Рецензия на книгу Петровы в гриппе и вокруг него от Reznor
#БК_2020 (8. Книга, в названии которой есть фамилия)
Вы наверняка слышали это название – «Петровы в гриппе и вокруг него». Год-два назад оно сочилось из каждого холодильника и тут же врезалось в память, подкупая своей необычностью. Всегда с удовольствием даю шанс русской литературе, в том числе современной, поэтому сразу же отложил на полку. Хотелось дождаться определённого момента для прочтения, ведь Петровы в гриппе, а я здоров и, может, чтобы лучше понять Петровых, мне тоже необходимо заболеть? И вот заболел, температура 38,5. Даже в больнице провалялся две недели – аутентичности не занимать. Забегая наперёд скажу, что эта аутентичность, пожалуй, сыграла со мной злую шутку.
Если честно, то только после прочтения узнал, что в романе есть параллели с мифами Древней Греции, в т.ч. есть персонаж олицетворяющий Аида и вообще, что текст романа буквально усыпан символами и загадками. Эта ахинея только добавила разочарования.
Для меня «Петровы…» – это в первую очередь книга о типичной русской семье, настолько типичной, что их фамилия – Петровы, живут они в советском панельном многоквартирном доме, детская площадка возле которого разрушена так, что попросту опасна для детей, подъезд Петровых расписан баллончиком с краской и заставлен пустыми бутылками из-под пива, кнопки в лифте выжжены зажигалкой, почтовые ящики завалены рекламой и неоплаченными счетами соседей, лестничная клетка обоссана, а перила оплёваны. Петровы ещё достаточно молоды, но у них уже есть ребёнок школьного возраста, который теперь связывает их навсегда и, видимо тормозит любое их движение – карьерное или просто умственное развитие. Петровы работают не на самых высокооплачиваемых работах, они не в средствах позволить себе лучшего, вынуждены ездить на общественном транспорте, ежедневно вступая в контакт с ненавистными им людьми, погружаясь во всеобщий хаос, они не в силах противостоять более сильным ментально личностям, а если дело дойдёт до спора или драки – не смогут нанести первый удар. Вам может показаться, что Петровы самодостаточны и, в принципе, счастливы вместе, но на самом деле они очень слабы. Они даже боятся позвонить в скорую.
И это ещё Екатеринбург – не самый маленький город нашей большой Родины, но всё равно – провинция.
Кажется, что эту книгу мог написать любой. Просто выйти на улицу и списать её с окружающих, приправить безумными историями из жизни и собственным воображением. Абсолютно непонятно почему она так выстрелила. Возможно для таких читателей, как Галина Юзефович, Кирилл Серебренников и другой столичной арт-элиты, не хлебавших щей российской глубинки, «Петровы…» и являются полным загадок русским сюром, неправдоподобной мифической историей, диковинкой или просто поводом сидеть с открытым ртом минут 15 после прочтения, не понимая, что эта книга – это непробиваемая русская семейная бытовуха и не более. Где слово «русская» по определению может включать и сюр, и безумные приключения, и дикость.
А может это я просто чего-то не понял или не понял вообще всего. Определённо роман стоит вернуть на полку и перечитать через пару лет, в более вменяемом состоянии – без температуры и с учётом предыдущего опыта, теперь уже оглядываясь на символы, параллели и знаки, оставленные автором для читателя.