Рецензия на книгу Убийства в десятиугольном доме от masyama
Я ожидал от «Убийств в десятиугольном доме» чего-то большего... Чего-то поживее и в части формы, и в части содержания. Да, роман неплохо написан и интересен, но нет ни одной черты или свойства, которые я мог бы счесть признаком большого произведения. Разве что его место в истории японского детектива с точки зрения возрождения субжанра «хонкаку», как написано в предисловии, может заставить относиться к нему по-особому.
Роман не шокирует графикой содержания, хотя японцы умеют ужасать получше многих. В общем-то с этой точки зрения «Убийства...» совершенно умеренный текст. Нет в нём присущих некоторым японским произведениям нарочито страшных и тошнотворных эпизодов. Убийца или убийцы используют относительно «традиционные», если можно так выразиться, методы лишения жизни.
Сам сюжет разрешён тоже без такого поворота, который заставил бы воскликнуть: «Не может быть! Как автор это придумал?!» Для читателя в данной сюжетной коллизии вообще безразлично, кто именно преступник. Какая, в целом, разница кто конкретно из действующих лиц убивает остальных? Главное в том, как и почему он это делает. И ответы на эти два вопроса, прямо скажем, не очень-то яркие. Способы по замыслу довольно простые, мотивация, на мой взгляд, немного натянутая. Зато по мере разворачивания событий мне понравилось обстоятельство, что действия убийцы не всегда шли согласно его плану. Мы знаем, что в реальной жизни вообще мало что идёт в соответствии с первоначально задуманным. Приходится быть довольным, если есть возможность хотя бы следовать генеральной линии плана. Все, наверное, видели уморительное интервью-мем с российским конным наездником Александром Несяевым. Так и в книге. «С самого начала у преступника была какая-то тактика, и он её придерживался». И это поднимает повествование на высокий уровень жизненной достоверности.
Про персонажей ещё в предисловии сказано, что особой проработки нет, не в этом, мол, была цель. Ладно, принимается. И вправду для замысла «Убийств...», думаю, какой-то значительной глубины действующих лиц и не требовалось. Так что условность характеров считать недостатком не буду.
Если бы не экзотическая сцена в виде десятиугольного дома, кстати, как-то чрезмерно удачно для сюжета претерпевшего неизбежную смену собственника, то этот роман, пожалуй, привлекал бы меньше внимания.
Подводя итог, хочу сказать, что, как бы там ни было, книга читается легко и быстро, в качестве инструмента развлечения она свою роль играет от и до. А что я в ней не нашёл чего-то этакого, то, как говорится, мои ожидания — мои проблемы.
Меня немного удивил момент с помадой. Ведь была вероятность, что ей могли и не воспользоваться вовсе. А книгу восприняла как японскую версию Десяти негритят. В целом интересно, плюс имена-отсылки к авторам необычно было.
@ekaterin_a, да, там так и написано - "своеобразное прочтение "Десяти негритят". Только у Агаты Кристи поднималась серьёзная тема неотвратимости возмездия. У неё десятка была виновна в по-настоящему преступных деяниях, при этом сумела избегнуть наказания. Здесь вина шестёрки не доказана и вообще сомнительна. В общем, кавер может быть любопытен, но он редко бывает лучше оригинала...))