Рецензия на книгу Семь дней творения от Mariachi

Интересно.
Интересно люди воспринимают эту книгу - для большинства она - этакая история о бытовом случае из жизни высших существ-управляющих порядком на земле. В общем-то, странно ожидать от среднестатистического читателя чего-то иного: он избалован, или, вернее, в нем воспитан стереотип к искусству в целом, и согласно этому стереотипу любое произведение должно непременно поразить его чем-нибудь ослепительно-бабаховым, неожиданным и непременно оригинальным - если творение требует хоть на секунду задуматься, не предлагая ничего захватывающего и "не грузящего" одновременно, такой читатель зря тратит время.
Более всего присуще современному искусству свойство уже продукта, а не произведения подстраиваться под среднестатистические ожидания - не следует забывать, что капризный обыватель часто бывает разочарован в книге, если та заставила его хоть ненадолго заскучать - в этом случае он преимущественно просто отбрасывает ее в сторону, не беспокоясь авторскими замыслами. Я всегда считала именно это основной трагедией гибнущего искусства, но, приметив Марка Леви, поняла, что ошибалась.
Трагизм произведений Марка Леви в том, что, читая их, среднестатистический обыватель испытывает нечто, что испытал бы провинциал в большом городе, когда некто предложил бы ему бесплатную экскурсию, а затем подвел бы к луже и попросил бы взглянуть в нее и оценить пейзаж.
Видите ли, небеса отражаются в лужах часто вперемежку с кусочками жизни города, ярче и глубже, тише и открытее, но испуганный такой необычной обычностью обыватель покосится на грязное дно и будет долго ругаться. И я порой задумываюсь, не страшно ли маэстро Леви выпускать в свет столь беззащитные в своей честности книги. Но почему я так говорю?
У Леви, скажете вы, мораль всегда на поверхности, удобная и теплая. Что сложного для человека образованного в том, чтобы уразуметь,что когда встречаются демон и ангел - получается человек? И что такого нового в идее с противоположностями? Ну, еще одна антистереотипная книжица, противоречие стереотипам во имя добра и общего комфорта - это же дешевый способ собрать кассу, используемый мультфильмами студии "Pixar" на бунтующих детках. А Дьявол и бог, что к ним вообще присматриваться? Здесь не про них. И вообще, это милая мелодрама-комедия, где бог любит смотреть, как запускают ракеты.
Я возражаю как бывший адвокат!
Я скажу вам,в чем причина легкости книги: Леви - либерал. он не заставляет нас воображать героев, а значит, их характеры и чувства, по своим меркам - он дает читателю настолько полную свободу, что, будто стесняясь подслушивать, часто пишет о Софии и Лукасе просто "они долго говорили" вместо приведения разговора. Ну признайтесь,у вас в голове немедленно начинал рисоваться этот разговор, приправленный легко заданными эмоциями персонажей, и это было, если вы улучали момент, чтобы представить, одним из самых увлекательных этапов вашего чтения. Но вы ведь торопились, верно? Хотя не суть.
В книге две сюжетных линии - не будь роман. Начнем с той, наверное, которую разобрать проще - с Лукаса и Софии. Леви никогда не прячет своих мыслей, а потому я тут могу только помахать флажком на очевидное: вспомните, как они учили друг друга самому важному - не слушаться - программы, заложенной в них, собственных отцов - Сатану и бога, и вообще глупых правил. Чтобы услышать себя, нужно не слушаться, нужно быть "плохим", и это не может не быть огорчительно - только для "плохих", а не для приличного общества, конечно. Это - банальность. Но мудрейшую штуку о банальностях мне повезло слышать из уст другого автора лично: "Все лучшее и интереснейшее - банально". В общем-то подумайте сами: что может быть банальнее Любви?.. Вспомните хоть, что говорил господин, aka Хьюстон, о ней в разговоре с Софи. Древность рудиментарная - эта ваша Любовь, как ныне многие и утверждают.
Вторая линия ненавязчива и, что называется, для интересующихся - линия Люцифера и Господина. Его отца. Серьезно, кому не известна злодейская предыстория Сатаны? Впрочем, перескажу-ка ее вкратце.
Имя "Люцифер" значит "светоносец", "сын зари", и был он до поры ангелом, обязанностью которого было как раз зарю обеспечивать. Гордыня его, если коротко, в том, что он пытался выражать собственное мнение, которое, кажется, не понравилось Творцу его и Отцу Всего Сущего, поскольку непохожий доигрался и был сброшен наземь.
И знаете... Мне всегда казалось, что богу было так же стыдно за это, как мне. Потому что Дьявол ведь был у него в фаворе, господь его уважал и любил, а любимых детей мы за промахи наказываем, порем, да что угодно - только не калечим так страшно. Бесчеловечность господу позволительна, скажете вы? Что же, тогда человечный Дьявол мне ближе и роднее.
Но знаете... Ведь этот прячущийся под маской случая изувер все устроил, держу пари, для того, чтобы наконец иметь шанс хотя бы поговорить нормально с падшим сыном. И это-то, дамы и господа, это - самое прекрасное в этой книге - такая мелочь, как то, что госпожа Любовь наконец помирила своих непутевых, но так различно прекрасных созданий.
Это книга с миллионами цветов и полутонов, которая заставляет читателя смотреть на самого себя по-новому.