Рецензия на книгу Алхимик от v1shn
#Шармбатон_О (Империус; Голубая обложка.)
#книжный_марафон2020 (Полумарафон.)
«Как мне судить о том, что ты испытывал? Твои ощущения – не мои». Пауло Коэльо, «Дневник мага».
Всё, что я знала о Пауло Коэльо до прочтения его «Алхимика» – вышеприведённая цитата и два пуленепробиваемых факта: он бразилец, и в начале двухтысячных от его работ были без ума все, кому не было лень. Всё, что знаю о нём теперь… да, в прочем, всё то же. С одним лишь исключением в виде возникшего в моей голове предположения, – возможно, ошибочного и очень предвзятого, – что популярен он стал как раз за счёт произведений, подобных этому, то есть за счёт местами ну очень пафосных притч, идейно старых, как сам мир.
Ни тепло, ни холодно. Именно такое впечатление оставила мне эта история про молодого пастуха, который, будучи ведомым вещими снами и идеей собственной стези, отправился в Египет за сокровищами: увидел сон, посомневался, продал овец, купил билеты и уехал. Ничего особенного, просто очередное произведение об одной простой и очевидной истине: если не только сильно хотеть, но ещё и много делать, то желаемого с высокой долей вероятности в конечном итоге можно достичь, как это сделал пастух, в конце концов, всё-таки нашедший сокровище и заживший долго и счастливо.
Сама мысль о том, что «сама Вселенная» стремится любым способом помочь страждущему человеку, только бы он не сходил с дороги… ох, ну не знаю уж, насколько это совместимо с реальностью. Я не могу спорить о таких вещах без оснований, но и без определённых доказательств не могу с ними согласиться. Как по мне, всё вполне очевидно: в ситуации, не подразумевающей никакого жульничества и обходных путей, человек всегда получает столько, сколько заслужил своими стараниями. Если он и достиг какой-то цели в «честном бою», то это только потому, что он не лежал пластом, а добросовестно трудился ради своего же блага, или же сделал больше, чем оппонент.
Очень витиеватый стиль повествования напомнил одновременно и «Розу Парацельса» Хохре Луиса Борхеса (ох уж эти латиноамериканские притчи), и ближневосточные сказки – своей тягучей плавностью, мелодичностью, символичностью, а также малым количеством деталей. Действительно, как восточная сказка: кругом пастухи, цыганки, мудрецы, старики, разбойники, кочевники и прочие шаблонные герои, и не каждый из них обладает хотя бы банально лицом или именем – их занятия сами накладывают печати на их жизни. Да ещё и Египет почти постоянно на заднем плане.
И вроде сначала интересно даже: быт пастуха, отсутствие постоянного места жительства, путешествия, алхимия, тайные знаки... Однако в конечном итоге настолько погружаешься в восточную мудрость, в философские рассуждения, в историю о чём-то, но одновременно ни о чём, что, честно сказать, ощущения получаешь сродни тем, что испытывает ещё живая муха, на три четверти погрузившаяся в патоку. Надоедает, и хочется уже погрузиться, наконец, на оставшуюся четверть и спокойно умереть в тягостной скуке.
Казалось бы, так немного страниц, а всё равно успеваешь пресытиться.
Или, может, исключительно мне всё это несколько наскучило, что я придираюсь, а истина и сюжет на самом деле не очевидны, как ясен день. Но, серьёзно ведь, открыв книгу и прочитав первые страниц двадцать, уже понимаешь, о чём она (это ещё из аннотации становится предельно понятно) и что примерно произойдёт дальше. Никаких резких сюжетных поворотов, ничего удивительного и абсолютно ничего нового (несмотря даже на эту странную поговорку о том, что всё новое – это хорошо забытое старое). Мимо меня. Опять.
Что-то, кажется, моё желание продолжить знакомство с Пауло Коэльо вновь появится, наверное, ну очень нескоро.