для нее медицинское призвание значило больше, чем желание иметь мужа и детей. В одном из своих писем она писала: «Ни одна женщина не возбуждала больше страсти у женщин, чем я». Биографы Найтингейл утверждают, что при женской внешности она обладала интеллектом и честолюбием мужчины. Да и сама Флоренс не отрицала, что является «в большей степени мужчиной». Все предложения о браке ею решительно отклонялись (мы вновь сталкиваемся с типом «вечной девственницы»), но зато были отмечены случаи страстной влюбленности в женщин. Флоренс понимала, что ее замыслам посвятить свою жизнь работе сестрой милосердия категорически воспротивится семья, так как подобная перспектива для представительницы светского общества означала в те времена, по меньшей мере, безумство. Жизнь Найтингейл, ее упорная борьба за права женщин и ее победа на трудном поприще заставляют предполагать наличие у нее мужских черт характера. Флоренс отказывается от личной жизни, посвящая все свое время отстаиванию своих идей. В упорном преследовании намеченных целей она стала «женщиной, одержимой демоном», – результат того, что ее эндокринная система приближалась к мужскому типу. Таким образом, у Найтингейл можно отметить доминирование мужских компонентов психики. Этот феномен объясняется наследственно обусловленным преобладанием в крови мужского полового гормона тестостерона и связанными с этим обстоятельством специфическими чертами личности. Во всяком случае, мы в очередной раз убеждаемся, что проявление женского таланта в административной и организационной (так же как военной и политической) деятельности подтверждает существующее предположение о «мужском характере» гения. Луиза Мишель (1830–1905) – французская революционерка, активная участница Парижской коммуны 1871 г., писательница и поэтесса. Матерью девочки была служанка, отцом – отпрыск старинного дворянского рода. Луиза получила прекрасное воспитание и работала учительницей сначала в провинции, затем в Париже, где сблизилась с бланкистами. В 1871 г. она организовала «Женский союз». В мундире национального гвардейца Луиза принимала участие в битвах при Исси, Рейи. К патологическим чертам ее личности можно отнести «странную», по ее собственному выражению, любовь к животным. «Дом ее был зверинцем, наполненным кошками, собаками, птицами и волками. Коров она кормила… букетами цветов», – писал Ломброзо. При такой любвеобильности Мишель, как сообщал в 1871 г. Journal officiel, «убила много жандармов и полицейских». Нас в данном случае больше интересует ее сексуальная сфера. Биограф приводит следующее описание ее внешности: «Высокая, стройная, худая, с плоской грудью и узкими бедрами, плохо выраженной талией, она не производила хорошего впечатления, будучи одетой в мужскую одежду, которую она часто носила. Голос и походка у нее были мужскими». У Мишель не было «личной жизни». В революционные дни Парижской коммуны она «сражается в маршевых ротах как рядовой гвардеец… трудится без передышки, не спит по нескольку ночей, носит форму и грубые, забрызганные глиной и грязью солдатские сапоги, но всегда бодра. Она нередко появляется в самых опасных местах». В это время ей было уже за сорок. Учительница и поэтесса, попав в плен, поражала всех выдержкой и достоинством. Луиза Мишель была сослана в Новую Каледонию и прожила там еще почти десять лет. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/aleksandr-shuvalov/zhenskaya-genialnost-istoriya-bolezni-2/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом. notes Примечания 1 Половая роль – специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола. – Здесь и далее прим. авт. 2 Эйленбург А. Половая нейропатия. – 1896. – С. 98.