Рецензия на книгу Иностранка от Reznor
До «Иностранки» прочитал несколько книг Довлатова и был приятно удивлён его простым и лёгким стилем повествования. Начал понимать, за что автора читают. Создаётся впечатление, что каждая история, будь она из «Компромисса» или «Представления», рассказывается за столом, на кухне, под ноль пять и солёные помидоры – а именно при таких условиях вспоминаются лучшие из историй. С «Иностранкой» вышло иначе. Хорошая история перестаёт быть хорошей, если она рассказана дважды. Эмигрантская тема – это очень избито, в первую очередь, самим Довлатовым. Сюда же накладывается принцип построения произведения, который у автора всегда одинаковый – минимум сюжетного вымысла, байопик – наше всё. Тоненькие шутки про союзную номенклатуру и толстенькие – про евреев продолжают кочевать из сборника в сборник, уже не вызывая даже улыбки – я помню их еще в «Зоне» было много, и они просто надоели. Персонажи прописаны из рук вон плохо, они двумерные и безликие, об интересности их жизненных путей или характеров нечего рассуждать – Довлатов не тот автор, который может залезть к своему персонажу под кожу, он лишь определяет интерьеры и внешний вид.
Стоить отметить, что в отличии от написанной истории, в собственной эмигрантской судьбе автора не было главы «Хэппи Энд» – все мы знаем, при каких обстоятельствах оборвалась его жизнь на чужбине. В отличии от Лимонова, Мамлеева, Солженицына и многих других, Довлатов вернуться не успел, хотя сомневаться в том, что хотел, не приходится – это и в главной героине Марусе читается. И вот если ставить во главе «Иностранки» страдальческую идею невозможности возвращения на Родину, тогда книга, на мой взгляд, получилась совсем плохая. Если же воспринимать повесть а-ля «историю о Генри Чинаски», то присущая ей легкость, безалаберность, пошлость и однобокость идут скорее в плюс.