Правила делового общения. 33 «нельзя» и 33 «можно» Нина Зверева Умеете ли вы общаться? Советы Нины Зверевой – известного тележурналиста, обладателя двух премий ТЭФИ, бизнес-тренера и автора популярных учебников по журналистике и ораторскому мастерству – помогут вам стать интересным собеседником и успешным спикером, человеком, которого всегда рады видеть и на официальных мероприятиях, и в кругу друзей. Книга адресована широкому кругу читателей, но в первую очередь менеджерам среднего звена, обязанным уметь эффективно общаться с людьми самого разного социального и интеллектуального уровня. Нина Зверева Правила делового общения. 33 «нельзя» и 33 «можно» Редактор Н. Юдина Руководитель проекта О. Равданис Корректоры Е. Чудинова, С. Мозалёва Компьютерная верстка М. Поташкин Дизайн обложки Д. Громов Арт-директор С. Тимонов В оформлении обложки использованы изображения из фотобанка shutterstock.com © Н. Зверева, 2015 © ООО «Альпина Паблишер», 2015 * * * Прочитав эту книгу, вы: • сумеете уверенно общаться в любых деловых кругах; • узнаете о распространенных ошибках, мешающих эффективной коммуникации, и поймете, какие из них совершаете именно вы; • научитесь использовать в своей ежедневной деятельности профессиональные приемы ораторов, драматургов и журналистов. Памяти моего любимого друга и незаменимого напарника Михаила Сладкова. Как хорошо, что он успел прочитать и всецело одобрить эту книгу! Вступление Эта книга далась мне труднее, чем предыдущие[1 - Зверева Н. Вам слово! Выступление без волнения. – М.: Альпина Паблишер, 2013.Зверева Н. Я говорю – меня слушают. Уроки практической риторики. – М.: Альпина Паблишер, 2013.Зверева Н. Прямой эфир. В кадре и за кадром. – М.: Альпина нон-фикшн, 2012.Зверева Н. Скайпик. – М.: Росмэн-Пресс, 2009.Зверева Н. Школа тележурналиста. – М.: Аспект Пресс, 2004.]. И знаете почему? В последнее время на семинарах я часто сталкиваюсь с умными, современными, образованными людьми, главная проблема которых – неумение говорить коротко. Длинные вступления… Долгие мучительные паузы… Отсутствие яркой четкой мысли… Когда они заканчивают «короткую речь в виде питча», то с ужасом смотрят на часы. И я должна и могу им помочь! Писать большую книгу с хорошими примерами и развернутыми рассуждениями в этой ситуации уже невозможно, хотя именно такую рукопись под названием «Со мной хотят общаться» я уже почти закончила. И обязательно издам ее – на бумаге или в электронном виде, чтобы те, для кого эта тема стоит особенно остро, могли прочитать более подробные рекомендации. Но в качестве первого шага я рискнула сделать «сокращенный» вариант, который легко прочитать даже на смартфоне или планшете. Я решила дать максимально короткие советы и рекомендации как по публичным выступлениям, так и по другим ситуациям, связанным с общением, ибо одно от другого отделить невозможно. Для кого я писала книгу? Для тех, кто недавно стал руководителем и хочет быть эффективным не только в основной профессии, но и в общении и публичных выступлениях. Эта книга также для тех, у кого есть босс, но также есть и подчиненные, – для менеджеров среднего звена. Именно они составляют большую часть аудитории на моих тренингах в школе управления «Сколково», в Корпоративной академии Росатома, в Корпоративном университете ВТБ и на многих других площадках. Я старалась! И на этом вступление почти закончено, потому что теперь я предлагаю вам самим проверить, нужна ли вам эта книга.? Короткий тест на «да» и «нет». 