Рецензия на книгу Милый друг от Bookworm1984

написала рецензию15 сентября 2021 10:45
Оценка книге:
9/10

Классикой я особо не «баловалась», как – то не любила все эти слёзы – сопли, вздохи – ахи, любит – не любит. Но сейчас «нужда» в лице БК заставила взяться и за этот пласт всемирной литературы. Под рукой оказался Ги де Мопассан и его «Милый друг». Вот уж поистине открытие для меня. Книга заворожила, увлекла и влюбила в себя.

Сюжет, наверное, известен всем. Жорж Дюруа – красавчик, не наделённый какими либо талантами, делает головокружительную карьеру в обществе, соблазняя и влюбляя в себя женщин. Это вкратце, а если подробнее, то это, прежде всего:

Ах, Жорж Дюруа! Да простят меня представительницы слабого пола, но я в восторге от него! Да, мне импонирует Жорж. Родившись в предместье Парижа в семье небогатого владельца придорожной таверны, не имея никаких средств к существованию, невольно начинаешь использовать только то, что дала матушка – природа – внешнюю красоту. Ну, и кто может упрекнуть Жоржа в его мечтах вырваться из пригорода столицы в самое сердце страны - Париж? Но Париж не любит безденежных, он постоянно соблазняет огнями ресторанов, вывесками дорогих магазинов, красивыми и не очень женщинами, ароматами духов и дорогих сигар. Так что же делать бедному бывшему военному, как влиться в это весёлое, богатое, довольное жизнью общество? Голод, холод и одиночество заставляют Жоржа карабкаться на вершину этого общества только одним способом – украсить собою общество женщины. Нет, я не делаю из него бедную, несчастную овечку, загнанную волком, но и преступления он не совершал. Ну, встретил случайно армейского друга, познакомился с его женой, все чинно и невинно, а то, что жена друга помогает Жоржу – дак он её не заставлял, Мадлене самой интересно писать статьи для газеты мужа. Жорж никого ни к чему не принуждает, под его обаянием все сами кидаются ему помогать. Он просто медленно, но верно идет к своей цели, правильно выбирая место и время, ситуации и людей. Жорж умеет слушать собеседника, вовремя поддакнуть ему, сказать то, на что тот рассчитывает. Он просто умеет хорошо втиснуться в ту среду, в которой ему суждено оказаться, а попросту хорошо приспосабливается. Все осуждают его за то, что он соблазняет женщин, использует их в своих целях, что он меркантилен и расчетлив. А что же бедные женщины?

Ах, эти женщины! Ну, они- то не далеко ушли от Жоржа! В большинстве своем, все эти светские дамы, показанные в книге, еще более расчетливы и меркантильны, чем Дюруа. Клотильда, Вирджиния и иже с ними выходят замуж за «звания, чины, мешки с деньгами, положение в обществе», а потом живут без любви, мучаются с ненавистными мужьями, создавая вид порядочной и счастливой семьи, а иногда и не скрывая своего отвращения к супругу. Да они сами ох как рады, что в их жизни появляется обходительный, скромный, бедный и застенчивый красавчик Жорж Дюбуа, который не ходит на службу, не сидит вечерами в клубе с друзьями, обсуждая политику страны, а все свое время и внимание отдает им, женщинам, говоря комплименты и исполняя любую их прихоть (любой каприз – за ваши деньги!). Каждый получает то, что хочет. Жорж – продвижение в обществе, женщины – любовь! Если Жорж достоин осуждения, то как передать то, чего достойны эти женщины. Вирджиния вообще вызывала у меня смешанные чувства. Женщина почтенных лет (по стандартам того времени), жена известного в стране политика, очень набожная. Зачем было держать столь серьезную оборону, чтобы потом сдаться на милость победителя и бегать за ним, словно дрессированная собачка? Она вызывала у меня полное недоумение – одной рукой креститься перед образами, а другой обнимать любовника? В её - то годы не понять, что ты просто игрушка в руках мужчины и надеяться на вечную любовь? Я не испытывала к ней ни малейшего понимания или сочувствия. Клотильда, с её легкомысленным отношением к жизни, как мне казалась, должны была либо привыкнуть, к тому, что она всегда будет на вторых ролях у Жоржа, либо не простить ему того скотского отношения, которое имел к ней Дюбуа. Но она каждый раз сорится с ним и каждый раз прощает его, разрешая просто вытирать о себя ноги. Получается, что Жорж нужен ей сильнее, чем она – ему. Ведь именно Жорж превнес в её жизнь то, чего так не хватало Клотильде – гулянки по злачным местам Парижа с переодеванием, разгульное и праздное времяпровождение по кабакам и сомнительным заведениям. Тогда какие могут быть обиды? Немного особняком стоит образ Мадлен. На фоне других женщин книги она выделяется не дюжим умом, хорошая журналистка, ей особо и семья то не нужна, этакая «преждевременная эмансипе». Ей бы в наше время родиться, когда женщина может не только статьи писать, но и шпалы укладывать, а тогда – кухня, церковь, дети. Поэтому куда ни кинь – нужен официальный муж. Вот и получается, опять без Жоржа никуда. Деловой договор с обоюдовыгодными условиями для обеих сторон был заключен между ними, каждый получил то, что хотел. Мадлен – статус замужней дамы с дворянской фамилией, Жорж – остаться на плаву и дальше пробиваться по ступеням светского общества. Но в данном дуэте даже умная Мадлен не «просчитала» простачка Жоржа.

И отдельное спасибо автору за слог! Изумительно хорош, очень лёгкий, красивый, вкусный. Это как открыть дверь в Париж 19 века с полным погружением в действительность того времени. Какое описание нравов, одежд, интерьеров, бесед, как красиво поданы свидания, прогулки, обольщения, лёгкий запах французских духов витал над всем этим. Только классик мог создать такой литературный шедевр. Я просто восхищена тем образом молодого соблазнителя, который создал Ги де Мопассан. Все намешано в Жорже Дюруа – ловкий манипулятор, хитрый пройдоха, мечтательный провинциал, страстный любовник, знаток женских сердец и слабостей, этакий игрок по жизни. Книга до сих пор актуальна и поучительна.
#БК_2021 (14. Книга, написанная в 19 веке.)

Анна . (@jasa_anya)15 сентября 2021 14:00

Давно хочу прочитать эту книгу, а после твоей рецензии нужно как-то двигать ее ближе к началу списка желаемого.

Ответить
Похожие рецензии
@ttcyonker Okonoma 26 апреля 2014
Книга и не плохая, но и не шедевр. Обычный сюжет об альфонсе, завоевывающем положение любовными связями с богатыми женщинами. Лично мне ничего особенного не запомнилось ...Читать далее
@anastasiaremiz Анастасия Ремиз 8 сентября 2014
После прочтения описания книги не хотела начинать читать данный роман. Но по просьбе друга все же взялась) В итоге прочла книгу за выходные. Жажда узнать ...Читать далее
@aliceglu Алиса 16 октября 2014
Мне многие советовали прочесть этот роман, и вот он у меня в руках. Но никакого восторга у меня нет. Не знаю даже... Может со мной, ...Читать далее
Обложка Милый друг

Экранизации

(реж. Пьер Кардиналь), 1983г.
(реж. Деклан Доннеллан, Ник Ормерод), 2010г.
(реж. Филипп Трибуа), 2005г.
(реж. Мак Альберг), 1976г.
(реж. Луи Дакен), 1955г.
(реж. Antonio Momplet), 1947г.
(реж. Вилли Форст), 1939г.
(реж. Августо Дженина), 1919г.
Лучшие книги - Топ 100
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт