Рецензия на книгу Смерть - дело одинокое от neveroff
Странная книга. При всем моем уважении к Рэю Брэдбери и даже определенной любви к той части его творчества, которую успел прочитать, я не могу назвать данное произведение сильным. При этом есть твердое ощущение, что роман был очень важен для писателя с личностной точки зрения. Также полагаю, что поклонники мэтра, прочитавшие всю библиографию, поймут книгу гораздо глубже и из-за этого смогут получить удовольствие от чтения.
Сюжет разворачивается в маленьком городке Венеции, пригороде Лос-Анжелеса. Молоденький писатель, чьего имени мы так и не узнаем (очевидно, что это сам автор в юности) находит труп одного из местных стариков в затопленной звериной клетке. Впоследствии смерть приходит в местечко все чаще и чаще, причем встречают ее именно одинокие старики. Собственно, это естественно. Получается аналогия - умирают пожилые одинокие люди, а параллельно можно увидеть (если читать внимательно), что умирает и сам городок - мутнеют каналы, сносят "Лунапарк", главный центр развлечений, люди погружаются сами в себя и свои нечестья.
Однако не всё с этими смертями чисто.
За счет энтузиазма писатель зажигает интерес к расследованию у двух человек: детектива Эльмо Крамли и бывшей звезды немого кино Констанции Раттиган. Собственно, оснований подозревать преступления немного: все смерти официально принято считать несчастными случаями - тот перепил, тот утонул в своей ванне, тот с лестницы упал. Но у писателя есть такое основание: однажды в автобусе некто замогильным голосом произнес фразу «Смерть — дело одинокое». После чего всё и началось. Плюс непонятные телефонные звонки. Плюс какие-то следы, ведущие в никуда. Плюс появляющиеся водоросли на пороге.
Этого парню достаточно.
Так кто или что творит зло в умирающей Венеции? Ответ на этот вопрос тем сложнее, что Брэдбери пишет не просто в стиле нуар, окрашивая повествование в строго черно-белые цвета, а еще и морочит читателю голову. Дело в том, что писатель человек увлекающийся, с хорошей фантазией.
Может быть он запутался в собственном воображении и перепутал сюжет очередного рассказа с реальной жизнью?
А может быть он просто шизофреник и видит то, чего нет?
А может быть на городок навалилась мистика и фразу «Смерть — дело одинокое» произносил посланник смерти?
А может и на самом деле есть серийный убийца, отлично скрывающийся среди обломков некогда счастливой жизни пригорода?
Любой из этих вариантов может оказаться правдой и надо перевалить хорошо за середину книги, чтобы решить для себя есть ли в этом детективе мистика и фантастика. И есть ли здравый смысл в голове юноши.
Как я сказал, роман написан как нуар. Такое классическое депрессивное ретро, даже где-то сонливое. По сути единственный яркий персонаж эпопеи это эпатажная старушка-актриса Констанция. Остальные - сомнамбулы и в аналогичное состояние вгоняли меня при встрече с ними.
Фактически эта книга (и, полагаю, вся трилогия) за мистико-фантастическим детективным жанром прячет всю накопленную за жизнь Брэдбери философию и мироощущение. Но видимо для наслаждения чтением нужно отлично знать биографию, внутренний мир и творчество писателя или хотя бы быть полностью на его волне. Я же лишь слегка прикоснулся, поэтому не понял, удовольствия не получил и вычеркнул две следующие книги этого цикла из своих планов. Лучше пару раз перечитаю https://Вино из одуванчиков.
#убийственный (Тема 8. В детективе присутствует мистика)