Рецензия на книгу Почти серьезно от nightka

Как и у остальных людей, Юрия Никулина я знала как Балбеса из знаменитой тройки Гайдая, слышала, что он работал в цирке клоуном, но подробности этого, конечно, не знала. Признаюсь, что я в общем-то не очень люблю цирк. Для меня это место для детей, которых легко сразить примитивными фокусами, простым клоунским юмором, незатейливыми номерами. Повзрослев, начинаешь думать о том, как делался номер, и смотришь на все другими глазами. Но вот читая эту книгу, временами хотелось попасть в советский цирк и увидеть воочию представления артистов.
Начинает свою биографию Юрий Владимирович с самого детства: как он учился в школе, как первый раз попал в цирк и сразу же влюбился в него. Еще мальчиком он понял, что хочет стать артистом. Он стал одним из таких людей, которые знают свое призвание с самого начала. После служения в армии пытался поступить во ВГИК (для меня стало открытием, что он принимал активное участие в Великой Отечественной войне, был в Ленинграде во время его блокады!). Его не брали, потому что он не соответствовал привычным образам актеров и начал свое становление клоуном.
Первые репризы, создание образов, взаимодействие с партнерами, руководителями, другими артистами... Оказывается, чтобы стать хорошим клоуном, нужно пройти такой долгий и трудный путь! Вызвать смех у публики - нелегкое дело. Особенно когда гастроли в другие города, страны - артистам в короткий срок нужно было понять, какая публика их ждет, и что таким людям показывать, чтобы не возникло недопонимания.
Большая часть биографии посвящена именно цирковой деятельности, а не актерской. И это понятно, поскольку Никулина стали звать в кино только после того, как он устроился в цирке. Также он много рассказывает о других артистах: своих партнерах, других клоунах, которые повлияли на его работу. Было очень интересно читать, создавалось впечатление, что я будто являюсь наблюдателем его жизни или собеседником в душевном разговоре.
Каждая глава начинается с эпиграфа, которым служил анекдот, цитата или просто смешной случай, и он как бы намекал на то, о чем будет эта глава. Мне запомнилось то, как Никулин и Шуйдин придумывали репризы, например "Насущный вопрос". Карандаш - знаменитый клоун, который как руководитель был строгим и требовательным. Интересно было читать о том, как Юрий Владимирович взаимодействовал с собакой из фильма "Ко мне, Мухтар".
Очень яркая и насыщенная жизнь была у Юрия Никулина. Конец книги немного грустный, но скорее наполненный светлой грустью. Никулин мне всегда нравился, а после книги полюбила его как артиста и человека еще больше. Вот смотрела фильмы раньше и размышляла, а какой он на самом деле.
При слове "клоун" сразу представляешь образ смеющегося мужичка с ярко-рыжим париком, красным носом-помпоном, глуповатым взглядом и наигранной улыбкой. Никулин был совсем не таким. Да и в целом, такое представление о клоунах ошибочно. После прочтения книги поняла, что клоунада - это не постоянное веселье и радость, а долгая и упорная работа над собой, номерами, чтобы вызвать смех у всей разношерсной публики.
#Бойцовский_клуб (16. Книга-автобиография)