Рецензия на книгу Вверх по лестнице, ведущей вниз от v1shn
#Шармбатон_К (1.1./1.4.)
#книжный_марафон2020 (Полумарафон.)
К этому надо было морально готовиться.
С данной мыслью я закрыла этот роман спустя двести с лишним страниц сплошной абсурдной бюрократии. Нет, то, что у учителей жизнь ну очень непростая, мне было уже известно, причём давно. Ведь именно это стало одной из причин, по которой я открещивалась от педагогических вузов так, как только могла. (Вторая заключается в том, что я терпеть не могу детей, хд, хотя сама перспектива наставления мне, пожалуй, приятна.)
Читаешь – сносит этим сумбурным потоком записок, циркуляров, рапортов, указов и прочей кипы бумаг, каждую из которых нужно прочесть и принять во внимание, а иногда на них необходимо и ответить. Калейдоскоп бумажной глупости, в которой «есть ключи, но нет замков (кроме как в уборных), есть доски, но нет мела, есть учебники, но нет мест, есть учителя, но нет времени учить[, а] библиотека закрыта для учеников», и стекло не могут поменять несколько месяцев, и батарею починить, и сплошные запреты, запреты, запреты, и прямо хочется спросить: «А что делать тогда? Что вообще можно?».
Идиотизм одним словом, хотя отнеслась к нему я всё-таки несколько скептически.
Может, потому, что у нас в школе (во всех школах, где мне приходилось учиться) такого не было. Были бумаги, иногда даже до крайней степени бесполезные, однако же, в основном, всё было спокойно и ровно: не было разделения на «особенно отсталых» и «особенно выдающихся»; большинство старшеклассников не были клоунами с интеллектом детсадовцев; а многие преподаватели именно что учили и рассказывали, старались быть теми самыми «друзьями и советниками», а иногда и жаловались на школьные проблемы. Может, мне всегда везло, кто знает, но именно из-за того, что самолично в такой форме, в которой это преподнесла Бел Кауфман, рассказав историю о новом учителе английского языка и литературы Сильвии Баррет, я не сталкивалась, мне показался этот роман апофеозом абсурда, возведением его в абсолют.
Может, где-то в какой-то школе всё совершенно иначе, чем у было у меня, совсем как в произведении, – не зря ведь Кауфман получила множество отзывов и комментариев, так и кричащих об одном и том же: «У меня так же», «Как вы узнали, что происходит в нашей школе?», «Да это же в точности наша гимназия!», – о чём она сама пишет в позднем предисловии к произведению, добавленном уже после многократных поездок в Советский Союз. В прочем, не мне знать. Если есть произведение, освещающее такие вещи, значит, есть и проблема. И проблема эта остаётся до сих пор актуальной, раз популярность романа с очень подходящим и многозначным названием «Вверх по лестнице, ведущей вниз», написанного, на минуту, в 1965 году, не только не остаётся прежней, но и стремительно растёт.
Ещё одна проблема – неполнота знаний, представляющихся в высших ученых заведениях. Это видно с первых же страниц, и в этом убеждаешься ещё не раз в дальнейшем. Молодая преподавательница, похожая на Одри Хёпберн, пылающая амбициями, идеализмом и энтузиазмом, в первый же день и на первом же уроке – классном часу – сталкивается с суровой реальностью школьных будней. Где-то даже проскальзывает комментарий, мол, сталкивался ли вообще тот умный человек, написавший учебник по педагогике и подростковой психологии, тех, о ком пишет, в лицо. Ведь информация из пособия – это одно, а реальность – совсем другое. Бумажная волокита, глупость системы образования, ненадёжность и недалёкость рабочего состава школы и места в школьной иерархии, зарабатывающиеся возрастом, а не степенью подготовленности будто бы специально направленны на то, чтобы сбить учителей с толку, изничтожить их мотивацию, их стремление преподавать, почти что безвозмездно дарить свои знания ученикам.
И страдают-то ведь не только учителя, но и ученики, которые все как на подбор с потухшими глазами и грустными лицами, предпочитающие лгать и относиться ко всему с недоверием, крикливые и невоспитанные. Но это не только оттого, что они из проблемных семей, но и оттого, что последний их оплот – школа – не может дать им не то что того, чего они на самом деле хотели бы как дети, но и даже того, на что сама система образования направлена.
Удивительно, как Сильвия Баррет смогла сохранить свою решимость достучаться до ребяческих сердец, и что ей это даже удалось.
Интересный роман.
Глаза не открывает, конечно, потому что проблема и так общеизвестная, да и, в общем, не только в школах. Решений тоже никаких не предлагает. Так что интересный он скорее из-за формы. Это даже не роман, наверное, а что-то вроде сборника с записками или, если хотите, тяжёлой папки с документами, добрая часть которых – полнейших хлам, шлак и макулатура. История, сюжет, проблемы – всё узнаётся не непосредственно путём повествования от какого-либо лица, а из тех самых реплик, писем, записок, рапортов, бесконечных документов, ответов и просьб.
Перечитывать не буду – формат не мой (думала, гораздо быстрее закончу, а оно вон как, едва ли триста страниц на почти что целый день растянуть), да и не за чем, наверное.
Я до школы работала в техникуме, дык там и рапортички и хрен знает какие бумажки были.
Но и сейчас в школе такая фигня с бюрократией (дело даже не в бумажках). Просто помолчу:))