1. Вы можете сделать яркую самопрезентацию за одну минуту? ДА или НЕТ? 2. Вы уверены, что с вами приятно общаться (по работе и не только)? ДА или НЕТ? 3. Вы уверены, что никогда не обижаете людей, сами того не желая? ДА или НЕТ? Если среди ваших ответов есть хоть одно «нет», значит, эта книга для вас! Часть 1 Нельзя! Никому и никогда! С вами трудно общаться, если во время делового или публичного общения вы привыкли следовать правилам, перечисленным в этом разделе: Правило 1. Звонить подчиненным по телефону в их личное время (если речь не идет о критической ситуации) Нет таких срочных дел, которые дают вам право отнимать у людей их личное время, то есть время их настоящей жизни. Вы можете позвонить в момент выяснения отношений с женой, или когда только-только заснул ребенок. Или когда ваш подчиненный на всех парах несется к больной маме. Оставьте людей в покое, цените и уважайте их право на личную жизнь! Правило 2. Проводить совещания дольше двух часов подряд Это просто не имеет смысла, потому что совещание эффективно, когда решается один вопрос и после взвешивания всех за и против принимается одно ключевое решение. Вы должны быть умелым модератором и следить за временем, потому что если разговор затягивается дольше, чем на 45 минут, – он просто плохо подготовлен и ответственность за это лежит на вас. Правило 3. Устраивать совещания после 20 часов Это очень неудачное время, потому что – как ни странно!? – у людей часто бывают другие планы на вечер, и они имеют на это полное право. Вы можете невольно спровоцировать семейную ссору, и наутро ваш подчиненный не только будет хуже к вам относиться, но и хуже работать. Вам это надо? Правило 4. Поворачиваться к человеку спиной, не попрощавшись и не закончив разговор Порой мы нарушаем правила вежливости, потому что нам кажется, что это не так уж важно. Но кроме вкуса, есть еще и послевкусие, которое длится дольше, и зачастую именно оно определяет впечатление от блюда. Поэтому будьте особенно внимательны и деликатны в момент завершения любого общения. Лучше три раза поклониться, чем один раз повернуться спиной. Правило 5. Обращаться только к одному из присутствующих, игнорируя всех остальных Конечно, вам всегда нужен какой-то конкретный человек, потому что у вас есть вопросы именно к нему и вы искали встречи именно с ним. Но вполне может быть, что рядом стоит его молодая жена и еще множество людей, которые интересны ему и к которым он явно хочет присоединиться. Ваша задача – начать общение таким образом, чтобы заинтересовать всех, кто находится рядом с «объектом». Никогда не говорите с кем-то так, будто вокруг никого нет. Дело в том, что вы можете забыть о других присутствующих, но ваш собеседник не забывает о них ни на секунду. Правило 6. На вопрос «Как дела?» отвечать дольше 10 секунд Иногда на занятиях по коммуникациям мы делаем такое упражнение: ответить на вопрос «Как дела?» не дежурным «Спасибо, все отлично», а интригующим высказыванием, но обязательно коротким, таким, чтобы человек мог спокойно пойти дальше, но мог бы и задать уточняющий вопрос, и тогда это ваша победа. Например, начальник высшего ранга спрашивает у вас в лифте: «Как дела?», смутно представляя, кто вы такой и чем занимаетесь в его организации. Ответ «Прекрасно, спасибо» – вежливый и достойный, но вы можете потрудиться и придумать другую реплику, которая возбудит интерес босса. Например: «Спасибо, Иван Иванович, последние три месяца занимаюсь реализацией фантастического проекта и – представляете? – получается!» На этом общение можно закончить, ибо босс даже после этой короткой информации уйдет довольным, потому что вы – часть его амбиций. Но скорее всего последует уточняющий вопрос: «А что за проект?» И вот тут вам придется пустить в ход все свое красноречие, помноженное на краткость. Правило 7. Делиться своими проблемами или рассказывать об успехах посторонним людям Вы крутой? Отлично! Это ваше мнение и ваш выбор. Иногда хочется похвастать, и я всегда предлагаю использовать вступительную фразу, которая позволяет окружающим «скушать» хвастливую информацию без лишних отрицательных эмоций. Вы можете сказать: звезды так сложились, что я получил диплом Стэнфорда (или Гарварда). Или так получилось, что у меня три красных диплома и три высокие государственные награды. Есть в такой подаче определенная самоирония и здоровое отношение к успеху, который сегодня имеется, а завтра – бог его знает. Интересно, что в европейских вузах и школах дают противоположный совет: хвастайтесь, если есть чем хвастать, и вас будут больше уважать, потому что вы сумели добиться успеха, а это совсем не просто! Но у нас в стране хвастунов не любят. Однако скрывать свои реальные достижения тоже не надо, ибо команда должна гордиться своим начальником. Именно поэтому лучший вариант – самоирония. Когда Зиновию Гердту вручали «Орден за заслуги перед Отечеством» II степени, он иронично заметил: то ли мои заслуги второй степени, то ли отечество второй степени… Вот это реакция! Будьте максимально осторожны с демонстрацией семейных фотографий. Во-первых, это мало кому интересно. Во-вторых, и это главное, не у всех сложилась счастливая личная жизнь, и вы можете невольно задеть чьи-то чувства. Но если вы владеете информацией и уверены, что у человека с этим все в порядке, то обязательно сделайте процесс взаимным – пусть он тоже покажет фото своего малыша на телефоне (если захочет, конечно). Что касается личных проблем – лучше оставить их при себе или делиться ими с самыми близкими и тоже на условиях взаимности. Правило 8. Приводить самого себя и свои успехи в качестве примера для подражания Помните, как раздражало, когда в детстве папа или мама, дядя или тетя начинали говорить: «Вот я в твоем возрасте…» Нельзя ссылаться на свой опыт и приводить себя в качестве положительного примера. Это не просто хвастовство – это хуже, так как вы сами себя водружаете на пьедестал и предлагаете другим людям молча стоять у ваших ног и восхищаться вашими талантами. Если пример удачный и буквально просится на язык, то я советую придумать друга, подругу, ученика, коллегу, которым и приписать все ваши подвиги, и тогда вас будут слушать внимательно, с энтузиазмом и восторгом. Как известно, Эльдар Рязанов, написав стихи к фильму «Служебный роман», быстренько выдумал неведомого немецкого поэта, которому якобы и принадлежали строки «У природы нет плохой погоды» и другие лирические стихи. Он не хотел ни лести, ни ухмылок. И был прав. Если все же очень хочется рассказать факты и истории из своей жизни, то постарайтесь акцентировать внимание на том, как вы совершали ошибки, как вам было трудно и как вы до сих пор удивляетесь удачному финалу. Примерно так построил свое знаменитое выступление перед студентами Стэнфорда Стив Джобс. Есть еще отличное слово – повезло! К нему ни у кого не возникает претензий. Правило 9. Перебивать собеседника Если кто-то долго и сбивчиво говорит об одном и том же, очень хочется наконец сказать: «Я понял» или «Достаточно». Но, к сожалению, вы не можете так поступить. Грубо перебить собеседника означает проявить полное незнание законов коммуникации. Дайте договорить и используйте набор невербальных средств для того, чтобы показать ему: вы уже прониклись его ситуацией и поняли его идею. Не смотрите на часы и ни в коем случае не начинайте копаться в одном из своих гаджетов. Это еще хуже, чем сказать напрямую, что вы все поняли и готовы ответить. Надо действовать мягко и сочувственно. Нужно уметь кивать, смотреть в глаза и через кивок, взгляд, рукопожатие, дружеское объятие прекращать поток ненужных словоизлияний. А уже после этого можно сказать, что вы все запомнили и очень рады знакомству. И дать контакты – свои или своего помощника, в зависимости от ситуации и степени вашего интереса к собеседнику. После этого можете уходить с чувством выполненного долга. Но не забывайте, что человек будет ждать обещанного звонка или решения его вопроса. Так что советую позаботиться о том, чтобы ваши помощники (если они есть) сделали все