Рецензия на книгу Двенадцать стульев от Headless
Роман, родившийся и живущий с той же легкомысленной на первый взгляд лёгкостью, как и его главный герой.
Не секрет, что Ильф и Петров создавали роман, развивая оставленный им Катаевым костяк сатирического произведения, в котором Остапа не было и в помине. Сами выдумали, причём существует несколько версий прототипов героя, слишком живым вышел. Множество фирменных фразочек Остапа, ушедших в народ, имели своих реальных авторов. Например, знаменитый "ключ от квартиры, где деньги лежат" был подслушан авторами от одного приятеля, бильярдного каталы.
Катаев, надо сказать, был в восторге от нового героя и вообще получившегося романа, даже отказался публиковать его от своего имени, отдав авторам во владение за посвящение и золотой портсигар.
Остап мне дорог. Некоторые критики воспринимают его как героя шаблонного, помогающего только, мол, психологии ноль и всё у него слишком получается. Но я согласиться не могу. Не так легко ему всё даётся, и очень часто чувствуется в этом летящем Остапе тот "рыцарь, лишённый наследства", которого мы увидим в "Золотом телёнке".
Бендер не просто яркий сатирический персонаж, Бендер - этакая лакмусовая бумажка для изображаемой действительности, современной авторам, для остальных персонажей. Сталкиваясь с ним, абсолютно все как-то не в лучшем свете предстают, так и толкая сочувствовать свободному и живущему мошеннику, а не им, свободным обывателям новой страны.
Да, здесь он именно он, не так давно вышедший из тюрьмы, свободен, он играет, летит, слышит музыку, чувствует "упоительное состояние перед высше-средним шантажем", его несёт. Он молод и здоров, и не склонен думать ещё о ком-то. Он замечательно обаятелен. Но не вполне правильным было бы его в этом ограничивать. Он может быть и злым, и жёстким, и напиваться до столбняка явно не от большой радости может.
И ему уже нужен человек рядом. Он понятия не имеет, зачем. Воробьянинов ему не нужен, это они оба понимают, но зачем тогда с ним возиться? Без него не так смешно жить, как говорит Остап. Но почему именно без него? Да просто потому, что оказался рядом, кто чуть ближе прочих. Какой-никакой, а человек, к тому же с ним Остапу так приятно быть молодым, сильным и умелым, "кормить, поить и воспитывать".
Но Бендер людей видеть не привык. Быть с людьми не привык, при всей своей меткости и точности в комбинациях. И не замечает изменившегося Кису, не понимает, что подливает масла в огонь своими шутками. С другой стороны, Остап и мысли не допускает, что из-за денег можно убить, это тоже верно. Действительно не привык он к людям. За что и поплатился.
Отчасти из-за такого расширения и смещения с позиций сатиры "советстких" писателей над "отжившими элементами" критики отнеслись к роману крайне неоднозначно. Планировалось, что объектами сатиры станут "охотники за табуретками", а получилось - эта самая новая страна советов и её граждане. Потому какое-то время роман третировали активно, заставили удалить очень многое, но от правды отступить не заставили.
Интересный анализ Остапа! Спасибо)))
@neveroff, вам спасибо. Тут достаточно сложно Остапа анализировать, авторы явно играючи писали, не просто, но очень увлечённо, приходится личность персонажа по крупицам собирать. Остап, конечно, во всей красе в "Золотом телёнке" раскрыт. Я до него ещё доберусь.)
@Headless, Хочу, чтобы быстрее добрались...)
@rina_rot, да?) Я сегодня-завтра собиралась о нём поразмышлять, так что ждать долго не придётся.
Мне кажется, Киса Воробьянинов и Остап Бендер близки друг другу, потому что они оба не нашли себе места в новой реальности, в Советском Союзе. А вообще не могу ни читать, ни слушать эту книгу-очень грустно становится.
@AprilDay, отчасти да. Отчасти потому, что Остап и не ищет себе в ней места, а Киса нашёл, да, совсем не то, чего ему хотелось бы, но он вполне налажено и прожил бы, покрываясь мхом в своём ЗАГСе, думаю.
А что грустно, то я понимаю. В ней при всём юморе нет-нет, да и пробивается, над чем погрустить можно.
@Headless, Остап, наверное, мог бы быть каким-нибудь дипломатом, иностранным послом или шпионом )
@AprilDay, служить обществу, да ещё шпионить?) Не думаю. Как-то мы обсуждали его будущность с одной мисс, обратившей внимание на мои попытки зарифмовать нежные чувства к Остапу, но так и не пришли к возможной профессии.
Я понимаю, что вы хотите сказать, способности у него немалые, но вот применить их свободолюбивому Остапу можно было бы, только примирившись со строем, став его частью. А это не по нему. Да и не разгуляешься с его прошлым.
Кстати, в одном из импровизированных продолжений его истории его пытались сделать шпионом, да.)
@AprilDay, он мог бы быть успешным менеджером по продажам)
@headless, а вообще, они они делали всё возможное и невозможное для исполнения своих мечт. Просто жили с мыслью, что всё самое вкусное будет впереди, а на сегодняшний день наплевать.
@Headless, я почему и говорю, иностранным послом, шпионом под прикрытием - потому что не в СССР пришлось бы жить... Но до этих "специальностей" нужно было такую частую гребенку проверок пройти, что да, никак и ни при каких обстоятельствах...
@brainik, в СССР такой должности вроде не было... а в наши дни да, героя книги "Волки с Уолл-стрит" вполне могли бы звать не Джордан Белфорт, а Остап Бендер )
Ну вот. Мне потому и всегда он казался "хорошим", лет с девяти, когда и познакомилась, хоть тогда не анализировала, да. И продолжения потому и видеть не хотела, дешево казалось.
@brainik, мечтой Кисы было найти сокровище. Он, собственно, мало в том продвинулся, всё Остап делал.) А вот мечта Остапа была мечтой из тех, что описывали немецкие романтики, по мне, - "голубой цветок", недостижимая мечта. Ему свободы хотелось, достичь её он и в Рио не достиг бы, там своя клетка. А уж впечатления человека, задумывающегося о будущем, он точно не производит, не та профессия, не тот образ жизни, да и молодость не способствовала тому.
@AprilDay, ну не вижу я Остапа шпионом, ну совсем нет. Ему противно было бы, не находите? Если он способен от Корейко разочароваться в человечестве, то деятельность шпиона не для него, думаю.
Нет, если и менять ему сферу деятельности, то на что-то такое же свободное - на корабле в плавание уходить. Или в общество встраиваться. Кстати, будущность Остапа - одна из причин, почему не желали авторы продолжать о нём рассказ.
@Mariachi, продолжение, во всяком случае то, что я видела, это совсем не то. Так что правильно не читаешь. А он хороший, хоть и не таким должен был получиться.