Рецензия на книгу Тёмные аллеи от neveroff
Этот сборник рассказов очень напомнил мне альбом с фотографиями. Каждая история - как кадр из жизни. Причем из-за маленького объема получается, что кадр случайный, мимолетный.
В целом рассказы очень ровные по качеству. Хотя некоторые мне понравились особенно, но об этом ниже. А сейчас буду писать в своей любимой манере - по пунктам.
Положительные моменты:
1. Несмотря на то, что это сборник отдельных рассказов, все вместе они как бы составляют общую картину жизни в представлении автора. Поэтому книга воспринимается как обычный роман с огромным количеством персонажей.
2. При этом главными героями книги являются вовсе не люди, а нечто более абстрактное. На мой взгляд пятерка главных персонажей этого буниновского сборника - Любовь, Ревность, Разлука, Похоть и Предательство. Мне понравился каждый из них.
3. Длина рассказов в основном - миниатюрненькая. Обычно я так не люблю. Но здесь понравилось, что их можно воспринимать как карандашные наброски и самому додумывать очень многое.
Отрицательные моменты:
1. У Бунина какой-то шаблон женщин. Все описания, а их несколько десятков, имеют два типа: деревенской простушки и городской дворянки. Причем руки бывают либо белые, либо сухие, колени обязательно круглые, а ляжки полные. Только у некоторых деревенских еще бывают худые ступни. Бедненько как-то, Иван Алексеич.
2. А это вообще никуда не годится. Это же произведение одного из передовиков русской литературы. Классика! И вдруг такие фразы как "Она кивнула головой". Я, конечно, не филолог, но чем еще кивать можно? Не хватало еще чтоб было написано "своей головой" для полного недоумения.
Теперь о рассказах. Сам сборник представляет собой набор впечатлений автора о том, как желторотые студенты, зрелые красавцы и седовласые пионеры любовного фронта соблазняют наивных (и не очень) молоденьких (и не очень) деревенских (и не очень) дурочек (и не очень дурочек тоже). Хотя в некоторых случаях и обратка бывает. Когда молодуха может дать фору Казанове.
Наиболее всего мне понравились следующие рассказики:
1. Муза - тот случай, когда эмансипированная юная леди плевать хотела на общественное мнение.
2. Руся - рассказ-воспоминание о первой любви. О том что "Ваня, я ваша навеки" желательно ляпать подумав о мнении папеньки с маменькой, если так уж к ним привязана. Кстати, интересная штука - семья настолько бедная, что девушка босая ходит или максимум в вязанных чунях. Зато на репетитора для сына денюжка находится? Интересно девки пляшут!..
3. Антигона - один из лучших рассказов сборника о том, что "даришь звезды, а потом всё можно". Здесь же нарисовалось самое негативное мое восприятие мужского персонажа.
4. Зойка и Валерия - как раз вариант, когда чистый и душевный порыв исходит не от барышни, а вовсе наоборот. Ну и финал неожиданный.
5. Ворон - на одну барышню положили глаз и сын, и отец. Вот показательный пример, что людям стоит разговаривать друг с другом. Папаша мог элементарно вызвать сынулю в кабинет и по полочкам разложить почему его воронье измученное сердце требует любоффи конкретно этого юного вороненка в девичьем облике. Но нет - надо пафосно власть демонстрировать.
6. В Париже - самый-пресамый лучший рассказ в книге. В первую очередь потому, что моя детективолюбительская душа узрела в нем шикарный намек на убийство. Даже два намека. Так что скоропостижный случай в метро мог быть очень даже профессионально срежиссирован.
Как резюме: очень зря Бунина читают в школе в 14-15 лет. На такие книги стоит обращать внимание лет через десять. Не из-за откровенности, которая там отсутствует на самом деле. Просто на эти рассказы желательно смотреть с двух полюсов, подросткам редко когда такое удается.
моя избирательная позиция на уроках лит-ры в школе позволила мне пропустить Бунина. Точнее я начинала его читать, но стало скучно...
А худые ступни это хорошо?:))
Про однообразие женщин полность согластна, сама заметила округлые колени.
@rina_rot, а там не понятно, где он свое мнение про колени и ступни говорит, а когда просто мелет что придется. Думаю, что не очень хорошо...
@cvbnbvcvbn123, не понятно - зачем он так делал...
А мне вот эти рассказы понравились - "Стёпа", "В Париже", "Мадрид", "Дубки", "Ночлег". У нас с Вами только один совпал)) А если бы не "Ночлег", то я поставила бы книге оценку ниже.
Он не виноват! Это переводчики накосячили, точно тебе говорю...))))
@nikfrock, о, вот хотел сказать в рецензии про переводчиков - он же уже был эммигрантом, может мыслил на их манер типа my own head.))
@anastasia_roja, один, зато самый любимый. "Степа" тоже понравился рассказ. А "Ночлег" - ну понятно, что испанская обстановка не могла Вас не тронуть)))
Не наю, не наю, в пятнадцать только из-за откровенности их и читал. А Вы значит эту откровенность уже и не увидели.))) Что ж, старость не в радость.)))
@neveroff, жаль тогда еще не было Т9)))
@neveroff, семья Руси была бедной, но босиком она ходила, потому что была художницей, училась в строгановском училище. Отсюда и сарафан, и чуни...как это сейчас? Стиль бохо?
@neveroff, насчет женщин: мне показалось, что наоборот, все разные.. И мещанки, и студентки (та же Муза), и журналистки, и актрисы, и художницы , даже тайская проститутка )
Описание отрицательных моментов запало в душу прям))
@AprilDay, тайская проститутка??? прям захотелось прочесть!)))
@readman, я первый раз тоже в школе читал и как-то ничего откровенного и тогда не заметил. Видимо я такой распущенный с детства.)))
@nikfrock, ну, можно попробовать съехать на печатную машинку неправильной модификации. Или наборщик в типографии - тоже еще тот козлик отпущения)))
@aprilday, Пр Русю. Да, она художница, но к ее тапочкам это отношения не имела. Цитирую:
- Носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки на босу ногу, плетенные из какой-то разноцветной шерсти.
- Тоже, значит, в русском стиле?
- Думаю, что больше всего в стиле бедности. Не во что одеться...
Про женщин цитировать не буду, но Вы перечислили профессии, а я о внешности говорю - два типажа женщин всего. Конечно, можно было и вовсе один типаж сделать - два глаза, два уха, один нос. И наличие коленей.
Но от Бунина в этом смысле я ожидал больше. Сейчас возьмусь за другой его сборни, может там по-другому...
@andres, меня эти моменты сподвигли прочитать еще что-то у Бунина и проверить)))
@marfic, ну там конкретно не говорится, что тайская, но по описанию похоже ) кадыка нет ) слуга у нее был малаец )
@neveroff, А меня Бунин не особо впечатлил. Я больше поддался влиянию Андреева.
@neveroff, Не во что одеться - растяжимое понятие. Руся со своим художественным вкусом небанально придумала себе вот такой образ... Ну мне так показалось.
Значит, противопоставление деревенская простушка- городская дворянка - это к внешности? Я неправильно поняла. Но на самом деле ведь ляжек и коленей не так много, правда? Много описаний даны без них )
@andres, у Андреева я читал только "Иуду" пока. но, понятно, что он на голову сильнее..
@aprilday, для меня было не просто много, а слишком много... Видимо отличие мужского и женского восприятия)))
@neveroff, Вы действительно так думаете?) Смелое заявление. Я вас поддерживаю в этом. Но думаю мало, кто согласиться.
Рекомендую вам почитать "Жизнь Человека" Андреева. Она на меня сильно повлияла. Может быть и вам придется по душе
@andres, в чем? что Андреев сильнее Бунина? Для меня это неоспоримо, даже удивительно что кто-то может думать иначе...
Спасибо, заберу и эту книгу, у меня уже много Андреева в хотелках.))
>2. При этом главными героями книги являются вовсе не люди, а нечто более абстрактное. На мой взгляд пятерка главных персонажей этого буниновского сборника - Любовь, Ревность, Разлука, Похоть и Предательство. Мне понравился каждый из них.
Браво! Очень точно подмечено! И упрек в том, что рассказам не хватает духовной любви, мне кажется, неправомерен. Ведь не зря же он назвал весь сборник "ТЕМНЫЕ аллеи". Не только из-за одноименного рассказа. Я уверена, он и сам его самым сильным не считал. Зато такое название очень точно отражает суть сборника.
@marfic, Большое спасибо)). Название очень точное, согласен - темные стороны светлого чувства.
Я не знаю, что он думал про этот рассказ, но критики считают его одним из лучших в его прозаическом творчестве. Вот это странно.
@neveroff, о как! Значит я в нём чего-то не увидела... Возможно если бы он был в середине сборника, я бы к нему по-другому отнеслась, ведь нужно было настроится на сборник, а с первого рассказа это трудно сделать.
@marfic, аналогично. Я только начал чувствовать переживания героев, а рассказ закончился... Я даже был ошарашен как-то)))