Рецензия на книгу Белые одежды от Anastasia375
- Скажите, как вы считаете, может ли в добре быть заключено страдание?
- В добре вполне… (…) «Сии, облеченные в белые одежды - кто они и откуда они прошли? Они пришли от великой скорби»
- Это он сам сочинил?
- Такие вещи не сочиняют, их берут из жизни и записывают, а этот текст становится классическим. Это Иоанн Богослов («Апокалипсис»).
В сущности, советская послевоенная литература, на первый взгляд, кажется весьма однообразной: это тема военно-патриотического подвига или подвига производственного. Вот чего меньше всего от нее ожидаешь, так это проявлений глубоких философских суждений на тему добра и зла и не завуалированных библейских сюжетов.
Владимир Дудинцев, в свою очередь, долгое время не позволял себе «называться философом». Сын расстрелянного белого офицера, он учился на юридическом факультете, где старые, непосаженные профессора преподавали этический раздел философии о понимании добра и зла. Прежде чем написать роман, писатель воевал, работал в военной прокуратуре, впроголодь жил и трудился ради семьи, где росли четверо детей. На мой взгляд, до правды он действительно докопался.
«Герои книги – изобретатели и ученые – оказались той группой людей, на которой особенно была заметна печать закономерностей того времени. Главный герой моего романа был узнаваем, и потому рассказ о его судьбе воспринимался читателем 50-х годов как антология судеб многих талантливых современников» (В. Дудинцев, из интервью).
Герои его романов не восстают против политического режима, они борются против его бюрократии, тупого закостенелого идеализма и слепого культа личности. Это битва за объективную научно-исследовательскую правду против посадничества и укоренившегося чиновничества, которые лгут и в страхе губят таланты на благо Родины. Парадокс в том, что такая борьба героев и их вера в чистую совесть, взращены той же идентичной идеологией и системой праведной верности Родине и пионерскому галстуку. Соответственно, в своих решениях они не оппозиционеры, а скорее ярые ее защитники против двуличности, дисбаланса и хаоса, порожденных заселившего верхушки злом. И со злом ради добра нужно бороться его методами – скрытничать и выжидать, притворяться и лгать, вот в чем страдание и скорбь.