Рецензия на книгу Евангелие от Иисуса от baska_kielbaska
Книга несомненно стоит внимания. Однако чтение будет совсем не легким.
Своему стилю, с которым многие знакомы по "Слепоте", Сарамаго не изменяет. Это вновь рассказ, смешанный из множества голосов - героев и автора. Рисуются психологически любопытные ситуации, неочевидные, на первый взгляд, конфликты персонажей.
Почти половина книги посвящена родителям Христа - Иосифу и Марии. Описание подано не в пасторально-рождественском ключе, а несколько ближе к реальности. Вероятно, автор знакомился с историей древнего мира и традициями иудеев, прежде чем браться за роман.
Так, Иосиф оказывается трусливым и жестоким ханжой. А Мария - традиционной женой, с правом голоса и собственным мнением на уровне табуретки.
Примечательно, что они способны меняться на протяжении повествования.
Переломным моментом в истории родителей Христа окажется избиение младенцев в Вифлееме. Этот эпизод - один из центральных в романе. Пережив его, никто из участников, включая Иисуса, не может оставаться прежним.
В целом, старшему поколению семейства из Назарета уделяется чуть ли не больше внимания, чем Божьему сыну. Доминирующей идеей становится один из канонических принципов христианства: грехи отцов падут на детей. И в случае с Иисусом - имеется в виду не только его земной отец, Иосиф.
Любопытно, как автор решает проблему с противоречием между Богом Ветхозаветным и Богом Нового завета. В "Евангелии от Иисуса" это тот же мелочный, ревнивый, гневный и жадный Бог, что описан в Ветхом завете. А идеи милосердия, всеобщей любви и прощения из Новой истории оказываются исключительно от Христа или даже от Дьявола.
Бог и Люцифер становятся по сути единым целым, хотя в романе действуют как 2 разных персонажа. И Сатана порой оказывается более разумным и где-то даже более гуманным, чем Бог.
В книге обыгрывается идея несовершенства Демиурга. И еще - вопрос о наличии собственной воли у человека. Лейтмотивом звучит мысль о том, что единственная возможность выбора, данная земному существу, - это способность принять кару за свои грехи.
Однако финал книги в этом плане совершенно неоднозначен. Христос, конечно, погибнет. И погибнет на кресте. Но вот насколько этот конец стал для него осознанным выбором? Или это была очередная насмешка Бога/Дьявола? Решать остается читателю.
"Евангелие от Иисуса" не следует традиционной истории Христа от "А" до "Я". Автор позволяет себе вариации на тему известнейшего жития и разбавляет их нетрадиционными деталями, на свой вкус.
В частности, Сарамаго наделяет Иисуса провидением (через Божественную волю, разумеется). Христос прозревает будущее на тысячелетия вперед. Видит Крестовые походы и святую инквизицию, видит трагические судьбы своих учеников и будущих провозвестников веры, видит самоистязания будущих фанатиков и прочие-прочие бедствия.
В полной мере осознавая кровавые последствия своей жертвы, какой путь изберет невинный Агнец? Пойдет ли добровольно на нескончаемую муку?..
Это, пожалуй, самая любопытная коллизия романа.
После прочтения этой книги есть над чем подумать.
Я рада, что с нею познакомилась, хотя продираться сквозь текст приходилось с трудом.
#Тайные_сокровища_Ридли2
Наткнулся на книгу, а оказывается твое волшебное перо тут уже побывало))
Насколько я помню, в Завете тоже нет веселых эльфов и красочного поезда с надписью "кока-кола", все весьма не радужно) По поводу провидения, мне не кажется, что это ноу-хау товарища автора - если Иоанн дал нам Откровение, то почему это вдруг сам Христос не мог видеть все что было, что есть и что будет?)
А вообще, спасибо тебе огромное за труды твои тяжкие) В очередной раз убеждаюсь, что подобного рода книги меня, мягко сказать, не привлекают совершенно)
@nikfrock, ахах, все для тебя))
История Рождества Христова, по-моему, - одна из самых наивных и сказочных в Библии. Туда легко впишутся эльфы, веселый Санта-Клаус и т.п. А остальное, да - довольно жестко. Но Сарамаго порой еще жестче. Меня удивили Иосиф и Мария, которые оказались совсем не святошами.
А что касается дара провидения Христа... Логично, чтобы он был - при всех-то суперспособностях Божьего Сына. Но в библейских историях на этом не делается акцента. А вот Сарамаго интересует: зачем милосерднейший Иисус ввязался во всю эту историю с собственной жертвенностью - зная, к каким последствиям это приведет для грядущих поколений?
@baska_kielbaska, Ну это же сугубо его личная версия, а судя по твоим словам все могло быть куда хуже) Я в принципе не против каких-то альтернативных теорий относительно тех событий. Кто же скажет на все 100%, как оно там было? Но... Мир одного дня кроме удовольствия от прочтения, подарил мне одно очень интересное слово - "теосрань". Так вот, я не очень одобряю, когда начинают откровенно перегибать палку)
Зачем жертва? Ну с точки зрения православия Иисус - Сын Божий, а не просто человек, и до того самого момента все люди попадали исключительно в ад. Но не спрашивай меня, каким образом после искупительной жертвы Христа люди из ада переместились в рай)
Последствия? Ну вот когда наступит апокалипсис узнаем))