Рецензия на книгу Тотто-тян, маленькая девочка у окна от psymag
#Соц1_1курс
Книга оставила очень неоднозначное впечатление. Скорее всего потому, что я сама педагог и уже 5 лет работаю в обычной массовой школе, где встречаются абсолютно разные детки. Но теперь непосредственно к книге. Это воспоминания девочки Тотто-тян (в миру Тэцуко Куроянаги) о ее жизни в удивительной школе Томоэ, где дети учатся в свободной деятельности, уроки проходят абсолютно не по расписанию в вагонах поезда, а между уроками происходят запоминающиеся походы и путешествия. Директор школы - Сосаку Кобаяши - замечательные человек и талантливейший педагог от Бога. Он воспринимает детей такими, какие они есть и не пытается учить их чему-то, лишь создавая атмосферу, где ребята сами понимают, что важно быть добрым, хорошо относится к окружающим, не мусорить и вообще вести себя хорошо.
Возможно, было бы прекрасно, если все школы были такими, но, скорее всего это абсолютно нереально. Даже учитывая менталитет японцев (а их система воспитания кардинально отличается от нашей) и время (примерно 40-е гг.) автор отмечает, что многим такая методика воспитания приходилась не по душе (чего только стоит эпизод совместного купания абсолютно голыми разнополых и разновозрастных детей). Можно сказать, что Кобаяши гений, но скорее, данная система подходила для конкретных детей, ведь абсолютно невозможно утверждать, что свободное воспитание без наставлений и упреков принесет плоды и сформирует у ребенка определенные ценности и устои жизни.
В целом, книга замечательная, светлая, смешная, пронзительная, добрая. Читается на одном дыхании и остается в памяти на долгое время.
Оценка - 7, лишь за то, что обычный смертный педагог во мне нашептывал, что не все педагогические приемы в этой школе были так уж безупречны.
Ну так приемы воспринимались маленькой девочкой, понятно, что она в нюансы посвящена не была.))
@neveroff, это понятно, но мне даже немного удивительно, а может и завидно, что такая пед. система работала. Просто тогда времена были немного другие, например, нынешние первоклассники уже посвящены во все тонкости многих житейских дел) Даже интересно было бы узнать, как сложилась судьба у остальных учащихся школы)
@psymag, действительно было бы интересно узнать. Но главное в той системе - не знания, а возможность дать детям детство. Такие учебные заведения (с подобными принципами) есть и сейчас. Работают, потому что дети бывают разные...
@neveroff, в основном такие заведения являются дополнительным образованием, по крайней мере у нас, потому что сейчас от всех детей, и особенных в том числе, требуют усвоения нереальных объемов учебной программы((
@psymag, в Одессе точно есть школа "Астр", по крайней мере еще 5 лет назад была. Там у детей совсем другие уроки и главное - подход к ним. Основные уроки - уход за животными, конный спорт, общение и т.д. Общеобразовательные предметы либо практические (физика, химия, биология) без учебников, либо с большим упором на самостоятельную работу (для математики, языков и т.д.)
Когда ввели ЗНО (В России - ЕГЭ), то у этих ребят были проблемы с тестами, зато у них намного лучше понимание предмета. Короче - они не готовы сдавать письменные экзамены, зато в беседе и при опросе делают школьников на раз.
Так что у всего есть "+" и "-", важно какой результат необходим в итоге: знания или золотая медаль)))
@neveroff, это замечательно, но у нас встает вопрос не то, что нужно детям: знание или медаль, а то, что нужно набрать заветные балы по ЕГЭ, иначе никакого университета тебе не светит. И никаких перспектив. Поэтому в школах все чаще натаскивают на решение этих тестов, а говорить дети не умеют, хотя везде пропаганда того ,что знаниевый подход должен кануть в лету.
@psymag, согласен, что сейчас школа - всего лишь элемент системы. Или ты в нее вписываешься и имеешь шанс быть в дамках, или гуляй полем со своей индивидуальностью.
Радует только, что появляется много отраслей, где можно хорошо реализоваться без официального образования...
@neveroff, будем стараться грести против течения;)