Рецензия на книгу Московские коллекционеры от cupy

Начинала читать эту книгу как основной экзамен, а закончила уже как доп. И всё благодаря неспешному ритму, который действовал лучше самого продвинутого снотворного, а спать не всегда была возможность. Но в разбавленном художественной литературой виде книга мне очень понравилась, было просто прекрасно сквозь время и пространство соприкоснуться с биографиями одних из самых значительных отечественных коллекционеров живописи и не только.
Много ли мы, обыватели, можем перечислить фамилий коллекционеров? Пожалуй, после очевидного Третьякова последует пауза, и дальше придётся поднапрчь память. Вот мне и показалось, что писательница немного затаила обиду на такой дисбаланс, неоднократно отзываясь об упомянутом с лёгкой раздражительностью. Книгу же она решила посвятить менее популярным персонам: в первую очередь Щукину и Морозову, но параллельно упоминается и много других имён, включая Остроухова. Даже не могу сказать, какая половина книги мне понравилась больше, посвящённая Щукину или же Морозову, но поскольку рассказ о судьбе семейства Щукиных шёл первым, он, наверное, воспринимался более свежо. Хотя оба этих человека прошли своеобычные пути, каждому на роду было написано пережить немало как личных, так и более глобальных потрясений, когда многие годы и десятилетия собираемые коллекции оказывались под угрозой.
Помимо искусства очень много внимания уделяет пероснальной информации, на основе дневников, писем и других данных биограф восстановила судьбы поколений. И если в ком-то в один прекрасный момент проснётся зависть в духе “вот, купеческие детки, деньгам цены не знали и наполняли ими карманы заграничных художников”, то очень скоро станет видно, что богатые тоже плачут, а иногда даже по тем причинам, которые редко касаются людей с меньшим достатком. Из-за плотного, пошагового погружения в семьи главных героев я как за своих переживала за них, была шокирована многими поступками, особенно самоубийством сына коллекционера. Как говорится, ничего не предвещало, по крайней мере, на первый взгляд.
Нереально даже пытаться упомянуть все интересные факты, которые вместила в себя эта книга: да, коллекционер привез на нашу родину Матисса, не менее забавно читать про то, как Пикассо писал портрет Щукина, не говоря уже о наших фамилиях. Причём живописью повествование не ограничивается, находится место и архитектуре, и литературе, яркий пример – упоминание в романе Л.Н. Толстого дворца родственника коллекционера. Вообще, семьи были большие, уникальные, в каждом была какая-то своеобразинка. Не зря автор намекнула, что на основе собранных сведений можно было бы написать нашу версию “Саги о форсайтах”. Это действительно целая увлекательная сага, своей сложностью и неоднородностью напоминающая пазл из 33.600 фрагментов.
Не знаю почему, но никогда коллекционеров не считала какими-то интересными или удивительными людьми. Вообще, это коллекционерская черта в людях непонятна. Я, конечно, помалкиваю, когда кто-то хвастается о своей коллекции или рассказывает о том, что собирает. Но про себя думаю "вот людям заняться нечем") Возможно, я что-то не понимаю и упускаю. Возможно, прочитав эту книгу, я могу поменять мнение. Но я не хочу читать книгу на эту тему. Но твоя 10 и вот это "нереально даже пытаться упомянуть все интересные факты"...
П.с. знаешь, только под твоими рецензиями пишу такие длиные коменты))
@lerochka, про "заняться нечем" отчасти понимаю, но когда речь уже идёт о таких масштабах.. когда коллекции занимали целые этажи дома, без просветов на стенах, а теперь они уже стали солидной частью целых музеев - это уже другое дело) Да и художникам кто-то же тоже должен кусок хлеба оплачивать. И Щукин всегда открывал двери, делился искусством с народом, а это уже не скупое собирательство. Так что в этом случае положительных моментов больше, а у кого-то да - ради пустого хвастовства.
Не могу агитировать читать эту книгу, потому что она мне чем-то напомнила передачи канала "Культура" - когда, вроде, и интересно, но может и скучновато показаться. Можно не настроиться на волну, первые главы у меня даже туговато шли, и только потом как по маслу.
Ты меня зеркалишь)) Или многословие заразно))
@cupy, скорее заразно))
Вот я и говорю, что не понимаю коллекционеров и книга бы, наверное, немного дала бы понимания. Но читать как-то все равно не тянет. Останусь пока такой недалёкой)
@lerochka, нет, просто с другими далями) Как-то я сомневаюсь, что даже на факультете кто-то ещё за эту книгу возьмётся, специфическая у неё всё-таки тема, так что и не рассчитывала кого-то на неё зазвать)) А может, и я бы не дочитала, если бы не моб..)
Не то что многословие заразно, а просто я уверена, что человек, написавший такую длинную рецензию, точно прочитает и ответит на мой длинный комментарий )))
@lerochka я думаю, разные коллекционеры бывают. Кто-то - просто Плюшкин, а для других собирать - это не цель, а средство. Мне кажется, для Третьяковых, Морозовых и остальных действительно собирательство было средством просветительства, расширения культуры и кругозора. Да и художников многие поддерживали. Все как-то вместе шло. Сейчас слово "коллекционировать" ассоциируется прежде всего с накопительством с целью обогащения что ли...
@AprilDay, вот мне интересно, есть ли разграничения между такими коллекционерами? Потому что, например, таких как Третьяковы я не отношу к коллекционерам в том понимании, как сейчас принято понимать это понятие.
@AprilDay, поддержка ещё какая! Очень часто ведь можно услышать про великих: его не ценили при жизни, умер в нищете и т.д. Но как раз коллекционеры в некоторых случаях помогали с этим бороться. Часто они отстаивали интерес к тем, кого всерьёз не воспринимали, но время показало обратное.