Рецензия на книгу Средний пол от baska_kielbaska
Затруднялась выставить оценку этой книге, что бывает редко. Роман оказался не таков, каким его можно было представить по описаниям.
Это действительно история гермафродита. Однако в ней нет никакой скабрезности, да и интимные (в плане глубины, а не в плане полового опыта) переживания героя не выпячиваются.
Конечно, любопытно - не описывает ли автор самого себя в образе Калли.
Ощущение правды происходящего создается сдержанным, без надрыва стилем Джеффри Евгенидиса. Именно тогда начинаешь верить писателю - когда он рассказывает о самых страшных, шокирующих и сокровенных вещах просто, даже слегка обыденно. Именно в этом - настоящее.
Скупые слова трогают гораздо сильнее, чем бурное описание соплей.
В романе переплетаются 2 основные линии: взросление Калли, организм которой отличается от общепринятой нормы, и жизнь греческих эмигрантов, сбежавших от войны в США.
Социально-исторический сюжет даже чаще выступает на первый план, чем история своеобразной личности. Но придать страницам особый, национальный колорит автору не очень-то удалось. Я не увидела за всем этим Грека. Историю бегства от турецкого "Минотавра" он описывает совершенно по-американски.
И это очередной пример популизма и даже неких политических мотивов в литературной премии (на мой взгляд). Американцы трепетно любят произведения, посвященные угнетенным меньшинствам: этническим, расовым, даже биологическим. А тут Евгенидис поднимает сразу 3 острых соцвопроса: эмигранты в Америке, беженцы перед лицом геноцида и особый гендерный статус героя.
При таких-то данных Пулитцеровскую премию просто нельзя было не дать.
Книга не шедевр. И проблемы, которые описывает автор, меня мало тронули.
Не сомневаюсь, что гермафродитам в жизни нелегко приходится. Но так ли уж значимо именно их положение? Или интерсексуалов можно приравнять к людям с разнообразными половыми аномалиями вообще?
Думается мне, что проблема гермафродитизма не настолько уникальна (на фоне множества других девиаций) - чтобы книга, посвященная этому, стала новым словом в искусстве.
И это еще раз убедило меня в том, что для Евгенидиса описанный случай основан на собственных переживаниях. У него не получилось создать обобщенный образ "Другого", но получилось вжиться в уникальную психику Калли - как в свою собственную.
Теперь я возлагаю надежды на "Девственниц-самоубийц". Судя по фильму, эта книга должна быть интереснее.