Рецензия на книгу Вишневый сад от SKantor
Да простят меня поклонники Чехова, но это произведение не войдёт в список любимых. И дело даже не в том, что мне абсолютно некомфортно и неуютно читать пьесы, но и в том, что мне просто было неинтересно.
Я не учила данное произведение в школе, и потому не имела ни малейшего понятия о чем пойдёт речь. Но стиль написания ни капли не помогает влиться в сюжет. Первые страницы выглядели для меня как частная вечеринка, на которой я никого не знаю, пришла с опозданием, а заместо представления всех по очереди, мне предоставили список имён. И я стою посреди всего действа, верчу головой, пытаясь одновременно и в суть разговора вникнуть и в присутствующих разобраться и повод встречи угадать. Но обсуждение движется вперед, набирает обороты, а я все верчу головой, пытаясь успеть. Постепенно я вроде поняла, что к чему, да только проникнуться драмой я уже не смогла.
Моя главная проблема в том, что мне трудно насладиться историей, в которой ни персонажи, ни сюжет интереса не вызывают. А здесь, благодаря стилю написания, действующие лица так и остались безликими и одинаковыми, сюжета как такового нет, а та самая драма с продажей дома и вишневого сада меня никак не зацепила. Продают его, и ладно. Деревья конечно, жалко, особенно в свете современных проблем с экологией, но сантименты тут не причём. И трагедии, которую делает из этого всего Раневская, я не понимаю. Если ей так важен дом, она должна была озаботиться его сохранением, но она приезжает из Парижа буквально в последний момент, и даже аукционом не особо интересуется. Зато обижается, когда его покупает человек, чьи предки были крепостными у Раневской, и который собирается строить дачи на месте сада. Ничего такого, просто бизнес. Хотя для того времени, это наверное, казалось ужасным.
На протяжении всех четырёх действий меня не покидало ощущение, что я читаю конец истории, а начало было "в предыдущей серии ". Понятное дело, пьеса написана о конкретном отрывке жизни семьи, но все равно разговоры кажутся вырванными из контекста, а отношения между героями вызывают непонимание. То ли, я настолько не воспринимаю пьесы, то ли дело просто в том, что остальным читателям и зрителям понятно о чем речь, а мне в силу другой страны обучения, нет.
В любом случае, рассказы Чехова мне определённо больше нравятся. А пьеса, пусть и очень известная, меня не привлекает. Зато смело ставлю на галочку на еще одном школьном гештальте.
#школа_чехов
Попробуй через лет 15 перечитать. К таким вещам как "Вишневый сад" обычно с годами интерес появляется)
@lerochka, это ж как тогда она в школе должна восприниматься?)
А перечитать может и перечитаю. Если не забуду за столько лет)
@SKantor, на своём примере скажу. Когда в школе читали эту пьесу мне на неё всё равно было. А когда я перечитывала года 2 назад, то у меня слёзы на глазах стояли от последних сцен. А параллельно вспоминалось как мы семьёй переезжали из моего "дома детства" в новое жилье. Это знаешь когда люди продают квартиру и цену дорогую ставят. А в эту цену они вкладывают не стоимость стен, а стоимость количества воспоминаний. И вот чем больше этих воспоминаний, тем сложнее расставаться с жильём. Так и тут с этим вишнёвым садом у героев. Они не сад продали, а свои воспоминания)
А по поводу школы это уже установленный факт, программа подобрана может и из хороших произведений, но не все дети могут воспринять серьёзность этих произведений. Или просто дети с поколением поглупели с того времени, когда устанавливали эту классическую программу
Еще на тему школьной программы. Вспомнилась "Дама с собачкой" того же Чехова. Вот со школьной пары в голове осталась картинка о грустной женщине с собачкой, как она с ней гуляла. А когда перечитала после своих 30, оказалось собачка тут, вообще, персонаж за кадром, а главный смысл рассказа в курортном романе её хозяйки. Перечитывала и в шоке была, что такое в школе изучали)))
@lerochka, абсолютно аналогично, особенно про "Сад". В школе я тоже критиковал Раневскую, как и Соня. Но после того как потерял собственный сад до меня дошло о чем она страдает, как это больно и т.д. И эта жалость от потери вовсе не материальной части, а всего того что связано с этим местом.
Но вот с чем точно соглашусь, что рассказы Чехова сильнее его пьес.
@lerochka, я поняла эту мысль про прощание с садом, просто лично для меня, она не вызывает никаких воспоминаний и грусти. Наверное, это понятно тем, кто всю жизнь прожил на одном месте, и им будет понятно это чувство.
Насчет школьной программы, думаю не в тупости дело, а в том, что многие произведения стали менее понятными детям. Вот учила я Муму в школе, все что помню оттуда - главный герой утопил невинное животное, и для меня не было оправданием то, что Герасим человек невольный, мне было все равно, мне собаку было жалко. А как в 10 лет можно понимать крепостное право, если это что-то давнее и непонятное и никак не объясняющее такую покорность. Думаю так и с другой классикой может быть, просто дальше я не учила ее уже.
@SKantor, поэтому я тебе и ппосоветовала прочитать эту пьесу через лет 15. Может также придётся переезжать с превыкшего места и ощутишь это чувство)
Про тупость я, конечно, преувеличила. Но считаю всё же поколение прошлое в детстве о более серьёзных вещах размышляли. Даже фильмы старые смотрю или книги детские читаю и там заметно по разговорам.
@neveroff, про сад, который выращивал собственными руками вдвойне, наверное, тяжелее. Там же чтобы каждое деревцо вырасло сколько нужно времени и ухода
@lerochka, мне кажется это из-за того, что сейчас дети взрослеют позже. Во время войны на нее в 13 лет сбежать стремились, а сейчас в этом возрасте еще нет серьезности, просто жизнь. А к 18 только начинают задумываться, кем быть и как жить. И я не уверена, что это так плохо. Просто по-другому.
@SKantor, ну, в принципе, продолжительность жизни тоже увеличилась, к чему торопиться)