Рецензия на книгу Шлюпка от Kirael

Кажется, форма «что предполагалось – что получилось», входит в число моих любимых.
"Впервые на русском — самый ожидаемый дебютный роман 2012 года. Книга, моментально ставшая бестселлером, удостоившаяся восторженных отзывов нобелевского лауреата Дж. М. Кутзее и букеровского лауреата Хилари Мантел; книга, уже переводящаяся на 18 языков."
Ну, вы ведь уже знаете, что подобные аннотации ничем хорошим не заканчиваются? Итак…
Что предполагалось. Книга пропитана глубоким драматизмом. Тридцать девять человек в шлюпке посреди океана, запасы еды тают, как и надежды на спасение. Люди вынуждены столкнуться со своей самой черной стороной. Глубокий психологизм и острота ситуации. С самого начала нам дают понять, что шлюпка так или иначе нашла спасение. Повествование ведется от лица главной героини, находящейся в ожидании суда. Мы можем предполагать в чем ее обвиняют, а также заранее предчувствовать ужасы, которые пришлось пережить пассажирам этого небольшого, но тем не менее спасительного транспортного средства.
Что получилось. Тридцать девять человек в лодке, тридцать девять, мать их, человек. И ни об одном я не могу сказать ничего конкретного. Абсолютно пустые, бесхарактерные контуры. Ни имена, ни редкие описания внешности не оседают в памяти. Клонированные тени, высаженные вдоль бортов шлюпки. Как можно было написать целую книгу и умудриться ни одному из тридцать девяти героев не подарить хоть капельку жизни, как? Персонажи-соперники, мистер Харди и миссис Гранд. Их поступки предполагают приобретение некоторой личностной характеристики. Тем не менее, выглядит это так, как будто невидимый кукловод (Шарлотта Роган) отдает бумажным человечкам приказ – «Иди!». И они идут совершать действия, предписанные сценарием. Сами при этом ни на йоту не пропитавшись эмоциональной окраской.
Выживание. Двадцать один день без еды и воды в шлюпке посреди океана. Сразу вспоминается «Жизнь Пи». Не скажу, что осталась в восторге от этой книги, но моменты физических тягот, вызванных ограниченностью ресурсов и пространства, были описаны очень ярко. «Шлюпка» создает впечатление, что их просто нет. Малознакомая между собой компания вышла на увеселительную морскую прогулку в ближайшем заповеднике, заплыла слишком далеко, и теперь люди вынуждены терпеть друг друга чуть больше времени, чем предполагалось. Факт ограниченности пищи и воды проговаривается постоянно, но ни на градус не поднимает напряжение. Буднично, как поход за хлебом. В последней четверти книги, у «мореплавателей,» наконец, начинают трескаться губы, опухать языки, правда все также неуверенно и мимо. После столь долго и беспроблемного путешествия читатель (в лице меня) уже не смог поверить в назревающие проблемы.
Главная героиня, Грейс. И два связанных с ней вопроса. Судебный процесс и ее прошлое. Читателю показывают довольно много флэшбеков о встрече героини с ее мужем, некоторых моральных дилеммах, с ней связанных. Зачем? Эта тема останется нераскрытой. Просто то ли корыстная, то ли некорыстная молоденькая девушка. Кажется, автор сама не определилась.
Теперь о судебном процессе. Следует отметить, что действие разворачивается более века назад. Возможно, это должно было оказывать определенное влияние на значимость дилеммы, восприятие ее обществом того времени и нынешним читателем. Тем не менее, Роган не стремится дать разъяснения по поводу своей задумки. Просто суд, основанный на расплывчатых этических нормах, еще более расплывчатых показаниях свидетелей. На том моменте, что и само преступление показалось мне несколько надуманным и лишним, я не буду зацикливаться.
Кстати, на протяжении всей книги нам подбрасывают намеки, что гибель «Императрицы Александры» была неслучайна. Параллельно дают намеки то ли на имевшее место преступление, то ли на вывезенные с борта лайнера сокровища. С этой линией Роган тоже не определилась и в итоге утопила ее вместе с другими пассажирами «Императрицы».
Резюме. Книга задумывалась полной драматизма и этических дилемм, декорированная борьбой за выживание в замкнутом пространстве шлюпки. На выходе имеем абсолютно пустых персонажей. Их даже нельзя назвать картонными – они вовсе не прорисованы. Линия прошлого героини обрывается, так и не обозначив причины своего появления. Также обрывается и линия гибели корабля, и линия таинственного сокровища. Основная мысль (градации черного и белого; оправдательный или обвинительный приговор в части причинения зла) выглядит нелепой, приклеенной, непроработанной. Эмоциональная часть. Для того, чтобы создать напряжение, играть эмоциями читателя и персонажей, этих персонажей для начала надо бы хоть немного прорисовать.
Недоумение. Книга пуста, как и ее герои. Читается довольно легко, не вызывает раздражения. Но в результате ощущение от книги как от нескольких сотен пустых пролистаных страниц.
Благодарю за столь полную рецензию, перед тем как ее прочитать, сомневался - браться ли за эту книгу? Теперь никаких сомнений не осталось.