Рецензия на книгу Земля воды от obukhova

Роман, в котором профессия (призвание даже) центрального персонажа полностью оправданна. Более того, никакой другой она и быть не могла. Потому что главный герой книги все-таки – История. Во всех смыслах этого слова. И такая вот, с большой буквы – грандиозная, необъятная, невыносимым грузом давящая на каждого, своенравная и неукротимая. И история местная – английской глухомани, расцвета и упадка пропитанного насквозь водой и илом провинциального городка. С высоты мировой истории все это, конечно, пустая суета и возня мелких фигурок, но для жителей это и есть история, иногда (а может быть, и вообще) более значительная и реальная, чем грохочущий ритм войн, экономических кризисов и революций. Долетают отголоски, но приглушенно, искаженно, невнятно. Как через слой воды.
А может, главный герой – это просто история, просто рассказ, который ведет наш школьный учитель? Проговаривание, сплетение воедино превратностей своей жизни, семейной хроники, летописи города на фоне мировых событий. Или это всего лишь урок? Всего лишь та история, что учат в школе? Вы поняли, да? Это тирания Истории. Что бы в каждом конкретном случае ни значило это слово, это все она.
У романа довольно сложная структура. Автор движется траекторией краба (взяла на вооружение это очень точное определение и одновременно название романа Гюнтера Грасса; тоже, кстати, на тему истории). Грэм Свифт ходит кругами, забирая то влево, то вправо. Шаг вперед, два назад. С каждым кругом – ближе к центру, с каждым витком – чуть больше информации, чуть горячее. Множество самых неуместных на первый взгляд ответвлений и побочных вставок (история изучения репродуктивной функции угря, например). Беспокоиться не нужно – в итоге все завяжется крепким узлом, сольется воедино так, что и шва не найдешь. Много интересных, глубоких, непростых аналогий и метафор. Которые суть лишнее доказательство того, что это все одна история.
В аннотации зацепилась за фразу о «фолкнеровских масштабах». Мне стало плохо, потому что со времен последнего обращения к его творчеству меня прочно бросает в дрожь. И таки да, Фолкнер в «Земле воды» есть: в многократных повторениях, в кружении на месте, в описаниях природы и – главное – воды. Есть еще и своеобразный магический реализм с поправкой на место действия. Никакого буйства жаркой южной фантазии, скорее – сдержанные суеверия, происки капризной воды, темных и густых ее глубин.