Рецензия на книгу Молодые львы от neveroff

написал рецензию31 мая 2020 13:41
Оценка книге:
6/10

Это первый роман Ирвина Шоу (до него он печатал только рассказы). Книга получилась на мой взгляд очень неоднозначной.

Замах у Шоу был действительно грандиозный: через фигуры трех совершенно разных и изначально незнакомых друг с другом людей показать суть войны вообще и Второй мировой с ее дикой идеологией в частности.

Персонажи в дебюте произведения были интересны и хотелось о них читать, но в процессе развития сюжета стало понятно, что три главных героя ведут себе не естественно, а поступают как-то запрограммированно, конкретно ради передачи авторской мысли. Рост/деградация личности у двоих из них показались мне недоработанными, не ясна мотивация поступков, особенно у немца.

И еще один не понравившийся момент - стиль Шоу в конкретной этой книге. Это не Богач, бедняк и не Люси Краун, где Ирвин пишет самобытно и от этого всё представляется естественными и настоящим. Здесь же присутствует неприкрытый закос под Хемингуэя, причем на его не лучшую форму. От этого я многое происходящее, не говоря уже о личностях людей, воспринимал как пластмассовое и ненатуральное.

В центре действия три разных человека.
1. Австриец Кристиан Дистль в начале показан как неглупый, не поддающийся массовому ура-патриотизму человек, но при этом считающий национал-социалистическую партию Гитлера единственным ключом, способным вытянуть Германию и Австрию из той клоаки, в которой те пребывают почти 20 лет после Первой мировой.
Во время Второй мировой войны он - солдат, нацист, постепенно теряющий человеческое лицо и свою веру в идею. Почему - непонятно. Съездил в отпуск и понял, что на самом деле война никому в Германии не нужна и все лозунги про величие нации нужны лишь для набивания карманов толстосумов? Это совершенно не логично. Если бы это был не Кристиан, а тот юный немецкий-насильник из дебютной главы - то да, было бы ясно разочарование в идее, т.к. война оказалась вовсе не приключением. А так - неправдоподобно: был думающий, но 2+2 сложить оказался неспособен, пока командирская жена не сверкнула кружевными трусиками?

2. Еврей Ной Акерман. Кстати, выходец из Одессы - отсюда эмигрировал его папа. Это неуверенный в себе юноша, который в начале книги сомневается, что достоин проводить понравившуюся девушку домой (а вдруг она нравится товарищу?!), ведет себя неадекватно при смерти отца и вообще показан как моральный слабак. Он привык подчиняться, привык плыть по течению.
На войне Ной делает себя сам и из презираемого и унижаемого своим подразделением человека становится довольно уважаемым, по крайней мере более менее равным со всеми. Здесь Шоу показывает правильно: в армейском коллективе есть только один аргумент - сила. Как моральная так и физическая. Также мы видим эволюцию Ноя как личности в том плане, что он наконец-то понимает каким он хочет себя видеть и что для этого нужно делать. Однако с другой стороны Акерман все равно остается сам по себе, если смотреть честно. И он не является винтиком в системе, не превращается в солдата подразделения, а занимается выживанием. Шансов на это при такой психологии очень мало...

3. Американец Майкл Уайтэкр. Это богемный юноша из Голливуда, творческий человек. Он пишет пьесы и сценарии и до последнего пытается откосить от призыва. Но когда это ему не удается Майкл, единственный из трех главных героев не хотевший на войну, оказывается единственным из них трех, кто стал именно военным, а не пытающимся выжить. Тут мне вспоминается фраза о том, почему гуманитарное образование лучше технического. Потому что технарь, столкнувшись с проблемой языка/истории/психологии гордо скажет "Я же не гуманитарий" и не станет решать вопрос, а гуманитарий, столкнувшийся с технической неполадкой, просто полезет в книги, разберется и решит задачу. У меня по жизни таких примеров - тьма. Вот и "писака" Майкл смог перестроится, освоить другую профессию, но оставаться собой. А Кристиан и Ной, изначально более подготовленные к войне (один идейно и физически, другой со своей манерой подчиняться приказам и даже намекам), в силу обстоятельств сменившие взгляды, оказываются с разбитым корытом как личности.

Вывод:
Ирвин Шоу задумал мощную книгу, составил хороший сюжет и сильную картинку, но не смог реализовать психологическую линию героев. Я считаю, что именно из-за попыток подражательства. И получается, что хоть роман и входит во всякие списки "Прочесть каждому" и "Лучшие книги о войне", но по факту - о войне лучше написали Ремарк, Воннегут и Джозеф Хеллер, т.к. у них получились именно антивоенные произведения, а о личности на войне как раз кумир Ирвина Эрнест Хемингуэй, потому что у него хоть сухо и странно, но логично и натурально. А ниша Шоу, как оказалось позднее, лежит совсем в других темах. И там он крут невероятно.

#са_май На обложке есть оружие (Задание 2) + На обложке есть мужчина (Основная тема)

Похожие рецензии
@peresveta 21 марта 2015
Написанный в 1948 году роман Ирвина Шоу, который сам был участником Второй мировой войны, это хорошая, крепкая, добротная книга о людях на войне. Здесь нет ...Читать далее
@aman 25 декабря 2015
Что такое война? Для кого-то это способ доказать всем и себе что-то. Для кого-то - повод отличиться и прославиться. Для одних - просто средство наживы. ...Читать далее
@tirastell Tira 14 апреля 2017
Никто не опишет войну лучше, чем солдат действующей армии. Ирвин Шоу был одним из первых среди американцев, кто добровольно ушел на фронт. Он показал войну ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт