Рецензия на книгу Тетушка Хулия и писака от bedda
После «Скромного героя» Льосы я прочитала ещё несколько романов автора, которые в целом были неплохие, но все же оказались не тем, чего бы мне хотелось. А хотелось мне снова вдохнуть неподражаемого знойного и пьянящего воздуха Перу, который буквально пропитывал страницы «Скромного героя». Так вот «Тетушка Хулия» в этом смысле очень порадовала.
Главным плюсом этого во многом автобиографичного романа для меня стала практически осязаемая атмосфера Латинской Америки 50-х годов. Такая, какой ее ощущает 18-летний влюблённый будущий писатель, который смотрит на мир через розовые очки юности.
Он, конечно, уже многое видит и замечает, но пока ещё политика, диктаторские режимы, социальные проблемы не слишком занимают его, пока что он со всей силой юношеского максимализма поглощён собой, своими чувствами, мечтами и тем, что творится непосредственно вокруг него. Он делает свои первые самостоятельные шаги, и его попросту прет от жизни и эмоций. Герой влюблён, молод, и море ему по колено, и любые трудности нипочём. Мироощущение молодости в лице юного Марио, который с оптимизмом взирает в будущее и с легкостью и упрямством преодолевает все препятствия в настоящем, передано очень точно.
Не будем забывать о том, что роман написан уже пятидесятилетним писателем, хотя он и вспоминает себя, 18-летнего. Поэтому помимо жизнерадостной атмосферы в нем улавливаются и совсем другие интонации. Особенно ощущается это в конце романа. Нотки ностальгии по ушедшей молодости с ее безрассудствами и ощущением бесконечности впереди. Легкая грусть из-за того, что жизнь не всегда складывается так, как мечталось, что чаще всего занудные старики с их негативными пророчествами оказываются правы, и их правда - в опыте. И что, приобретая этот самый опыт, мы понимаем задним числом почему и от чего предостерегали старшие, но вместе с этим пониманием теряется какая-то искра, тот самый задор, которые заставляют сворачивать горы в молодости.
И опять же, 50-летний писатель не мог оставить в стороне все те острые темы, которые занимали его, и скатиться в мелодраматическую историю любви 18-летнего себя с родственницей намного старше. Поэтому социальным и нравственным проблемам тоже нашлось место в романе, и в довольно необычной форме: через радиоспектакли.
Чтобы было немного понятнее. Главный герой Марио подрабатывает на радио. Его роль - готовить сводки новостей. Но радиостанция кормится в основном радиоспектаклями, этакими предшественниками латиноамериканских телесериалов. В радиокомпании появляется гений-сценарист Педро Камачо, который едва ли не в режиме нон-стоп создаёт удивительные истории, которые притягивают к радиоприемникам огромное число слушателей. Спектр тем, затрагиваемых в сценариях Камачо, обширный. Героями его постановок становятся люди из разных слоев общества, разной религиозной и расовой принадлежности, разных возрастов и профессий. За необычными сюжетами, которые на первый взгляд кажутся несколько надуманными, совсем в духе будущих мыльных опер, скрываются на самом деле серьезные вопросы морали, нравственности, общественного устройства. За театральным гротеском вырисовываются вполне жизненные большие и маленькие ежедневные драмы, психологические и социальные проблемы.
Удачным на мой взгляд решением было чередование глав с описанием событий, которые случаются с Марио, и главами-радиоспектаклями. Настоящая жизнь Марио протекает параллельно и будто бы не пересекается с выдуманной реальностью Камачо.
Марио не слушает эти радиопостановки. Спектакли Камачо его волнуют исключительно с творческой точки зрения. Он восхищается работоспособностью сценариста, его неукротимой фантазией и самоотдачей. Камачо по-настоящему живет в мире своих героев, и в конце концов это приводит его к вполне ожидаемым последствиям. Их, кстати, очень хорошо отразил Льоса через все те же радиоспектакли.
Конечно, нельзя знать наверняка, «что хотел сказать автор». Но мне
показалось, что приемом чередования глав Льоса как бы разграничил себя молодого и себя зрелого, свои мысли в 18 лет и в 50. Не зря же во всех радиоспектаклях главный персонаж «был мужчиной в расцвете лет – ему исполнилось пятьдесят. Широкий лоб, орлиный нос, пронизывающий взгляд...»
Или, возможно, писатель хотел противопоставить настоящий, но все же розовоочечный, несколько рафинированный мир юного Марио, который не замечает многих реалий жизни, выдуманному миру Камачо, который оказался более чем реальным для него самого и для огромного числа радиослушателей.
Очень хороший роман, очень атмосферный, и с легкой грустинкой. О молодости, взрослении, поиске себя, становлении характера и первых шагах в профессии. И, конечно же, о любви, чистой и бескорыстной.
ПС. Отдельное удовольствие - описание вовлечённости кучи родственников в дела всех и каждого из родни. Настоящий южноамериканский семейный клан, с обязательными обедами, драмами, семейными советами и постановлениями.
Про опыт и задор ты написала так, что теперь тебя надо цитировать как мыслителя. Очень здорово, особенно последнее предложение в том абзаце.
Про радиопостановки тоже хорошая версия. Более логичная, чем моя. Но мне моя все равно больше нравится, т.к. она более постмодернистская и так интереснее читать))
@neveroff, твоя версия мне тоже нравится, я ее не опровергаю) Но ты ее уже озвучил) Вот, кстати, по поводу сдержанности в описании страстей, про что ты писал в рецензии. Мне кажется, все оттого, что это автобиографическое произведение, и видимо не очень корректно было бы описывать страсти, ни по отношению к Хулии, ни Патрисии. Какая радиопостановка тебе понравилась больше всего?)
@bedda, может и корректность сыграла роль. Но и то, что оно тоже своего рода показывает незрелость Марито до жизни с тетушкой, имеет место быть.
Постановки все понравились. Прям ух. Больше всего про футбольного судью, про крысолова и про "изнасилование". А еще как начали появляться персонажи из других сценок. капитан, ставший священником из-за убийства негра, а потом этот не-убитый негр на трибунах и т.д.
@neveroff, мне тоже про крысолова, а ещё про свадьбу и коммивояжера с психологичной) Но вообще да, все постановки интересные. Кстати, тот же Литума встречается в других его произведениях. И очень понравилось, когда путаница пошла, очень хорошо можно было представить, что творилось в голове у Камачо)
Ммм...похоже, Льоса очень любопытный автор, но такое чувство, что данную книгу надо читать уже в зрелом возрасте, чтобы всё понять и прочувствовать...
@vandal, я тебя умоляю) Там нет ничего такого, что было бы не под силу понять или почувствовать, Наоборот, 18-летний герой будет ближе )
@vandal, думаю, чтобы понять ВСЁ, надо быть Льосой. ))
@bedda, да, умоляй :D
Ну раз нет ничего такого, то и прочитать когда-нибудь надо будет)
Раз 18-летний герой мне ещë достаточно близок)
@neveroff, я не хочу, чтобы меня вселялся Льоса :D
Да, мне наверное бы это понравилось!
Третий с конца абзац 3 раза перечитала. Какая ты умная!)
Оценка выше моей даже)) знала бы, что так понравится, послала бы тебе этот роман вместо тысячи "японских любовников")))
@natalya.s.alex, а у тебя она есть в бумаге?) Я было слегка приуныла после других книг Льоса, а после этой думаю ещё его почитать)
Давно хотела познакомиться с книгами автора, но каждый раз что-то отталкивает и опять не знаю, с чего начать, чтобы сложилось какое-то адекватное впечатление. Может быть, что-то посоветуете?
Наконец-то меня заинтересовало прочесть этого автора! Очень наслышана, но хотелось чего-то необычного, но не в духе Маркеса.
@Safoosha, наверное, Скромный герой самое «классическое» в хорошем смысле слова из того, что я прочитала. Плюс очень классная южноамериканская атмосфера. «Тетушка» тоже хороша, но тут уже появляются стилистические игры в виде этих радиоспектаклей. Остальное, что читала, довольно специфическое: эротические фантазии и солдафонская сатира.
@bedda, спасибо, на него я как раз с интересом смотрела) А эта книга как раз и оттолкнула радиоспектаклями))
Это офигенный роман, мне в свое время все очень там понравилось. Все очень в романе колоритно и сочно написано.
@Safoosha, на самом деле они не так страшны, как кажется) Наоборот даже) Так что эту тоже можно смело брать!
@bedda, нет, конечно! Я ж так... Как хорошая книга, так я в электронике читаю. Как куплю, так обязательно г... А тебе бы я лучший экземпляр выбрала. С картинками)))
Я, помнится, так удивилась, когда увидела в списках эту книгу, потому что до этого о ней не слышала, но буквально за пару дней до выкладывания списков мне подруга о ней начала рассказывать и настоятельно рекомендовать) я даже решила было, что это знак, но все-таки в итоге склонилась к другому выбору)
Мне кажется стоит уделить Льоса больше внимания в ближайшее время. Он у меня в списке на почитать давно, а после скромного героя я поняла, что автор мне нравится. И видимо, следующей будет эта книга.