Рецензия на книгу Мелкий бес от Anastasia375
«Он не мог найти для себя истины, и запутался, и погибал»
Безумие и беснование, обман, лукавство, подозрение и злословие составляют, пожалуй, центральную тему произведения, которая прописана практически во всех персонажах романа.
Федор Сологуб - писатель на стыке XIX и XX веков, современник А.П. Чехова, который во многом соответствует критериям и вкусам своего времени, смене его поколений и жизненных приоритетов. В частности, конец XIX века, во многом благодаря внедрению технического прогресса, ознаменован появлением нового социального класса – мелкой интеллигенции. В него входят весьма образованные и финансово независимые коммерсанты, «дельцы», юристы и доктора низшего происхождения, которые проявляют весьма незначительный интерес или попросту не понимают романтично-светские романы признанных литературных титанов и требуют «своего» простого и народного. Есть спрос – есть Сологуб.
Главный герой романа Передонов, на первый взгляд, кажется вполне себе возможным провинциальным учителем - недовольный, циничный, самолюбивый, озлобленный, грубый и несправедливый к своим ученикам. Однако, на протяжении романа он самостоятельно и прогрессивно доводит себя до состояния тотального безумия и овладения бесами, которых, впрочем, сам себе придумывает и сам себе навязывает. Бесами оборачиваются знакомые, домашний кот, карты, они возникают ниоткуда галлюцинацией «недотыкомки серой» и доводят Передонова до состояния беспамятства, агрессии, неистовства и озверения. Правда, следует заметить, что и окружение в его становлении играет немаловажную роль – общество принимает и нагло посмеивается над Передоновым, рассчитывая наперед как бы что-нибудь с этого поиметь. Во всем романе, пожалуй, практически нет положительных персонажей, почти все они в своих вульгарных поступках и примитивных репликах демонстрируют провинциальный мрак и грязь. Роман реалистичен и символичен одновременно; угрюмое зло Передонова – нарицательная «передоновщина» противопоставлена эпизоду чистого чувства Саши и Людмилы - поруганной красоте, запачканной в смердящей жизни вокруг нее.
«Передоновщина» - трагедия разумного начала в человеке и его вечного стремления к прекрасному, задавленная жестокостью, бессилием, злобой и запущенностью. И имя этому бесу – страх.
#БК_2018 (11. Книга, по которой вы хотели бы увидеть фильм)