Рецензия на книгу Волчий зал от obukhova

Я вовсе не ожидала легкости от этого романа, но степень погружения в исторический период поражает. И пришибает. Страниц за двести до конца я расписалась в своем бессилии и бросила безуспешные попытки понять истинную натуру великого и загадочного Томаса Кромвеля и его роль в истории Англии.
Роман на самом деле грандиозен, а то, что я его не дочитала, результат скорее моей неподготовленности, нежели каких-либо недостатков «Волчьего зала». Возможно, это прозвучит несколько странно и невнятно, но я не могу представить, как Мантел вообще могла его написать. Нет, я не сомневаюсь в ее таланте и огромной работе, но мне правда легче поверить, что кто-то (Бог, Муза, Вселенский Разум, что угодно) диктовал, а Мантел только записывала, чем осознать весь масштаб проделанной работы. Или еще вариант: автор побывала в прошлом и записала все, что увидела и услышала.
Кромвель, да и все остальные персонажи, абсолютно живые, наполненные мельчайшими человеческими тонкостями и движениями. Мантел лихо и беззастенчиво вкладывает в их головы мысли, а в уста – слова. Никто никогда не узнает, как в действительности думал Кромвель, что он говорил и чувствовал, но надо обладать даром перешагивания через исторические факты и свидетельства, который позволяет вложить в персонажи свое – возможно, вымышленное от начала и до конца.
Но. Читать было невероятно сложно. У Мантел резкие рубленые фразы (но при этом ничего общего с телеграфным стилем). Этими фразами, тем не менее, она создает удивительно плотный текст, объемную картинку с кучей подтекстов и недосказанностей. Я не смогла их понять полностью. Я почти не знаю английскую историю того периода (как, впрочем, и всех остальных), поэтому, наверное, мне были недоступны все эти намеки и недомолвки. Мантел вообще не проявляет снисходительности к читателю, не помогает ему, она бескомпромиссна в следовании идее романа, плану. Думаю, она просто не могла писать иначе.
Множество действующих лиц, в ролях, поступках и словах которых было крайне сложно ориентироваться. Еще сложнее было ориентироваться в их молчании, взглядах, жестах. Эту книгу нельзя читать второпях или урывками – текст распадется на куски, которые вряд ли удастся сложить во что-то целостное.
Похоже, это действительно очень значительный исторический роман, если не великий. Жаль, что я не смогла оценить его так, как он того заслуживает.
Книга уже порядком долго лежит в моих хотелках, так что я очень обрадовалась, увидев Вашу рецензию:) В ваше оправдание ( почему вы не дочитали) могу сказать, что возможно вы пере этим читали серьезную литературу или классику и немного подустали, а может просто настроение было "не историческое". Но рецензия Ваша порадовала, есть так скажем в романе над чем подумать и это воодушевляет :)
@vladislava, Вы угадали) Я сейчас специально посмотрела, что читала перед "Волчьим залом" - "Осень Средневековья" Хейзинги. Но, честно говоря, думаю, что дело не в этом :) И сейчас я даже собираюсь читать продолжение - "Внесите тела". Надеюсь, получится лучше.
Очень понравилась Ваша рецензия. В своё время тоже не смогла дочитать эту книгу, но думаю, что просто не ее время было. Надо будет повторить.
@obukhova, у меня такая история со "Список Шиндлера", никак не могу осилить) Теперь жду вашей рецензии на продолжение)
@suuushi, спасибо)
Да, у меня тоже закрадываются мысли, что во второй раз я бы могла воспринять ее по-другому.
@vladislava, наверное, это будет не очень скоро)