Рецензия на книгу Изящное искусство смерти от AprilDay
Вот надо было сократить эту книгу ровно наполовину. И было бы отлично. А сейчас меня раздирают противоречивые впечатления и эмоции, вроде книга интересная, хорошая, но, извините, недоделанная. Автор так гордится в послесловии, что он писал ее целый год... Это смешно, честное слово, неужели он искренне верит, что "целый" год - это гарантия качества? Он пишет также, что ему "не хотелось создать очередную костюмированную драму с современными диалогами и прямолинейными персонажами". Он сам свою книгу читал? Это именно костюмированный детектив, потому что некоторые герои ведут себя точь-в-точь как типажи из голливудских сценариев, не говоря уж о некоторых откровенно позаимствованных сюжетных ходах.
С первых страниц мы попадаем в 1854 год. Расследуется серия страшнейших убийств, повергших в панику и ужас Лондон дважды за последние сорок три года. Расследование ведут инспектор Райан и констебль Беккер. Ну как ведут... Райан в основном озабочен тем, чтобы спрятать свою ирландскую внешность от разъяренной толпы, а Беккер сражается с бешеными свиньями. Понятно, что с таким стартом успеха им не видать. Тут на сцену выходит субтильный невысокий мужчина 69 лет, который последние 50 лет ежедневно принимает опиум в количествах, многократно превышающих смертельную дозу. То есть попросту говоря, хилый старичок-наркоман. И щедро политое лауданумом расследование пошло как по маслу. Писатель Де Квинси, сам по себе очень интересный и глубокий человек, был совершенно неуместен в качестве детектива. Если бы автор не пошел на поводу у знаменитого имени, которое ему так хотелось вставить в книгу, инспектор Райан смотрелся бы на должности главного героя куда логичнее и уместнее.
Героиня прямо перенесена в 1854 год из нашего времени. Девица во всех отношениях крутая, ставит мужиков на место, хоть пьяного лавочника, хоть лорда Палмерстона, не смущается, называя сортир сортиром, говоря о проститутках и удовлетворении плотских желаний. Но если симпатичный мужчина приглашает ее прогуляться, автор описывает ее реакцию так: "У Эмили покраснели щеки" или "У Эмили покраснели уши". Что видимо, должно обозначать, что девушка она вообще-то скромная, утонченная , и изысканное воспитание не позволяет ей ответить - к черту условности, давайте сразу замуж.
Третий основной герой - собственно, убийца. Словами Джерома К.Джерома, представляет собой интересный клинический случай, был бы кладом для психиатрического факультета, если бы такие тогда существовали. У него в голове столько всего понамешано, что студентам не нужно было бы делать врачебные обходы, обошли бы разок вокруг него - и за дипломами. В итоге такая мешанина привела меня к полному непониманию мотивов его действий.
В книге то и дело попадаются выражения типа "бойцы элитного подразделения", "вводить прямиком в вену". Вторая половина насыщена идиотскими сценами со спецэффектами, из-за которых я не люблю блокбастеры и надеялась, что в детективе викторианской эпохи их уж точно не будет.
Что хорошего было в этой книге? Множество деталей из жизни того времени. Как жила беднота, как появилась знаменитая английская пунктуальность, что собой представляли врачи и хирурги, что такое гинея, как возникли мужские клубы, что ели, как спали и прочее в том же духе.
Очень хорошо передано распространение ужаса и паники по городу, поведение толпы в критической ситуации.
Если решите прочитать эту книгу, возможно имеет смысл начать с послесловия автора, где он рассказывает о работе над романом.
Дописываю PS. "Декоратор" Акунина в разы лучше, книги чем-то похожи.
Хэштег для флешмоба не забыли?)
@regina1, спасибо, забыла! и это у меня всегда признак того, что книга зацепила )