Рецензия на книгу Слепые от anya87

написала рецензию11 ноября 2019 6:44
Оценка книге:
4/10

Морис Метерлинк считает, что мы существуем в лучшем из миров, однако всегда ли его мнение было таковым? Существует однозначный ответ на этот вопрос – нет. Его раннее творчество можно назвать пессимистичным, потому что в нём поднимаются общефилософские вопросы, но в особой форме. Драматургия Метерлинка специфична, ведь он не признаёт театр идей – он относится к такому направлению в литературе, как символизм. В чем же заключается специфика произведений? Рассмотрим на примере трагедии «Слепые».

Я решила прочесть «Слепых» потому, что меня заинтриговало название: явно символист не будет попросту изображать незрячих людей, мне был интересен подтекст, а также мне вспомнилось стихотворение Иосифа Бродского «Слепые блуждают ночью» (попыталась провести параллель, но сомневаюсь). Прочитав первый раз, я думаю, что совсем не поняла, что же хотел сказать автор? А перечитав и обратив внимание на все детали, ремарки, я «проникла в суть вещей» (так хочется думать).

Итак, о чем произведение? И в чем его специфика? Во-первых, Метерлинк, изображая двенадцать слепых, шесть из которых женщины, а шесть – мужчины, и умершего священника, наделяет каждого из них смыслом, каждый персонаж является символом чего-либо; так, мёртвый священник воплощает религию, которая уже в то время потеряла свою значимость, он был их проводником, следовательно, его смерть обозначает и их погибель, и они понимают это; море ( Третий слепорождённый. Вода подступает к нам! Первый слепорождённый. Не будем думать о море! Второй слепорожденный. Но необходимо о нем думать, оно нас поглотит!) – олицетворение смерти, которую так боятся незрячие. Во-вторых, у драматурга свой, особый, стиль: он обобщает действительность. В таком, на удивление, коротком художественном произведении мы видим (пытаемся увидеть) глубокий смысл. В-третьих, Метерлинк упрощает фабулу (отсутствие внешнего действия) и диалоги героев (они будто не слышат друг друга), что вызвало у меня смешанные чувства, потому что это весьма непривычно. На мой взгляд, произведение о тенденции развития человечества, о людях, которые обращены к своему внутреннему миру, но которые не знают, куда идти.

Двенадцать персонажей – я долго думала, что значит это число – двенадцать ударов, очевидно, что здесь заложен смысл, если мертвый священник – это религия, то двенадцать незрячих – апостолы, которые не могут найти путь, потом я пыталась провести параллель между апостолами и героями, но поняла, что это глупо и это просто моя выдумка. Остановила своё внимание на новорожденном, потому что он зрячий («он один может увидеть»), но символом чего он может быть? Собака – друг человека, а также поводырь, но та приводит их к умершему священнику. Что это может значить? Она отведет их в приют? Впоследствии, узнав о смерти священника, слепые не знают, что делать, обвиняя друг друга в его кончине, одни паникуют (Второй слепорожденный. Мы не можем умереть здесь, в темноте!), а старший из слепых говорит: «Я три раза видел смерть… Но не такую!.. Теперь наша очередь…» У меня сразу возникло много вопросов: а где можете умереть? Вы же не видите. Кстати говоря, Метерлинк вводит много деталей: шелест листьев, звуки птиц, шум воды, приближение собаки; а также остальные органы чувств у героев обострены: у них острый слух («Кто из вас так стучит зубами?», «Я слышу только северный ветер», «Я слышу, ты ломаешь ЗЕЛЕНЫЕ стебли»), развитое осязание («о, как земля тверда»), они понимают, что сидят далеко друг от друга («Мне кажется, мы так далеки друг от друга. Попробуем сблизиться…». Также многоточие играет важную роль, мы понимаем, что есть скрытый смысл, но какой?

Размышляя, я пришла к выводу: да, это безусловно таинственно, но сидеть и гадать, что же автор хотел сказать, по моему мнению, довольно скучно. Также мне не кажется, что есть другой мир, который как-то влияет на наш, похоже, я не предупрежденная. Концепция и идея произведения мне пришлись по душе: когда я читала статью Минского и дошла до момента, где Метерлинк считает, что наш мир лучший из миров и что быть мудрым – значит видеть счастье – мне стало забавно и в то же время грустно. Почему возник этот когнитивный диссонанс? Я не думаю, что мы в лучшем из миров так же, как и не думаю, что все мы одинаково слепы. Скорее всего, каждый слеп по-своему, каждый видит или чувствует то, что хочет. Возможно, Метерлинк был глубоко несчастен, поэтому и убеждал себя: счастье рядом, даже после смерти мы будем счастливы. Но что такое счастье? На этот вопрос в творчестве бельгийского драматурга пока что я не нашла ответа.

Похожие рецензии
@cheshirka Полина 5 ноября 2014
После прочтения "Синей птицы" я начала сомневаться, что творчество Метерлинка мне придётся по вкусу, но "Слепые" явно улучшили моё мнение. О чём эта пьеса? О ...Читать далее
@katya 22 июня 2015
Слушать аудиоспектакль «Слепые» - настоящее удовольствие. Вы можете сами представить себя незрячим, ощутить то, что ощущают герои. До мурашек по коже! Не знаешь, что произойдёт ...Читать далее
@headless Анжелика 20 октября 2016
Про что эта пьеса? Про людей. Про большинство. Имя им – легион, ибо их много, поэтому в пьесе они останутся безымянными. Слепота душ через слепоту ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт