Рецензия на книгу Записки из подполья от ninashashkova

В русской литературе есть два основных архетипа: лишний человек и маленький человек. И если первый обычно одаренный и интеллектуально развитый персонаж, который, не смотря на свои таланты, не нашел свое место в жизни, то второй — чаще всего в противоположность первому лишен дарований и имеет крайне низкое социальное положение.
К чему этот ликбез? Да к тому, что в повести «Записки из подполья» Достоевский, как это ни парадоксально, ухитрился соединить эти два образа. Главный герой повести, от чьего имени написаны записки, одновременно жалок и горделив, талантлив и несостоятелен, заносчив и труслив. И эта дикая смесь низменных пороков создает мелкого, противного человечишку. Но при этом довольно умного. Его бы можно было даже назвать проницательным, если б зоркость его глаза и острота языка распространялась не только на самые гадкие стороны жизни.
По сути, образ этого безымянного персонажа — отображение самых гнусных и укоренившихся пороков общества. Таких, которые само общество уже привыкло и не замечать. Слабый и унижаемый сам, он всегда готов оскорбить того, кто еще слабее. Он не вероятно, до мании величия тщеславен, но ненавидит тех, кто удачливей и успешней. Укрывшийся в своем подполье, прячась не только от социума, но и от самого себя, человек этот, понимает свою греховность и низость и поэтому проецирует эту греховность и на всех остальных людей. Это очень заметно в его «изобличениях»:
«Повторяю, усиленно повторяю: все непосредственные люди и деятели потому и деятельны, что они тупы и ограничены.»
«Мы даже и человеками-то быть тяготимся, – человеками с настоящим, собственным телом и кровью; стыдимся этого, за позор считаем и норовим быть какими-то небывалыми общечеловеками. Мы мертворожденные, да и рождаемся-то давно уж не от живых отцов, и это нам все более и более нравится.»
«Hо человек существо легкомысленное и неблаговидное и, может быть, подобно шахматному игроку, любит только один процесс достижения цели, а не самую цель.»
И много таких слов на странице повести, рисующих человечество в весьма неприглядном виде. И конечно, что-то из этих обвинений имеет место быть в реальности, но вот в чем загвоздка: как человек сам довольно подлый и завистливый (а тому доказательств в «Записках» предостаточно»), герой ни слова не говорит о другой, более светлой составляющей человечества. Ведь всегда на фоне чужих грехов, свои уже не так глаз режут и кажутся чем-то обыденным.
Я абсолютно уверена, что если не все, то многие из идей рассказчика противоречат позиции человеколюбивого и либерального Достоевского. Но как настоящий мастер слова Достоевский смог создать персонажа живого и настоящего даже в своей низменности, доведенной до апогея. Поэтому «Записки из подполья» невероятно тяжелы даже для Достоевского.
И самое грустное, что многие черты героя «Записок» не вытравить из людей ни временем, ни прогрессом. Да и подполье, в котором так легко спрятаться от всего, любят люди строить.
#конкурс_5
#Бойцовский_клуб (Книга из списка Бродского.)