Рецензия на книгу Пейзаж с падением Икара от Areliya
Как же меня бомбило с этой книги! Главный герой - является одновременно прекрасным художником, искусствоведом, реставратором, экспертом по оценке подлинности искусства. Ещё может работать преподавателем, так как обладает способностью за 5 минут на левой коленке состряпать интересную лекцию для студентов с презентацией. В общем, чрезвычайно одарённая личность. Ну, по крайней мере так нам его представляют. Только этот образ входит в диссонанс с его описанием. Например, несмотря на чрезвычайную одарённость герой фактически нищенствует, хотя у него есть работа и он особо ни на что не тратится, снимает дешёвую комнатушку. Куда деваются деньги? Неизвестно. Вот прямо так нам и заявляют, видимо просто испаряются от гениальности.
Идём дальше и выясняем, что реставрировать ему скучно, так как приносят какую-то мазню, а не настоящее искусство. Ну да, ну да, у нас же именно этим реставраторы занимаются, а не сохранением тщательно отобранного фонда. Или же у него все, кроме художников мировой величины - фигня? Хочет только Репина, Шишкина и Айвазовского, а те кто не так известен недостойны нашего героя? Вполне возможно, учитывая, что Кандинский у него всего лишь "дизайнер". И это утверждение, кстати, сразу ставит крест на его карьере искусствоведа. Абстракционистов можно не любить и не понимать, но если ты искусствовед, то вот такие сентенции - это профессиональное преступление. Добавим к этому, что явно он пропустил какую-то часть истории искусства и потому придумывает целую концепцию для пейзажа с падением Икара Брейгеля вместо того, чтобы восполнить пробелы в своём образовании и узнать, что пейзаж очень долго не котировался в качестве самостоятельного сюжета для картины. Вот художники и придумали такую лазейку - рисуют большой пейзаж, а где-нибудь в углу пририсовывают что-то на мифологическую или библейскую тему, которые неизменно пользовались популярностью. Вуаля, картину можно продать.
Но самой страшной была цена экспертной оценки картины. Хотите мастер класс как провести экспертизу от нашего гения? Без перчаток берёте картину за раму, тащите несколько этажей к большому окну, чтобы подставить под солнечные лучи (спасибо хоть не прямые), а потом щупаете пальчиками и выдаёте свой неоспоримый вердикт. Для полноты впечатления надо было ещё лизнуть, чтобы ещё более эффектную и бредовую сцену составить. В музеях не просто так окна закрывают и вместо этого освещают всё холодным искусственным светом. Впрочем, от человека, который считает, что настоящие математики должны оперировать семизначными числами иначе никак и не стоит ничего ожидать. Единственное, в чём автор соизволил разобраться, а не воспользоваться своей буйной фантазией - это тема оригинала, повторения и подделки. Но на фоне остальных эксцессов это ничтожно мало. И это я ещё не коснулась таких нежных моментов, как огромный ценник за первую работу автора, который никогда раньше не выставлялся и никому вообще неизвестен, или сочетания нескольких разных профессий, каждая из которых требует совсем других навыков.
В общем, если вы интересуетесь искусством, то обходите эту книгу за тридевять земель. С осторожностью, если вы являетесь математиком, физиком или походником. В остальных случаях книга вполне может принести удовольствие. Скорее всего всё вышеперечисленное особенно в глаза не бросится, а так - слог хороший, сюжет присутствует и развивается вполне закономерно, мысли любопытные встречаются.
#библиополия (XXI век, 100)