необходимое и доложили вам о результате. Кстати, иногда такие надоедливые просители или «изобретатели вечного двигателя» оказываются интересными людьми. Дайте им досказать свою несвязную речь. Лишние две-три минуты ни от чего не спасут вас в ситуации вечного цейтнота, а разговор может принести пользу. Правило 10. На предложения подчиненных сразу отвечать «нет» Слово «нет» звучит как выстрел, как приговор. Даже если вы с самого начала видите, что предложение никуда не годится, надо уметь поблагодарить человека и сказать что-то, что ему будет приятно услышать, а вас ни к чему не обяжет: «Интересно, спасибо, подумаю, спасибо, понимаю». Человек уйдет от вас окрыленный, и от этого всем будет лучше, а у вас появится шанс действительно обдумать предложение, которое в первую секунду захотелось отбросить как ненужную помеху. А вдруг в этих словах есть смысл? А вдруг? Правило 11. Разговаривать по мобильному телефону в присутствии других людей Появление мобильников привело к тому, что мы часто становимся свидетелями разговоров, которые нам не нужны и не интересны. Особенно это заметно в скоростных поездах, самолетах, автобусах, когда на фоне общего молчания возникает голос, вещающий о подробностях крупной сделки или резко воспитывающий ребенка. Всем неловко. Надо иметь терпение и разговаривать со своими близкими или подчиненными только в той ситуации, когда рядом нет лишних свидетелей. В том же «Сапсане» есть специальная зона в тамбуре, где можно спокойно поболтать по телефону. Удивительно, что наши люди не желают подниматься со своих кресел и бесцеремонно нарушают покой других людей, делясь при этом конфиденциальной информацией со всем миром. Кстати, в Европе запрещено пользоваться мобильными телефонами в общественных местах и общественном транспорте. Правило 12. Опаздывать на совещания и переговоры Вы сохраните свои нервы и будете пользоваться уважением окружающих, если приучите себя не опаздывать. Есть люди, которые спокойно опаздывают и даже считают, что в этом проявляется их высокий статус. Вы хотите видеть меня и только меня, так ждите столько, сколько придется! Известно, что наш президент опоздал даже на прием к папе римскому. Я была бы рада, если бы он пришел вовремя, как и все другие персоны мирового масштаба. Надо уважать других людей и беречь их время. Правило 13. Не перезванивать и не отвечать на деловые письма хотя бы коротеньким «ОК» Очень неприятно, когда на деловое письмо вам отвечают молчанием. Вы нервничаете, пишете новые письма, звоните по телефону в приемную, и все это исключительно потому, что человек не потрудился набрать две буквы: «ОК». Ведь совсем необязательно писать развернутый ответ. Достаточно просто сообщить, что письмо получено и его прочли. Для отправителя такой сигнал чрезвычайно важен. Это деловой этикет, проявление вежливости, и за рубежом принято поступать именно так, но почему-то у нас этим часто пренебрегают. Правило 14. Критиковать кого-то в присутствии других (если это не делается специально) Говорить людям неприятные вещи вообще малопродуктивно. Человек «выставляет колючки», начинает оправдываться, обижается. Ему трудно дышать, трудно работать. Бывает, что менеджер обязан сделать работнику серьезное замечание, но старайтесь по крайней мере не допускать того, чтобы это слышали другие. Дело в том, что вы можете не знать всего, что происходит между сотрудниками. Например, среди прочих в вашем кабинете может оказаться человек, в которого объект вашей критики безнадежно влюблен. И тогда ваше замечание затронет уже не столько его разум, сколько сердце и душу. А это не ваша зона влияния. Так что тысячу раз подумайте, стоит ли говорить что-то резкое. Я уверена, что похвалой можно добиться гораздо большего, чем критикой. Правило 15. Прилюдно раздражаться и нервничать Сохраняйте достоинство в любой