Рецензия на книгу Кто не спрятался: история одной компании от lerakler
#БК_2020 (Книга, которая покоится у вас в «хотелках» больше года)
Честно говоря, к детективам я симпатии особой не питаю. Но эту книгу хвалили все. И статьи были на сайтах книжных магазинов, и книжные блогеры рекомендовали, рецензии на нее хорошие. Так что, даже не особо вдаваясь в сюжет, я приобрела эту книгу, зная только то, что это герметичный детектив в горном домике. А когда, как не зимой читать холодящий кровь триллер-детектив, происходящий в морозном крае. Поэтому от книги ждала чего-то мрачного, увлекающего и затягивающего в чтение.
Не то чтобы я эксперт в этом (скорее в точности до наоборот), но я немного по-другому представала себе расследование убийства. В книге Яны Вагнер бОльший упор идет на взаимоотношения, которые описываются достаточно витиевато. Ощущения от прочтения, не будто ты идешь по следу, улика за уликой, а копаешься в стоге сена, рассматривая каждую соломинку, в поисках иголки. Это не хорошо и не плохо, просто немного не то, чего ожидала. Но детальность автора поражает. Она соблюдает все причинно-следственные связи, переплетает персонажей между собой, не распутывая, а, наоборот, запутывая клубок. Поэтому уже не столько интересно, кто там эту Соню несчастную убил, сколько кто, почему и когда кому изменил, кто кого все еще любит, кто уже ненавидит и прочее-прочее.
Вот читаешь о том, как сложились отношения персонажей, и все это веет безысходностью. Такой чисто русской. Такое ощущение, что если уж родился в России, то тебя обязательно ждет несчастливое будущее по той или иной причине. Каждый персонаж хотел бы что-то изменить, но просто не может, и живет так, терпит. Или не может на что-то решиться. В общем, Яна Вагнер успешно приняла эстафету русских классиков XIX века по написанию депрессивных романов о России-матушке.
Персонажи у Яны Вагнер получились более чем живые. Только ощущение, что за каждым из них я, как читатель, подглядывала через замочную скважину, увидев лишь пару знаковых эпизодов из жизни. Поэтому прямо полной картины не сложилось на 100%. Ну оно и понятно, книга-то не резиновая. Хотя периодически забывала, кто там чей муж или жена, но по отдельности запомнился каждый.
В целом, ощущения после прочтения странные. Все время не чувствовалось какого-то азарта в угадывании убийства. Книга вообще не про это. В ней много шаблонов, по которым живет большинство населения России, и, невольно, перекладываешь их на свою действительность. Немного я была к этому не готова. В общем, на первое место в жанрах этой книги я бы ставила все-таки «Психологическая драма», а не «Детектив» или «Триллер».
Пишу рецензию уже через долгое время после прочтения и понимаю, что все-таки книга мне не понравилась. При этом я не говорю, что она плохая, просто не мое. Я не хочу к ней возвращаться. От нее слишком сильно веет тоской и безысходностью.