Рецензия на книгу Слово безумца в свою защиту от julie
Я считала себя готовой к чтению данного романа. Пару лет назад я прочитала «Красную комнату» и предположила, что и в «Слове безумца в свою защиту» меня, скорее всего, ждет что-то такое же едкое, злое и абсолютно беспощадное. Кроме того, зная, что автор медленно, но верно сходил с ума, пообещала себе строго его не судить. Но, увы, не получилось. На протяжении всей книги автора (он же главный герой) хотелось прибить. Рассказывая, по сути, о своих очень непростых отношениях со своей женой Сири фон Эссен, (в романе ее зовут Мария), Стриндберг создал один из самых отталкивающих женских образов, для меня, по крайней мере. Его Мария – это своего рода низвергнутое божество, о которое от большой обиды ли, из-за болезни ли автор просто вытер ноги. У меня сложилось такое впечатление. Не имея сил уйти от жены из-за сексуальной зависимости, даже некоторой одержимости, он мстит, «награждая» ее всеми возможными пороками и недостатками: и актриса она бездарная, и мать никакая, и хозяйка неумелая, вести себя не умеет в приличном обществе. А самое главное - жена она неверная, сексуально озабоченная, готовая и с мужчинами и с женщинами и за деньги и так. И вроде нет в книге откровенных сцен, но читать противно, потому что автор, он же главный герой, с таким удовольствием ворошит это грязное белье, прямо смакует и упивается своими страданиями. При этом не забывает всем напомнить, какой он сам замечательный: любящий муж и отец, добытчик, известный писатель, всеми обожаемый и почитаемый, аристократ до мозга и костей, несмотря на свое буржуазное происхождение. Короче, это не тот человек, который помрет от скромности. И вроде понимаешь, что человек болен, одержим, в том числе, и бредом ревности, и кто знает, что ему там мерещится, и нужно быть снисходительным и надвое рассказанное делить, но все равно читать неприятно. Жену по-настоящему жалко, несмотря на то, что она иногда очень напоминала противную героиню «Азбучной истории». Если хотя бы часть из описанного правда, то ей не позавидуешь. А еще болезненные отношения героев, когда и вместе нельзя и порознь никак, а так же стремление героя непременно пострадать, напомнили мне Марселя и Альбертину из «Поисков утраченного времени». Но у Пруста все тоньше, изящнее и глубже, Стриндберг на его фоне всего лишь обиженный мстительный нытик. Но низкую оценку ставить не буду.
#БК_2020 (Книга, название которой состоит из 5 слов)