ситуации, старайтесь на людях сдерживать эмоции. Собственно сдержанность, умение держать паузу – это один из важных признаков настоящего человеческого достоинства. Пауза – отличный инструмент для трудной коммуникации. Если вы не поддадитесь первой реакции раздражения, а выдержите паузу – сразу выигрываете диалог. Молчите, смотрите на собеседника спокойно и уважительно, только не позволяйте себе никаких усмешек и улыбок, это выводит людей из себя! Мысленно повторите неудобный вопрос или реплику, которая вас рассердила. Попытайтесь понять, чем именно она вызвана. Спокойно ищите компромисс или отложите серьезный разговор. Подумать всегда полезно, а для этого требуется время. Правило 16. Отвечать на вопросы подчиненных без энтузиазма и понимания Если вы босс и уверены в себе – это не означает, что рядом с вами нет людей, которые через какое-то время смогут стать круче вас. Сильные мира сего должны уметь опираться на тех, кто сопротивляется. Этот прекрасный совет приписывается русской императрице Екатерине Второй. Опираться на тех, кто сопротивляется, значит внимательно слушать тех людей, которые могут сказать вам «нет» и выразить несогласие по ключевым вопросам стратегии и тактики компании. Они должны иметь возможность сообщить вам о своих сомнениях, иначе они не будут работать эффективно, а это не в ваших интересах. Однако есть два правила, которые лично я считаю очень полезными. Правило 1. Если ваш подчиненный на все ваши предложения говорит «нет», лучше его уволить. Он будет мешать вам развивать компанию и продвигать ее вперед. Причиной может быть зависть, нереализованные амбиции или несовпадение ценностей. Но это не ваша вина и не ваша забота. Правило 2. После того, как консолидированное решение принято и стратегия компании определена, обсуждение рисков и сомнений «снизу» нужно прекратить. Люди, которые привыкли жаловаться на начальство и на его неправомерные и бесперспективные решения, но при этом с радостью продолжают получать немаленькую зарплату, тоже должны быть уволены. Правило 17. Обращаться к людям на «ты» (если это не происходит по обоюдной договоренности) Если вдруг вместо «вы» у вас вырвалось «ты», вы должны отметить это как невольное проявление душевной и деловой близости, но обязательно попросить прощения или разрешения продолжать в том же духе. «Тыканье» – плохая традиция, доставшаяся нам от советских партийных боссов. Старайтесь называть на «вы» даже самых молодых сотрудников. Это придает им уверенности и поднимает их авторитет в глазах не только окружающих, но и в собственных. Правило 18. Не задавать вопросов во время общения Даже у многих умных и достойных людей есть очень плохая привычка – они любят и умеют говорить монологами, демонстрируя при этом – сами того не желая – полное отсутствие интереса к другим людям, их мнениям, жизни, настроениям. Даже в семейной жизни мудрые люди не забывают спрашивать друг друга: как прошел день? Как ты спала? Будешь ли ты ужинать? Как настроение? Говорила ли ты с мамой, как у нее дела? Пусть вам не так уж интересны ответы на эти вопросы, но надо понимать, что человек, который не задает вопросов, ставит себя на голову выше окружающих, выглядит надменным умником и не вызывает симпатии. Если вы не умеете задавать вопросы – научитесь, это совсем не сложно. Просто не бойтесь быть таким как все и помните, что таковы правила элементарной вежливости. Правило 19. Давать советы, если вас о них не просили Что может быть неприятнее, чем в ответ на рассказанную историю получить пространные советы – и это именно тогда, когда вы не готовы никого и ничего слышать! Иногда людям надо просто поделиться проблемой, чтобы им посочувствовали, пожалели. И больше ничего! Обижают не только непрошенные советы, обижают длинные истории о своей жизни в ответ на короткий рассказ о личной проблеме. Девочка, которая рассказывает подружке про любовь, будет сильно обижена, если та немедленно начнет рассказывать про свой опыт отношений с парнем. В ответ на переживания нужно сопереживание – и ничего больше. Особенно женщинам. Правило 20. Негативно и резко реагировать на безобидные «подколы» коллег Вас оценивают, вас рассматривают, вас обсуждают. И это нормально. Хуже было бы, если бы вас попросту не замечали. Иногда люди неудачно комментируют вашу одежду, перемену имиджа или повышение по службе. Будьте выше, отшучивайтесь, и даже если вас что-то задело, никогда не показывайте виду. Помните чудесную фразу: «Обижаются только горничные». Правило 21. Настаивать на своей правоте в ситуации, когда уже принято другое решение Вы знаете, что правы, но победило другое мнение. Это обидно. Вам хочется отстоять свою правоту – потому что вы заботитесь о развитии компании, а не о себе лично. И у вас есть доказательства того, что результаты принятого решения будут плачевными. Тем не менее биться за свою правоту надо в ситуации, когда еще можно что-то изменить, а не тогда, когда все приказы уже подписаны. Теперь остается одно из двух: либо вы выполняете приказ и стараетесь делать свое дело как можно лучше, либо создаете собственный бизнес и там становитесь главным человеком, решения которого не обсуждаются. Все остальное – саботаж, который едва ли принесет вам очки в командной работе и добавит уважения коллег. Правило 22. Неожиданно предпочесть одного собеседника другому Бывает так, что во время большой презентации или новогоднего бала вы подошли к интересному человеку, и вдруг к вашей компании присоединяется некто, на чье внимание вы даже рассчитывать не могли. Естественно, ваше внимание мгновенно переключается на нового героя. Это объяснимо, но совершенно непростительно. Ведь ваш первый собеседник тоже имеет глаза и уши, и ему будет по-человечески обидно и неприятно, что ему так открыто предпочли кого-то другого. Так поступать нельзя, и если общих тем не найдется, лучше остаться беседовать именно с тем человеком, к которому вы подошли. Это все равно что пригласить девушку на танец, а потом предпочесть ей другую, более привлекательную. Правило 23. Нарушать правила вежливости и этикета Согласно этим правилам, мужчинам нельзя сидеть в присутствии стоящих женщин, нельзя не пропускать их вперед, нельзя не следить за тем, чтобы людям было в вашем кабинете комфортно и у них было все необходимое для работы, нельзя не представлять друг другу незнакомых людей, не выразить благодарность в начале и в конце встречи, не подать даме пальто, жевать, не закрывая рта, не говорить «спасибо» тем, кто помогал вам, и т. д. Полезно прочитать правила этикета и следовать им. Иногда яркий интересный собеседник рушит собственный имидж исключительно потому, что не умеет вовремя подать пальто, подвинуть стул, сказать «спасибо», попрощаться с гостями или поприветствовать компанию. Этому нет оправданий, и нет таких должностей, которые позволяют забыть об элементарной вежливости. Правило 24. Не следить за собой В наше время по сравнению с тем, что было лет 20 назад, требования к тому, как вы выглядите, очень изменились. Появилась мощная индустрия моды и салонов красоты, огромное количество современных брендов одежды и обуви на любой вкус, разнообразная парфюмерия. Внешний вид имеет большое значение. Короткие носки, резинки которых видны из-под брюк, могут испортить впечатление от самого яркого выступления. Слишком сильный аромат духов, лохматые брови у мужчин или заметный пушок на щеках у женщин – на все это надо обращать внимание. Соблюдать гигиену, следовать правилам стиля и придерживаться дресс-кода – это нормально. Прежде всего надо быть уверенным в своем внешнем виде, и уже только потом задумываться над тем, что вы будете говорить и как. Правило 25. Считать себя правым – во всем и всегда Людям свойственно считать себя правыми, и это нормально. Но тогда надо признать, что и у других людей есть право на свое мнение, которое может не совпадать с вашим. Уважайте чужое мнение, не старайтесь сразу презрительно опровергнуть доводы собеседника. Лучше вообще не вступайте в спор. Можно изложить аргументы в пользу своей позиции, а затем внимательно выслушать оппонента. Можно просто кивнуть, а не кидаться в атаку на соперника. И уж, конечно, нельзя презрительно хмыкать и издеваться над чужим мнением. Это очень обидно, неконструктивно и разрушительно для вашего имиджа. Психологи утверждают, что истово настаивают на своей правоте именно те, кто сильнее всего в себе сомневается. Правило 26. Нарушать формат общения, который вы сами установили Формат – это жанр коммуникации. Это, если хотите, дресс-код, который тоже надо соблюдать. Вы должны либо вписаться в предложенный формат, либо установить его сами, договорившись с аудиторией о том, сколько времени вы будете говорить и какова будет роль самой аудитории в процессе общения. Но если вы обещали, что ваше выступление продлится пять минут, а время перевалило за четверть часа, то это большая ошибка. Это значит, что на самом деле вас уже мало кто слушает, потому что люди были настроены на другое. Вы обещали им быть кратким, а обещания надо сдерживать. Как только закончились ваши пять минут, нужно предложить аудитории либо изменить формат и дать вам дополнительное время, либо предоставить вам всего полминуты на то, чтобы сказать самые важные слова и завершить сообщение. Правило 27. Рассказывать старый анекдот, не поинтересовавшись, знают ли его присутствующие Есть такое понятие – «анекдот с бородой», и люди, с энтузиазмом пересказывающие шутку, которую другие знают «с пеленок», рискуют потерять авторитет. В эпоху Интернета всегда можно найти свежую историю. Но если ваш любимый анекдот понадобился вам как «лыко в строку», как «яичко к христову дню», как «ложка к обеду», то все же поинтересуйтесь – кто из слушателей его знает. Ну, например, анекдот про слона (знаменитый анекдот, который заканчивается словами «С таким настроением ты слона не продашь»). Если кивнет больше половины аудитории, то вы должны поступить, как в известном советском анекдоте: объявляется анекдот № 3. Все смеются! Правило 28. Смеяться над собственными шутками громче остальных Это плохое качество, которое, как ни странно, выдает вашу зажатость и неуверенность. Шутку, как фирменное блюдо, надо подать спокойно. Вспомните, как это делают Жванецкий, Задорнов, Шендерович и другие наши сатирики и юмористы. Надо как бы удивиться самому себе. Из современных телеведущих я люблю наблюдать, как это делают Нагиев и Ургант. Правило 29. Смотреть во время общения в пол или потолок Надо уметь смотреть людям в глаза, хотя и не так, как это делает дотошный следователь или прокурор. Включите улыбку и постарайтесь осветить взглядом сначала все пространство вокруг себя, затем ту группу людей, которая окружает «героя вашего романа», и только потом спокойно и радостно посмотрите в глаза тому человеку, который вас интересует. Однако не надо никого терроризировать пристальным взглядом, который имеет магнетическую силу. Не случайно мы чувствуем такой взгляд, даже если нам смотрят в затылок. Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/nina-zvereva/pravila-delovogo-obscheniya-33-nelzya-i-33-mozhno/) на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом. notes Сноски 1 Зверева Н. Вам слово! Выступление без волнения. – М.: Альпина Паблишер, 2013. Зверева Н. Я говорю – меня слушают. Уроки практической риторики. – М.: Альпина Паблишер, 2013. Зверева Н. Прямой эфир. В кадре и за кадром. – М.: Альпина нон-фикшн, 2012. Зверева Н. Скайпик. – М.: Росмэн-Пресс, 2009. Зверева Н. Школа тележурналиста. – М.: Аспект Пресс, 2004.